Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Требования к портфолио специалиста – выпускника ПГСГА




I. Пояснительная записка

Государственным образовательным стандартом по специальности 050401.65 – История, квалификация – учитель истории, утвержденным Министерством образования и науки РФ 31 января 2005г. предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы;

б) государственного экзамена.

Итоговая государственная аттестация (ИГА) предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника исторического факультета к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом.

Государственный экзамен. Согласно учебному плану исторического факультета ИГА проводится в форме междисциплинарного государственного экзамена.

Специфика междисциплинарного государственного экзамена заключается в сложности решаемых задач. С одной стороны он по своему содержанию и форме должен позволить студенту продемонстрировать свою профессиональную компетентность, то есть способность успешно решать разнообразные профессиональные задачи. С другой стороны, временные и организационные рамки, не позволяют осуществить эту задачу: за 30 минут очень трудно отразить всю многогранность педагогической деятельности, в отсутствии конкретных и реальных условий (самих учащихся, реального целостного образовательного процесса и т.д.) соответствующие компетентности просто не могут проявляться и оцениваться.

Данная программа междисциплинарного государственного экзамена разработана на основе положений исследователей компетентностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании:

1) индикатором профессиональной компетентности, то есть авторитетности педагога может выступать педагогическое проектирование – деятельность, под которой понимается, в предельно сжатой характеристике, промысливание того, что должно быть в будущем;

2) педагогическое проектирование есть синтетическая категория научно-педагогического знания, обеспечивающая создание проектов будущих состояний образовательных объектов и систем, характеризующаяся междисциплинарностью, комплексностью, системностью, интегративностью, прогностичностью;

3) проектировочная деятельность, с одной стороны, является актом структурирования предстоящей деятельности, а с другой стороны, уже является сама по себе начальным этапом предстоящей деятельности.

Исходя из этих положений, на историческом факультете междисциплинарный государственный экзамен оценивает готовность выпускника к профессиональной деятельности учителя истории через оценку его способности к педагогическому проектированию.

Профессиональная готовность выпускников исторического факультета предполагает готовность теоретическую и практическую в области исторической и психолого-педагогической подготовки. Отсюда задания комплексного государственного экзамена на историческом факультете отражают, прежде всего, образовательные результаты изучения исторических, педагогических и психологических дисциплин.

Содержание ИГЭ включает в себя следующие учебные дисциплины профессиональной подготовки учителя истории: История (История России с древнейших времен до настоящего времени, Новая и Новейшая история зарубежных стран, историография); Теория и методика преподавания истории в школе.

За неделю до ИГЭ каждый студент получает экзаменационный билет по системе жеребьевки. Экзаменационный билет междисциплинарного экзамена включает в себя 3 вопроса-задания. Ответы на данные вопросы должны продемонстрировать готовность выпускников исторического факультета к решению основных профессиональных задач, зафиксированных в Государственном образовательном стандарте по специальности «История».

По первому вопросу-заданию студент должен продемонстрировать научные знания по историческим дисциплинам; способность конструировать учебную информацию и оформлять ее основное содержание в мультимедийной презентации.

По второму и третьему вопросу-заданию студент должен продемонстрировать:

1. Знание основных положений педагогики, психологии, методики преподавания истории; дидактическую, методическую, педагогическую грамотность.

2. Знание основных образовательных технологий, реализующих цели современного исторического образования:

  • технология объяснительно-иллюстративного (традиционного) обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология модульного обучения;
  • технология интерактивного обучения;
  • технология учебно-группового сотрудничества;
  • технология игрового обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология позиционного обучения;
  • технология формирования критического мышления;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;
  • технология подготовки и проведения коллективного творческого дела;
  • технология педагогического просвещения родителей;
  • технология подготовки и проведения внеурочного занятия по истории;
  • технология проведения учебного занятия в традиционной форме;
  • технология проведения учебного занятия в нетрадиционной форме (семинар, лабораторное занятие, дискуссия, диспут, заочное путешествие).

3. Способность трансформировать научное историческое знание в содержание учебного предмета в школе (отбор и конструирование учебного содержания по истории).

4. Способность проектировать свою деятельность по решению основных профессиональных задач.

5. Владение основными образовательными технологиями, направленными на достижение целей современного исторического образования.

 

Вариант экзаменационного билета

1.Особенности развития Древнерусского государства.

2.Спроектируйте изучение данного материала в 6 классе, разработайте конспект урока по одной из тем данного раздела с использованием технологии проблемного обучения.

3.Методика работы с фактическим материалом на уроках истории.

 

Получив билет, студент начинает самостоятельную подготовку к государственным испытаниям в форме проектирования профессиональной деятельности в рамках заданий экзаменационного билета. Подготовка к экзамену включает в себя работу с различными информационными источниками, результатом которой выступает свободное и глубокое владение теоретическим содержанием, педагогический проект решения профессиональных задач, отраженный в портфолио специалиста, мультимедийную презентацию к устному ответу выпускника.

Одной из форм оценивания профессиональной компетентности выпускника исторического факультета выступает портфолио специалиста. Итоговая оценка государственного экзамена выставляется студенту по результатам оценки устного ответа по билету и оценки портфолио специалиста.

Защите выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубина его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определены на историческом факультете и зафиксированы в данной программе. Дипломная работа представляется студентом в форме рукописи.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы и имеет своей основной целью выяснение подготовленности выпускников к самостоятельной работе в государственных или частных образовательных учреждениях, в научно-исследовательских организациях, в музеях и архивах, в государственных и общественных структурах, а также в иных сферах деятельности в соответствии с полученной специально­стью. Выполнение дипломной работы призвано содействовать: систематизации, закреплению и расширению теоретических и практических зна­ний по специальности 050401.65- История, формированию навыков применения этих знаний при решении конкретных научных и социально-культурных задач, развитию навыков самостоятельной работы и овладению методикой теоретических и научно-практических исследований, осуществляемых при выполнении ди­пломной работы, приобретению опыта систематизации полученных результатов исследований, формулировки новых выводов и положений и приобретению навыков их публич­ной защиты. Дипломная работа специалиста выполняется на базе теоретических знаний и практи­ческих умений, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом она должна быть ориентирована на знания, полученные в процессе освоения цикла психологических дисциплин и дисциплин предметной подготовки.

Дипломная работа специалиста должна представлять собой самостоятельное иссле­дование, связанное с разработкой теоретических и практических задач специальности 032600 - История, или разработку конкретных научных проблем, определяемых спецификой данной специальности. Дипломные работы выполняются по тематике научно-исследовательской и научно-методической работы кафедр. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке дипломной работы каждому студенту назначается научный руководитель из числа профессоров и доцентов вуза. Руководителями дипломной работы могут быть также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и организаций. По предложению руководителя дипломной работы, в случае необходимости, кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам работы. Темы дипломных работ, их руководители и консультанты утверждаются на заседании кафедр и совета факультета, а затем оформляются приказом ректора по вузу. Выпускные дипломные работы подлежат обязательному рецензированию.

Дипломная работа должна включать в себя:

1) титульный лист, содержащий название академического учреждения, факультета и выпускающей кафедры, тему дипломной работы, фамилию и инициалы студента - автора исследования, фамилию, инициалы, ученые степень и звание научного руководителя работы, название города, в котором находится данное академиче­ское учреждение, год написания работы,

2) теоретическое введение, в котором обосновываются актуальность и научная важ­ность темы исследования, определяются его предмет, а в случае необходимости - географические и хронологические рамки работы, формулируется цель и задачи дипломной работы, содержится обзор источников и критический анализ литера­туры по теме,

3) основную часть, в которой раскрывается содержание работы,

4) заключение, подводящее итоги и формулирующее выводы исследования, список использованных источников и литературы.

5) В приложениях к работе могут быть помещены иллюстративные, статистические, до­кументальные материалы по теме исследования.

Время, отводимое на подготовку и защиту дипломной работы, составляет не менее 8 недель. Объем работы определяется ее тематикой и спецификой предмета исследования (целесообразным представляется объем порядка 60-80 страниц машинописного текста). Формат текста работы, иллюстраций к ней, оформление цитирования литературы и источников, библиографический список должны соответствовать требованиям, предъявляе­мым к печатным научным работам.

 

II. Содержание государственных испытаний

Содержание государственного экзамена выпускника исторического факультета соответствует проблематике цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки будущего учителя истории. Программа ИГЭ включает в себя основные учебные модули Истории России с древнейших времен до современности, Новой и Новейшей истории зарубежных стран, педагогики, психологии, методики преподавания истории.

Целью проведения итогового междисциплинарного государственного экзамена является проверка способности выпускников демонстрировать знания и умения, приобретенные при профессиональной подготовке в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401.65 – История.

1. Студент должен продемонстрировать владение основным содержанием исторического знания по следующим темам:

Отечественная история, всеобщая история:

1. Особенности развития Древнерусского государства.

2. Феодальная раздробленность на Руси.

3. Монгольское нашествие на Русь. Установление ига монгольских ханов на Руси.

4. Русь в период правления Ивана IV: внутренняя политика.

5. Образование Русского централизованного государства (период правления

Ивана III).

6. Россия в период Смутного времени.

7. Дворцовые перевороты в России (1725-1762гг.).

8. Административные реформы Петра I.

9. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

10. Внутренняя политика России в первой половине XIX в.

11. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812г.

12. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в России.

13. Движение декабристов.

14. Общественное движение в России в 60-80-е гг. XIX в.

15. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

16. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

17. Внутренняя политика Александра III.

18. Первая российская революция (1905-1907гг.)

19. Политическое и социальное развитие России в 1907-1914 г. Реформы П.А.Столыпина.

20. Россия в 1917 году.

21. Россия в годы Гражданской войны.

22. Проблемы внутренней и внешней политики СССР в 20-е гг. ХХ в.

23. Социально-политическое развитие СССР в 1930-е гг. Установление режима личной

власти И.В. Сталина.

24. Великая Отечественная война: основные этапы.

25. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945 – 1953гг.)

26. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

27. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985гг.

28. Общественно-политическое и экономическое развитие СССР во второй половине 1980-х - 1990-е гг.

29. Августовские события 1991года. Распад СССР и образование СНГ.

30. Период эллинизма. Держава Александра Македонского.

31. Реформация в Западной Европе.

32. Причины, характер и исторические особенности Английской революции XVII в.

33. Промышленный переворот в Англии.

34. Предпосылки и характер войны за независимость в США.

35. Гражданская война в США: причины, характер и итоги.

36. Внутренняя политика Франции в годы Консульства и Империя Наполеона.

37. Революции 1848-1849гг. в Европе: причины и характер.

38. Характер и историческое значение объединения Германии.

39. Причины, характер и итоги Первой мировой войны.

40. Фашистская диктатура в Германии (1933-1939гг.). Идеология германского фашизма.

41. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта.

42. «Холодная война»: происхождение, сущность, этапы.

43. «Кризисное десятилетие» 1970-х гг.

44. Экономические реформы в Китае в 1978-2005 гг.

45. «Неоконсервативная волна» на Западе в 1980-е гг.

46. Европейская интеграция во второй половине XX в. и образование Евросоюза.

47. Демократические революции конца 1980-х гг. в Восточной Европе.

Методика преподавания истории:

1. Методика работы с фактическим материалом на уроках истории.

2. Методика работы с понятиями на уроках истории.

3. Методика изучения исторической личности.

4. Методика работы с учебником на уроках истории.

5. Методика работы с картографическим материалом.

6. Методика работы с хронологическим материалом.

7. Методика работы с изобразительной наглядностью.

8. Методика работы с документами на уроках истории.

9. Методика анализа фактов на уроках истории.

10. Методика организации поисково-исследовательской деятельности при изучении истории.

11. Методика стимулирования познавательной активности школьников на уроках истории.

12. Методика работы с художественной литературой на уроках истории.

13. Методика формирования предметных умений школьников на уроках истории.

14. Методика организации проектной деятельности в обучении истории.

15. Учебник как источник знаний и средство обучения истории.

16. Приоритетные направления развития современного исторического образования.

17. Проблемы качества современного исторического образования.

18. Задачный подход в обучении истории.

19. Технология проблемного обучения истории.

20. Технология развития критического мышления в обучении истории.

21. Технология интерактивного обучения на уроках истории.

22. Технология модульного обучения истории.
Технология развивающего обучения истории.

23. Технология игрового обучения на уроках истории. Технология проектного обучения на уроках истории.

24. ИКТ в обучении истории.

25. Межкурсовые и межпредметные связи в обучении истории.

26. Методические требования к современному уроку истории.

27. Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных уроков истории.

28. Методика проведения урока-семинара по истории.

29. Методика проведения лабораторного занятия по истории.

30. Методика проведения практического занятия по истории.

31. Методика проведения урока обобщения и систематизации знаний по истории.

32. Методика проведения урока контроля и оценки образовательных результатов

33. старшеклассников.

34. Стимулирование учебно-познавательной активности на уроках истории.

35. Внеурочная работа по истории.

36. Работа с картой на уроке истории.

37. Работа с хронологическим материалом на уроке истории.

38. Работа с понятийным аппаратом на уроке истории.

39. Кейс-технологии на уроках истории.

40. Учебно-групповое сотрудничество на уроках истории.

41. Индивидуализация и дифференциация в преподавании истории.

42. Анализ программного обеспечения исторического образования.

43. Характеристика УМК по истории.

44. Тематическое планирование в преподавании истории.

45. Структурно-функциональный анализ исторического образования

46. Тестирование на уроках истории.

47. Контроль и диагностика знаний на уроках истории.

 

IV. Требования к портфолио специалиста – выпускника ПГСГА

 

Выпускники исторического факультета, готовясь к итоговому междисциплинарному государственному экзамену, создают тематическое портфолио специалиста. Портфолио отражает процесс и результат работы студента над заданиями билета итогового государственного экзамена, а так же его способность проектировать будущую профессиональную деятельность в качестве учителя истории, классного руководителя в школе.

Структура портфолио.

I раздел «ПОРТРЕТ» - вся информация об авторе (студенте), отражающая его профессиональную компетентность:

1. Резюме

2. Сертификаты, удостоверения, дипломы, грамоты

3. Краткие характеристики выпускника, написанные преподавателями факультета, учителями-методистами базовых школ педагогических практик

II раздел «РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ» использованные для проектирования профессиональной деятельности:

1. Тематическое планирование раздела учебного курса, в который входит задание билета

2. Обоснование выбора учебной литературы (учебника) по данному курсу истории

3. Учебно-методический комплекс к изучаемому материалу по истории.

4. Обоснование ценности и значимости педагогической технологии.

IV раздел «ДОСТИЖЕНИЯ» -продукты проектирования профессиональной деятельности:

1. Конспект урока по теме, указанной в экзаменационном билете, или выбранной самим студентом в рамках указанного раздела учебного курса.

2. Раздаточные дидактические материалы (карточки, перфокарты…)

3. Наглядный (иллюстративный) материал к уроку истории.

4. Мультимедийная презентация урока (если есть) в электронном виде (жесткий диск) и в бумажном виде (6 слайдов на листе).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...