Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности




Тема 1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

План

1.1 Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности.

1.2 Функциональный анализ деятельности менеджера.

1.3 Управленческие роли менеджера.

1.4 Требования, которые предъявляются к современному менеджеру.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения.

Управление как специфический вид человеческой деятельности отделился в ходе разделения и кооперации общественного труда. Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, какое оно решает, с другой, - его предметом, средствами и самой работой из управления.

Управленческий труд - преимущественно умственный труд. Он, хотя непосредственно и не выступает творцом материальных благ, является неотъемлемой частью совокупного труда работника. Неслучайно потому оценка деятельности руководителей (и, в первую очередь, высшего руководства) связана с результатами деятельности предприятия.

Управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целеустремленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников общего трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Рис. 1.1 иллюстрирует логику процесса управленческого труда и его целевую направленность на достижение результатов организации.

Основные задачи управления заключаются в определении целей организации и создании необходимых условий (экономических, организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для их реализации, "установлении гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координации совместной деятельности работников.

Кроме того, управление в современных условиях должно быть направлено на удовлетворение потребностей работников, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности деятельности организации.

Управление - это, в первую очередь, работа с людьми, а их трудовая деятельность выступает объектом управляющего влияния. Трудовая деятельность людей в организации, их отношения в процессе управления могут опосредованно выступать в виде информации в ее разных формах. В процессе управленческой работы происходят сбор, обработка, передача информации. Связи в процессе управления между разными управленческими работниками, между руководителем и производственным персоналом осуществляются также с помощью информации. Потому управленческая работа имеет информационную природу.

 

 

 

Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и реализации управляющих влияний на людей, которые активизируют их работу в организации. Это и является специфическим продуктом управленческого труда. Основной формой такого влияния является управленческое решение.

В процессе управления управленческие работники решают разнообразные проблемы организационного, экономического, технического, социально психологического, правового характера. Их многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

Процесс принятия управленческих решений зависит от сложной и подвижной совокупности факторов, что постоянно создает нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, который занимается управленческой работой, творческого подхода. Решения, принятые руководителями, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Потому правомерно говорить об искусстве управления. Средствами управленческого труда является организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования во многом определяют культуру и эффективность управления.

Менеджер - это человек, который профессионально осуществляет управленческие функции. Понятие "менеджер" в современном понимании - это руководитель или специалист, который занимает постоянную должность и имеет полномочия в области принятия решений из конкретных видов деятельности предприятия, которое функционирует в рыночных условиях.

 

Определяют 3 категории менеджеров:

менеджеры низшего уровня управления (технический уровень) - руководители, которые занимаются ежедневными операциями и действиями, которые необходимы для обеспечения эффективной работы предприятия;

менеджеры среднего уровня управления (управленческий уровень): занятые управлением и координацией в пределах организации. Они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия разных подразделов организации;

менеджеры высшего уровня управления: занятые, в основном, разработкой долгосрочных перспективных планов, установлением целей, адаптацией организации к разному роду изменений, управлением отношениями между организацией и внешней средой.

На рис.1.2 отображено, каким образом распределяются стратегические (СЗ), тактические (ТЗ) и оперативные задачи управления (03) между тремя категориями менеджеров.

Менеджеры высшего уровня - самая немногочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее больших подразделений, принимают ключевые решения относительно стратегии развития и текущих дел, наделенные полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразностью принятых решений, напряженным темпом работы.

 

 

Рис. 1.2 — Деление стратегических, тактических и оперативных задач управления между категориями менеджеров

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к снижению численности аппарата менеджеров высшего уровня. Это подтверждают результаты обследования 89 многонациональных компаний (из них 2/3 - американские и 1/3 - европейские), которые показали, что на протяжении 90-х годов минимум 1 раз 85% компаний сделали реорганизацию своих штаб-квартир. При этом более чем в половине случаев реорганизации происходило сокращение центрального аппарата с переводом специалистов, которые освободились, на средний уровень. По мнению известных консультантов, даже в наибольших корпорациях аппарат не должен превышать 100-150 человек. Однако другие исследования показывают, что вопрос о численности аппарата высшего звена не должен решаться однозначно. Каждая компания по-разному понимает роль штаб-квартиры, но чаще всего ее специалисты выполняют три главных функции: во-первых, сохранение и поддержка целостности компании; во-вторых, разработка ее политики, включая установление целей и стратегии развития; в-третьих, предоставление услуг, которые дают компании экономию за счет роста размеров.

Однако, организации приводятся в движение не топ-менеджерами, а средним управленческим персоналом.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низшего уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, которое не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).

В 80-ые годы в заграничных компаниях наблюдалась тенденция резкого сокращения численности менеджеров среднего уровня, что связывалось с широким использованием таких методов повышения эффективности, как: уменьшение размеров (downsizing), использования плоских структур управления (delayering) и массовая компьютеризация, которая касалась, в первую очередь, работ, выполняемых средними менеджерами. Однако к началу 90-х годов мнение специалистов о роли менеджеров среднего уровня изменилось и их опять стали нанимать на работу. Причина - укрупнение компаний и выделение в их составе самостоятельных единиц с собственным аппаратом управления.

Менеджеры низового уровня составляют саму многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов, их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. В структуре расходов рабочего времени менеджеров низового уровня большое место занимают контроль и инструктажи подчиненных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...