Методические принципы спортивной тренировки.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от правильного применения тренировочных средств и методов, от соблюдения специальных правил, так называемых принципов спортивной тренировки, к которым относятся: 1. Единство общей и специальной подготовки спортсмена. В условиях современного общества спорт — не самоцель, а одно из средств всестороннего развития человека. ОФП создает фундамент для достижения спортивного результата, а СФП способствует достижению высокого уровня необходимых спортсмену знаний, умений, навыков, физических и морально-волевых качеств. 2. Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается систематическими и регулярными учебно-тренировочными занятиями, плановым чередованием нагрузки и отдыха. Нагрузкой принято называть величину воздействия физических упражнений на организм занимающегося. 3. Постепенность увеличения и применение максимальных нагрузок являются обязательными условиями роста спортивных результатов. В соответствии с этим требованием объем и интенсивность тренировочной работы необходимо увеличивать, как правило, плавно, без резких колебаний. Однако между увеличением тренировочных нагрузок и процессом приспособления к ним организма спортсмена нет прямолинейной зависимости: наблюдаются периодические спады и подъемы, или так называемая волнообразность динамики тренировочных нагрузок. Дело в том, что с течением времени организм приспосабливается к однообразной нагрузке и она для него больше не является тем раздражителем, который необходим, чтобы вызвать новое повышение функциональных возможностей. Поэтому в тренировке следует чередовать малые, средние, большие и максимальные нагрузки.
4. Цикличность тренировочного процесса находит отражение в многолетнем и поэтапном планировании. Выделяют большие, средние и малые тренировочные циклы, в процессе которых решаются общие и частные задачи подготовки спортсмена. 5. Индивидуализация спортивной тренировки — это учет индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его физической, технической и других видов подготовленности на данном этапе тренировочного процесса. Важно помнить, что все принципы спортивной тренировки тесно связаны между собой и представляют единство: нельзя пренебрегать ни одним из них.
2. Разделы спортивной подготовки. Структура подготовки спортсмена В структуру подготовки спортсмена входит физическая, техническая, тактическая, морально-волевая, психическая и теоретическая подготовка. А) Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование физических качеств. Она подразделяется на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). ОФП предшествует специальной. СФП может быть обеспечена только на базе ОФП, при этом чем более высоких результатов мы хотим достичь в СФП, а следовательно, и в выполнении того или иного норматива, тем на более высокий уровень должны поднять ОФП, т.е. развитие всего комплекса физических качеств. По мере роста результатов удельный вес СФП возрастает. б) Техническая подготовка заключается в изучении и совершенствовании техники физических упражнений (технических приемов). Спортивная техника - это целесообразный способ выполнения физического упражнения. Под совершенной техникой подразумеваются наиболее рациональные, эффективные способы выполнения физического упражнения при строгом учете индивидуальных особенностей занимающихся с целью достижения наилучшего результата.
С овладением занимающихся техникой физических упражнений (нидов спорта) связано воспитание потребности в систематических занятиях и достижение высокого спортивного результата. в) Тактическая подготовка, спортивная тактика - это искусство ведения соревнования со спортивным соперником. Ее главная задача -наиболее целесообразное использование сил и способностей в борьбе за лучший спортивный результат. В процессе тактической подготовки занимающихся предусматривается: усвоение ими теоретических основ спортивной тактики (приобретение знаний о тактических приемах, о том, как и в каких условиях их нужно применять и т.п.); изучение возможностей спортивных соперников, условий предстоящих состязаний; освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков; воспитание тактического мышления и других способностей, необходимых для овладения тактическим мастерством. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. г) Морально-волевая и психическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Особенно велико значение спорта в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, переносить большие, подчас предельные нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с различными внешними и внутренними трудностями, возникающими в процессе тренировки и соревнований, - все это делает спорт отличной школой воспитания воли и мощным фактором формирования мужественного характера. Важное значение придается психической подготовке. Нужно настроить занимающихся на систематические тренировочные занятия, на самостоятельные тренировки; выработать у них постоянное стремление к физическому совершенствованию; тщательно изучить индивидуальные особенности занимающихся; разработать и принять меры, направленные на достижение возможно более высоких спортивных результатов. Все это позволит занимающимся максимально проявить двигательные способности в условиях соревнований. Д) Теоретическая подготовка заключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки, в области гигиены и самоконтроля здорового образа жизни, в изучении механизмов воздействия на организм человека различных физических упражнений и тренировочных нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной (физической) тренировки. Формами теоретической подготовки являются: лекции, семинары, беседы преподавателя на учебно-тренировочных занятиях и во вне-учебное время, самостоятельное изучение занимающимися специальной литературы и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|