Физическая подготовка: общая и специальная, их взаимодействие.(?????)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Общая физическая подготовка (ОФП) является основным базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовительное направление в физическом воспитании. Ее содержание, средства, методы, формы организации занятий направлены на создание базы физической подготовленности для любого вида деятельности людей в процессе их жизни, труда и быта. ОФП не только создает предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития всего комплекса двигательных качеств человека: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Целью занятий с общеподготовительной направленностью является достижение и поддержание оптимального для данного конкретного возраста и пола уровня физического развития и общей физической подготовленности для продления периода трудовой деятельности и творческой активности. К задачам ОФП относятся: - укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным воздействиям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, сдерживание отрицательного влияния процессов старения; - создание базы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной; - обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека. Эти задачи конкретизируются применительно к особенностям занимающихся в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня разностороннего физического развития. В содержании занятий по ОФП ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации; к ним относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, общеразвивающие физические упражнения, плавание, подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка направлена на преимущественное воспитание отдельных физических качеств и совершенствование умений и навыков, необходимых в избранном виде спорта. Она обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований. Однако наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития всего комплекса физических качеств. Специальная физическая подготовка осуществляется с помощью специально-подготовительных (развивающих) и соревновательных средств и методов. Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т.д. В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие фазы, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта. Специально-подготовительные методы тренировки призваны избирательно воздействовать на отдельные системы организма, активно участвующие в выполнении соревновательного упражнения. К соревновательным упражнениям относятся собственно соревновательные упражнения, т.е. такие, по выполнению которых в ходе состязаний определяется спортивный результат. Соревновательные методы тренировки способствуют комплексной загрузке именно тех энергетических источников и систем организма, которые интенсивно функционируют в процессе участия в соревнованиях. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) является одним из направлений системы физического воспитания и представляет собой самостоятельный раздел специальной физической подготовки. Она обеспечивает психофизическую готовность человека к успешной профессиональной деятельности и решает конкретные задачи приобретения прикладных знаний, воспитание прикладных физических, психических и личностных качеств, формирование прикладных умений и навыков.
Факторами, определяющими содержание ППФП, являются условия, характер, динамика утомления и работоспособности, психофизиологические особенности трудовой деятельности. 3. Средства и методы воспитания физических качеств. Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека, среди которых различают: силу, быстроту движений ^скорость», координацию движений (ловкость), гибкость и выносливость. Воспитание физических качеств осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями по специально разработанной методике и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физических возможностей человека. Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять конфигурацию тела (телосложения). Средствами воспитания силы являются: гимнастические упражнения с отягощением (как отягощение используется вес собственного тела или его отдельных частей - сгибание и выпрямление рук в упорах, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямление туловища, приседания и т.п.); разнообразные прыжки; специальные силовые упражнения с малыми отягощениями (с гантелями, эспандерами, резиновыми амортизаторами, облегченными гирями, с облегченной штангой); специальные силовые упражнения с большими отягощениями (гирями, штангой и др.). Наиболее распространены следующие методы воспитания силы: Метод максимальных усилий. Он характеризуется выполнением упражнений с применением предельных или околопредельных отягощений (90 % от рекордного для данного спортсмена). Каждое упражнение выполняется сериями. В одной серии (при одном подходе к снаряду) выполняется 1-3 повторений. За одно занятие выполняются 5-6 серий. Отдых между сериями составляет 4...8 минут (до восстановления). Преимущественно развивается динамическая сила.
Метод повторных усилий (или метод "до отказа") предусматривает упражнения с отягощением 30...70 % от рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 серий. Отдых между сериями - 2...4 минуты (до полного восстановления). При этом методе происходит эффективное наращивание мышечной массы. Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30 % от рекордного, чтобы не искажалась техника движений). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 серий. Отдых между сериями 2..А мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества. Изометрический (статический) метод предполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4...6 с. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30...60 с. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе. Необходимо помнить, что организм быстро адаптируется к любым упражнениям, поэтому время от времени их нужно менять. Средства и методы воспитания быстроты движений (скорости) Быстрота движений характеризуется временем двигательной реакции, максимальной скоростью одного движения и максимальной частотой движений в единицу времени. ТС средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения, выполняемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры. Применяются два основных метода воспитания силы: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в облегченных условиях (преодоление отдельных отрезков дистанции, бег под уклон, метание облегченных снарядов и т.п.); повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в затрудненных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, метание более тяжелых снарядов и т.п.).
Средства и методы воспитания координации движений (ловкости) Ловкость - способность управлять своими движениями во времени и пространстве, быстро овладевать новыми движениями, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Средством воспитания ловкости являются упражнения со сложной координацией движений. В качестве методов применяют: разучивание новых упражнений; многократное повторение упражнений со сложной координацией движений; выполнение упражнений в две стороны поочередно, (вправо и влево); выполнение упражнений поочередно правой и левой рукой (ногой): выполнение упражнений в меняющихся, нестандартных условиях (подвижные и спортивные игры). Средства и методы воспитания гибкости Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости применяют следующие средства: активные свободные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой, например, маховые движения руками; повторные пружинящие движения (в выпаде, в полушпагате, пружинящие наклоны и др.); движения с использованием инерции, например, махи ногами; движения с доставанием ориентиров (махи ногами, доставая вытянутые вперед руки, ветви деревьев и др.); движения с помощью партнера, помогающего увеличить амплитуду; движения с отягощениями с большой амплитудой; движения с большой амплитудой у дополнительной опоры (у гимнастической стенки, у дерева и т.п.). Основным методом является регулярное многократное повторение упражнений на гибкость. Воспитание выносливости Выносливость как физическое (двигательное) качество - способность организма длительное время эффективно выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - способность организма длительное время эффективно выполнять любую мышечную работу, преодолевая наступающее утомление. Специальная выносливость - способность организма длительное время эффективно выполнять специфическую мышечную работу, присущую тому или иному виду физических упражнений или виду спорта, преодолевая наступающее утомление. Специальная выносливость развивается на основе общей выносливости и подразделяется на скоростную выносливость, силовую и выносливость в упражнениях ациклической и смешанной структуры.
Уровень развития выносливости определяется прежде всего: - функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем, а также печени (по скорости и эффективности распада гликогена); - уровнем протекания процессов обмена веществ и устойчивости по отношению к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма; - координацией деятельности различных органов и систем организма человека При выполнении упражнений на выносливость тренировочная нагрузка характеризуется следующими компонентами: интенсивностью упражнений, их продолжительностью, числом повторений, продолжительностью интервалов отдыха и его характером.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|