Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: номенклатура потребительских свойств товаров




1) Рассмотрим номенклатуру потребительских свойств

2) факторы влияющие на качество товаров.

 

Свойство товаров – это его объективная особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении.

Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими.

В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы: (6 групп)

1)назначения — функционального, социального, классификацион­ного, универсального;

2)надежности долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость;

3)эргономические гигиенические, антропометрические, психоло­гические, психофизиологические;

4)эстетические;

5)экологические показатели качества;

6)безопасности химическая, механическая, биологическая, радиа­ционная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная

1.Назначение (Группа) — способность товаров удовлетворять фи­зиологические и социальные потребности. Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потреби­теля по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагопри­ятных внешних воздействий, то их надежность, эстетичес­кие и другие свойства для большинства людей не имеют существенного значения.

Свойства функционального назначения (подгруппа) (функциональ­ные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции.

Так, для всех продуктов питания определяющими свой­ствами функционального назначения являются пищевая, энергетичес­кая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров — это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).

 

Свойства социального назначения (подгруппа)— способность това­ров удовлетворять индивидуальные или общественные со­циальные потребности.

Классификационное назначение (Подгруппа)— способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классифика­ционных признаков.

Так, содер­жание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает не­жирный и жирный; молоко — 1,5%-; 2,5%-3,2%-; 6,0%-ной жирности; рыба — особо жирная, жирная, среднежирная.

Разные модели автомобилей могут быть классифици­рованы по мощности двигателя, расходу топлива, грузопо­дъемности, функциональному назначению (грузовые, лег­ковые) и другим признакам.

Универсальное назначение (подгруппа) — способность свойств и по­казателей удовлетворять разнообразные потребности.

Содержание жира в пищевых продуктах обусловлива­ет энергетическую ценность, т. е. определяет функцио­нальное назначение жиросодержащих пищевых продуктов.

2. Надежность (группа) — способность товаров сохранять функци­ональное назначение в процессе хранения и/или потребле­ния (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в те­чение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в соответствии с назначением.

Долговечность (подгруппа) — способность товаров сохранять рабо­тоспособность долгое время или до установленного времени т.е. до технического обслуживания и ре­монта.

Долговечность — свойство непродовольственных това­ров длительного пользования.

Безотказность (подгруппа) — способность товаров выполнять функ­циональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая экс­плуатация.

Ремонтопригодность (подгруппа) — способность товаров восстанав­ливать свои исходные свойства, в первую очередь функцио­нальное назначение, после устранения выявленных дефектов.

Ремонтные работы проводятся для восстановления ос­новных свойств товаров, утраченных при эксплуатации или вследствие возникновения дефектов. Сохраняемость (подгруппа) — способность поддерживать исход­ные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономи­чески оправданны.

Сохраняемость присуща всем потребительским това­рам, так как хранение — неизбежный этап любого товаро­движения. Особенно важно это свойство для пищевых про­дуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара.

3.Эргономические свойства (группа) — способность товаров со­здавать ощущения удобства, комфортности, наиболее пол­ного удовлетворения потребностей в соответствии с антро­пометрическими, психологическими и психолого-физиоло­гическими характеристиками потребителя.

Эргономика — наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности.

Гигиенические свойства (подгруппа) -товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воз­духа, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воз­духопроницаемость, пылеемкость и др.

Антропометрические свойства (подгруппа) — способность това­ров при эксплуатации соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам человека.

Антрометрия – метод антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобст­ва при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропо­метрических замерах населения, на основании которых ус­танавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина, ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соот­ветствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьет­намская обувь меньше отечественной при одинаковой мар­кировке размера. Для устранения этих барьеров в международной тор­говле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количест­ва. Так, для одежды во многих азиатских и некоторых евро­пейских странах применяют всего пять размеров: S, M, L, XL и XXL.

Показателями антропометрических свойств могут слу­жить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техни­ки, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, каранда­шей, фломастеров не случайны, они отражают антропо­метрические характеристики руки человека и обеспечива­ют удобство и рациональность использования. При боль­ших или меньших их размерах наступает быстрое утомле­ние, возникает ощущение неудобства.

Психологические свойства (подгруппа) — способность товаров обес­печивать при потреблении (эксплуатации) душевную ком­фортность потребителю.

Душевный комфорт — состояние внутреннего спокой­ствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Душевный комфорт одним потребителям могут созда­вать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, гром­кости и тембра звучания, яркости изображения и т. п. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется на­циональными, религиозными, семейными и другими обы­чаями. Мясо лягушек, которое французы считают дели­катесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечис­тым продуктом, а индусы — говядину, так как корова в Индии — священное животное.

Определенные психологические требования предъявля­ет потребитель и ко многим непродовольственным товарам, особенно сложнотехническим. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим воз­можностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, боль­шое количество кадров или строк в единицу времени вызы­вает быструю утомляемость, сильную возбудимость нерв­ной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей.

Психолого-физиологические свойства (подгруппа) — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологи­ческим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потреб­ности человека.

Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет пси­холого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психоло­гического состояния конкретного человека, что и предопре­деляет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей возникают неодинако­вые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряже­ние с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то — с помощью сладких изделий (шоколад, конфеты и т. п.).

С точки зрения физиологии человека это вполне объяс­нимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вку­са и запаха. Древние цивилизации неосознанно выработали приемы снятия нервных напряжений с помощью различных запахов, создаваемых благовониями, душистыми травами.

Одни и те же пищевые продукты у разных людей вы­зывают неодинаковое восприятие, а главное — чувство удов­летворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворе­ние (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а кофе­маны — от чашки кофе.

4. Эстетические свойства (группа)— способность товаров выра­жать в чувственно-воспринимаемых признаках формы об­щественные ценности и удовлетворять эстетические по­требности человека.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика — нау­ка о сущности и формах прекрасного в природе, предме­тах, художественном творчестве и жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к кра­соте, гармонии, однако представления о них у разных лю­дей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Пси­хологические потребности и их разновидность — эстетичес­кие потребности, очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Показателями эстетических свойств товаров могут слу­жить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность.

Стиль — исторически сложившаяся общность средств художественной выразительности, проникнутых определен­ным мироощущением. (Романтизм, Классицизм, Возрождение, Борокко, Рококо,)

Фирменный стиль — единый четко выраженный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров. Одно из главных его назначений — укрепление с помощью дизайна престижа фирмы, усиление «узнавае­мости» своих товаров для удержания определенного сег­мента рынка. Этим объясняется стремление многих круп­ных зарубежных фирм сохранить свой фирменный стиль на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Осо­бенно это проявляется в художественном оформлении упа­ковки и маркировки. Например, компания Пепси-Кола» («Pepsi-CoLa») многие десятилетия использует отличитель­ную этикетку с преобладанием голубого цвета (символ свежести, чистой воды и прохлады) с характерной надпи­сью красного цвета, указывающей наименование напитка.

Мода — проявление вкусов потребителей, сформиро­ванных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров.

Мода в отличие от стиля представляет собой времен­ную общность формально-художественных средств. Кроме того, мода на товары отражает изменение вкусов людей с воз­растом. Об этом свидетельствует существование таких на­правлений моды на одежду, обувь, головные уборы, укра­шения, как молодежное, детское, для людей среднего и по­жилого возраста.

Эстетическое восприятие моды субъективно и связано с ее направлением, характерным для конкретного истори­ческого периода.

Мода изменяется в зависимости от социально-экономи­ческих условий, причем эти изменения происходят быстрее и чаще, чем изменения стиля. Наиболее быстро меняется мода на непродовольственные товары, особенно обувь, одеж­ду, головные уборы, украшения. Понятие «мода» почти не­применимо к продовольственным товарам и относится лишь к отделке или упаковке некоторых продуктов.

5. Экологические свойства (группа)— способность товаров не ока­зывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

Все большее загрязнение окружающей среды ставит су­ществование человечества на грань катастрофы. Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных га­зах; для тканей и одежды — это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — надежность транспорт­ных средств или упаковки, которые должны предохра­нять от распыла.

6. Безопасность (группа)- Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека во всех режимах ее использо­вания, хранения, транспортирования или утилизации. Согласно п. 4
ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», обязанность разработки
специальных правил безопасного использования, хранения, транспор­тировки и утилизации товаров возлагается на изготовителя. Безопасность — важнейшее свойство качества, кото­рым должны обладать все потребительские товары. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая потребительские свойства, или относится к условно пригодной и может быть исполь­зована на промпереработку. В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды (показать таблицу безопасность потребительских товаров).

 

Химическая безопасность (подгруппа) — отсутствие недопустимо­го риска, который может быть нанесен токсичными веще­ствами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Токсичные элементы оказывают существенное вли­яние на безопасность товаров. По степени значимости в убы­вающем порядке их можно расположить следующим обра­зом: мышьяк, ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, железо.

Эти элементы учитываются при сертификации всех пищевых продуктов, при подтверждении соответствия их показателям безопасности.

Механическая безопасность (подгруппа) — отсутствие недопусти­мого риска для жизни, здоровья и имущества потребите­лей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, де­формации и т. п.).

Радиационная безопасность (подгруппа) — отсутствие недопусти­мого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов.

Из непродовольственных товаров наиболее опасны в радиационном отношении некоторые строительные мате­риалы (шифер, асбест, цемент и др.), минеральные удобре­ния, ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоцен­ными камнями ряда месторождений.

Электрическая, магнитная и электромагнитная без­опасность (группа) — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнит­ных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно-технических товаров.

Эти виды безопасности присущи только электротова­рам, при включении которых в источники электрического тока создаются электрические, магнитные и электромаг­нитные поля различной частоты и мощности. Эти поля ока­зывают негативное воздействие на организм человека, если нарушаются допустимые уровни.

К бытовым при­борам, создающим наиболее сильные электрические и электромагнитные поля, относятся СВЧ-печи, телевизо­ры, радио телефоны, ЭВМ.

 

Термическая безопасность — отсутствие недопусти­мого риска, наносимого потребителю воздействием высо­ких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Термической безопасностью должны обладать нагрева­тельные приборы. Ее необходимо обеспечивать также при подаче и реализации готовых пищевых продуктов в горя­чем состоянии.

Противопожарная безопасность (подгруппа) — отсутствие недо­пустимого риска для жизни, здоровья и имущества потре­бителей при хранении и эксплуатации товаров в резуль­тате их возгорания или самовозгорания.

Этот вид безопасности присущ в большей степени не­продовольственным товарам, хотя при несоблюдении пра­вил пожарной безопасности гореть могут почти все потре­бительские товары, в том числе и продукты питания.

Однако наибольшей возгораемостью при хранении отли­чаются такие виды товаров, как этиловый спирт, нефтепро­дукты, лаки, краски, растворители, фото- и кинотовары, ко­торые нельзя хранить вблизи отопительных приборов, от­крытых источников пламени, при доступе солнечного цвета. Обеспечение противопожарной безопасности имеет важ­ное значение при эксплуатации бытовых электрических приборов, автомобилей, электрооборудования, телевизоров, радиоаппаратуры и т. п.

Повышенной способностью к горению отличаются так­ же стройматериалы и другие изделия из дерева, полимерных материалов, бумаги, картона; одежда и обувь, а из пищевых продуктов — растительные масла, пищевые жи­вотные жиры. Особо следует выделить зернопродукты, не­которые овощи (лук, чеснок), которые могут самосогреваться и самовозгораться за счет физиологического тепла, выде­ляемого при дыхании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...