Урок 2. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Живопись»; дизайн, тема: «Цветовая теория». Оформление, оборудование: 1. Портрет А.П. Чехова. 2. Эпиграф урока: Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры не уставайте делать добро. А.П. Чехов Рассказ «Крыжовник» 3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов. 4. Репродукция картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники». 5. Акварельные краски, чистые листы. Ход урока: I. Вступительное слово учителя (введение в тему). Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова, писателя, которому принадлежит фраза «Краткость – сестра таланта». Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал «повествование с опущенными звеньями», путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести «Мужики» он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев. «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов. Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути. Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П. Чехова И.И. Левитан, напутствуя юных художников, говорил: «Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины». (Обращение к репродукции картины «Осенний день. Сокольники», ее настроение, атмосфера). Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П. Чистяков словно вторит Левитану: «Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…». Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок. Итак, А.П. Чехов, рассказ «Ионыч», 1898 год, город С… II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование. После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4–5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения). Например:
I глава | ||||||||||
-Приятно, – удобно, – не чувствует усталости, – смеется, напевает, – «хорошие, покойные мысли», – «недурственно». | Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона. | |||||||||
II глава
| ||||||||||
-Волнуется, – страдает, – мучается, – «пьянит надежда», – восхищается, – ждет любви, – ужасается, – «Ох, не надо бы полнеть». | Сильные, контрастные, яркие сочетания. |
III глава.
Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и «радостное мучительное чувство», и стыд, и раздражение («хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона»), и расчетливость («приданого дадут должно быть немало»), и равнодушие («сколько хлопот, однако»). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются белые пятна, темные штрихи.
-Ошеломлен, – испытывает радостное, мучительное чувство, – «перестало беспокойно биться сердце», – жаль любви, – стыдно, – успокоился. | Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна. |
IV глава
V глава
III. Мысли по поводу…
Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:
Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П. Чехова?
Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:
Город С | Ионыч |
-скука, – однообразие жизни, – злое невежество, – равнодушие, – удовлетворенность «усеченным» существованием. | -стремление к покою, – жажда наживы, – лень души, – отсутствие светлых идеалов. |
Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация») Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым.
|
|
IV. Дорога собственной жизни (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь)
Постепенно приходим к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А.П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:
«Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…»
Затем учащимся предлагается подумать о собственной жизни, спроектировать в цвете свое будущее. Никто из них не хочет повторить путь героя рассказа, чаще всего подбираются ясные, жизнеутверждающие краски. Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А.П. Чехова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Так книга, написанная в 1898 году, становится важным этапом в расстановке приоритетов, осознании жизни подростками начала XXI века.
[14, с 24–31]
Экспериментирование с цветом на уроках литературы, поиски нужного оттенка для передачи состояния героя, темы произведения, своего настроения позволяют более глубоко прочувствовать повествование, дают возможность выйти на личностный уровень, «присоединить» учащихся к эмоциональному фону урока, и также разнообразить учебные приемы, внести элемент новизны, а значит пробудить интерес-двигатель познавательной активности. Этот инновационный прием в ряду многих других относится к находкам, на которые стоит обратить внимание учителю.
|
|