Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия»

 

На стене Московского Дома-музея А.П. Чехова, к которой ведут три невысокие ступеньки, висит мемориальная доска «Здесь жил с 1886 по 1890 год великий русский писатель А.П. Чехов» (на классной доске – фотография этого дома-музея). Эта большая мраморная доска с золотыми буквами, естественно, затмевает едва приметную, прибитую к двери, чугунную табличку, на которой написано: Докторъ Чеховъ. Именно так я и решила назвать урок. Профессия врача не могла не отразиться на его литературном творчестве. Врач «выглядывает» из многих его рассказов. Поработаем над одним из таких рассказов – «Хирургия».

Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Вот пример из рассказа «У знакомых»: «Он… вдруг вспомнил, что ничего не может сделать для этих людей, решительно ничего, и притих, как виноватый. И потом сидел в углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли». А в начале рассказа эти самые туфли были просто старые домашние туфли хозяина, герой чувствовал себя в них очень удобно и уютно.

Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хирургия». Давайте проведем небольшую викторину. Что вынимает дьячок из красного платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?

Просфору (называют дети). Иначе ее еще называют просвирка – белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто ее съест – на того сходит божья благодать. Как же помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь?

– Вспомните фамилию дьяка, который пришел вырвать зуб.

Вонмигласов. Фамилии у Чехова вовсе не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях этой фамилии. Есть у Чехова генерал-майор Булдеев, полицейский надзиратель Очумелов и т.д. Говорит ли о чем-нибудь фамилия Вонмигласов? (Дети высказывают предположения: вон глас, голос; вон глаз.)

Объясняю ученикам: Вонмем! – это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке внимайте. Вслушайтесь: вонмем, внимание, внимайте… Верно – слова одного корня. Фамилия эта говорит о том, что владелец ее имеет отношение к церкви.

– А фамилия Курятин? Куриная слепота, мокрая курица – вот ассоциации, которые она вызывает. О каком человеке говорят «мокрая курица?» – О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте!

Третье задание нашей викторины: назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий», а также и Курятину.

– Правильно: чинопочитание. Сам Чехов никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но выше этого как деятель, которому доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь». Антон Павлович шутил но поводу своей клиентуры: «…лечу в аристократических домах. Например, сейчас иду к графине Келлер лечить… ее повара, а к Воейковой – лечить горничную».

Есть еще одна черта характера, близкая чинопочитанию. Человека, приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду, называют так, как назван один из рассказов Чехова. О каком рассказе я говорю?

Молодцы. Конечно, о «Хамелеоне».

Хамелеонство – такое название получило поведение человека, который меняет его в зависимости от того, с кем он имеет дело. Встречаемся ли мы с хамелеонством в рассказе «Хирургия»?

В рассказе фельдшер Курятин дважды дает определение одному понятию, и всякий раз по-разному. О каком понятии и определениях идет речь?

Молодцы! Итак: в одном случае «Хирургия – пустяки», в другом «Хирургия – дело непростое», «Хирургия – не шутка». Почему такое противоречие?

И последний вопрос: назовите псевдоним художников, которые иллюстрировали рассказы Чехова.

Кукрыниксы. (Учитель может рассказать о художниках.) Показываю иллюстрации к рассказу «Хирургия». Какую надпись сделаем мы к этой иллюстрации? Можно использовать цитату из художественного текста.

Вот и завершилась викторина. (Любой учитель «соберет» ее сам.) Но урок продолжается.

–  Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им «История болезни», сохранившаяся до наших дней. Чехов эти истории называл «Скорбными листами». Попробуем-ка мы с вами составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хирургия». Итак, какой диагноз мы поставим героям этого рассказа? (На доске записываем: Диагноз: болезнь безнравственности.)

– О каких ее симптомах поведал писатель? (Признаки: невежество, чинопочитание, хвастовство, грубость.)

– Можем ли мы назвать причины заболевания? (Причины заболевания – низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.) Вспоминаем «Лошадиную фамилию», о знахарях. Антон Павлович, когда хотел дать отрицательною характеристику человеку, писал: «Он ничего не делал, ничего не знал, занимался знахарством».

Размышляем, думаем о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (Дети говорят: учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков.)

– Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки Когда вы смеялись, читая Чехова?

Медицина подарила миру многих писателей: Ф. Рабле, Ф. Шиллера, М. Булгакова. Случайно ли это? Есть ли общее между профессиями врача и писателя?

– Вы правы: между ними есть связь. Французский писатель Андре Моруа говорит об этом так: «…и те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей».

Антон Павлович скромно предполагал, что его будут читать шесть, от силы семь лет. Прошли десятилетия… Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову». (На классной доске – фотография памятник Чехову).

Встречи с другими рассказами Чехова у нас еще впереди. [15, с. 145–147]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...