II Вводно-подготовительный этап.
Сообщение цели мастер класса. III Актуализация опорного материала. 1. Динамические игрушки. 1.1 Виды динамических игрушек 2. LEGO WeDo в условиях реализации ФГОС ДО. 2.1 Нормативно–правовая база для реализации работы с LEGO WeDo 3. Терминология 4. История конструктора LEGO. С чего все начиналось? 5. Инструкции к конструктору Lego WeDo 5.1 Комплектация LEGO WeDo 5.2 Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo 6. Задачи, формы и методы организации обучения Лего–конструированию. IV. Заключительная часть. Рефлексия. Практическое задание: воссоздать по образцу игрушку, придумать и задать программу, продумать варианты обыгрывания.
Ход мастер класса
I Организационный момент. Приветствие. Приветствие обучающихся. II Вводно-подготовительный этап. Сообщение цели мастер класса: -развитие ребенка – пожалуй, один из наиболее важных и весомых моментов, который волнует всех родителей; -по мнению специалистов, так называемый базовый фундамент, необходимо закладывать еще в детстве, постоянно тренируя память и сообразительность малыша; -именно для этих целей на современном рынке и появилось великое множество развивающих игр, которые нацелены на тренировку памяти, смекалки и сообразительности.
III Актуализация опорного материала. Динамические игрушки Динамическими (или движущимися) называются игрушки, передающие виды движения живых существ и механизмов. В большинстве своем, это традиционные деревянные игрушки, самые известные из которых – так называемые богородские: например, кузнецы или те же клюющие курочки. Не менее популярны лошадки–качалки, неваляшки и обычные каталки. В последнее время появилось множество движущихся игрушек (заводных механических, электронных и т.п.), которые передают характерное движение живых существ, но эти движения совершенно не зависят от действий того, кто ими играет. Особенно популярны у родителей интерактивные игрушки – игрушки–роботы. Стоит нажать на кнопку, и они начинают двигаться, говорить, даже, как будто, «умеют общаться»: «отвечают» на вопросы, выражают «чувства» – радость обиду боль, ползают, обнимаются.
В отличие от выше названных, механизированных и роботизированных, настоящие динамические игрушки выражают и отражают живое движение самого ребенка. Ребенок обнаруживает эти закономерности сам, в результате собственной деятельности и в соответствии с законами земного тяготения, где есть статическое и динамическое равновесие (отсюда и название – динамические игрушки.)
Виды динамических игрушек Все динамические игрушки можно условно разделить на несколько видов, например, – по характеру движения: 1. Игрушки–каталки. Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой. Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка («толкалка»), потому что он только осваивает пространство перед собой. 2. Крутящиеся игрушки. Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша. Ручные волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств.
Механическая юла. Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала. Мобиль – это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться на то, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9–10лет. Причем, это первые «игрушки–вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. 3. Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка–качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия. 4. «Шагающие» игрушки – те, которые передают характерное для данного вида животных движение (бычок, скачущая белка, ныряющий дельфин). В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т. п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1–3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, если игрушка при этом представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке нежные чувства и желание заботиться. 5. «Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например, медведь–верхолаз, клоун–акробат на лестнице. Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. Даже у младших школьников сохраняется интерес к этому занятию – ведь лестницу можно наклонять, и клоун все равно будет кувыркаться. Правда, до определенного угла наклона.
Истинное оживление и одушевление игрушки происходит силами фантазии ребенка, с непременным участием его души и чувств. Заводными и интерактивными игрушками невозможно по–настоящему играть. Всё кем–то уже запрограммировано – осталось лишь пассивно созерцать выполняемую программу и вовремя «нажимать на кнопочку ответа» для продолжения «взаимодействия». Это суррогат движения, игры, общения. Подобные игрушки динамическими не являются именно в силу своей запрограмированности. С помощью конструктора LEGO WeDo, ребенок может сам воспроизводить по схемам, а впоследствии обучения сам создавать игрушки и программировать их действия.
2.LEGO WeDo в условиях реализации ФГОС ДО В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально–исследовательской, творческой деятельности. ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим считается актуальным использования LEGO–технологий в образовательном процессе ДОО. Мы рассматриваем LEGO – конструирование и робототехнику также как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе, осуществлению преемственности в работе ДОО и начальной школы, кружков технического творчества. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки первой учебной деятельности. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой вид деятельности, как LEGO– конструирование и образовательная робототехника. LEGO–конструирование и робототехнитка объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Цель использования LEGO–конструирования в ДОО – развитие конструктивной, исследовательской деятельности детей, а также приобщение дошкольников к детскому научно–техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того, развивается интерес к моделированию и конструированию. Все эти качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
2.1 Нормативно–правовая база для реализации работы с LEGO WeDo 1. Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; 5.Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования….) (воспитатель Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013). 6. Государственная программа РФ на 2012–2020 годы «Развитие образования». 7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 8.СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 9. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов ДО. 10.Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news. 11.Информационно–методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.
Терминология Робототе́хника (от робот и техника; англ. robotics) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику. Слово «робототехника» было впервые использовано в печати Айзеком Азимовым в научно–фантастическом рассказе «Лжец», опубликованном в 1941 г. «Робототехника» базируется на слове «робот», придуманном в 1920 г. научным фантастом и Нобелевским лауреатом Карлом Чапеком для своей пьесы Р. У. Р.. Однако, интерес к идеям, схожим с робототехникой, наблюдался еще до введения этого термина: Робот (чеш. robot) – автоматическое устройство с антропоморфным действием, которое частично или полностью заменяет человека при выполнении работ в опасных для жизни условиях, при относительной недоступности объекта или для другого использования. Сегодня, производителями роботов являются следующие корпорации: * Sony * Honda * Mitsubishi * IRobot Самые известные модели роботов, которые есть в продаже: ЛЕГО EV3 – самый распространённый робот и ещё LEGO NXT / EV3 (робототехнический конструктор) AIBO и AIBO (робот собака) – чудесная компьютеризированная собака робот; ASIMO – ASIMO (человекоподобный с искусственным интеллектом); NAO– самый интеллектуальный бот; ROBONOVA – чудо инженерной мысли, танцор – плясун; RQ–HUNO – андроидный минибот; I–Sobot – самый маленький робот–гуманоид в мире; HRP–2 – Гуманоидный робот; PaPeRo – миниатюрный игровой роботик. QRIO (человекоподобный) Pleo (человекоподобный) Самым простым продаваемым роботом является LEGO–робот из комплекта LEGO MINDSTORMS NXT 2 / EVE. Это программируемый робот для школ/институтов и интересующихся роботами. C 2013 года в продаже доступны наборы по цене от 350$ (около 28 000 рублей)! Понятно, что наборы LEGO MINDSTORMS версии EV3 в несколько раз превосходят предыдущего NXT! Имеются две модификации: HOME и EDUCATIONS (Домашняя и образовательные версии). Каждая версия имеет свои особенности. Домашняя попроще и подешевле, а образовательная версия с лицензионным ПО LABVIEW для рабочей группы от NATIONAL INSTRUMENS, естественно, подороже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|