Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Особенности внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.




15. Особенности внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Особенности внимания умственно отсталых детей

Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых также нарушено. У них в большей степени, чем у их нормально развивающихся свер­стников, выражены недостатки внимания:

  1. малая устойчивость;
  2. трудности привлечения и распределения внимания;
  3. замедленность переключения.

Важная особенность внимания при умственной отста­лости заключается в невозможности его активной дли­тельной концентрации. Такие дети быстро и легко отвле­каются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника, без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимание ослабевает или исчезает полностью.

Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производит впечат­ление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходя­щее вокруг, но производительность их деятельности оста­ется крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечествен­ными дефектологами.

Наиболее нарушенным у умственно отсталых считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пы­таются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посиль­на, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Внимание умственно отсталых страдает также от труд­ности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно от­сталого плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности.

Для умственно отсталых детей характерен более низ­кий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким обра­зом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное вни­мание.

Несмотря на характерность всех описанных нарушений внимания для умственно отсталых детей, при разных фор­мах заболеваний оно имеет свои особенности. Так, для детей-олигофренов с преобладанием процессов возбужде­ния характерны более высокая привлекаемость внимания и его более высокий объем. Однако они слабо концентри­руются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыс-

л ой. У учащихся, страдающих олигофренией с преоблада­нием процессов торможения, отмечается противополож­ная картина — трудность привлечения внимания в соче­тании с длительностью концентрации.

В процессе коррекционного обучения внимание умствен-но отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии яв­ляется появление элементов произвольного внимания.

 

16. Методы и приемы коррекции внимания детей с умственной отсталостью.

Так как для умственно отсталых детей, как правило, характерно отсутствие интереса к учению, они легко отвлекаются и быстро устают, коррекционная работа с ними требует более широкого, чем с обычными детьми, включения методов, вызывающих интерес к учению: использование развивающих игр, создание занимательных ситуаций, игровых упражнений и т. д.

2. Игра «Найди два одинаковых предмета».

Цель: развитие зрительного внимания, быстроты реакции, речи.

Форма занятия групповая.

Детям предлагаются карточки с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Надо как можно быстрее найти эти два одинаковых предмета и объяснить свой выбор.

В качестве поощрения используются фишки (медальки «Самый быстрый», «Самый внимательный» и т. д. ), которые даются детям, которые быстро и правильно справились с заданием.

4. Игра «Где чей домик? ».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Ребенку дается рисунок с изображением 5-7 разных зверей и таким же количеством домиков. Задача ребенка - определить, где чей домик не прорисовывая линии.

На первом этапе, если ребенок не справляется, педагог разрешает пользоваться карандашом, но в дальнейшем задание выполняется без прорисовки пути.

5. Упражнение «Что звучало? ».

Цель: развитие слухового внимания.

Форма занятия индивидуальная или групповая.

Педагог показывает ребенку разные звучащие предметы (музыкальные инструменты, пищащие игрушки, свистульки и т. д. ), а затем прячет их за ширму и воспроизводит звуки, но ребенок уже не видит сам предмет. Задача учащегося - отгадать, какой предмет издавал звук.

8. Упражнение «Что я видел».

Цель: тренировка объема внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Педагог в отсутствие ребенка кладет на стол от 5 до 7 разных предметов (количество предметов зависит от уровня развития ребенка) и накрывает их непрозрачной салфеткой. Затем приглашается ребенок. На короткое время педагог убирает салфетку и показывает ребенку лежащие под ней предметы, затем опять накрывает их и предлагает ребенку перечислить предметы, которые он видел.

Данное упражнение необходимо повторять со сменой предметов и постепенным увеличением их количества. Затем можно будет предлагать ребенку описать внешние признаки спрятанных предметов (синий карандаш, зеленый ластик и т. д. ).

Таким образом, для развития основных свойств внимания можно использовать различные методы и приемы внимания, как на уроках, так и во время коррекционной деятельности. Такие приемы следует применять ежедневно, чтобы достичь максимальной эффективности. Развитие свойств внимания позволит повысить успеваемость детей с задержкой психического развития по разным предметам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...