15. Особенности внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
15. Особенности внимания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Особенности внимания умственно отсталых детей Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых также нарушено. У них в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки внимания:
Важная особенность внимания при умственной отсталости заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Такие дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника, без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимание ослабевает или исчезает полностью. Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производит впечатление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, но производительность их деятельности остается крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечественными дефектологами. Наиболее нарушенным у умственно отсталых считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Внимание умственно отсталых страдает также от трудности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталого плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности. Для умственно отсталых детей характерен более низкий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное внимание. Несмотря на характерность всех описанных нарушений внимания для умственно отсталых детей, при разных формах заболеваний оно имеет свои особенности. Так, для детей-олигофренов с преобладанием процессов возбуждения характерны более высокая привлекаемость внимания и его более высокий объем. Однако они слабо концентрируются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыс- л ой. У учащихся, страдающих олигофренией с преобладанием процессов торможения, отмечается противоположная картина — трудность привлечения внимания в сочетании с длительностью концентрации. В процессе коррекционного обучения внимание умствен-но отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания.
16. Методы и приемы коррекции внимания детей с умственной отсталостью. Так как для умственно отсталых детей, как правило, характерно отсутствие интереса к учению, они легко отвлекаются и быстро устают, коррекционная работа с ними требует более широкого, чем с обычными детьми, включения методов, вызывающих интерес к учению: использование развивающих игр, создание занимательных ситуаций, игровых упражнений и т. д.
2. Игра «Найди два одинаковых предмета». Цель: развитие зрительного внимания, быстроты реакции, речи. Форма занятия групповая. Детям предлагаются карточки с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Надо как можно быстрее найти эти два одинаковых предмета и объяснить свой выбор. В качестве поощрения используются фишки (медальки «Самый быстрый», «Самый внимательный» и т. д. ), которые даются детям, которые быстро и правильно справились с заданием. 4. Игра «Где чей домик? ». Цель: развитие устойчивости внимания. Форма занятия индивидуальная. Ребенку дается рисунок с изображением 5-7 разных зверей и таким же количеством домиков. Задача ребенка - определить, где чей домик не прорисовывая линии. На первом этапе, если ребенок не справляется, педагог разрешает пользоваться карандашом, но в дальнейшем задание выполняется без прорисовки пути. 5. Упражнение «Что звучало? ». Цель: развитие слухового внимания. Форма занятия индивидуальная или групповая. Педагог показывает ребенку разные звучащие предметы (музыкальные инструменты, пищащие игрушки, свистульки и т. д. ), а затем прячет их за ширму и воспроизводит звуки, но ребенок уже не видит сам предмет. Задача учащегося - отгадать, какой предмет издавал звук. 8. Упражнение «Что я видел». Цель: тренировка объема внимания. Форма занятия индивидуальная. Педагог в отсутствие ребенка кладет на стол от 5 до 7 разных предметов (количество предметов зависит от уровня развития ребенка) и накрывает их непрозрачной салфеткой. Затем приглашается ребенок. На короткое время педагог убирает салфетку и показывает ребенку лежащие под ней предметы, затем опять накрывает их и предлагает ребенку перечислить предметы, которые он видел. Данное упражнение необходимо повторять со сменой предметов и постепенным увеличением их количества. Затем можно будет предлагать ребенку описать внешние признаки спрятанных предметов (синий карандаш, зеленый ластик и т. д. ). Таким образом, для развития основных свойств внимания можно использовать различные методы и приемы внимания, как на уроках, так и во время коррекционной деятельности. Такие приемы следует применять ежедневно, чтобы достичь максимальной эффективности. Развитие свойств внимания позволит повысить успеваемость детей с задержкой психического развития по разным предметам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|