11. Характеристика структуры нарушения при умственной отсталости.
11. Характеристика структуры нарушения при умственной отсталости. Типы нарушений психического развития (по В. В. Лебединскому): - недоразвитие — ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций – мышления, речи; - задержанное развитие – замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, мозаичностъ поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; - поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; - дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; - искаженное развитие. Пример – ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; - дисгармоническое развитие –диспропорциональность психики в се эмоционально-волевой сфере. Функциональная локализация нарушения – выявляется вид нарушения: общий дефект или " частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй — недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем; время поражения — определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление " недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций;
системное строение нарушения — характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, затем ведущую роль играют вторичные дефекты; нарушения межфункциональных взаимодействий – появляются при аномалиях психического развития. Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии: • временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза; • ассоциативные связи – чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости; • иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку • психической функции. Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др. ) Л. С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития. 12. Система коррекционно-педагогических мероприятий в преодолении первичных, вторичных и отклонений третьего порядка. Структура дефекта. В основе данного понятия лежит теория Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта при аномальном развитии ребенка. Эта теория о системном строении дефекта отвергла представление об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект вызывает ряд отклонений и создает сложную структуру атипичного развития. Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:
– первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, – вторичные, возникающие опосредованно в процессе социального развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении. Современный взгляд на структуру дефекта предусматривает клинический или клинико-психологический подход, при котором первичные нарушения связаны с повреждением центральной нервной системы, вторичные – с недоразвитием психики, а также психологический подход, при котором первичным дефектом является нарушение психических функций, вторичным – недостатки познавательной деятельности, и выделяет третичные недостатки в формировании личности в целом. Именно вторичные и третичные наслоения на дефект определяют своеобразие поведения ребенка. В связи с этим главная задача состоит в предупреждении, ослаблении или преодолении возникающих опосредованно нарушений средствами психолого-педагогической коррекции. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т. е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т. е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|