Научная статья: понятие и виды
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методические указания по подготовке Научных статей и докладов
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Уфа 2011 УДК 378 ББК 74.58 М 54
Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 6 от «9» марта 2011 г.) Составитель: к.с.н., доцент Ураев Р. Р.
Рецензент: д.с.н., профессор Галлямов Р.Р.
Ответственный за выпуск: к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р. ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», а также по направлению «Государственное и муниципальное управление» (магистратура). Цель данных указаний – формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по подготовке и написанию научных докладов и статей в рамках научно-исследовательской работы студентов, а также для более качественного усвоения цикла изучаемых дисциплин. В процессе выполнения научно-исследовательской работы студент обязан: · логично формулировать свои мысли, рационально обосновывать предложения и рекомендации; · применять современные методы и модели научных исследований;
· использовать современные компьютерные технологии и активно внедрять их; · применять передовые достижения современной науки и практики, обосновывать целесообразность их внедрения; · выдвигать и уметь обосновывать новые положения и концепции в предметной области. Студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» и магистранты данного направления ФГОУ ВПО БГАУ активно ведут научно-исследовательскую работу, участвуют на научных конференциях регионального, общероссийского и международного уровня, публикуют статьи в научных сборниках и журналах на русском и иностранном языках. Следовательно, в целях полноценной и успешной научно-исследовательской деятельности студентов подготовлены данные методические указания. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Научная статья – это первичный письменный жанр научного исследования, задачей которого является постановка и решение одной научной проблемы, имеющая средний объём, систему ссылок и выходные данные. Статья представляет собой первичный текст, содержащий преимущественно новые оригинальные идеи, научные сведения, новое осмысление известных фактов. Это развернутый, полный (раскрывающий) текст в отличие от вторичных жанров, сжатых, не раскрывающих, а лишь производных, отражающих первичное исконное содержание. Примером первичных документов, кроме научных статей, могут служить доклад, выступление, диссертация, монография. Примеры вторичных документов – тезисы доклада, автореферата, диссертации, рецензии, аннотации, конспекта, перевода. Таким образом, подчеркивается научно-информационная функция сборников и периодических изданий, содержащих статьи, оригинальность идей, научной информации и новизна осмысления. Статья становится научной, если в ней реализуются непосредственные цели и функции науки – производство и систематизация знаний, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный текст можно считать статьей, если он логически закончен, аргументировано раскрывает авторское содержание проблемы, отражает диалог мнений, представлен в форме размышления, рассуждения.
Выделяют несколько групп статей: · по области научной деятельности: статьи педагогические, психологические, исторические, математические и др. · по коммуникативным задачам, стоящим перед исследователем: проблемные, научно-популярные, научно-публицистические, обзорные, аналитические; · по научной задаче: теоретические и прикладные. Одним из ключевых слов в понятии статьи является проблема. Теоретические статьи характеризуются постановкой или анализом, обсуждением возможных путей или подходов к решению научной проблемы или обосновывается и излагается авторский концептуальный взгляд на нее или на ее решение. Прикладные статьи также целесообразно подразделять по содержанию, характеру и полноте прикладного решения проблемы или ее прикладного значения. В зависимости от того, сделан ли в статье акцент на обсуждении опытно-экспериментальной работы в целом или на детальной проработке лишь инструментального обеспечения (методов, приемов, средств и т.п.) решения проблемы и ее практического приложения, правомерно их разделение на экспериментальные и инструментальные. Таким образом, научные статьи правомерно распределить следующим образом: 1) Научные статьи – теоретические и прикладные: постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные, экспериментальные, инструментальные. 2) Постановочные статьи. Научное исследование начинается с постановки проблемы.Ставитьпроблему в научной статье– это сформулировать, обозначить, зафиксировать, выдвинуть что-либо. Поскольку в постановочной статье автор только ставит проблему, то он именно её «закрепляет», «регистрирует» в науке и «сосредоточивает» читателя на ней, т.е. фиксирует. А поскольку научная статья – форма дискурса, то в ней автор не только формулирует, обозначает, сосредоточивает, но и предлагает для обсуждения, т.е. именно «выдвигает» положение для научно-образовательного сообщества.
Постановочная статья должна в дискурсивной форме, логически полно и обоснованно отразить: · что ставится (нерешенная в науке проблема, новое понятие); · как ставится (однозначно или вариативно, в общем или конкретно); · зачемставится (для восполнения: в теоретическом плане определенного аспекта некоторого многоаспектного явления или его структурной оформленности; потребностей практики недостающими методами решения практических задач; недостающего теоретического объяснения имеющихся фактов и явлений; недостающего обоснования путей решения проблемы и др.). 3) Аналитические статьи имеют своей основной целью и содержанием анализ: · различныхподходовк одному и тому же педагогическому явлению, объекту, процессу, системе; · различных формулировок одного и того же понятия; · исторической последовательности возникновения и развития определенной педагогической системы или явления; · возникших (выявленных и обоснованных)противоречий:теоретических или практических. Анализ как научный метод, в свою очередь, бывает разным: · макро- и микроанализ (по критерию масштабности охвата объектов); · сопоставительный и системный (по критерию процедурности метода); · ситуационный и общий (по критерию обобщенности результатов); · поверхностный и сущностный (по критерию глубины анализируемых процессов, явлений). 4) Обобщающие статьи. Их основное содержание – получение в ходе дискурса обобщения рассматриваемых положений научной проблемы. Обобщение, как известно, – это выделение общего и различного в некоторых явлениях одной природы. Общее определяется на основе сравнения, которое может проводиться только для сравнимых положений (с выделением основания для сравнения). Рассматривая методологию этого вида научной статьи, необходимо остановиться на видах обобщения: эмпирических и теоретических. Выделяют эмпирические обобщения: закономерностей, тенденций, установленных на основе эмпирического материала (возможно социологическими, статистическими методами).
Теоретические обобщения могут быть разного уровня обобщённости (всеобщего, особенного, единичного) с непременным обращением к конкретному событию, факту, явлению. По критерию того, что обобщается, правомерно выделить такие обобщения в научных статьях: · понятийные (обобщения понятия на основе других имеющихся понятий); · методологические (обобщения принципов, закономерностей, методов познания какого-либо социального объекта); · результативные (обобщения известных результатов, полученных другими учёными); · классификационные (построение новой классификации имеющихся понятий, явлений, феноменов, фактов, принципов, – с выделением оснований классификации, обсуждением их отличий от таковых в имеющихся других классификациях); · исторические (ретроанализ социальных проблем в их историческом становлении и развитии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|