Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура системы пенсионного обеспечения в региональном социуме




Р.Р. Ураев, кандидат социологических наук,

доцент кафедры ГМУ ФГОУ ВПО

«Башкирский государственный аграрный университет»

 

Пенсионное обеспечение выступает, как известно, составной частью социальной политики и является одной из самых важных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а косвенно и трудоспособное население в целом. Как показывает анализ энциклопедических изданий, имеющихся монографических и диссертационных работ, правовых материалов (законов, кодексов и т.д.) в отечественной науке до сих пор не сформировалось общепринятого понятия системы пенсионного обеспечения. Например, в имеющихся в настоящее время российских энциклопедиях и других академических изданиях дается только четкое определение понятия «пенсия», при этом сущность пенсионного обеспечения, его структура и основные элементы практически не рассматриваются. Исключением здесь выступает словарь «Труд и социальное развитие», где основные термины и понятия по пенсионной тематике формулируются более развернуто и подробно. Так, согласно этому словарю понятие «пенсионное обеспечение» выступает как «предусмотренная законодательством система материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются дети».


Одновременно в других различных изданиях понятие системы пенсионного обеспечения употребляется, но при этом не раскрываются его содержательные характеристики. Исключение составляют лишь буквально 2-3 статьи российских авторов, в том числе - А. К. Соловьева, который считает, что система пенсионного обеспечения идентична системе пенсионного страхования. Собственное видение данной проблемы предлагает также профессор М. И. Кучма, которая анализирует различия в отечественных трактовках понятия «пенсионное обеспечение», актуальные в данное время: «сегодня это однозначное понятие, охватывающее назначение и выплату всех существующих видов пенсий. Разделение этого понятия на два (пенсионное страхование и пенсионное обеспечение) по источнику выплат пенсий (из страховых платежей и из бюджетных средств) моментально превращает однозначное словосочетание в многозначное, что повлечет за собой путаницу в словоупотреблении. Если бы это было на уровне обыденного языка, то не вызывало бы тревоги. Но дело то как раз в том, что на уровне разговорной речи понятие «пенсионное обеспечение» сохранит свое первоначальное значение и оно не будет совпадать с официальным толкованием. Надо ли усложнять понятийный аппарат в праве социального обеспечения, затем без конца объяснять, что понятие «пенсионное обеспечение» применяется в широком и узком смысле…Желательно уйти от предлагаемой весьма сложной конструкции, в которой пенсионное страхование – составная часть пенсионной системы наряду с государственным пенсионным обеспечением и с дополнительным пенсионным страхованием».


Оригинальное определение системы пенсионного обеспечения выдвигает социолог И. И. Соколов, который ввел в научный оборот понятие «пенсионное жизнеобеспечение» - это, по его мнению, деятельность специализированных государственных и негосударственных пенсионных институтов по реализации функций, заключающихся в накоплении, распределении, приумножении и производстве выплат гражданам-пенсионерам».

В этой же работе подчеркивается, что «пенсионное обеспечение является доминирующей формой социальной поддержки и содержания нетрудоспособных граждан, а обеспечение нормального уровня жизни этих членов общества представляется важнейшей общественной функцией государства».


Между тем данный вопрос представляет собой интерес не только с точки зрения разработки категориального аппарата научного исследования. Проблема организации системы пенсионного обеспечения, как показывает многолетняя практика российской трансформации, имеет большое практико-прикладное значение, так как именно через систему пенсионного обеспечения, включающую в себя многоуровневые и разнонаправленные структурные элементы, осуществляется, в конце концов, реализация прав граждан на вознаграждение за свой труд по старости, компенсацию социальных издержек по случаю потери кормильца, по инвалидности, в том числе в результате участия в боевых действиях и устранении техногенных катастроф и т.д.

Следовательно, система пенсионного обеспечения выступает именно системой социальных гарантий, причем не только на декларативном уровне, а на уровне деятельности специализированных организаций по накоплению, приумножению и перераспределению выплат гражданам-пенсионерам. Причем наряду с государственными структурами в пенсионном обеспечении принимают активное участие и негосударственные образования. Таким образом, на наш взгляд, система пенсионного обеспечения представляет собой деятельность различных социальных институтов, взаимодействующих между собой и обществом в целом в целях обеспечения соответствующих условий жизнедеятельности при помощи пенсий и льгот гражданам, утратившим возможность получения заработка вследствие: достижения определенного возраста, наступления инвалидности, определенной профессиональной деятельности, потери кормильца и др.

В Российской Федерации численность пенсионеров составила 38 184 000 чел. на 01.01.2004, причем этот показатель демонстрирует положительную динамику по сравнению с 90-ми гг. (в 1995 г. – 37 083 000). Среди них абсолютное большинство составили пенсионеры по старости – 29 213 000 чел., далее по инвалидности – 4 397 000, по случаю потери кормильца – 2 899 000, социальные – 1 650 000, а также военнослужащие, получающие пенсии по старости (по инвалидности) и за выслугу лет – 25 000. Общая же численность населения в РФ составила 143 300 000 чел., отсюда вытекает, что пенсионеры составляют 26,64% численности населения страны.


В Республике Башкортостан как субъекте РФ эти показатели выглядят следующим образом: численность пенсионеров на 01.01.2004 составила 1 017 500 чел. (в 1995 г. – 998 000). Из них пенсионеры по старости – 789 300 чел., по инвалидности – 74 800, по случаю потери кормильца – 109 100, социальные – 44 200. Общая численность населения в РБ на 01.01.2004 составила 4 092 300 чел., следовательно, пенсионеры составляют 24,86% численности населения республики.

Таким образом, сравнивая базовые показатели состояния пенсионного обеспечения, можно сказать, что в Республике Башкортостан процент пенсионеров несколько ниже, чем в целом по Российской Федерации (на 1,78%). Однако общая картина выглядит следующим образом: численность пенсионеров неуклонно возрастает, и, следовательно, происходит сокращение числа работающих граждан. На 01.01.2004 численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера составила 1,74 человека (в 1995 – 1,8 человек). Главной причиной подобного положения, по всей видимости, является демографический кризис, который выражается в преобладании темпов смертности над темпами рождаемости и в ближайшее время уменьшение этой тенденции не прогнозируется. В последнем ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию особый акцент, как известно, был сделан на необходимости повышения рождаемости в России, и при этом опять остался незатронутым другой полюс демографического кризиса – увеличение смертности населения и повышение числа пожилых граждан. В свете происходящего в последние годы реформирования пенсионного обеспечения на первый план выходит проблема повышения уровня жизни подавляющего большинства пенсионеров, что является непосредственной задачей для работников пенсионных служб. Особая роль здесь принадлежит системе управления пенсионным обеспечением, которая выступает координирующей и регулирующей составляющей в структуре пенсионного обеспечения.

Пенсионная система в СССР и в России 90-х гг. носила распределительный характер, что выражалось в солидарности поколений (взносы, собираемые с работающих, перераспределялись среди пенсионеров), но вследствие вышеперечисленных обстоятельств эта система постепенно сошла на нет. В связи с этим назрела необходимость создания новой, более гибкой системы пенсионного обеспечения, которая была бы способна компенсировать последствия демографического кризиса. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать все взносы, внесенные каждым работником за весь период своего трудового стажа, и во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. После его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности. Наконец, пенсионная система должна быть полностью прозрачной, т.е. каждый работник должен получать ответ о состоянии заработанных им прав – в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д. И в случае несогласия с представленными данными мог бы добиваться их пересмотра.

В настоящий момент в России за основу взята шведская трехуровневая модель пенсионного обеспечения:

o первый уровень – базовая часть трудовой пенсии, формируется за счет единого социального налога;

o второй уровень – страховая часть трудовой пенсии - зависит от страховых взносов, перечисляемых работодателем на счет работника и трудового стажа работника;

o третий уровень – накопительная часть, формируется за счет накопления определенного процента с заработной платы работника на индивидуальном лицевом счете, перечисляемого работодателем, при этом возможно формирование накопительной части как в государственной управляющей компании, так и в негосударственной.

В соответствии с действующим законодательством управление системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации, как известно, осуществляется на четырех уровнях: - на федеральном уровне; - на уровне федерального округа; - на уровне субъекта Российской Федерации; - на уровне территории города (района).

На наш взгляд, в управлении системой пенсионного обеспечения можно выделить три уровня: федеральный, региональный и местный. Схематично система взаимодействия этих уровней управления может быть представлена следующим образом (см. рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Система управления пенсионным обеспечением с позиции взаимодействия его уровней

 

Полномочия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в субъектах Российской Федерации закреплены в положениях о государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе (районе), утвержденных постановлением Правления ПФР.

Отделение ПФР по Республике Башкортостан возглавляет управляющий, имеющий большой опыт научной и менеджерской деятельности (профессор экономики, долгие годы – министр финансов РБ) Ф. Г. Хантимеров. Структура Отделения построена по линейно-функциональному принципу. Отраслевые отделы сгруппированы по управлениям, отражающим важнейшие направления деятельности Отделения. С целью координации действий в каждой сфере деятельности и в смежных отраслях они курируются соответственно начальниками управлений и заместителями управляющего. Такой подход позволяет избежать дублирования исполняемых в структурных подразделениях задач и координировать работу в каждой сфере деятельности.

Если говорить о некоторых социальных характеристиках работников Пенсионного фонда Республики Башкортостан, то в его органах работает в целом около 2600 человек, из них в центральном аппарате – 209 человек. Мужчины составляют 27%, женщины – 73%. Распределение работников в кадровом составе по возрастным группам следующее: пенсионный возраст имеют 5,9% работников, предпенсионный – 7,7%, от 40 до 55 лет (у женщин) и от 40 до 60 лет (у мужчин) - 45,3%, от 30 до 40 лет – 21,5%, до 30 лет – 19,6.


Исходя из этого, можно сделать вывод об оптимальном соотношении ведущих возрастных групп среди работников Отделения одного из крупнейших субъектов Российской Федерации – Республики Башкортостан, т. е. о гармоничном сочетании старшего, среднего и младшего поколений работников. В тоже время нельзя не отметить довольно существенный гендерный крен – неоправданное преобладание среди сотрудников представителей женского пола.

Управления Пенсионного фонда РФ в городе (районе), действуя на основании Положений, утвержденных Правлением ПФР, осуществляют непосредственное взаимодействие с населением и юридическими лицами. Поэтому основной задачей районного/городского управления ПФР является предоставление услуг в сфере пенсионного обеспечения, соответственно, Правление ПФР осуществляет преимущественно координирующую и интегрирующую деятельность.

Таким образом, система пенсионного обеспечения на региональном уровне должна выступать органичным продолжением федеральной политики в социальной сфере, при этом являясь органом, направляющим работу управлений на местном уровне, особенно в сфере методического обеспечения, подготовки и переподготовки кадров, координации действий по отношению к различным группам пенсионеров и контроля организационных и финансовых основ работы управлений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...