Структура комплекса психогимнастики
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с. ВВЕДЕНИЕ
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Разработки помогут психологам и педагогам освоить методику проведения психогимнастики, тонкости взаимодействия с детьми в процессе занятий, выбрать одно из двух направлений организации и планирования занятий или прийти к их сочетанию. В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» (СНОСКА: Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002) психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого — познание и изменение личности клиента. В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника. СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека. Занятия проводятся два раза в неделю, длятся от 25 минут до 1 часа 30 минут. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 1 фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций. 4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера. Между второй и третьей фазами, делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе — «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным. Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру. Удошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников — более восьми. В психопрофилактической работе — 10-12 детей. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети. В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п. Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием. Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи помечен словом фон). С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией. Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику, определяются основные воспитательные и психотерапевтические цели для данной группы в целом.
Пример записи Группа № 1. 1. Катя М. — амимия, отгороженность. 2. Дима П. — робость, страхи. 3. Сережа Б. — неустойчивое внимание, расторможенность. 4. Саша М. — пониженное настроение. 5. Юра Г. — упрямство, жадность. 6. Лена К. — фон. Цель курса психогимнастики для группы № 1. 1. Обучение детей выразительным движениям. 2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам. 3. Формирование у детей моральных представлений. 4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр. 5. Снятие эмоционального напряжения. 6. Обучение ауторелаксации. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль. Но так как оценка повторяется несколько раз, ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией. Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии. Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный для дошкольников. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной». При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение. В пособии М.И. Чистяковой представлены два комплекса: «Медвежата в берлоге», «На берегу моря». Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение. В книге М.И. Чистяковой представлены 201 систематизированный этюд и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния. Однако конспектов занятий в пособии нет, кроме нескольких схем. В конспектах данного пособия представлены не все этюды и игры из пособия М.И. Чистяковой, поэтому желательно иметь ее книгу для подробного изучения теории и практической части.
В некоторых этюдах и играх изменены название и герои сообразно тематике занятия. В данном пособии представлено 20 занятий как целостный цикл. Нумерация последовательности условная. Кроме этюдов и игр, М.И. Чистякова предлагает использовать такой прием, как сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. О том, как сочинять такие истории, и конкретное их содержание можно найти в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей» (1996). Взрослый начинает историю, а дети ее продолжают. Взрослый помогает им связками: «однажды», «далеко-далеко», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось», он вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были предложены детьми. Юмор и театрализованность повышают заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. В конце каждой истории дети придумывают для нее заглавие, помогающее психологу или педагогу выделить наиболее важный аспект истории. В занятиях по методу М.И. Чистяковой широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоусилению влияния на ребенка и той и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками. Наглядность в виде пиктограмм, разрезных шаблонов-пиктограмм, условных фигурок-скелетиков, изображающих различные позы, фотографий с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и панномимике. Кандидат психологических наук, психотехник Г. Бардиер, психолог-диагност И. Ромазан, практический психолог, психотерапевт Т. Чередникова из Санкт-Петербурга разработали другое направление психогимнастики. В своей книге «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» они представили методику организации занятий психогимнастики, три полных конспекта («Игры гномиков», «Магазин игрушек», «Встреча с Бабой Ягой») и три схемы занятий («Цирк», «Зоопарк», «Дождевые червячки»), которые можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста. В данном пособии разработки авторов методики дополнены семнадцатью конспектами занятий и сгруппированы в комплект. Комплект данных занятий может использоваться автономно или в сочетании с конспектами по М. И. Чистяковой в зависимости от состава группы детей, полностью или частично (20—15—10 занятий). <...> По методике санкт-петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие: 1. Сохранить естественные механизмы развития ребенка, сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение. 2. Составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий. 3. Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять. Специфика организации занятий. 1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. 2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании. 3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. 4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач. 5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение. Разминка. Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра. Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Например; «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «Какой предмет самый большой, теплый, шершавый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный?» и др. Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт. Время разминки примерно 5—6 минут. Гимнастика. Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций — мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам. Таким образом психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства. Например, педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся, как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечиках? А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит... А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения». Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Педагог помогает уловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув — «расслаблена ли?», погладив спинку — «где напряжение?», подтолкнув, проверяя устойчивость и т.п. Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Дозировка упражнений от пяти-шести раз до одной-двух минут, в зависимости от упражнения и возраста детей. В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнение противоположных по характеру движений: — напряженных — расслабленных; — резких — плавных; — частых — медленных; — дробных — цельных; — едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; — вращений тела и прыжков; — свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами. Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры. Воспитатель или психолог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, соблазняющим, показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая. На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут. Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо. Эмоции. В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес—внимательность; радость—удовольствие; удивление—восхищение—изумление; горе—отчаяние—страдание—сострадание; гнев—злость—зависть; обида—досада; презрение—брезгливость—отвращение; страх—испуг; стыд-вина; тревога—беспокойство; сочувствие—жалость—нежность; грусть—печаль.. Этюды повторяются два-три раза. Общение. Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга. В упражнения включают, обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера. В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать. Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни. В тренинге обязательно участвуют все дети. Поведение, Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях. Варьирование упражнений: — проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; — отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в детском саду, школе или дома; — загадки на решение различных конфликтных ситуаций; — самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний; — домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования. В процессе проигрывания обеспечивается смена ролей. Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы, телепередачи. Завершение. Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Содержание: хоровое пение с элементами танца, хороводы, скандирование любимых веселых стихов с движением (СНОСКА: Бардиер Г., Ромазан П., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993). Педагогам и психологам целесообразно все упражнения и игры проигрывать на себе. Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики, включив ее как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, на переменах, в повседневной деятельности детей. Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно ив образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык. Советуем использовать зеркало для тренировки. Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Необходимо иметь не только кассеты с записью произведений, но и для конкретного занятия лучше заранее записать музыкальное сопровождение в той последовательности, в которой оно будет использовано, иначе магнитофон будет только мешать. В списке музыкальных произведений, который представлен в пособии, обозначено время звучания, что поможет рассчитать количество повторов или время длительности этюда. Записать кассету можно в любом музыкальном отделе библиотек города. Для психомышечной тренировки в релаксационной части можно использовать специально записанные кассеты «Звуки леса», «Шум моря» и т.п. Не следует отказываться от классических музыкальных произведений, чтобы параллельно решать еще и задачи эстетического развития детей. Еще раз обращаем внимание на то, что все занятия психогимнастики строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных шапочек для гномиков, например, крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе. Когда вы, касаясь головы ребенка, дарите ему воображаемую шапочку определенного цвета, песенкой колокольчика предлагаете «позвенеть», попробовать — не спадает ли «шапочка», «натянуть» ее поглубже, изобразить «хор» колокольчиков, — включенное воображение создаст образ, окрасит его эмоциями и движениями, что нам и нужно. Занятие удобнее вести вдвоем, если есть такая возможность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|