Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат
Однако общий анализ затрат в целом не показывает, за счет каких статей и видов расходов была достигнута экономия или допущен перерасход. Поэтому нужно изучить расходы по каждой статье, внутри статьи - по отдельным элементам. Это позволит правильнее оценить как предприятию удается устранять нерациональные расходы и использовать имеющиеся резервы сокращения затрат. Анализируя расходы по статьям, затраты текущего периода сопоставляют затратами прошлого периода, устанавливают и оценивают отклонения, выявляют их конкретные причины и определяют влияние факторов, вызвавших эти отклонения. Для выявления причин увеличения или снижения издержек, необходимо выявить имеющиеся резервы и проанализировать их по статьям. Наиболее приемлемым является метод динамического сравнения в сочетании с факторным анализом каждой статьи. Рассмотрев издержки обращения с точки зрения их классификации на условно-постоянные и условно-переменные, обратимся к анализу издержек обращения ООО "Ренессанс" по отдельным статьям затрат. 1) На статью издержки обращения "Транспортные расходы" в ООО "Ренессанс" относятся оплата транспортных услуг сторонних организаций за доставку товаров до магазина. В отчетный период произошло снижение в издержках обращения по транспорту на 9,4 тыс. руб. или на 40,7%. Снижение транспортных расходов происходит за счет: разработки оптимальных маршрутов доставки; улучшения использования транспортных средств за счет полной загрузки автомобилей (путем рациональной укладки грузов, наращивания бортов, правильного выбора марок автомашин для перевозки определенных партий товаров и т.п.), использования прицепов;
сокращения порожних пробегов и простоев автомобилей при погрузке, разгрузке и их ожидании. 2) На статью "Расходы на оплату труда" в ООО "Ренессанс" относят: затраты на оплату труда основного, торгово-производственного персонала (начисленная заработная плата работающим, которая состоит из должностных окладов, согласно штатному расписанию и надбавок к заработной плате, предусмотренные законодательством, а также оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков). На статье "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления, которые производятся от расходов на оплату труда работников Фонд заработной платы занимает немалую долю в расходах предприятия. В ООО "Ренессанс" основная форма оплаты труда - повременная простая. В ООО "Ренессанс" работникам установлены должностные оклады, на который начисляется районный коэффициент - 30% и северная надбавка - 30%. Такая форма оплаты труда не заинтересовывает работников материально, мало способствует повышению качества и производительности труда. Необходимо пересмотреть существующую форму оплаты труда. Рассмотрим состав и структуру затрат по статье "Расходы на оплату труда" (табл.2.29).
Таблица 2.29 Анализ суммы и уровня издержек обращения ООО "Ренессанс"по статье "Расходы на оплату труда"
После того как был проведен анализ издержек обращения по статье "Расходы на оплату труда" можно увидеть, что расходы на оплату труда в отчетном периоде увеличились незначительно - на 4,1 тыс. руб. при темпе роста 101,1%. Основная доля расходов в анализируемом периоде как и в прошлом году приходится на расходы по оплате труда по должностным окладам, сдельным расценкам за выполненную работу.
Незначительные изменения произошли и в структуре затрат: затраты на оплату по основным должностным окладам остались на прежнем уровне по удельному весу при увеличении суммы на 2,5 тыс. руб.; снизился удельный вес выплат ежегодных отпусков на 0,1%, а сумма увеличилась на 0,2 тыс. руб.; выплаты районного регулирования также увеличились на 0,1% при увеличении суммы на 1,4 тыс. руб. Рассчитаем влияние численности и средней заработной платы на изменение размера издержек обращения по статье "Расходы на оплату труда" методом разниц (табл.2.30).
Таблица 2.30 Расчет влияния численности и средней заработной платы на динамику размера издержек обращения по статье "Расходы на оплату труда"
Незначительное увеличение расходов на оплату труда в отчетном периоде произошло за счет увеличения средней заработной платы на одного работника. Расходы на оплату труда в предприятии полностью отнесены на условно-постоянные затраты, что при росте издержек обращения по этой статье будет отрицательно влиять на деятельность предприятия. 3) Укрепление материально-технической базы предприятий сопровождается увеличением расходов по этой статье, но их рост должен отставать от увеличения объёма оборота розничной торговли. В противном случае наблюдается снижение эффективности использования объёктов. Состав и структура затрат по статье "Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря" представлены в таблице 2.31.
Таблица 2.31 Анализ динамики затрат ООО "Ренессанс" по статье "Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря"
По данным таблицы проведен анализ динамики затрат и можно сделать следующие выводы: общая сумма затрат по статье снизилась на 19,0 тыс. руб. и составила 13,1 тыс. руб. при снижении роста на 59,2%; затраты на содержание зданий в отчетном году составляют 100,0% затрат и составляют 13,1 тыс. руб. Изменение по этой статье произошло на 12,0 тыс. руб. в сторону уменьшения, удельный вес издержек на содержание зданий так же снизился на 58,2%; затраты на содержание оборудования и инвентаря в отчетном году не предусмотрены из-за временного затруднительного положения предприятия. также в отчетном году нет расходов на аренду здания, поскольку у предприятия отпала в этом необходимость. На снижение расходов по этой статье оказали экономия расходование электроэнергии, водоснабжения, отопления помещений. 4) Расходы по статье "Амортизация основных средств". Расчет по этой статье произведен бухгалтером ранее и в отчетном году не изменился. 5) Изменение суммы затрат на ремонт основных средств обусловливается объемом ремонтных работ и их стоимостью. В отчетном году затрат по статье "Расходы на ремонт основных средств" не предусмотрено, т.к необходимый ремонт был произведен в прошлом году. 6) На статью "Расходы на рекламу" отнесены следующие расходы (табл.2.32)
Таблица 2.32 Анализ издержек обращения по статье "Расходы на рекламу"
Анализируя данные таблицы мы видим, что общая расходов на рекламу в отчетном периоде увеличились на 50,0%. Если в прошлом периоде основная доля расходов (50,0%) приходилась на оформление выставки-продажи в сумме 5,0 тыс. руб., где проходит основная продажа продукции, то в отчетном периоде большая часть расходов на рекламу, в сумме 6,3 тыс. руб., расходовалась на оформление стендов и рекламных щитов, которые развешиваются на территории города и за его пределами. Увеличение произошло в сумме 3,0 тыс. руб. или на 9,0%. Остальные расходы на рекламу распределились следующим образом: расходы на оформление выставки остались на прежнем уровне - 5 тыс. руб., это связано с тем, что необходимо обновление стендов новыми изделиями и т.д.; а также на объявления в газетах - местных и краевых, и на размещение объявлений на местном телевидении в сумме 3,7 тыс. руб. 7) Прочие расходы - комплексная группа затрат различного вида и содержания: аккумулирует и материальные и нематериальные затраты и т.д. Рассмотрим состав и структуру затрат по статье "Прочие расходы" в таблицах 2.33 и 2.34 с подразделением на условно-постоянные и условно-переменные.
Таблица 2.33 Анализ структуры издержек обращения ООО "Ренессанс" по статье "Прочие расходы"
После того как был проведен анализ издержек обращения ООО "Ренессанс" по статье "Прочие затраты" мы видим, что в отчетном периоде по общей сумме затраты увеличились на 12,1тыс. руб., при темпе прироста 37,0%. Отклонение в сторону увеличения по сумме произошло за счет расходов по ведению кассового хозяйства на 0,3 тыс. руб. или на 30,0%. По остальным статьям затрат произошло уменьшение расходов по сумме следующее: наибольшее снижение издержек обращения по статье "По обеспечению нормальных условий труда и ТБ" на 2,4 тыс. руб. (29,4%) и "Расходы на вневедомственную охрану" на 2,6 тыс. руб. (31,6%). По статьям: износ нематериальных активов, расходы по ведению расчетного счета, расходы на оплату почтовых, телефонных услуг изменений не произошло вовсе. По таким статьям, как командировочные расходы, расходы на подписку периодических изданий и на канцелярские товары, другие затраты в отчетном году расходов не было заложено. Это произошло потому что, как уже говорилось выше, в предприятии сложилось временное затруднительное положение. По структуре статья "Прочие расходы" в отчетном периоде также изменилась. Снизился удельный вес таких видов затрат, как: затраты по обеспечению нормальных условий труда и ТБ (3,6%), расходы на вневедомственную охрану (2,9%), командировочные расходы (31,3%) и расходы на подписку периодических изданий и на канцелярские товары (4,7%). В сторону увеличения значительно изменился удельный вес "Расходы по ведению расчетного счета" (13,3%), "Расходы на оплату почтовых, телефонных услуг" (13,3%), "Расходы по ведению кассового хозяйства (13,1%), "Другие затраты" (+3,4%) и "Износ нематериальных активов" (5,4%). Анализ статьи "Прочие затраты" в зависимости от объема оборота розничной торговли с разделением на условно-переменные и условно-постоянные (таб.2.34), показал: сумма условно-переменных затрат изменилась в сторону снижения на 6,6 тыс. руб., при этом их уровень по отношению к объему оборота розничной торговли снизился на 0,28%. сумма условно-постоянных затрат снизилась на 5,5 тыс. руб., а их уровень снизился на 0,23%.
Таблица 2.34 Группировка по статье "Прочие расходы" в ООО "Ренессанс" в зависимости от объёма оборота розничной торговли за анализируемый период
Таким образом, рост издержек обращения по статье "Прочие расходы" происходит в большей степени за счет снижения суммы и уровня условно-переменных затрат, чем условно-постоянных и это положительно влияет на деятельность предприятия и снижает финансовый риск деятельности предприятия ООО "Ренессанс". Дополнительно проведем анализ налогов уплаченных ООО "Ренессанс" за анализируемый период и оформим в таблицу 2.35.
Таблица 2.35 Налоги, относимые на издержки обращения и уплаченные "ООО Ренессанс" за анализируемый период
ООО "Ренессанс" уплачивает следующие налоги, относимые на издержки обращения: единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и риска профессиональных заболеваний. Других налогов предприятие не платит. Как мы видим, налогов относимых на издержки обращения, предприятием было уплачено в отчетном году на 1,5 тыс. руб. или на 1,1% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, в сумме это составляет 132,4 тыс. руб. повышение связано с увеличением фонда заработной платы и соответственно начислений на него. Таким образом, из выше изложенного можно сделать выводы о том, что издержки обращения входят в категорию наиважнейших показателей характеризующих "непотопляемость" предприятия в условиях современной рыночной экономики. Поэтому при правильной организации учета и анализа издержек обращения можно выявить резервы позволяющие оптимизировать издержки обращения и как результат повысить уровень конкурентоспособности предприятия в современных условиях. Использование данных вышеприведенных расчетов способствует формированию наиболее оптимального планирования издержек обращения на будущий отчетный период. 3. Экономическое обоснование издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС" на планируемый период 3.1 Резервы повышения эффективности деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения
При проведении комплексного экономического анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО "Ренессанс" выявилось, что исследуемое предприятие работает достаточно эффективно, так как основные показатели эффективности имеют положительную динамику, что благоприятно скажется на деятельности предприятия в целом. В результате проведенного SWOT - анализа была выявлена стратегия, за счет которой предприятие сможет реально повысить финансовые результаты, улучшить благосостояние персонала и увеличить свою долю рынка. Фирме следует придерживаться трех основных направлений в развитии, причем два из этих направлений проходят примерно в одном русле: необходимо срочно расширять свой ассортимент, добавляя в него не только новые образцы товаров, но и сопутствующие им товары и аксессуары. Это направление предполагает стратегию развития продукта. Также фирме необходимо срочно заняться поиском новых поставщиков с более низкими ценами, это позволит укрепиться на рынке, а главное серьезно улучшить свое финансовое состояние. В данном случае следует применить стратегию концентрированного роста. Данная стратегия просто необходима, к тому же она соответствует состоянию и требованию окружения, потенциалу возможностей фирмы и имеет минимальный риск провала. Выявленная оптимальная стратегия дальнейшего развития торгового предприятия ООО "Ренессанс" относится к стратегии концентрированного роста. Для выполнения данной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия: организация рекламной кампании для повышения спроса и росту объемов продаж; расширение ассортимента товаров, что приведет к увеличению доли занимаемого рынка сбыта и росту прибыли; организация производства новых товаров для расширения рынка сбыта; совершенствование процесса сбора и анализа информации для более эффективного проведения маркетинговых исследований поиск наиболее выгодных поставщиков продукции для снижения издержек обращения и обеспечения бесперебойности поставок; совершенствование системы управления запасами, обеспечивающей удовлетворение потребительского спроса и снижение издержек на хранение; повышение квалификации управленческого персонала позволяющее повысить уровень и культуру обслуживания потребителей и повышения имиджа предприятия; вовлечение персонала в процесс управления, позволяющее усовершенствовать методы сбора информации; повышение управленческих расходов для наиболее эффективного управления организацией, что приведет к увеличению результатов деятельности торгового предприятия. тщательный контроль за выполнением стратегии для достижения максимальных результатов ее реализации. Можно сделать вывод, что после внедрения стратегии расширения ассортимента продаваемой продукции и добавления сопутствующих товаров и аксессуаров, более прогрессивных форм продаж, а также при реализации установленной стратегии концентрированного роста предприятие будет работать намного эффективнее, чем прежде, что приведет к увеличению финансовых результатов, снижения издержек обращения и устойчивости экономического положения, что является существенным и необходимым для нашей организации, так как это позволит выйти предприятию на новый, более высокий уровень своего развития. Объективное возрастание роли социальной эффективности торговой деятельности в условиях перехода к рынку обусловливает необходимость формирования издержек обращения с позиции оптимизации. Оптимальный размер издержек обращения определяется совокупностью внешних и внутренних условий, при которых уровень затрат может быть минимальным при максимально возможном качестве обслуживания. А это в свою очередь требует оптимального сочетания в системе управления издержками требований регулирования затрат. Важнейшим элементом системы управления издержками обращения является совершенствование их учета. Управленческий учет издержек обращения является одним из инструментов в руках руководства предприятия по обеспечению достижения его целей. К ним относятся: формирование оптимальной структуры и системы подчиненности, организация эффективного контроля за ходом работ и рациональной системы оплаты. Все это образует целостную систему управления и контроля за издержками обращения. Учет должен быть более детальным, взаимосвязанным с результатами работы предприятия. Учет затрат и результатов должен включать учет затрат по видам, по местам возникновения, по носителям затрат, учет результатов за определенный период. Основные требования к учету - оперативность и полнота. Для эффективного управления издержками обращения, поиска оптимального варианта их снижения важен учет основных факторов, формирующих уровень затрат. Они подразделяются на факторы, снижающие и повышающие уровень расходов, зависящие и независящие от работы торговых предприятий. Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются: постоянный рост оборота розничной торговли, повышение производительности труда работников предприятия торговли, изменение территориального размещения оборота розничной торговли, сокращение среднего расстояния перевозимых грузов, рационализация товародвижения, применение прогрессивных методов торговли, эффективность использования основных и оборотных фондов, механизация трудоемких процессов, ускорение товарооборачиваемости. Проанализировав издержки обращения в ООО "Ренессанс" можно сделать следующие выводы по их оптимизации. 1) Производительность труда работников оказывает большое влияние на издержки обращения в предприятия торговли и выступает важным резервом снижения уровня издержек обращения предприятия торговли. 2) Структура оборота розничной торговли также существенно влияет на уровень издержек обращения. В ООО "Ренессанс" влияние соотношения доли доски (и бруса) на уровень издержек обращения обусловлено различной величиной затрат на реализацию. Для реализации доски (и бруса) на единицу оборота розничной торговли требуется почти в два раза больше расходов по сравнению с другими товарами. Следовательно, чем выше удельный вес в обороте розничной торговли, тем выше, при прочих равных условиях, и уровень издержек обращения. Повышение расходов, обусловленное ростом доли доски (и бруса), следует оценивать положительно, так как оно соответствует задаче дальнейшего развития торговли ООО "Ренессанс". 3) В ООО "Ренессанс" в отчетном году наблюдаются опережающие темпы роста среднегодовой стоимости основных фондов по сравнению с темпом роста оборота розничной торговли, с каждого рубля основных фондов недополучено 0,5 руб. выручки. На величину издержек значительно влияет скорость обращения товарных запасов. В ООО "Ренессанс" произошло замедление времени обращения оборотных средств на 54,4 дня. Эти факторы являются одним из резервов оптимизации издержек обращения в предприятии. 4) Важнейшим производственным фактором выступает географическое размещение предприятий производителей, максимальное приближение их к районам продажи продукции. Такое размещение позволяет сокращать затраты в предприятия торговли на перевозку и сроки доставки товара до потребителя. Транспортные факторы также влияют на издержки обращения предприятия. Для перевозки продукции используется автомобильный транспорт. В ООО "Ренессанс" производственная база находится достаточно далеко, за пределами города (в другом районе) и постепенное перемещение ее в черту города позволит существенно сократить затраты на доставку. 5) На уровень издержек обращения предприятия влияет изменение цен и тарифов на услуги, предоставляемые другими предприятиями (транспорт, связь, коммунальное хозяйство). С изменением стоимости данных услуг аналогично изменяется и уровень издержек обращения по соответствующим статьям на предприятии. Для их снижения, например по услугам на тепло и воду - для этого необходимо повсеместно установить тепло и водосчетчики; по услугам связи - ввести жесткий контроль на междугородние переговоры; с автотранспортными предприятиями заключать договоры на перевозки. 6) Уровень издержек обращения во многом зависит и от структуры управления предприятиям, численности административно-управленческого аппарата. В ООО "Ренессанс" этот фактор не оказывает влияния на издержки обращения, поскольку численность административно-управленческого аппарата соответствует штатному расписанию. 7) На величину издержек обращения ООО "Ренессанс" достаточное влияние оказывает сезонность, так как увеличивает расходы по хранению товара. Во втором и третьем кварталах объем оборота розничной торговли выше, чем в первом и четвертом. Основной причиной такой нестабильности является то, что продукция предприятия - брус, доски, штакетник и другие изделия из дерева предназначены для населения, которое ведет ремонт и строительство, как правило, в теплое время года. Необходимо усилить работу с населением по продаже товаров стабильно в течение всего года. 8) В ООО "Ренессанс" к ним относятся: неправильное использование транспорта, неравномерная загрузка складских помещений, затраты на возврат товаров на склад, излишество в оформлении магазина, потери от бесхозяйственности, влекущие за собой относимые на издержки обращения дополнительные расходы. Это является важным условием снижения издержек, в частности по статье "Транспортные расходы", "Товарные потери" и другим условно-переменным статьям. Кроме того, для выживания в современных экономических условиях и благоприятных перспектив развития в будущем, каждое предприятие должно отвечать требованиям "завтрашнего дня": оперативно владеть ситуацией на рынке сбыта, умением просчитывать результаты своей деятельности и их регулировать. 3.2 Планирование оборота розничной торговли ООО "Ренессанс"
Рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов требует правильной постановки учета, контроля и анализа издержек обращения. Этим задачам служит экономическое обоснование издержек обращения. Первоначально осуществим расчет оборота розничной торговли ООО "Ренессанс" на 2005 год, так как он является основным показателем определяющим сумму всех затрат торгового предприятия. При расчете оборота розничной торговли используем несколько методов: 1) Метод экспертных оценок. Используем метод коллективных экспертных оценок, такой, как метод "мозговой атаки", обеспечивающий получение прогноза как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания-сеанса и последующего анализа его результатов. Данный метод был разработан в конце 30-х годов американским ученым А. Осборном. Эксперты подразделяются на две группы, одна из которых генерирует идеи, а другая их анализирует, критикует и разрушает. Основу заседания составляет выдвижение как можно большего количества идей, т.к вероятность появления действительно ценной идеи повышается с увеличением их общего числа. Выдвижение идей протекает лавинообразно, т.к высказываемые идеи порождают либо творческую, либо критическую реакцию. Групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Продолжительность "мозгового штурма" при генерации идей рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа (в зависимости от активности участников группы). Метод мозговой атаки основан на предположении, что среди большого числа идей имеется несколько хороших. Поэтому, объединяя экспертов в соответствующие группы, добиваются повышения продуктивности мышления ее участников, строящих свою коллективную работу по следующим правилам: формулировка основной проблемы и выделение единственного центрального пункта; не отрицать и не прекращать исследования ни одной из названных идей; поддержка любой идеи, даже если она неуместна и сомнительна; оказание поддержки и поощрение условий, освобождающих участников от скованности. Метод "мозговой атаки" осуществляется в несколько этапов: I этап - Формирование группы участников "мозговой атаки".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|