ПРИНЦИПЫ финансового права
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Понятие, предмет, метод финансового права Финансовое право находится в ведении РФ. В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др. Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций. Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние. Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств. К предмету финансового права относятся: 1) отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ); 2) между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями; 3) между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных). По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89. Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.
Предметом регулирования финансового права являются финансы. Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются: 1. в зависимости от функций финансовой деятельности: · мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, · распределения финансовых ресурсов государства, · использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, · контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, · эмиссии денежных знаков; 2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают: · с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами, · между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований; 3. по экономическому критерию: · финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д., · нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов; 4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам: · бюджетные, · возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов, · налоговые, · неналоговые, · отношения по государственному внутреннему долгу, · по сметно-бюджетному финансированию, · по государственному внебюджетному финансированию, · по бюджетным кредитам, · по государственному страхованию,
· по денежному обращению и расчётам, · по валютному регулированию. Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности. Существует 2 метода финансового права: 1) административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости; 2) гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки). Существует другая классификация методов финансового права. Их также два: 1) императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями); 2) диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами). Система финансового права Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права – общая и особенная части. К общей части относятся: · правовые нормы (корпоративные, моральные, нравственные, религиозные, социальные); · нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений, а также вопросы регулирования и финансового контроля государства. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
· бюджетной системы; · внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; · финансов государственных и муниципальных предприятий; · государственных и муниципальных доходов; · государственного и муниципального кредита; · организации имущественного и личного страхования; · государственных и муниципальных расходов; · банковского кредитования; · денежного обращения и расчетов; · валютного регулирования. ПРИНЦИПЫ финансового права Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права. Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в Конституции РФ от 12.12.1993 года. Основные их них: 1) принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия. 2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».
Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал «Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13». 3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ». 4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах. Основными финансово-плановыми актами являются: · федеральный бюджет; · внебюджетные фонды; · система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|