Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Симптоматика дисграфий (типология и механизм специфических ошибок письма)





 

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Исследователи применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации, как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:

ошибки на уровне буквы и слова;

ошибки на уровне слова;

ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Ошибки на уровне буквы и слога.

Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок. Рассмотрим в первую очередь ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа; затем - ошибки фонематического восприятия (дифференциации фонем), а далее - ошибки иной природы.

Ошибки звукового анализа.

Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действия по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленения его из олова начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте.

Несформированность действия звукового анализа проявляется в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например "снки" - санки, "кичат" - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье - "дорве", девочка - "девча".



По наблюдениям исследователей, пропуску буквы и слога до некоторой степени соответствуют следующие позиционные условия:

а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: "спа (л) лакать, прилетае (т) только зимой, живу (т) дружно". В последнем случае по нормам орфоэпии произносится - "живуд дружно", т.е. имеют место регрессивные ассимиляции,

б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста (ла), кузнечи (ки), ка (ра) ндаши, хруст (ит) и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.

Перестановка букв и слогов являются выражением трудности анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохранятся без искажений, например: чулан - "чунал", плюшевого - "плюшегово", ковром - "корвом", на лугах - "нагалух". Более многочисленны перестановки, искажающие слоговою структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом:

он - "но", от школы - "то школы", из берегов - "зи берегов". В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным; зима - "зиам", дети - "дейт". Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор - "довр", стер - "серт", брат - "барт".

Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): "шекола", "девочика", "душиный", "ноябарь". Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако, в них отмечается одна особенность: "вставленной" оказывается глазная, уже имеющаяся в составе слова, например: "дуружно", "в лесоко", "на речуку", "в укуклы". В отдельных случаях подобное повторение происходит о согласной: "гулямем", "сахахрный" и др. Подобная "вставка" есть отражений колебаний ребенка при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразились одновременно и не замеченная ребенком ошибка, и правильное написание. На это указывает всегда симметричное расположение вставленной буквы: ярече, на речуку, деверь. Диктуемое слово звучит доли секунды, ребенку сложно уловить мгновенное чередование фонем, их точную последовательность.

Ошибки фонематического восприятия.

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство. В устной речи не дифференцированность фонем идет к заменам и смешения звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал не соответствующую букву. Это может иметь место при:

* нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значениями и зрительным образом буквы;

* нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные, сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются между собой, так и с любым из своих компонентов.

Приводим примеры смешений в письме.

* Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончение глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):

Д-Т - "тавно", "сыдый", "ситит";

3-С - "кослик", "вазилек", "саснуть";

Б-П - "попеда", "бодарил", "польшие";

Ж-Ш - "шдет", "ужибла", "жумно";

Г-К - "долко", "клавный", "уколок";

В-Ф - "портвель", "ворточка", "картовель.

* Лзбилизованные гласные:

0-У - "звенит рочей", "дедошка";

Ё-Ю - "клёква", "лёбит", "салёт".

* Заднеязычные

Г-К-Х - "черёмука", "колгоз". \

* Сонорные

Р-Л - "хородный", "смерый";

Й-Л - "тут бывалет и солька" - тут бывает и сойка...

* Свистящие и шипящие

С-Ш - "шиски", "восли",

3-Ж - "жажгли", "скажал", "зелезо";

С’-Щ - "нещет", "сенок", "сетка".

* Аффрикаты

Ч-Щ - "стущал", "роча";

Ч-Ц - "чапля", "цястый";

Ч-Т - "черпит", "утитель";

Ц-Т - "пцицы", "цвецет".

Ц-С - "рельцы", "куриса".

Смешение букв по кинетическому сходству.

Исследователь традиционно объясняют любые смешения либо аккустико-артикуляционным сходством фонем, либо оптическим сходством букв - равно для чтения и письма. Включение в акт письма еще одного анализатора - двигательного - расценивается лишь как необходимое средство обеспечения технической стороны письма. Между тем было бы неправильно не учитывать качественную перестройку, которая происходит в ассоциативной цепи слухоречедвигательных и зрительнодвигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. Удалось установить новый тип специфических ошибок - смешение букв по кинетическому сходству.

Буквы рукописного шрифта - это различные комбинации определенных элементов, принятых' в графической системе данного языка. Исследователи выделили группу оптически сходных букв славянской графики. Затем сопоставили пары оптически сходных букв с наиболее часто смешиваемыми (попарно же) буквами. Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:

о'-а' - "бонт", "куполся"; б-д - "людит", "рыдоловы", "убача"

и-у - "прурода", "села миха";

т-п - "стасли", "спанция";

х-ж - "поймал еха", "дорохки"

л-я - "кяюч", "весеяо".

В указанных заменах обращать на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо не правильно передал количество однородных элементов (л - м, п - т, и - ш. .), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, Г - Р, б - д. .).

По-видимому, решающую роль играет тождество графо-моторных движений "на старте" каждой из смешиваемых букв. А буквы оптически сходные имеют разные отправные точки при их начертании.

Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям. Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадии связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. В широкой распространенности подобных смешений играет отрицательную роль также неправомерное методическое требование "безотрывного" написания слов с первых недель обучения детей в 1-ом классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует. Умения вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.

Таким образом, смешение букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности детей.

Персеверации, антиципации.

Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверации (застревания) и антиципации (упреждение, предвосхищение): согласный " а реже - гласный - заменяет вытесненную букву в слове.

Примеры персевераций в письме:

в пределах слова: "магазим";

в пределах словосочетания: "у деда Модоза";

в пределах предложения: "Девочка кормила петуха и рурм".

Примеры антиципации в письме:

в пределах слова: "на девевьях";

в пределах словосочетания, предложения: "Жукчат речейки".

Возможна персеверация и антиципация слога:

"стутупали" - ступали;

"спуспуклись" - спускались.

В основе ошибок указанных двух видов лежит слабость дифференцированного торможения.

Ошибки на уровне слова.

Если в устной речи слова в синтагме произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушения индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог" союз, местоимение ("и дут", "на чалось"). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;

при стечении согласных из-за меньшей артикуляторной слитности происходит раздел слова "б рат", "поп росил". В приведенных примерах не имел место перенос слова с одной строки на другую.

Многочисленные ошибки типа "по дкраватью", "по дстолом" объясняются фонетическими особенностями слогораздела на стыке предлога и следующего олова.

Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги " союзы) с последующим или предыдущим словом "ветки елии сосны", "кдому". Не редки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: "быличудные дни", "светитлуна".

Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например:

"у дедмо Рза" - у деда Мороза;

"врекепе те" - в реке Петя.

В некоторых случаях слияние слов как бы провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов - иначе говоря, ребенок сбивается с замысла, поговаривая при письме слова: на " общем" звуке переходит на следующее слово. При этом, как правило, имеет место пропуск части первого слова:

каждый день - "каждень";

куст шуршит - "куршид".

Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражения в онтаминациях слов: лепят бабу - "лептбау"; была зима - "блзм".

Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудности анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытки подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования:

мёд - "медик", лёд - "ледик".

Образуя существительные по средством суффикса - ищ-, дети не учитывают чередования согласных в корне:

рука - "рукища", нога - "ногища".

Нарушение функции словообразования обнаруживается особенно явственно при образовании прилагательного от существительного, например:

цветок, растущий в поле - "поленой цветок";

хвост медведя - "медведин, медведий хвост".

Не сформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем, например: "сильнеет греет солнышко".

Ошибки на уровне предложения.

На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц" что отражается в отсутствии обозначения границ предложений - заглавных букв и точек, например: "гуси вышли изадвора пошли на пруд стали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету".

В определенной мере подобное написание объясняется тем, что начало внимания ребенка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фразы, соотносить его с основными правилами пунктуации.

Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образуют сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определенным категориям.

 

Классификация дисграфии

 

Существует несколько классификаций дисграфии.

* М.Е. Хватцев выделил следующие формы:

1. Дисграфия на почве аккустической агнозии и дефектов фонематического слуха.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи.

3. Дисграфия на почве произносительного ритма.

4. Оптическая дисграфия.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афозии.

* Токаревой выделены три основные формы дисграфии:

акустическая " оптическая" моторная.

* Классификация дисграфии С-Пб РГПУ им. Герцена:

акустическая;

артикуляторно-аккустическая;

дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза;

аграмматическая;

оптическая.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.