Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ результатов констатирующего эксперимента





 

Количественная оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий - 4 балла, выше среднего - 3 балла, средний - 2 балла, ниже среднего - 1 балл, низкий - О баллов. С учетом результатов обследования составлялся "индивидуальный маршрут" развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и процессов. "Индивидуальный маршрут" давал возможность составить общее представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом.

Сводная таблица исследований состояния речевых и не речевых психических функций у детей с ОНР.

 

Таблица №1

 

 

Имя, Ф.

Состояние речевых психических функций и проц.

Общее Кол-во баллов
                         
1 Саша Х. 1 2 3 2 2 3 3 3 2 1 2 3 29
2 Аня С. 1 2 3 2 1 3 4 4 3 2 2 2 31
3 Дима О. 1 2 2 2 2 3 3 3 2 2 1 2 26
4 Антон К. 1 1 2 1 1 2 3 3 2 2 2 2 23
5 Женя С. 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 3 22
6 Олеся М. 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 20
7 Уля В. 1 1 2 1 1 1 3 2 2 2 2 1 20
8 Ярослав А. 1 1 1 2 1 2 3 3 2 1 1 2 22
9 Боря М. 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 17
10 Аля С. 0 1 1 1 0 2 2 1 1 1 1 2 13
  Средний показатель 1 1,4 1,7 1,4 1,1 2,2 2,7 2,5 1,9 2,5 1,7 2,1  

 

Условные обозначения:

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи



зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

XI. - мышление

XII. - состояние моторной функции

Состояния речевых функций и процессов у детей с ОНР.

 

Диаграмма № 1. Средние значения показателей.

 

Условные обозначения:

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи

зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

мышление

состояние моторной функции

Прим: 4 - высокий уровень

3 - уровень выше среднего

2 - средний уровень

1 - уровень ниже среднего

0 - низкий уровень

Все средние показатели экспериментальной группы, отражающие состояние речевой функции, находятся в или на границах этой области.

Сводная таблица исследований состояния речевых и неречевых психических функций и процессов у детей без речевой патологии.

 

Таблица №2

 

 

Имя, Ф.

 

ВПФ и процессы

Общее

Кол-во

баллов

                       
1 Лена Г. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 4 47
2 Игорь Я. 3 4 3 3 3 4 4 3 4 4 4 4 43
3 Юля К. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 3 4 46
4 Валера Г. 4 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 47
5 Катя Я. 4 3 4 4 4 3 4 3 3 3 3 4 42
6 Костя Я. 3 4 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 45
7 Саша В. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 48
8 Аня Е. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3 4 47
9 Вика Р. 3 3 4 3 4 3 4 4 4 4 4 4 44
10 Женя Ю. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 48
  Средний показатель 3,7 3,7 3,8 3,7 3,9 3,8 4 3,8 3,9 3,5 3,6 4  

 

Условные обозначения:

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи

зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

мышление

состояние моторной функции

Среднее значение показателей состояния речевых и неречевых психологических функций и процессов у детей без речевой патологии.

 

Диаграмма №2

 

Условные обозначения

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи

зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

мышление

состояние моторной функции

Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высокий и выше среднего. При таком состоянии функций у детей не возникает нарушения письма.

Примечание:

3 - уровень выше среднего

4 - высокий уровень

Сводная таблица состояния речевых и не речевых психических функций и процессов у первой подгруппы детей с ОНР.

 

Таблица №3

  №   Имя, Ф.                        
1 Лена Г. 1 2 3 2 2 3 3 3 2 1 2 3
2 Игорь Я. 1 2 3 2 1 3 4 4 3 2 2 2
3 Юля К. 1 2 2 2 2 3 3 3 2 2 1 2
4 Валера Г. 1 1 2 1 1 2 3 3 2 2 2 2
5 Катя Я. 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 2 3
  Средний пока- затель в баллах 1 1,6 2,2 1,6 1,4 2,6 3 3 2,2 2 1,8 2,4

 

Условные обозначения:

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи

зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

мышление

состояние моторной функции.

 

Диаграмма №3

 

На диаграмме изображено состояние речевых и неречевых психических процессов первой подгруппы детей с ОНР. Проведенный анализ выявил, что большинство средних значений показателей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и среднего. Остальные

показатели находятся выше средних значений. Минимальное число значений (1-4) располагаются ниже основной для этой подгруппы области. Вывод: Эту подгруппу составляют дети с выраженной степенью риска возникновения дисграфии.

Сводная таблица средних показателей состояния речевых и неречевых психических процессов у второй подгруппы детей с ОНР.

 

Таблица № 4

  №   Имя, Ф.                        
1 Олеся М. 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2
2 Уля В. 1 1 2 1 1 1 3 2 2 2 2 1
3 Ярослав А. 1 1 1 2 1 2 3 3 2 1 1 2
4 Боря М. 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2
5 Аля С. 0 1 1 1 0 2 2 1 1 1 1 2
  Средний пока- затель в баллах 1 1 1,2 1,2 0,8 1,6 2,4 2 1,6 1,4 1,6 1,8

 

Условные обозначения:

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи

зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

мышление

состояние моторной функции.

 

Диаграмма №4

 

Условные обозначения:

звукопроизношение

состояние звукослоговой структуры слов

состояние фонематических процессов

состояние языкового анализа и синтеза

состояние монологической связной речи

состояние лексико-грамматического строя речи

зрительный гнозис

оптико-пространственный праксис

память

внимание

мышление

состояние моторной функции.

Во вторую группу входят дети, у которых большинство средних значений, отражающих состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. Эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.

Вывод: во вторую подгруппу вошли дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфии.

Все данные по выполненным заданиям отражены в таблице N 1.

Состояние звукопроизношения - мнимые искажения и замены. Средний показатель - 1 балл.

Состояние звукослоговой структуры слова - на данном уровне используют полную слоговую структуру слов" лишь в качестве остаточных явлений отмечаются отдельные перестановки звуков и слогов, они затрагивают сложные по структуре слова или слова иноязычного происхождения, не знакомые слова. Средний показатель - 1.4 балла.

Исследования фонематического восприятия и фонематических представлений - фонематические представления у детей недостаточно сформированы. Средний показатель - 1.7 балла.

Исследование языкового анализа и синтеза - с заданиями предложения с использованием спорной схемы дети справились, определенные трудности вызвали задания на придумывание предложений по картинке, синтез предложений из слов, следовательно, фонематические представления недостаточно сформированы. Средний показатель - 1.4 балла.

Исследование монологической связной речи - используют в основном простые предложения, при построении сложных - дети испытывают затруднения. В самостоятельных высказываниях нарушается связь слов в предложении. Средний показатель - 1.4 балла.

Исследование лексика - грамматического строя речи. Грамматический строй сформулирован недостаточно. К числу ошибок можно отнести: смешение окончаний некоторых существительных мужского и женского родов, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных. Средний показатель 2.2 балда.

Исследование зрительно-пространственных функций - дифференцирование пространственных понятий неполное. Средний показатель 2.7 балла.

Использование внимания и исследование моторной функции проводилось по тесту "Определение школьной зрелости". Определенные трудности у детей вызывало рисование фигуры мужчины.

Исследование мышления - при выполнении задания "Нелепица" у основной массы детей наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции на картинку. Средний показатель - 1.9 балла.

Исследование мнестической деятельности - зрительная память и речеслуховая у детей с ОНР сформированы недостаточно.

Исходя из средних показателей, можно сделать вывод, что у детей с ОНР отмечено комплексное недоразвитие всех психических функций и процессов (Диаграмма №1).

Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высоким и выше среднего. У некоторых детей контрольной группы имеется незначительное отклонение от средних показателей одной или двух функций, что, однако, не оказывает отрицательного влияния на процесс овладения письмом в школе (Таблица №2, диаграмма №2).

Проведенное исследование позволило провести анализ различий присущих дошкольникам с ОНР" и сгруппировать их в соответствии с индивидуальными особенностями" полученными в результате обследования детей. Каждая группа проанализирована с точки зрения средних значений показателей и их отклонений от средних величин контрольной группы.

Различный уровень состояния речевых и неречевых психических функций и процессов позволяет разделить всех детей экспериментальной группы на две. Средние показатели I группы детей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и средним или на границе этой области. Эти значения отражают состояние языкового анализа и синтеза, монологически связной речи, звукопроизношения, словесного мышления (Таблица №3, диаграмма №3).

Следовательно, это группа детей выраженной степенью дисграфий. Во II группу детей (Таблица №4, диаграмма №4) входят дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфий. Средние значения, отражающие состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. В большинстве случаев эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи.

У детей обеих групп отмечается II группа здоровья, все они имеют неблагополучие пренатального периода.

В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода к изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи.

Выводы.

1. У старших дошкольников с ОНР имеются существенные различия в состоянии речевых и не речевых предпосылок овладения письмом по сравнению с возрастной нормой

2. Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированность многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексике грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции.

3. В структуре предрасположенностей возникновения дисграфии у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции.

4. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике дисграфии должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.