Анализ результатов констатирующего эксперимента
Количественная оценка результатов проводилась по четырех бальной системе. Критерий оценки базировался на учете степени сформированности исследуемых психических функций и процессов. Она определялась по количеству правильно выполненных заданий. Бальная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий, и выделялись уровни: высокий - 4 балла, выше среднего - 3 балла, средний - 2 балла, ниже среднего - 1 балл, низкий - О баллов. С учетом результатов обследования составлялся "индивидуальный маршрут" развития ребенка, состояния речевых и неречевых функций и процессов. "Индивидуальный маршрут" давал возможность составить общее представление о готовности каждого ребенка к овладению письмом. Сводная таблица исследований состояния речевых и не речевых психических функций у детей с ОНР.
Таблица №1
Условные обозначения: звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи
состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание XI. - мышление XII. - состояние моторной функции Состояния речевых функций и процессов у детей с ОНР.
Диаграмма № 1. Средние значения показателей.
Условные обозначения: звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание мышление состояние моторной функции Прим: 4 - высокий уровень 3 - уровень выше среднего 2 - средний уровень 1 - уровень ниже среднего 0 - низкий уровень Все средние показатели экспериментальной группы, отражающие состояние речевой функции, находятся в или на границах этой области. Сводная таблица исследований состояния речевых и неречевых психических функций и процессов у детей без речевой патологии.
Таблица №2
Условные обозначения: звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи
состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание мышление состояние моторной функции Среднее значение показателей состояния речевых и неречевых психологических функций и процессов у детей без речевой патологии.
Диаграмма №2
Условные обозначения звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание мышление состояние моторной функции Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высокий и выше среднего. При таком состоянии функций у детей не возникает нарушения письма. Примечание: 3 - уровень выше среднего 4 - высокий уровень Сводная таблица состояния речевых и не речевых психических функций и процессов у первой подгруппы детей с ОНР.
Таблица №3
Условные обозначения: звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание мышление состояние моторной функции.
Диаграмма №3
На диаграмме изображено состояние речевых и неречевых психических процессов первой подгруппы детей с ОНР. Проведенный анализ выявил, что большинство средних значений показателей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и среднего. Остальные показатели находятся выше средних значений. Минимальное число значений (1-4) располагаются ниже основной для этой подгруппы области. Вывод: Эту подгруппу составляют дети с выраженной степенью риска возникновения дисграфии.
Сводная таблица средних показателей состояния речевых и неречевых психических процессов у второй подгруппы детей с ОНР.
Таблица № 4
Условные обозначения: звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание мышление состояние моторной функции.
Диаграмма №4
Условные обозначения: звукопроизношение состояние звукослоговой структуры слов состояние фонематических процессов состояние языкового анализа и синтеза состояние монологической связной речи состояние лексико-грамматического строя речи зрительный гнозис оптико-пространственный праксис память внимание мышление состояние моторной функции. Во вторую группу входят дети, у которых большинство средних значений, отражающих состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. Эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи. Вывод: во вторую подгруппу вошли дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфии. Все данные по выполненным заданиям отражены в таблице N 1. Состояние звукопроизношения - мнимые искажения и замены. Средний показатель - 1 балл. Состояние звукослоговой структуры слова - на данном уровне используют полную слоговую структуру слов" лишь в качестве остаточных явлений отмечаются отдельные перестановки звуков и слогов, они затрагивают сложные по структуре слова или слова иноязычного происхождения, не знакомые слова. Средний показатель - 1.4 балла.
Исследования фонематического восприятия и фонематических представлений - фонематические представления у детей недостаточно сформированы. Средний показатель - 1.7 балла. Исследование языкового анализа и синтеза - с заданиями предложения с использованием спорной схемы дети справились, определенные трудности вызвали задания на придумывание предложений по картинке, синтез предложений из слов, следовательно, фонематические представления недостаточно сформированы. Средний показатель - 1.4 балла. Исследование монологической связной речи - используют в основном простые предложения, при построении сложных - дети испытывают затруднения. В самостоятельных высказываниях нарушается связь слов в предложении. Средний показатель - 1.4 балла. Исследование лексика - грамматического строя речи. Грамматический строй сформулирован недостаточно. К числу ошибок можно отнести: смешение окончаний некоторых существительных мужского и женского родов, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных, склонение существительных женского рода, неправильное употребление падежных окончаний, неправильное согласование существительных и прилагательных. Средний показатель 2.2 балда. Исследование зрительно-пространственных функций - дифференцирование пространственных понятий неполное. Средний показатель 2.7 балла. Использование внимания и исследование моторной функции проводилось по тесту "Определение школьной зрелости". Определенные трудности у детей вызывало рисование фигуры мужчины. Исследование мышления - при выполнении задания "Нелепица" у основной массы детей наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции на картинку. Средний показатель - 1.9 балла. Исследование мнестической деятельности - зрительная память и речеслуховая у детей с ОНР сформированы недостаточно. Исходя из средних показателей, можно сделать вывод, что у детей с ОНР отмечено комплексное недоразвитие всех психических функций и процессов (Диаграмма №1). Все средние показатели контрольной группы располагаются в области, ограниченной двумя уровнями: высоким и выше среднего. У некоторых детей контрольной группы имеется незначительное отклонение от средних показателей одной или двух функций, что, однако, не оказывает отрицательного влияния на процесс овладения письмом в школе (Таблица №2, диаграмма №2).
Проведенное исследование позволило провести анализ различий присущих дошкольникам с ОНР" и сгруппировать их в соответствии с индивидуальными особенностями" полученными в результате обследования детей. Каждая группа проанализирована с точки зрения средних значений показателей и их отклонений от средних величин контрольной группы. Различный уровень состояния речевых и неречевых психических функций и процессов позволяет разделить всех детей экспериментальной группы на две. Средние показатели I группы детей располагаются в области, ограниченной следующими уровнями: выше среднего и средним или на границе этой области. Эти значения отражают состояние языкового анализа и синтеза, монологически связной речи, звукопроизношения, словесного мышления (Таблица №3, диаграмма №3). Следовательно, это группа детей выраженной степенью дисграфий. Во II группу детей (Таблица №4, диаграмма №4) входят дети с абсолютной степенью риска возникновения дисграфий. Средние значения, отражающие состояние речевой функции, находятся в области, ограниченной средним и ниже среднего уровнями или на границах этой области. В большинстве случаев эти показатели отражают состояние звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи. У детей обеих групп отмечается II группа здоровья, все они имеют неблагополучие пренатального периода. В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что процесс формирования речевых психических функции и процессов у детей с проблемами в речевом развитии идет отлично от того же процесса у детей с нормальным развитием речи. Дошкольники показали разные уровни успешности выполнения заданий. Рассматривая данные, описанные выше, мы пришли к выводу о необходимости дифференцированного подхода к изучению вопроса профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи. Выводы. 1. У старших дошкольников с ОНР имеются существенные различия в состоянии речевых и не речевых предпосылок овладения письмом по сравнению с возрастной нормой 2. Недостаточная психологическая готовность детей с ОНР к овладению письмом обусловлена несформированность многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексике грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции. 3. В структуре предрасположенностей возникновения дисграфии у старших дошкольников с ОНР доминирующими являются недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, звукослоговой структуры слов, внимания и моторной функции. 4. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактике дисграфии должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|