Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбор информации о пациенте.




ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Росздрава»

 

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ В ТЕРАПИИ

 

Киров 2010г.

УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

 

Печатается по решению Центрального методического Кировской государственной медицинской академии протокол № от «» 2008г

 

 

Руководство для подготовки к курсовому экзамену по сестринскому делу в терапии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов ВСО/ Составители: Е.А.Мухачева.- Киров, 2010. – 111 С.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов факультета высшего сестринского образования для самостоятельной подготовки к экзамену по дисциплине «Сестринское дело в терапии». В пособии в соответствии с программой обучения представлена схема и пример написания сестринской истории болезни, изложен информационный блок по реализации плана сестринских вмешательств, представлены экзаменационные вопросы и тесты.

 

Рецензент: д.м.н. профессор Б.Ф.Немцов

 

 

© ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….. 4

Методические указания……………………………………………. …….. 5

Схема сестринской истории болезни …………………………………….. 6

Пример сестринской истории болезни ……………………………… 14

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Сестринское дело в терапии» ………………………………………….. 30

Экзаменационные тесты ………………………………………………… 33

Заключение…………….………………………..………………………… 99

Рекомендуемая литература………………………………….…………… 100

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Необходимым условием становления специалистов с высшим сестринским образованием является знание основ клинических дисциплин, одной из которых является «Сестринское дело в терапии». Освоение навыков организации и ухода за терапевтическими больными требует глубоких знаний программного материала и умения работы с больными. Проверить знания и умения, полученные на лекциях и семинарских занятиях по сестринскому делу в терапии поможет студентам выполнение контрольной работы, которое включает курацию больных терапевтического профиля с последующим написанием сестринской истории болезни. Написание сестринской истории болезни включает сбор информации о больном, выделение сестринских проблем, составление плана сестринских вмешательств, его реализация, а также оценка полученных результатов.

Для осуществления качественного ухода за больными необходимы знания этиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики развития осложнений заболеваний внутренних органов. При изучении курса «Сестринское дело в терапии» студенты должны опираться на знания о строении внутренних органов, знать патолого-анатомические изменения при различных болезнях, уметь распознавать симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов, вспомнить основы теории сестринского дела.

Заочное обучение в высшей школе имеет свои особенности в подготовке специалистов. Достаточно большой объем времени отводится на самостоятельную подготовку студентов. Пользуясь общей схемой написания сестринской истории болезни, студент сможет качественно подготовить домашнюю контрольную работу, а выполнение тестовых заданий и изучение теоретических вопросов - подготовиться к предстоящему экзамену..

Учебное пособие выполнено с учетом современных требований методики преподавания в высшей школе и позволяет повысить эффективность самостоятельной работы студентов высшего сестринского образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Сборник заданий для подготовки к курсовому экзамену по сестринскому делу в терапии предназначен для студентов факультета Высшего сестринского образования.

Цель учебного пособия: помочь студенту, получающему заочное образование повысить качество знаний по циклу «Сестринское дело в терапии» и успешно сдать экзамен. В связи с особенностями заочного образования самостоятельной подготовке студентов медицинской академии уделяется очень большое внимание. На внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится до 50% от аудиторных часов.

Учебное пособие включает задачи: помочь студентам самостоятельно выполнить домашнюю контрольную работу – написать сестринскую историю болезни. Выполняя тестовые задания и отвечая на теоретические вопросы, подготовиться к экзамену по сестринскому делу в терапии.

Необходимыми для изучения темы смежными дисциплинами являются анатомия, физиология патологическая анатомия, патологическая физиология; латинский язык, пропедевтика внутренних болезней; основы сестринского дела. В пособии представлен информационный блок – пример написания сестринской истории болезни

Тестовые задания не дублируют друг друга и контролируют освоение различных аспектов каждого раздела. Для подготовки к теоретическим ответам на экзамене представлен перечень вопросов. В конце пособия представлены эталоны с правильными ответами на тестовые задания.

 

CХЕМА НАПИСАНИЯ

СЕСТРИНСКОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.

(История болезни оформляется согласно 5 этапам сестринского процесса)

I. 1 ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА:

СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ.

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (паспортная часть).

· Ф. И. О.

· Возраст

· Пол

· Национальность

· Образование

· Место регистрации

· Место жительства

· Место работы

· Профессия (должность)

· Кем направлен пациент

· Непереносимость лекарственных препаратов

· Дата поступления

· Дата выписки

Диагноз при поступлении

Клинический диагноз.

1.2 СУБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

ЖАЛОБЫ.

Основные жалобы (главные) характеризуют основной патологический процесс (locus morbid) и, как правило, предъявляются больным активно. Они характеризуют синдромы поражения основных анатомических структур и синдромы нарушения функционального состояния пораженного органа.

Общие жалобы характеризуют неспецифическую реакцию организма на патологический процесс (лихорадка, слабость, недомогание, похудание, снижение работоспособности и т.д.).

Дополнительные жалобы (второстепенные) характеризуют вовлечение в патологический процесс других органов и систем (синдромы поражения других органов).

ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ (ANAMNESIS MORBI).

Начало заболевания:

§ когда, при каких обстоятельствах впервые заболел;

§ с чем связывает больной свое заболевание;

§ с каких симптомов началось заболевание;

§ что предпринял пациент или его родственники (если лечился, то чем и указать эффект от лечения);

§ через какое время после начала заболевания впервые обратился за медицинской помощью;

Течение после начала заболевания до последнего ухудшения (указать динамику развития симптомов заболевания);

§ когда и в связи с чем присоединились новые симптомы, их особенности;

§ какие лекарственные средства, с какого времени и в каких дозах принимал пациент.

Последнее обострение

§ когда, при каких обстоятельствах возникло последнее ухудшение, с чем оно связано, как протекало обострение до момента поступления в стационар;

§ проведенные исследования до поступления в стационар;

§ проводимое лечение.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ (ANAMNESIS VITAE).

(обратить внимание на факторы, которые могли привести к развитию заболевания).

§ Как рос и развивался в детские годы;

§ служба в армии (был ли на военной службе, если нет, то по какой причине, пребывание на фронте и в горячих точках);

§ бытовые условия;

§ характер питания;

§ трудовой анамнез (была ли связана работа с вредными условиями производства, какими конкретно);

§ перенесенные ранее заболевания, травмы, операции;

§ наследственный анамнез;

§ аллергологический анамнез (непереносимость пищи, лекарственных веществ, бытовой химии);

§ гемотрансфузии (переливались ли ранее кровь, были ли реакции на переливание);

§ вредные привычки (курит ли, с какого возраста, количество выкуренного в сутки, употребляет ли спиртные напитки, наркотики;

§ гинекологический анамнез у женщин (начало появления и окончание менструаций (их особенности), количество беременностей, родов, были ли преждевременные роды и заболевания новорождённых желтухой);

§ психологический статус (чувство тревоги перед предстоящим обследованием, чувство тревоги за последствия после перенесенного заболевания и др.);

§ духовный статус (вероисповедание, отдых, увлечения).

1.3 ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ: общий и детальный осмотр больного, пальпация, перкуссия, аускультация, т. е. объективное обследование по всем органам и системам проводятся пациенту согласно полученным практическим навыкам на ПВБ. Описываются же только выявленные патологические симптомы.

1.4 ЛАБОРАТОРНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Приводятся ожидаемые результаты лабораторных и инструментальных методов исследования.

1.3.1. ОБЩИЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО:

Общее состояние (удовлетворительное, средней тя­жести, тяжелое, очень тяжелое).

Сознание: ясное, нарушенное (ступор, сопор, кома).

Положение больного: активное, пассивное, вынужденное.

Осанка и походка.

Телосложение: правильное, неправильное (какое именно). Конституция: нормостеник, астеник, гиперстеник.

Антропометрические данные (вес, рост).

Индекс Кетле = вес/рост2 (в м).

Волосы: сухие, ломкие или не изменены, физиологической окраски или седые. Наличие аллопеций.

Выражение лица: спокойное, возбужденное, безразличное, маскообразное, страдальческое.

Глаза: наличие экзофтальма или др. глазных симптомов.

Нос: форма, участие крыльев носа в акте дыхания.

Ушные раковины: наличие цианоза.

Шея: наличие зоба.

Кожные покровы и видимые слизистые:

§ цвет - физиологической окраски, бледно-розовый, смуглый, красный, бледный, цианотичный, землистый, бурый, темно-коричневый или бронзо­вый. Энантема — высыпание на слизистых (указать область и характер высыпания).

§ Депигментация кожи (лейкодерма), ее локализация;

§ Сыпи и их характер: эритема, пятно, розеола, папула, пусту­ла, волдырь, чешуйки, струны, эрозии, трещины, язвочки, сосуди­стые звездочки, телеангиоэктазии;

§ геморрагии (локализация, характер, выражен­ность);

§ Рубцы, их характер и подвижность.

§ Эластичность кожи: нормальная, понижен тургор.

§ Степень влажности: нормальная, повышенная.

§ Наружные опухоли (атеромы, ангиомы и др.);

Ногти: форма («часовые стекла»), окраска, продольная исчерченность, ломкость, разрушение ногтей, койлонихии.

Волосы: выпадение волос (указать где), бровей, гнездное облысение головы, поседение волос, чрезмерное развитие волос.

Подкожно-жировой слой: степень развития (отсутствует, развит слабо или уме­ренно, чрезмерно), места локаль­ного исчезновения или наибольшего отложения жира, общее ожирение, кахексия.

Отеки: их локализация, консистенция, выраженность.

Подкожные вены: малозаметные или расширенные. Варикоз­ное расширение вен (локализация, выраженность, болезнен­ность).

Жировики и другие подкожные опухоли и образования, их болезненность.

Лимфотические узлы: локализация увеличенных лимфоузлов, величина, консистенция, спаянность между собой и окружающей клетчаткой, болезненность при пальпации. Состояние кожи над ними.

Степень развития мускулатуры: нормальная (соответственно возраста), слабая;

Тонус мышц сохранен, снижен. Болезненность мышц.

Деформация костей, болезненность при поколачивании, размягчение костей.

Суставы: наличие припухлости над суставом, гиперемии кожи. При ощупывании изменение местной температуры, болезненность. Шумы при движении (хрустящие, скрипящие, щелкающие) суставов. Объем движений в суставах (активных, пассивных): может наблюдаться ограничение подвижности, ригидность, контрактура.

Форма позвоночника, наличие физиологических изгибов, лордоз, кифоз, сколиоз.

1.3.2. ДЕТАЛЬНЫЙ ОСМОТР, ПАЛЬПАЦИЯ, ПЕРКУССИЯ И АУСКУЛЬТАЦИЯ (см. пропедевтику внутренних болезней ПВБ).

§ Грудной клетки.

Детальный осмотр грудной клетки: статический и динамический.

Пальпация: грудной клетки: болезненность межреберных промежутков, голосовое дрожание и ригидность грудной клетки.

Перкуссия грудной клетки: сравнение симметричных областей грудной клетки, определение границ легких.

Аускультация легких: основные и побочные дыхательные шумы.

§ Сердце и крупные сосуды.

Детальный осмотр области сердца и крупных сосудов: пульсация шейных вен, особенно на выдохе, появление эпигастральной пульсации, не исчезающей на выдохе.

§ Область сердца и крупных сосудов.

Осмотр: верхушечного толчка, сердечного горба.

Пальпация: определение «кошачьего мурлыканья в 5 межреберье слева и во 2 межреберье справа».

Перкуссия: определение границ относительной и абсолютной тупости сердца.

Аускультауия сердца: ясность тонов сердца, ритмичность, ритм, соотношение тонов в каждой точке, наличие шумов.

§ Эпигастральная область, правое и левое подреберье и область живота.

Детальный осмотр живота: симметрметричность, выбухание в области правого или левого подреберья, участие передней брюшной стенки в акте дыхания.

Пальпация живота поверхностная: определение напряжения передней брюшной стенки, болезненности, грыжевых выпячиваний. Глубокая пальпации живота: определение расположения органа, формы, диаметра, урчания толстого кишечника, переднего края печени и селезенки.

Перкуссия живота: определение свободной жидкости в животе, определение границ желудка, печени, селезенки.

Аускультация живота: определение перистальтики кишечника.

 

1.3.6. ЛАБОРАТОРНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Приводятся примеры ожидаемых результатов исследований (в зависимости от патологии):

§ лабораторных: общего анализа крови, общего анализа мочи, общего анализа мокроты, некоторых биохимических анализов крови: общего белка и его фракций, мочевины, креатинина, остаточного азота, С –реактивного протеина и др.

§ инструментальные: рентгенографии грудной клетки, ЭКГ, ультразвукового исследования и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...