Усадьба кусково – образец сочетания основных архитектурных стилей в русском зодчестве
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по учебной дисциплине «История» УСАДЬБА КУСКОВО – ВОПЛОЩЕНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ЗОДЧЕСТВА В АРХИТЕКТУРЕ XVIII ВЕКА Выполнила: Симонова Елизавета Владимировна, Студентка 1 курса, 11 – Д группы Руководитель: Емельяненко Ирина Борисовна, Преподаватель общественных Дисциплин Старый Оскол, 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Усадьба Кусково являлась имением графов Шереметьевых, в котором сохранился архитектурно-художественный ансамбль, и воплотились традиции русского зодчества XVIII века. Актуальность исследования проявляется в нескончаемом интересе к изучению русской архитектуры XVIII века. Усадьба Кусково представляет собой уникальный объект воплощения разнообразных стилей в архитектуре, таких как: классицизм, аннинское барокко, а также сплетение этих стилевых направлений. На основе этого, можно сказать, что усадьба Кусково сочетает в себе традиции европейского и русского зодчества. В связи с этим возникает проблема глубокого изучения влияния европейской культуры на русскую на примере архитектурного комплекса усадьбы Кусково. Цель проекта: исследование традиций русского зодчества, которые использовались в архитектуре XVIII века в усадьбе Кусково.
Задачи исследования: Изучить истоки формирования разнообразных стилей в Европе и России в период XVIII в. Охарактеризовать основные стилевые направления в архитектуре на примере усадьбы Кусково. Рассмотреть роль, значение и влияние европейских традиций в архитектуре Кусково на традиции усадебного строительства в России. Для реализации целей и задач использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ специальной литературы; сопоставительный анализ стилевых решений в архитектуре европейского и русского стиля классицизм и барокко; просмотр видеоматериалов по истории Усадьбы Кусково. ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ АРХИТЕКТУРА В СТИЛЕ КЛАССИЦИЗМА И БАРОККО В ЕВРОПЕ Архитектура усадьбы Кусково является воплощением основных стилевых направлений в архитектуре XVIII века. Архитектура в стиле классицизма и в стиле барокко берёт начало из стран Европы: Франции и Италии. Классицизм – это художественный стиль и эстетическое направление, которое зародилось во Франции в конце XVII века. Главной чертой классицизма стало обращение к античному зодчеству, которое было эталоном простоты, гармонии и целостности. Классицизму присуща строгость планировки, чёткость форм, симметричность, слаженность, а также гармония с природой. Никола Франсуа Мансар является одним из основоположников французского классицизма. К его самым значимым заслугам относят «отели» - комфортабельны городские жилища знати, которые были оснащены вестибюлем, парадной лестницей, большими прямоугольными окнами, чётким членением на этажи, а также, богатой ордерной пластикой. Одними из его работ являются: Отель де Тулуз, Отель Мазарини и парижский собор Валь де Грас (см. Приложение 1).
Наиболее крупным и характерным архитектурным ансамблем французского классицизма XVIII века является площадь Согласия в Париже (см. Приложение 2), созданная по проекту Анж-Жака Габриэля. Иниго Джонс был первым английским архитектором, которому принадлежат самые выдающиеся произведения английского классицизма. Одним из самых лучших его произведений является Куинс-хаус в Гринвиче (см. Приложение 3). Архитектору удалось изобразить палладианские принципы чёткости, ясности, а также показать конструктивность форм и уравновешенности пропорций. Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII века. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Для этого стиля характерны усложненность и криволинейные очертания планов, сложные пространственные композиции и построения, пышность интерьеров с неожиданными световыми эффектами, частое применение овала, обилие кривых, пластические линии, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры. В архитектуре активно используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. Для барокко также характерно обилие человеческих скульптур. Карло Мадерна является одним из основоположников итальянского барокко. Главным его творением стал фасад римской церкви Санта-Сусанна (см. Приложение 4). Джованни Лоренцо Бернини также является великим итальянским архитектором и скульптором, творчество которого принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини — Пьяцца Сан-Пьетро в Риме (см. Приложение 5). АРХИТЕКТУРА В СТИЛЕ КЛАССИЦИЗМА И БАРОККО В РОССИИ Классицизм в России появился в конце XVIII века. Именно русский классицизм стал новым этапом в развитии русской культуры, а также крупным вкладом в мировую художественную культуру. В России, пришедший с запада классицизм, приобрел свои самобытные черты. Благодаря этому появилось такое понятие, как русский классицизм. С классикой в России того периода применяли сочетание различных стилей, поэтому русские дворцовые комплексы и усадьбы того периода по праву считаются мировым достоянием.
Ранний русский классицизм воплощал в себе пластику и динамику форм, четкость геометрии, внушительность, а также, некую изящность. Своим видом, архитектурные сооружения подчёркивали могущество страны, они выглядели монументально и возводились проще и быстрее. Архитекторы зрелой поры классицизма создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома. Позже эти классические типы стали образцами в строительстве загородных дворянских усадеб и в парадных застройках городов. В строительстве усадьб появился новый русский вариант палладианства. Наиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. В стиле русского классицизма построены большинство учебных заведений, больниц, административных зданий и учреждений культуры того периода. К произведениям архитектуры в стиле русского классицизма относят: дом Пашкова и дом Юшкова в Москве, Михайловский замок, здание сената в Кремле, Петровский дворец, Таврический дворец в Петербурге, здание Академии наук, Смольный институт в Петербурге, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина (см. Приложение 6), а также большинство усадеб. До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу», воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Российское барокко, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко. Отличие отечественного барокко от европейского прослеживается в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. Тогда как в Европе для облицовки применялся камень, русскими мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз яркими цветами.
Самыми известными архитекторами эпохи барокко стали: Михаил Земцов, Дмитрий Ухтомский, Савва Чевакинский. Знаменитыми памятниками русской барочной архитектуры стали: Федорова церковь в Петербурге, дворец Шереметьевых, Петропавловский собор в Казани, Строгановская церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченская церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовня Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие (см. Приложение 7). ГЛАВА 2 УСАДЬБА КУСКОВО – ОБРАЗЕЦ СОЧЕТАНИЯ ОСНОВНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ В РУССКОМ ЗОДЧЕСТВЕ ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ КУСКОВО Усадьба Кусково являлась владением Шереметьевых и уже в 1624 году здесь находились дворы крепостных людей, боярский дом и деревянная церковь. В Петровскую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он приумножил свои владения, женившись на единственной наследнице князя Алексея Михайловича Черкасского - богатейшего помещика России, Варваре Алексеевне. Это всё послужило началом для создания роскошной загородной резиденции, предназначенной для пышных приемов, гуляний, парадов, музыкальных представлений и прочего. На тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Москвы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково. Расцвет усадьбы Кусково начался во второй половине XVIII века. На этот момент архитектурный ансамбль центральной части парка окончательно сформировался. Восхитительный Дворец, созданный знаменитым московским архитектором, Карлом Бланком был окружён многочисленными павильонами. Графская семья основную часть времени проводила в Доме Уединения. Для гостей были предоставлены знаменитый крепостной Театр графа Шереметева, музеи, библиотека, прекрасные аллеи со скульптурами. Была создана система живописных прудов с каскадами, построен лабиринт и множество других сооружений. Главная роль в создании усадебного комплекса принадлежит архитекторам Ю.А. Кологривову, Ф.С. Аргунову и К.И. Бланку. Площадь всей усадьбы составляла 230 гектаров, и принимала до 30 тысяч гостей. Также были возведены служебные здания для обслуживающего персонала. На тот момент, усадьба состояла из трёх частей: запрудная, со Зверинцем, французский парк с основным архитектурным ансамблем и английский парк «Гай». На сегодняшний день лучше всего сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.
В конце XVIII века усадьба Кусково перестаёт быть популярным светским местом. Происходит это во времена графа Шереметева Николая Петровича, который женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. После начала их брачного союза, усадьба закрывается для общего посещения, а при сыне от этого брака, Дмитрии Шереметеве, и вовсе используется как дача. Роду Шереметевых усадьба Кусково принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России. С ростом Москвы, в 1960 году Кусково вошло в состав столицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|