Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 27. Синхронный перевод




Выполняйте в паре. Один из партнеров рассказывает с помощью жестов историю с законченным сюжетом. Другой внимательно «слушает» и одновременно озвучивает полученную информацию (как при синхронном переводе с иностранного языка). Перевод должен быть адекватным и логичным.

Упражнение 28. Неозвученная беседа

Выполняйте в паре. Говорите без слов по воображаемому телефону (с ребенком, с начальником, с любимым человеком, с другом). Задача партнера — понять, с кем и о чем идет разговор.


Упражнение 29

Посмотрите какую-нибудь телепрограмму (интервью, фрагмент спектакля) с выключенным звуком. Фиксируйте свое внимание на жестах и мимике, установите по ним содержание высказываний наблюдаемых лиц. Минут через 5—10 включите звук, выясните, насколько точной была ваша интерпретация увиденного.

Упражнение 30

Вариант 1. «Зеркало». Выполняйте в паре. Встаньте лицом друг к другу и договоритесь о своих ролях: один — ведущий, другой — «зеркало». Поднимите руки на уровень груди и поверните ладонями навстречу друг другу. Ведущий осуществляет произвольные движения руками, головой, глазами, а другой («зеркало») — отражает их в том же ритме.

Вариант 2. «Перехват». Ведущий начинает действовать с воображаемыми предметами (действие должно быть достаточно сложным), партнер продолжает движение, на котором остановился ведущий. Оба они выполняют одно действие и время от времени «перехватывают» движения друг у друга.

Упражнение 31. Согласованные действия

Выполняйте согласованно в паре воображаемые физические действия:

• пилка дров;

• гребля;

• кузница;

• перетягивание каната;

• спарринг.

Упражнение 32

Выполняйте в паре. Встаньте спиной к партнеру. Изобразите какое-либо эмоциональное состояние. Это могут быть жесты, позы, мимические экспрессии. Партнер, не видя вашего лица, должен определить, что изображено.


Упражнение 33. Дирижер

Представьте, что вы дирижер оркестра. Что вы будете делать, если звучание оркестра вас не устраивает (оно должно быть более или менее мощным)? Каким должно быть выражение лица дирижера, если в партитуре указано «страстно», «сдержанно»? Обыграйте мимически.

Упражнение 34

Подойдите к стулу и рассмотрите его, как будто это королевский трон, неизвестный, но очень красивый цветок, стог сена, аквариум с рыбками, костер, огромное дерево, новый цветной телевизор и т.п.

Упражнение 35

Разыграйте этюд. Возьмите со стола нитку, как будто это змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, пирожное безе, кузнечик.

Упражнение 36

Выполняйте в паре. Передайте друг другу книгу, как будто это бомба, кирпич, кусок вкусного пирога, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика. Воспроизведите характерные для каждой ситуации жесты, позу. Осознайте состояния и чувства, которые при этом возникают.

Упражнение 37. Тихий разговор

Выполняйте в паре. Передайте информацию партнеру пантомимически, без слов. Варианты фраз:

• «Не расстраивайся, все будет хорошо...»

• «Меня возмущает твое поведение!»

• «Неужели?! Этого не может быть!»

•«Этого я от тебя не ожидал!»

• «Как я рад!»

• «Как вы все мне надоели!»

• «Поторопись, а то мы опоздаем...»

• «Ты сегодня прекрасно выглядишь!»

•«Я очень сожалею, что так случилось, прости меня...»

• «Это мне так не нравится!»

• «Я очень рад тебя видеть!»

Упражнение 38

Выберите место, где вы могли бы наблюдать за людьми, лишенными возможности общаться голосом из-за слишком большого расстояния, шума, необходимости соблюдать тишину. Это может быть ресторан, больница, стройплощадка, библиотека, экзаменационная аудитория. Проследите за жестами, которые используются в таких условиях для привлечения внимания, указания направления, сообщения о необходимости подойти к телефону, приветствия и прощания, указания на время, призыва к спокойствию, а также для передачи других сообщений.

Упражнение 39

Понаблюдайте за жестикуляцией своих друзей, определите их жестикуляционные предпочтения. Какими жестами они чаще всего пользуются? Почесывание головы? Касание пальцем носа? Скрещивание рук? А знаете ли вы свой характерный жест?

Упражнение 40

Во время разговора с кем-либо примите закрытую позу — скрестите на груди руки, встаньте вполоборота к собеседнику и всем своим видом демонстрируйте нежелание коммуникации. В другой раз ведите себя прямо противоположным образом: стойте лицом к собеседнику с легким наклоном вперед, руки держите открытыми перед собой. Отметьте, насколько отличается реакция людей на вашу открытую позу.

Упражнение 41

Мысленно создайте образ своей удачи. Вызовите в себе состояние удачливого человека и постарайтесь удержать его максимально долго.

Упражнение 42

Некто, протягивая вам навстречу руки, говорит, что он рад вас видеть. Вы обратили внимание на положение его ладоней при этом — они были повернуты чуть книзу. Значит, вы заключили: а) его жест сопрягается со словом и следует верить, что он действительно рад меня видеть; б) этот жест противоречит его словам и следует воздержаться от доверия к этим словам.

Упражнение 43

С какими из следующих высказываний диссонирует «передний большой замок» (руки, сложенные на груди):

• «Я не желаю с вами больше разговаривать»!

• «То, что вы говорите, чрезвычайно интересно»!

• «Пожалуйста, подпишите мне эту справку»!

• «Мне не нравятся такие вещи»!

• «Не приставайте ко мне с такими пустяками».

(Выберите два ответа.)

Упражнение 44

В пустом вагоне метро вы сели рядом с одиноким пассажиром (примерно такого же возраста и пола). Вероятнее всего, пассажир как минимум удивится такому вашему действию, а чаще — будет испытывать некоторый дискомфорт. Почему? Выберите один ответ.

•Я нарушил правила поведения, нормы, этики.

• Я нарушил психологическое пространство пассажира.

• Думаю, что так реагируют редко, обычно это закомплексованные личности.

• Думаю, что это естественная реакция любого человека, поскольку я же его физически стеснил.

Упражнение 45

Если ваш собеседник при разговоре с вами почти непрерывно смотрит на вас, это значит:

•вы ему симпатичны;

• он негативно настроен к вам;

• он равнодушен к вам;

•вы его интересуете.

Исключите неверный ответ.

Обратите внимание!

Игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях. Фантазируйте, экспериментируйте, придумывайте и обыгрывайте различные истории.

Глава 8
Волшебный мир звуков

В устную речь можно вложить еще более

тонкий смысл, чем в письменную.

Ж. Лабрюйер

Интонация всегда лежит на границе

словесного и несловесного, сказанного и

несказанного.

М. Бахтин

Общие сведения

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность — важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующиеаспекты.

Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение — выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется — это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза — деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

• пауза короткая по длительности для добора воздуха — знак «запятая» <, >;

• пауза между речевыми тактами — знак «косая черта» < / >;

• пауза между предложениями более длительная — знак «две косые черты» < // >;

• пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков — знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.

Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече- и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, — пишет К.С. Станиславский, — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. — И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Интонационные упражнения

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Основным элементом упражнений 1—5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей (↑) и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

Условные обозначения:

У — низкое грудное звучание;

у — высокое головное звучание;

↑ — повышение тона голоса;

↓ — понижение тона голоса.

Упражнение 1

 
 

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

 

Упражнение 2

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.


 

 
 

По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

у у у у О О о о у у у у а а А А у у у у э э э э у у у у и и и и у у у у ы ы ы ы ? ! ? ! (вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

 

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую — с утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТЫ-ЖДЫ?

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

ШТЫ-ЖДЫ!

Упражнение 5

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

 
 

Образец 1

 

Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

у - шу у - су у - фу у - ку у - ту у - пу   у - шо у - со у - фо у - ко у - то у - по у - ша у - са у - фа у - ка у - та у - па у - шэ у - сэ у - фэ у - кэ у - тэ у - пэ у - шы у - сы у - фы у - кы у - ты у - пы

 

 
 

Образец 2

 

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у — шу — жу у — шо — жо у — ша — жа

у — ше — же у — шы — жы

у — су — зу у — со — зо у — са — за

у — сэ — зэ у — сы — зы

у — фу — ву у — фо — во у — фа — ва

у — фэ — вэ у — фы — вы

и так далее по аналогии со звуками кг, тд, пб.

Упражнение 6

Произнесите междометия, выражая голосом разные чувства:

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й...

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

Упражнение 7

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

• удивленно;

• радостно;

• испуганно.

Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

•восторженно;

• спокойно и благожелательно;

•категорическим тоном;

•вопросительно;

•задумчиво;

• скорбно;

• дерзко;

• иронически;

• с сожалением.

Упражнение 8

Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 10

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма ма

па па па па

та та та та

ба бо бу бы

ла ло лу лы и т.д.


Упражнение 11

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

 
 

Например:

 

Зима весна лето осень

Упражнение 12

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

Например:

 
 

та та та та та

 

Упражнение 13

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

До чего красив закат!

Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 14

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел

• Спрашиваете, удивляясь —?!

• Восхищаетесь, радуясь —!

•Огорчаетесь смене погоды.

• Уточняете —?

• Радостно сообщаете друзьям — 1!

Мы пойдем взоопарк

•Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы —?

•Уточняете, кто пойдет в зоопарк —?

• Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк —?

Упражнение 15

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

•Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

• Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

• Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

•Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 16

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

Вы мне утром звонили? — (Я).

• Вы мне утром звонили? — (Вам).

• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

• Вы мне утром звонили?(Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Реплика Ответная реплика
а) вопрос - сомнение: Яблоко от яблони недалеко падает? Около кола - колокола? Около кола - колокола? утверждение (да, действительно так): Яблоко от яблони недалеко падает. Около кола - колокола. Около кола - колокола
б) вопрос - удивление: От топота копыт пыль по полю летит? Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? утверждение и восхищение: От топота копыт пыль по полю летит! Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!
в) утверждение - восхищение: Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка! сомнение (недоверие): Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

— Дай альбом.

— На.

* * *

— Дай альбом.

— Альбом?

— Да, альбом.

— На.

* * *

— Дай альбом.

— Альбом?

— Да, альбом.

— На.

— Ой! Какой альбом!

* * *

— Дай альбом.

— Какой альбом? Тот?

— Нет, не тот.

— А какой?

— Тот.

— На.

— Ой, какой альбом!

* * *

— У кого альбом?

— У меня. А у тебя?

— У меня нет. Дай альбом.

— На.

* * *

— Где альбом?

— Альбом?

— Да, альбом.

— Там.

— Там?

— Да.

— Там нет альбома.

— А! Бумага!

— А где альбом?

— Там альбом. Верно?

— Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 19

Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

— Пора?

— Пора.

* * *

— Пора?

— Пора!

* * *

— Пора.

— Пора?!

* * *

— Пора!

— Пора...

* * *

— Больно. Больно!

— Больно?

— Да, больно.

* * *

Мать зовет сына.

— Иду! — отвечает он, а сам никак не оторвется от занятия, которое захватило его. Приходится звать еще раз. Бросать начатое не хочется, мальчик спешит скорее все доделать, но именно поэтому у него перестает получаться, что вызывает досаду. Теперь его ответ звучит:

— Иду! Иду!

* * *

— Как ты разговариваешь?! Не груби.

— А что я такого сделал?! Я же сказал: «Иду!»

— Ты пирог съел?

— Нет, не я!

— А еще хочешь?

— Хочу.

* * *

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— А Петр что делает?

— Да на печи лежит.


* * *

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Не идет!

— Так сам иди!

— Да он меня не пускает.

(из русского фольклора)

— Который час?

— Двенадцать бьет.

— Кто вам сказал?

— Знакомый кот?

— А мышка где?

— В своем гнезде.

— Чем занята?

— Штанишки шьет.

— Кому?

— Супругу своему.

— А кто ее супруг?

— Барон Кукарекук!

* * *

— Был сапожник?

— Был.

— Шил сапожки?

— Шил.

— Для кого сапожки?

— Для соседской кошки.

(из зарубежного фольклора)

Упражнение 20

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту басню вчера выучил.

...? — Я эту баснювчера выучил.

Методический комментарий

Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Кто хочет много знать — тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь — слушанием.

Упражнение 22

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

— Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

— Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

— Во, футбол! (восторженно)

* * *

— Слезь со стула!

— Не хочу!

— Упадешь!

— Не упаду!

— Отойди!

— Не отойду!,.

— Приедешь?

— Не приеду!

— Придешь?

— Нет, не приду!

— Услышишь?

— Не услышу!

— Найдешь?

— Нет, не найду!

— Слезаешь?

— Не слезаю!

— Решаешь?

— Не решу!

— Мечтаешь?

— Не мечтаю!

— Молчишь?

— Нет, не молчу!

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)


* * *

— Яму копал?

— Копал.

— В яму упал?

— Упал.

— В яме сидишь?

— Сижу.

— Лестницу ждешь?

— Жду.

— Яма сыра?

— Сыра.

— Как голова?

— Цела.

— Значит, живой?

Живой.

— Ну, я пошел домой.

* * *

— Спят ли волки?

— Спят, спят.

— Спят ли пчелки?

— Спят, спят.

— А лисички?

— Спят, спят.

— А синички?

— Спят, спят.

(А. Введенский)

* * *

— Кража! Кража! Кража! (тревожно)

Грабят, братцы! (крик о помощи)

— Где же стража? (удивление)

— Что украли?

— Два пера!

— Безобразие с утра! (возмущение)

— Вы украли! (грозно)

— Мы не брали! (протест)

— Крали! Крали! Брали! Брали! (утверждение)

Это я грачиный крик

Перевел на наш язык.

(А. Шабанов)

* * *

Бабка охает и стонет: (страдание)

— Ой! Белье мое утонет. (отчаяние)

Ой! Попала я в беду!

Ой! Спасите! Пропаду! (просьба)

(С. Михалков)

* * *

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек.

— Это снег? Не может быть! (удивление)

— На дворе? Не может быть!

— На траве? Не может быть!

— В октябре? Не может быть!

— Неужели это снег?

Не поверил человек.

(Г. Сапгир)

* * *

Эй, вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Сюда, сюда —

Готова еда!

Столик накрыт,

Чтоб каждый был сыт.

Соседи, сюда —

Готова еда!

(К. Чуковский)

* * *

Что такое?

Что случилось?

Где-то что-то провалилось?

Где-то что-то взорвалось?

Расплескалось?

Растряслось?

Зашипело,

Зашумело,

Забурлило,

Заскулило,

Зарычало,

А лотом опять сначала!..

(Г. Витез)

* * *

Чьи там крики у пруда:

— КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода!..

(И. Токмакова)


* * *

— Что будем делать?

— Мне только уложить волосы.

— Как вы хотите, на бигуди или феном?

— Только феном.

— Тогда нужно вымыть голову.

— Ну вот и все... Вам нравится?

— Да, очень. Спасибо большое.

* * *

— Квартира Борисовых?

— Да.

— Кухонный гарнитур ждете?

— Да, жду.

— Куда поставить, в кухню?

— Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в коридоре.

— Как хотите! Мешать проходу не будет?

— А вы поплотнее к стенке придвиньте.

* * *

— Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакомили, я плохо расслышал ваше имя.

— Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Петрович.

— Посмотрите, я правильно записал?

— Совершенно правильно.

* * *

— Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два блокнота.

— Какие блокноты?

— Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги.

— Так. Блокноты, бумага. Что еще?

— Стержни для ручки. Десять штук.

— Короткие, длинные?

— Длинные, черные.

— Все?

— Кажется, все. Нет, еще линейку.

— Пожалуйста. Сто трирубля двадцать копеек.

— Платить вам?

— Нет, в кассу, пожалуйста.

Упражнение 23

Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишья — с сожалением, грустью, а последние две — мечтательно, с преувеличенным восторгом.

— Эх, — вздыхали рыбаки,

— Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки!

—Эх, — вздыхали судаки,

— Раньше были червяки...

Червяком одним, бывало,

Наедалось полреки!

— Эх, — вздыхали червяки, —

Раньше врали рыбаки!..

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

(А. Усачев)

Упражнение 24. Слияние

Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».

— Здравствуй!

— Привет!

— Что это ты несешь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

— Что не сумел?

— Отстань.

— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...

— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

— Вон оно что...

— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

— Тамарка?

— Ага.

— И ничего, симпатичная?

— Красивая! Зеленая такая...

— То есть как?

— Зеленого цвета.

— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?

— У кого — волосы?

— Да у Тамарки-то?

— Что-о?

— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка...»

— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

— Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

— А ну тебя...

— Да! Стой, стой!

— Ну что еще?

— Привет передавай.

— Кому?

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Упражнение 25

Прочтите фразу, каждое слово которой необходимо произнести тоном выше.

 
 

Например:

 

 
 

Или вместо слова — один слог:

 

Упражнение 26

Произнесите чистоговорки с изменением интонации (весело, грустно, оповещательно, жестко, гневно, удивленно, иронично).

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

На дороге с утра тарахтит трактор.

Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода.

Упражнение 27

Произнесите одну и ту же фразу «голосами разных животных»: коня, мыши, медведя, коровы, собаки, ежа, зайца и других — так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.

Сегодня очень хорошая погода.

Стол стоит.

Облака плывут.

Упражнение 28

Прочитайте лингвистическую сказку, вкладывая в произнесение текста вдохновение и силу чувств. Донесите до слушателей смысл текста, своеобразного по словесному оформлению. Поймут ли слушатели содержание сказки?

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И придудонились.

И Калуша волит:

— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

— Бутявок нетрямкают. Бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые.

(Л. Петрушевская)

Бармаглот

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

 

О бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в гуще рымит исполин —

Злопастый Брандашмыг!

 

Но взял он меч, и взял он щит.

Высоких полон дум.

В глущобу путь его лежит

Под дерево Тумтум.

 

Он встал под дерево и ждет,

И вдруг граахнул гром —

Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!

 

Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы — стрижает меч,

Ува! Ува! И голова

Барабардает с плеч!

(Л. Кэрролл)


Упражнение 29

Составьте диалоги позаданным ситуациям. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Вы в первый раз приехали в Москву. О чем вы спросите товарища, который давно живет в Москве?

В университете вы познакомились с товарищем. О чем вы его спросите? Что вы ему расскажете о себе?

Составьте диалог между преподавателем и студентом.

Ваш знакомый недавно вернулся из Сочи. О чем вы спросите его?

Ваш друг купил книгу. Вы тоже хотите купить эту книгу. О чем вы спросите его?

Обратите внимание!

Хорошо поставленный голос звучит ровно и устойчиво. Развивать эти качества надо прежде всего на звуках среднего уровня высоты. Лучше всего брать для этой цели стихотворения с длинными строками. При этом развивается продолжительный выдох.

Начинайте читать первую строку спокойно, ровно, отчетливо, без особого напряжения и резкости.

В конце строки сделайте паузу для добора воздуха и снова на том же среднем тоне читайте вторую строку, затем добор воздуха и т.д.

Каждую строку стихотворения читайте на выдохе, создавая при этом опору звуку.

Глава 9
Речь, ритм, движение

Основа всей жизни человекаритм,

данный каждому его природой, дыханием.

К. Станиславский

Общие сведения

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность.

Темп речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5—6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп речи у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.

Скорость речи (темп), относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и более объемных фрагментов) зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального содержания высказывания. Полный стиль официальных выс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...