Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Туризм в России, специфика его развития на современном этапе.




Россия – это страна, где значительную часть туристических ресурсов, занимают: культурно-историческое и природное наследие. Российская Федерация внесла большой вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники и ученые имеют популярность во всем мире. Кроме этого, на территории нашей огромной страны располагается множество уникальных памятников истории и культуры прошлого времени. На данный момент в Государственном реестре памятников истории и культуры на территории России располагается 25 объектов, которые входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (приложение 2).

Центральное место культурно-исторического и природного потенциала России занимают места, которые можно скомпоновать и классифицировать следующим образом: национальные парки, исторические поселения, музеи и музеи-заповедники (рисунок 6).

В России были поставлены на государственную охрану не только памятники, но и особо ценные территории, где содержится в сохранности все исторические, культурные и природные комплексы наследия, а также удивительные и уникальные культурные, природные ландшафты, в данным момент времени насчитывается более 120 музеев заповедников и усадьб.

Не мало важную роль в сохранении нашего наследия играют и национальные парки, их количество подсчитывается около 49 штук. В большинстве из них сохраняется природное наследие вместе с уникальными историческими и культурными объектами.

Но самое значимое место в организации познавательных и интересных туристических маршрутов занимают исторические города и поселения. На нашей Родине 539 поселений относятся к историческим объектам. В этих поселениях находятся в сохранности памятники истории и культуры, различные образцы исторической застройки и ландшафта и т. п. [7, стр. 405].

Достаточно один раз увидеть карту России и сделать вывод о большом количестве туристических ресурсов. Но несмотря на это большая часть россиян, которая уезжает отдыхать за границу, и не догадываются о том, что можно хорошо отдохнуть и в России.

Рисунок 6-Классификация основных туристических мест России.

Ведь насколько хороша и разнообразна природа России, лечебные курсы некоторых отечественных курортов имеют преимущество перед другими странами. Здесь возможны различные туристические направления, от экстремального до рекреационного. К сожалению, в немалом количестве случаев, знания о туризме в России у наших граждан ограничиваются представлениями о Черном море, городах Золотого кольца, и некоторых туристических мест в пределах своей области.

В 2019 году около 68 миллионов Россиян купили туристические путевки по отдыху в пределах страны, это на порядок выше, чем в 2018 году. В 2020 году в связи с пандемией количество людей, купивших туристические путевки заметно сократилось и составило 41 млн.  В 2021 году, когда облегчили ограничения, связанные с пандемией, разработали систему кэшбеков и льгот на отечественные путевки, провели ряд мероприятий по улучшению мест туристических объектов. Количество людей, которые не отказали себе в удовольствии туристического путешествия, увеличилось на 37%, количество проданных путевок составило порядка 56 миллионов единиц (рисунок 7).

 Рост, падение, и снова рост связан с многими причинами:

· пандемия, которая привела к ограничениям при пересечении государственных границ;

· строительство Крымского моста в 2019 году, что позволило путешествовать на автомобиле и поезде напрямую

· появление кэшбека и различных льгот на туристические поездки внутри страны

У россиян есть немалое количество для выбора путешествия, пример самых популярных курортов за последний 2021 год указан на рисунке 8.

 

Рисунок 7-Количество приобретённых туров по России.

Рисунок 8-Процентное соотношение популярных курортов у россиян.

На основе данных полученным в туристическом агентстве ‘’Голден Тревел’’, за город-курорт Сочи как лучшего места время провождения отдали 21% голос опрошенных туристов, 13% набрала Ялта в Крыму, 10% опять Краснодарский край, город Геленджик, и 7% процентов набрала Сибирь, а именно Белокуриха в Алтайском крае.

Для внутреннего туризма, характерен краткосрочное путешествие от дня до двух недель, с целью досуга и отдыха (71, 2% опрошенных туристов). Только 10% россиян могут позволить себе продолжительный организованный отдых, который длится в среднем от двух до трех недель. Россияне предпочитают совершать туристические путешествия на теплоходах и автобусах.

К сожалению, в настоящее время внутренний туризм не на должном уровне, по сравнению с другими странами: Таиланд, Турция и др. Недостаточное развитие отечественного туризма составляют ряд проблем (Таблица 1).

Таблица 1-Проблемы популяризации внутреннего туризма.

Первая проблемаУбрать голубой цвет!!!! Моральный и физический износ туристической инфраструктуры России.
Вторая проблема Рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг.
Третья проблема Существование визового режима с экономически развитыми странами.
Четвертая проблема Дефицит квалифицированных кадров.
Пятая проблема Недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристического продукта на внутреннем рынке.

 

Из сказанного ранее можно судить о том, что большую роль в популяризации внутреннего туризма могли бы сыграть туристические компании. Все это напоминает замкнутый круг: фирмы работают в основном с зарубежными турами и не проявляют желания браться за отечественные путевки, а клиенты не покапают путевки по нашей стране, так как просто и не знают об их существовании [5, стр. 250].

Однако в настоящее время наблюдается спрос на туры по России, так как наконец то туристические фирмы начали проявлять внимания к внутреннему и въездному туризму. Внутренний туризм помогает стабильному государственному доходу и развитию ряду производств, хорошо влияющих на экономику России в целом. Постепенно начали видеть эту выгоду и в нашей стране, создавая внутренний туристический продукт с разнообразными основными, дополнительными, и сопутствующими услугами, льготами.

Важную роль в 2021 году по увеличению внутреннего туристического потока сыграло введение семейного тарифа на перелеты и проезды в поездах, который дает возможность совершить туристическое путешествие по льготной цене. Закрепились меры, стимулирующие поток туристов с конца 2020 года.

Во-первых, речь идет о чартерных рейсах, которые входят в туристическую путёвку, это перелеты на Байкал, Казань, Хакасию и др. Государство запланировано субсидировать чартеры в 67 регионах, на эти цели в этот году и в последующих выделяется порядка 1, 2 миллиарда рублей ежегодно.

Во-вторых, в 2021 году из федерального бюджета выделялись денежные единицы по программе туристического кэшбека. Туристы могут оплатить путешествия картой ‘’Мир’’ и получить кэшбек в 20% от его стоимости. На туристический кэшбек в последующие несколько лет будут направлять по 5 миллиардов рублей.

Развитие внутреннего туризма по России сдерживается и другими факторами: отсутствие комплексного взгляда на страну и ее отдельные регионы, как большую целую область для туризма; относительная простота предоставления услуг; недостаточное развитие информации про внутренний туризм и ее подача будущему туристу; низкое качество мест отдыха и проживанию во время туристической вылазки; неразвитость автомобильных магистралей и качество дорог; непроработанная нормативно правовая база РФ.

Данные проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти: формирование и совершенствование законодательной базы; развитие бизнеса по туристическим направлениям, малого и среднего; привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для укрепления материальной базы туризма; развитие информативности о местах в России, куда можно совершить туристическое путешествие, для зарубежных и отечественных граждан; внедрение новых методов и стандартов обслуживания туриста; сохранность истерического, культурного и природного наследия. [7, стр. 6].

Российское правительство должно продолжать поддерживать развитие въездного и внутреннего туризма, и осуществлять развитие данных направлений на законодательном уровне. Нужно разработать новую эффективную модель туризма, которая сможет конкурировать на мировом туристическом рынке, так же иную модель для самих россиян, которая будет нести не только экономический, но и стратегический социальный смысл. Эти поддержки помогут поднять туристический спрос внутреннего туризма.

Из-за ряда проблем в туристической отрасли Россия не может выйти в лидеры мирового туризма в ближайшее время. Однако если государству удастся осуществить хотя бы ряд мер по развитию туризму, эта отрасль начнет увеличивать доход.

В 2021 году оборот туристической отрасли на территории Российской Федерации составил 2, 5 трлн. рублей, это на 36 %больше, чем в прошлом году-1, 6 трлн рублей. В эту статистику входят те, кто хоть раз брал туристическую путевку. А въездной поток упал минимум в двадцать четыре раза и составляет 175 тысяч визитов иностранцев [25].

Высокими темпами развивается транспортная отрасль. Заметнее всего это проявляется для индустрии транспортного обслуживания туристов, это так же относится к авиационному спорту. Современные тенденции развития туризма свидетельствую о его влиянии как на экономику отдельных стран, так и для мира в общем. Зарубежный опыт показывает, что туристический бизнес по доходу и динамичности развития уступает лишь предприятиям по добыче и переработки нефти. Многие страны еще пытаются достичь уровня туристический стран.

Развитие туризма в Российской Федерации важно, так как данное направление является двигателем функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, так же она перспективна для привлечений инвестиций в глобальных масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие таких производств как: строительство, торговля, туристические агентства, сельское хозяйство, связи, транспорт и др.

Причины, по которым туризм привлекателен для инвесторов и предпринимателей: небольшие стартовые инвестиции, постоянно растущий спрос на услуги туризма, минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма различными льготами и условиями путешествия и обслуживания, не исключение и Россия.

В условиях становления и формирование рыночных отношений в России развитие туристического бизнеса в целом происходит благодаря двум факторам, позитивным и негативным. Позитивные факторы способствуют развитию на рынке туристических услуг. Негативные приводят к нарушению стабильности в развитии, ухудшают кризисные явления (таблица 2).

Таблица 2-Позитивные и негативные факторы активизации туризма.

Позитивные факторы Негативные факторы
Стабильность и открытость политики страны на средства производства Разрушение экономической и организационной системы  
Рост общественного богатства и доходов населения   Отсутствие продуманной государственной политики развития туризма  
Сокращение рабочего и увеличение свободного времени граждан Нехватка квалифицированных кадров в туристическом бизнесе.  
Усиление конкуренции на рынке Визовый режим.  
Либерализация внешнеэкономической деятельности Низкий уровень сервиса и обслуживания.  
Развитие транспорта, коммуникаций и информационных структур   Неустроенность туристических ресурсов.  
Государственные льготы  

 

По распоряжению Правительства, государственную программу по развитию туризма будет курировать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. Государственная программа начнет реализовываться с 2022 года и продлится до 2030 года.

“Ключевыми задачами программы являются создание благоприятных условий для развития предпринимательской инвестиционной деятельности в туризме, развитие туристической обеспечивающий информационной структуры, формирование системы планирования туристических направлений, цифровизация отрасли, трансформация системы управления, совершенствование нормативного правового регулирования и развитие системы подготовки кадров в туризме”, - пояснил политический деятель Файзуллин И. Э. [Публикации пресс-центра | Минстрой России (minstroyrf. gov. ru)].

На реализацию этой программы предусмотрено:

В 2022 году - 59 миллиардов 977 миллионов рублей;

В 2023 году – 57 миллиардов 950 миллионов рублей;

В 2024 году – 57 миллиардов 479 миллионов рублей.

Если добиться успешной реализации денежных средств, то это позволит повысить социальную и экономическую роль туризма для страны: создания дополнительных рабочих мест, создание новой инфраструктуры, а также уверенного роста в Мировой туристической сферы.

Отечественная индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и централизованной отрасли в экономике. Изменилось отношение Государства и отдельных регионов к туризму. Все больше денежных средств тратится инвесторами и самим государство на развитие туризма, и на практике это дает хорошие плоды. Льготы и отечественный кэшбек благоприятно сказался на настроение граждан к отношению внутреннего туризма. Дорога по возрождению отечественного туризма только началась, предстоит еще многое добавить и улучшить в туристической сфере, но я считаю, что Россия на правильном пути.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...