Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 становление, развитие и дифференциация биоэтики. Факторы, формирующие биоэтику, биофармацевтическую и биомедицинскую этику




Истоки биоэтики уходят в глубину истории человечества. Вместе с тем становление биоэтики как концепции морально-нравственных основ защиты человека и здоровья населения в целом, качества его жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства особенно интенсивно происходило только в ХХ в.

Колыбелью профессиональной фармацевтической этики была медицинская этика, основы которой возникли еще в давние времена. Так, уже в VI-V в. до н.э. в древнеиндийском народном эпосе «АюрВеды» («Знание жизни») сформулированы этические требования, предъявляемые к врачам: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из этих книг был крупный хирург того времени Сушрута. Сушрута указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды - огню и мечу. Известный врач древней Греции, знаменитый Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто,... быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности,... знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку».

Моральная основа медицинской профессии с давних времен находила отражение в государственных устоях России. Свидетельствами данного положения являются «Изборник великого князя Святослава Ярославовича» и «Свод юридических норм Киевской Руси».

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала форми-

роваться с тех самых пор, как в средние века в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики было положено начало разделению профессий врача и аптекаря.

Первым документом, запрещающим совмещение профессий аптекаря и врача и допускающим существование самостоятельной профессии аптекаря, стал так называемый «Арльский статут», изданный в 1170 г. Однако повсеместное признание этого наступило только почти через столетие как результат появления и признания другого документа, называемого «Священными Конституциями» Королевства Обеих Сицилий. Эти «Конституции» появились около 1140 г., но были дополнены и принципиально изменены в 1231- 1244 гг. Применительно к регулированию деятельности аптекарей и врачей эти дополнения стали известны как «Статут Фридриха II». «Статут Фридриха II» был первым в Европе аптекарским уставом, ставившим аптеку под защиту закона. Он уточнял сферу деятельности аптекарей и их обязанности, затрагивая также и этическую сторону. С этого момента можно говорить о возникновении профессиональной фармации и первых профессиональных этических нормах. Вот некоторые выдержки из этого документа, затрагивающие этическую сторону деятельности первых аптекарей.

1. Врач не может иметь собственной аптеки, он не может входить в сговор с аптекарями. Врач должен дополнительно присягать, а в случае, если ему станет известно о приготовлении каким-либо аптекарем плохих лекарств, то он обязан донести об этом императорскому двору.

2. Аптекари, желающие приготовлять лекарства, обязаны дать присягу, что будут добросовестно приготовлять их «по требованиям искусства и в соответственном к выгоде людей качестве».

 

Статут был очень четко написан и стал образцом для дальнейших документов подобного рода.

Следующим важным шагом в становлении фармацевтических этических норм стало написание в Базеле в XIII в. при правлении бургомистра Тюринга дер Маршалка клятвы аптекарей. Вступая в должность, аптекари принимали клятву «от имени бургомистра и по повелению Церковного Совета», в которой обязывались соблюдать основополагающие этические нормы: «...никогда аптекарь не изготовит в своей аптеке снадобья против здоровья человека. А невостребованные лекарства не хранит и не передает никому, а уничтожает. Если аптекарь не знает, какое лекарство и как приготовить для

больного, он должен передать больного другому аптекарю, который знает. Врач и аптекарь должны быть как одно целое и не действовать один против другого. К работе в аптеке допускается только давший клятву, не мыслящий приготовить для кого-либо яд».

В России первые ростки фармацевтической этики связаны с открытием в конце XVI в. первых аптек, когда в Москву стали прибывать первые профессиональные аптекари.

Становление и особенности развития биоэтики в России определяются традициями, национальными особенностями и историей российского народа, а также созданными ими социальными институтами, к которым относится и здравоохранение.

Без уникального генофонда и экологической ниши, как считает ряд ученых, не может быть нации. Сохранение ее человеческого потенциала связано с сохранением этих компонентов и соответствующих культурно-исторических способов выживания.

Поэтому целесообразно кратко рассмотреть особенности этногенеза России.

Русские относятся к большой европеоидной расе, причем в этносе присутствуют черты и атланто-балтийской расы, а также восточноевропейского типа средневековой расы и восточно-балтийского типа беломор-балтийской расы, а на юге - монголоидного и средиземноморского элементов. Возникнув благодаря этнической дифференциации славянских племен и сопровождающей ее этнической ассимиляции сначала финно-угорских, затем монгольских и других элементов, русский этнос к IX в. представлял собой народность с общевосточнославянским самосознанием (Киевская Русь). С IX по начало XII в. шел процесс выделения украинского и белорусского этносов, не отождествляющих себя с родным этносом. В XIII-XV вв. в условиях освободительной борьбы против ордынского ига проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств Северо-Восточной Руси, образовавших в XIV-XV вв. Московскую Русь. С этого же времени началась межэтническая интеграция украинского, белорусского и русского народов. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа. С XVII в. начинаются заселение «дикого поля», миграция в Сибирь, на Северный Кавказ, на Алтай, в Среднюю Азию. В результате этого образовывались новые субэтносы. Как отмечает В.О. Ключевский, «колонизация русскими пространств становится отличительной чертой России в

 

XVI-XVII вв.». В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория России, окруженная зоной постоянных этнических контактов с народами, весьма различными по происхождению, культурным традициям и языку. Русские группы в процессе миграции оказывались в разнообразных естественно-исторических условиях, к которым они вынуждены были адаптироваться. Обилие межэтнических контактов привело к тому, что русские отличаются большим диапазоном диалектов, культурных форм и активностью межэтнических связей, «наложенных» на общеславянскую основу. Длительное существование общины также придало специфические черты данному этносу (Петрова И.А., 2000).

Одной из особенностей традиции русского социального устройства была община, возникшая на основе совместного землепользования и коллективной трудовой взаимопомощи. Община регулировала различные формы общественного сознания, общественного поведения и общественного бытия.

Впоследствии, после земской реформы 1864 г., уникальные традиции общины обусловили рождение, становление и расцвет земской медицины.

Россияне всегда отличались стремлением к свободе, воле, высокой ответственностью, достоинством. Они никогда не были работорговцами, в России отсутствовало стремление к созданию рабовладельческой формации: захваченных пленников, как правило, сразу отпускали на свободу.

Характерными чертами россиян были высокая ответственность и чувство долга. В этом отношении характерна ситуация, описанная Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба», когда Тарас Бульба со словами «Я тебя породил, я тебя и убью» казнил своего сына, который воспылал чувствами к некой панночке и из-за нее перешел в войско противника. Вместе с тем, как образно писал дипломат и поэт Ф.И. Тютчев, «умом Россию не понять, аршином общим не измерить».

 

В истории России были и взлеты, и падения, и культурно-экономический расцвет, и вместе с тем глубокие экономические, политические, культурные и морально-нравственные кризисы. Они могут быть объяснены с позиций институционального подхода.

Институциализм - одно из направлений экономической теории, объясняющее процессы развития человеческого общества в целом. Свое название институциализм получил от слова «институт» в значении общности людей с соответствующим набором «правил игры».

Институциалисты выделяют рукотворные и нерукотворные институты. В числе нерукотворных институтов важнейшим является этнос.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя другим таким же коллективам исходя из ощущения комплементарности, определяющего деление людей на «своих и чужих». Этнос в своем развитии, которое занимает сотни лет, проходит несколько фаз: фаза подъема, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, регенерация, реликт.

Каждая фаза характеризуется уровнем пассионарного напряжения системы.

Пассионарное напряжение - это количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деленное на количество персон, составляющих эту систему. Пассионарность является характеристикой поведения и представляет собой избыток энергии живого существа, часто порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

Момент рождения этноса краток. Появившийся на свет коллектив, чтобы не быть уничтоженным соседями, должен немедленно организоваться в систему с определенным разделением функций между ее членами. В целях поддержания целостности системы устанавливаются социальные институты, характер которых обусловливается особенностями места и времени (стадии развития человечества).

 

Социальные институты иногда переживают создавший их этнос. Так, римское право прижилось в Западной Европе, хотя античный мир и Византия ушли в историю.

В период зарождения этноса характерен жесткий деспотизм традиций, например, превалирует право по рождению и по старшинству. Основной принцип - долг перед коллективом.

В фазе подъема происходит ломка стереотипов, характерна склонность к агрессии, лица, несоответствующие своему поведению, изгоняются, заменяются и т.д. Характерно игнорирование прав и установление обязанностей, за которые выплачивается вознаграждение.

В акматической фазе развития этноса характерны стремление быть самим собой, право силы, усиление индивидуализма, столкновение индивидуумов, соперничество, убийства и распри и даже междоусобные войны.

Фазе надлома соответствует пассионарный спад, с чувством «мы устали от великих, будь таким, как я». Для этой фазы характерны

подражательство «цивилизованной» жизни или стремление к возврату «к старине».

Инерционная фаза характеризуется накоплением материальной культуры, трудолюбием, рассевом обывателя, упрочением законности и порядка, поддерживаемых обычаями, а не силой. Это «золотая осень».

Дальше следуют фаза обскурации, упадок и т.д.

Длительность всего цикла составляет до 1200 лет.

Формальные нормы и правила в ныне развитых странах Запада закрепляли уже действующие неформальные институты. В России, особенно в периоды радикальных политических и экономических реформ, неформальные институты, и прежде всего национальный российский менталитет, учитывались недостаточно. Так было во времена ориентации России на Запад (вестернизации), начиная с Петра I и кончая переходом Советского Союза к рыночной экономике.

 

Несоответствие российского менталитета западному, модернизация постсоветской экономики без учета социокультурных особенностей россиян привели к серьезным экономическим, политическим и морально-нравственным негативным последствиям. Осуществленные в 1990-х годах социальные преобразования в условиях трансформационного спада привели скорее к более сильному сужению экономических свобод, чем к расширению свобод социальных и политических. Большинство населения разочаровалось в новых «правилах игры», т.е. в новых институтах, и постаралось отгородиться от них. Незаконное расходование бюджетных средств, продажа на невыгодных условиях государственной собственности, заключение заведомо невыгодных для страны международных договоров и т.п. стали чуть ли не нормой. Все это создало предпосылки для криминализации общества и нарушения новых формальных правил; стало, по сути, новым неформальным правилом.

Государство в этот период, как главный генератор институционной среды, не справилось со своими функциями, и, отказавшись в 1990-х годах от управления госпредприятиями, создало условия для присвоения государственной собственности руководящими составами госпредприятий, т.е. «номенклатурной приватизации» и т.д.

Особенно остро простым населением воспринимались и воспринимаются просчеты в организации контроля заработной платы. Отказ от госрегулирования в сфере зарплаты не был компенсирован другими институтами. В результате этого средняя зарплата россиян

оказалась в десятки раз ниже, чем в других странах. Так, в США она составляет 3,00 тыс. долл., в Японии - 2,70 тыс. долл., в Канаде - 2,65 тыс. долл., в Германии - 2,05 тыс. долл., во Франции - 2,35 тыс. долл., в Великобритании - 2,25 тыс. долл., в Италии - 2,15 тыс. долл.

 

По признанным ООН международным критериям доход человека менее 2 долл. в сутки считается нищетой, менее 4 долл. - бедностью. В 2003 г. нищенский доход (менее 2 тыс. руб.) имели около 18% россиян, от 2 до 5 тыс. руб. - 45%, т.е. за чертой бедности находилось 2/3 граждан России (Ю.М. Лужков. Развитие капитализма в России. С. 28).

Минимальная заработная плата в России ниже прожиточного минимума. Возросли размеры и значимость скрытой оплаты труда. Все это ведет к деградации трудового потенциала страны.

Российское государство все еще не обеспечило стабильное и эффективное денежное обращение. Если в США денежная масса составляет 150% от ВНП, в Японии - 110%, в ведущих европейских странах и в СССР - 85%, то в России - 15%. Это привело к появлению суррогатов денег в виде бартера, векселей, взаимозачетов и т.д.

Распад Советского Союза, отказ правящих кругов от коммунистической идеологии привели к поиску новой национальной идеи. Однако российские власти не способствовали формированию общественной идеологии, борьбе с проникновением в общественную среду мотивов иждивенчества и уклонением от интенсивного труда. Типичной стала замена лозунга «Труд является делом чести, гордости и геройства» на сентенцию «Где бы ни работать, лишь бы не работать». При этом многими деятелями культуры, прессы, радио и телевидения стала насаждаться идеология обогащения любой ценой, вещизма и «красивой жизни».

В результате неформальные «правила игры» (институты) общества еще более отклонились от тех, которые соответствуют эффективной рыночной экономике.

В экономическом отношении Россия оказалась отброшенной на 60 лет, в то время как другие государства уверенно шли вперед. Вот чем обернулись игнорирование и подрыв морально-нравственных устоев россиян.

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...