Учебно-методическое и информационное обеспечение темы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методические рекомендации По дисциплинам «СОЦИОЛОГИЯ» и «ПОЛИТОЛОГИЯ» (для студентов очного отделения)
Нижний Новгород
УДК 301(07) +3(07) ББК 60.5я73+66.01я73 М 545
Методические рекомендации по дисциплинам «Социология» и «Политология» (для студентов очного отделения)/ сост.: В.Ю. Кондратьев, Т.В. Свадьбина, Казнин, А.Н. Спасский. – Н. Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2013. – 32 с.
В работу включены планы семинарских занятий, литература, темы рефератов, методика подготовки рефератов, контрольные вопросы и задания, словарь основных понятий и категорий курсов, проблемные вопросы к зачету и экзамену. Издание подготовлено в соответствии с новыми ФГОС и предназначено для студентов очного отделения всех факультетов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социология и политология как научные и учебные дисциплины занимают прочное положение в структуре современных демократических обществ, удовлетворяя их фундаментальную потребность в осознании самих себя. Демократия нуждается в просвещенных гражданах, глубоко усвоивших социологические и политологические знания и способных к охвату широких проблем социальной и политической жизни общества. В России XXI в., решающей задачи формирования современного гражданского общества и демократической системы, идет стремительный процесс институционализации социологии и политологии как научных и учебных дисциплин. В качестве важного показателя этого процесса выступает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Методические рекомендации по курсам «Социология» и «Политология» составлены с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплинам «Социология» и «Политология».
В составлении данных методических рекомендаций авторский коллектив исходил из общего представления о том, что обе учебные дисциплины объединяет один предмет изучения – общество, рассматриваемый в различных ракурсах. Социология рассматривает общество в целом, а политология – политическую сферу общества. Использование студентами методических рекомендаций по курсам «Социология» и «Политология» должно способствовать повышению общей и политической культуры студентов, формированию у них целостного представления как об обществе в целом, так и политической сфере общества, о развитии как социальных, так и политических процессов, о развитии, как социологии, так и политологии. Методические рекомендации структурированы на два раздела и 7 тем. Четыре темы (раздел первый «Социология») посвящены основам науки об обществе в целом и три темы (раздел второй «Политология») – основам науки о политике. Включает списки основной и дополнительной литературы, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, блоки контрольных вопросов и заданий, примерные темы рефератов, тесты на понимание и усвоение ключевых понятий, примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по всему курсу, методические рекомендации по подготовке рефератов, словарь основных понятий и категорий курсов.
Раздел 1 Методические рекомендации по курсу «Социология» Список основной литературы 1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях [Текст]:[Учеб. пособие] / Исаев Борис Акимович. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с. 2. Кравченко, А.И.. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект, 2009. – 534 м. 3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер.ин-т образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. - М.: КноРус. 2011. - 280 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1.http://www.gks.ru/ - Федеральная служба Государственной статистики РФ. 2.http://www.levada.ru/ - «ЛЕВАДА-ЦЕНТР». Аналитический центр Юрия Левады. 3. http://wciom.ru/ - Всероссийский центр исследования общественного мнения. 4. http://www.biblioclub.ru Университетская библиотека 5. http://school-collection.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Планы семинарских занятий Тема 1. Социология как наука Цель изучения темы: сформировать у студентов целостное и детализированное представление о социологии как науке, занимающей свое законное место в системе наук и устойчивое положение в структуре современных обществ. Задачи изучения темы: - рассмотреть социологию в качестве науки, имеющей, по словам современного социолога П. Штомпки «короткую историю, но длинное прошлое», - рассмотреть процесс формирования своеобразного способа социологического мышления, предложившего свою трактовку традиционной темы общества и специфику языка социологии, - рассмотреть процесс замены старых социологический представлений о социальных константах, постоянных устойчивых общественных явлениях новыми социологическими представлениями о структурации, социальной жизни, становлении общества.
Вопросы для обсуждения 1. Знание об обществе и социология как наука. 2. Предмет и язык социологии. Этапы развития социологии. 3. Социологические подходы к анализу общества. Познавательное значение понятий «социальная система» и «социальная структура» общества. 4. Социологические концепции современности. Познавательное значение понятий «структурации», «становление», «социальная жизнь» общества и др. Учебно-методическое и информационное обеспечение темы
Основная литература: 1. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях [Текст]:[Учеб. пособие] / Исаев Борис Акимович. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с. 2. Кравченко, А.И.. Социология [Текст]: учебник / Кравченко Альберт Иванович. – М.: Проспект, 2009. – 534 с. 3. Общая социология [Текст]: учеб. пособие: рек. ФГУ «Федер.ин-т образования» / Под ред. М.М. Вышегородцева. - М.: КноРус. 2011. - 280 с.
Дополнительная литература: 1. Адорно Т.В. Введение в социологию / Т.В. Адорно. – М.: Праксис, 2010. – 384 с. 2. Гидденс, Энтони. Последствия современности. / Э. Гидденс. – М.: Праксис, - 352 с. 3. Кравченко А.И. Социология в схемах и определениях: учебное пособие. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. – 368 с. 4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М.: Логос, 2008. – 664 с. Примерные темы рефератов 1. История социальной статистики в России. 2. Субъективная социология в России. 3. Позитивизм и натурализм в российской социологии. 4. Творчество П.А. Сорокина: российский период. 5. История советской социологии 1950-1980гг. 6. Отечественная социология с конца 1980-х гг. до наших дней. 7. Развитие рынка социологических наук в постсоветской России. Контрольный блок 1. Укажите пункты отличия социологии от других гуманитарных наук, рассматривающих тему общества. 2. Дайте описание процесса институционализации социологии. 3. Назовите имена ученых, внесших наибольший вклад в процесс институционализации социологии и дайте характеристику их вклада в этот процесс. 4. Укажите пункты, отличающие социологическое мышление от обыденного мышления в понимании того, что такое общество. 5. Назовите имена основоположников социологии, использовавших при изучении предмета социологии биоорганическую аналогию. Охарактеризуйте их вклад в классическую традицию. 6. Рассмотрите перспективы, открывшиеся в ХХ в. перед современной социологией в результате замены понятия организма понятием социальной системы. 7. Рассмотрите перспективы, открывающиеся перед социологией XXI в. в связи с отказом ученых от всяких представлений о неизменных общественных явлениях и принятием установки о том, что все существующее в обществе, - это общественные события, социальные действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|