Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Третий этап эволюции классической политической экономии




 

Изучив эту тему, будете знать:

• как развивалась классическая политическая экономия в условиях индустриализации производства и дальнейшей либерализации эко­номики;

• в чем состоит новизна теоретического осмысления категорий «сто­имость», «заработная плата», «прибыль» и «рента» в трудах клас- сиков-смитианцев постмануфактурного периода;

• почему «центральная проблема, ставящаяся Рикардо, а именно изменения относительных долей в продукте земли, труда и капи­тала, остается одним из непреходящих предметов интереса для современных экономистов» (М.Блауг);

•насколько «закон рынков Сэя» корреспондируется с постулатом смитовской «невидимой руки»;

• в самом ли деле, «если бы только труды Мальтуса, а не Рикардо послужили исходным пунктом для последующего развития экономической науки XIX в., насколько мудрее и богаче был бы мир | сегодня» (Дж.М.Кейнс), или все же после Д.Рикардо «все теоретики... вплоть до появления теории предельной полезности... действительно являются "школярами"» (Й.Шумпетер).

Среди приверженцев учения А.Смита в постмануфактурный период, т.е. в первой половине XIX в., в истории экономической мысли в первую очередь упоминают имена Д.Рикардо, Ж.Б.Сэя, Т.Мальтуса, Н.Сениора, Ф.Бастиа и некоторых других экономистов. Их творчество несет на себе отпечаток «нового» времени, показавшего, что экономической науке следует снова заняться осмыслением достигнутого в «Богатстве народов» по многим экономическим категориям и теориям.

 

Экономическое учение Д. Рикардо

 

Давид Рикардо (1772-1823) — одна из ярких личностей классической политической экономии Англии, последователь и одно­временно активный оппонент отдельных теоретических положе­ний наследия великого А.Смита.

Он был родом из испано-голландской еврейской семьи, при­ехавшей в Англию. Родился в Лондоне, став третьим из 17 детей биржевого маклера. Ему не пришлось учиться в колледже или в университете, так как под влиянием отца с детства начал пости­гать основы коммерции, помогая ему в торговых и биржевых опе­рациях. Зато к 16 годам Д.Рикардо, хотя и не имел систематичес­кого образования, мог уже самостоятельно справляться со многи­ми деловыми поручениями отца на бирже и в конторе.

Одной из его ранних, но значимых работ под названием «Трак­тат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) была книга, лишь на первый взгляд повторявшая и интер­претировавшая идеи А.Смита. После ее издания Ж.Б.Сэй, как и его английские коллеги, продолжал работать над совершенство­ванием своего труда, неоднократно дополняя и переделывая для обновленных изданий, которые при его жизни имели место пять раз и превратили это сочинение в лучшее из всех остальных.

Как признанный ученый в 1816 г. в Атене Ж.Б.Сэй открыл курс лекций по политической экономии. В 1817 г. выпустил в свет свой «Катехизис политической экономии». С 1819 г. в Консерватории искусств и ремесел приступил к чтению лекций по специально введенному для него правительством Реставрации «Курсу индуст­риальной экономии».

В последние годы жизни с 1830 г. Ж.Б.Сэй возглавил специаль­но созданную для него кафедру политической экономии в Кол­ледж де Франс, став основателем собственной школы экономи­ческой мысли, которую впоследствии представляли Фредерик Бастиа, Мишель Шевалье, Шарль Дюнуайе и другие. За несколь­ко лет до своей смерти (1928—1929) Ж.Б.Сэй издал как бы итого­вую в своей жизни работу «Полный курс практической полити­ческой экономии». В ней он попытался отразить прежде всего прак­тическую значимость экономической теории, базирующейся на принципах экономического либерализма, невмешательства в эко­номику извне.

Оценивая творческое наследие Ж.Б.Сэя, следует отметить, что, по словам К.Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал смитовское учение и политическую экономию. Но если утопичес­кий социализм, а затем и марксизм «извлекли» из учения А.Сми­та прежде всего положение об эксплуатации рабочего класса ка­питалистами и землевладельцами (посредством вычета в свою пользу из полного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А.Смита, одним из главных извлечений сделала положение о вза­имосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания сто­имости общественного продукта.

С уважением и симпатией к Ж.Б.Сэю относился и его совре­менник Д.Рикардо, который продолжал с ним интенсивно пере­писываться вплоть до своей смерти. В своих «Началах политичес­кой экономии» Д.Рикардо подчеркивал, что политическую эко­номию как науку обогатили в числе английских исследователей Дж.Стюарт, Дж.Милль и А.Смит, а французских — А.Тюрго, С.Сисмонди и Ж.Б.Сэй.

Предмет изучения

Заострив внимание читателя в названии и содержании своей главной работы — «Трактате политической экономии...» на таких, обозначающих название этапов экономического цикла понятиях, как производство, распределение и потребление, Ж.Б.Сэй стре­мился подчеркнуть тем самым не столько последовательность этих этапов, сколько первостепенную роль в создании богатства (мате­риального) сферы производства. Это значит, что и по Сэю пред­метом изучения политической экономии является прежде всего про­блематика материального благополучия общества, а источник бо­гатства он видит в производственном потенциале нации.

Метод изучения

Необходимо отметить, что Ж.Б.Сэй аналогично другим клас­сикам объяснял конструирование политической экономии по об­разцу точных наук, таких, например, как физика. В методологи­ческом плане это означает признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение политической эко­номии всего лишь теоретическое и описательное. Так, в своем письме Т.Мальтусу в 1820 г., говоря о роли ученого-экономиста, он писал: «Мы должны только сказать обществу, как и поче­му такой-то факт является последствием такого-то другого. Со­гласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но ника­ких поучений»25.

Ж.Б.Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, бе­зоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограничен­ной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимос­ти никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотреб­ления общественного продукта, т.е. экономических кризисов. По­ложение Ж.Б.Сэя о реализации общественного продукта позже получило название «закона рынков» или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон» не только столпы классической политичес­кой экономии Д.Рикардо, Т.Мальтус и др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до начала XX в. Как образно выразился в данной связи Дж. К.Гэлбрейт, «принятие или непринятие человеком закона Сэя было до 30-х гг. (XX в. — Я.Я.) основным признаком, по которому экономисты отличались от дура­ков»26.

Таким образом, в истории экономических учений имя Ж.Б.Сэя ассоциируется, как правило, с образом ученого, беззаветно верив­шего в гармонию интересов классов общества в условиях рыноч­ных экономических отношений и проповедовавшего для их утвер­ждения принципы смитовской концепции экономического либе­рализма, саморегулируемости экономики. Однако следует признать и то, что «необходимость ясности в изложении иногда понуждала его (Ж.Б.Сэя. — Я.Я.) скользить по поверхности важных проблем, вместо того чтобы проникать в глубь их. В его руках политическая экономия часто становится слишком простой... Неясность Смита часто плодотворна для ума, а ясность Сэя не дает ему никакого стимула» (курсив мой. — Я.Я.)21.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...