Типы древнегреческих храмов
В период архаики (VII-VI вв. до н.э.) возникает греческий храм, являвшийся центром важнейших событий общественной жизни граждан полиса. Храм становится хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед храмом – местом собраний и празднеств. Храм обычно ставился в центре акрополя или городской площади, являясь доминантой городской архитектуры. Храм посвящался богу – покровителю города. Храм, посвященный богу, всегда был повернут главным
фасадом на восток, храмы, посвященные обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейший тип греческого храма состоял из одного помещения,
открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых были обработаны в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами располагались две (иногда – одна)_ колонны. Поэтому и храм такого типа называется ХРАМ В АНТАХ. По своему виду он напоминал мегарон. Более сложным типом храма был ПРОСТИЛЬ, у которого впереди антов стоял ряд колонн. Следующий тип храма
– АМФИПРОСТИЛЬ - имел колоннады по обеим торцевым сторонам (амфи – с обеих сторон). Самым распространенным типом храма в Древней Греции был
ПЕРИПТЕР. У этого типа храма центральное закрытое помещение (наос) было обнесено рядом колонн («периптер» - с греч. - со всех сторон оперенный, «птерон» - крыло). Периптер, сложившийся к началу VII в. До н.э. господствовал в архаической и классической архитектуре. Колоннада,
окружавшая храм, называлась «птерон» или «перистасис» (от греч. «пери» - вокруг, «стасис» - стояние, стоящий). Более сложным, чем «периптер» типом храма являлся
ДИПТЕР. Это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В ПСЕВДОПЕРИПТЕРЕ все или большая часть интерколумниев («интер» – между, «колумна» – колонна) наружной колоннады полностью закрыта стеной, из которой колонны выступают лишь наполовину своего диаметра,
становясь полуколоннами. В ПСЕВДОДИПТЕРЕ второй (внутренний) ряд колонн отсутствовал, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т.е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами. МОНОПТЕР -круглый тип храма или здания общественного назначения, состоящий из одной колоннады и перекрытия над ней (перекрытие обычно было коническим).
ФОЛОС - круглое здание, состоящее из колоннады и закрытого помещения. Главное внутреннее помещение храма, которое греки называли НАОС или СЕКОС (по лат. – «целла»), представляло собой закрытую вытянутую в плане (прямоугольную) комнату, в которой стояла культовая статуя. Входом
в наос служил ПРОНАОС, огражденные спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков – стенами, торцы которых обработаны в виде антов. Позади целы или в глубине ее часто устраивался АДИТОН («недоступный», «священный») – помещение, сообщающееся с наосом. С другой стороны относительно целлы в храме находилось помещение, носившее название ОПИСТОДОМ (от
греч. «описто» - «позади»). Опистодом был отделен от наоса глухой стеной. Опистодом служил местом хранения храмовой утвари и храмовых приношений.
Древнегреческие ордерные системы
ОРДЕР – (от лат. «порядок», «строй») это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах (дорическом, ионическом и коринфском), отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом,
формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (обломами) и орнаментом, расположенным на «неработающих» (несомых) частях конструкции. Противопоставление несомых и несущих частей здания в греческом ордере всегда подчеркивалось. Главными частями греческого ордера были:
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- основание – СТЕРЕОБАТ, покоящееся на верхнем выровненном ряде кладки фундамента;
- вертикальные опоры - КОЛОННЫ, возвышающиеся на верхней ступени стереобата – СТИЛОБАТЕ;
- перекрытие - АНТАБЛЕМЕНТ, делимое на две или три части:
- АРХИТРАВ (ЭПИСТИЛЬ) - главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия;
- ФРИЗ – имевшийся в дорическом и некоторых вариантах ионического ордеров и изображавший само перекрытие, покоящееся на архитраве;
- КАРНИЗ - венчающая часть здания.
А) Дорический ордер
Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, сдержанностью в применении декора. Дорический ордер сложился в течение одного поколения зодчих на рубеже VII - VI в. до н. э. Возник ордер в греческой метрополии, там, где имелся достаточно крупный строительный лес, велось строительство из кирпича-сырца и применялась раздельная конструкция двускатной кровли и горизонтального чердачного перекрытия. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны дорического ордера стоит непосредственно на стилобате и становятся тоньше кверху. Утонение колонны начинается непосредственно от стилобата. На 1/3 общей высоты колонна обычно образует припухлость - ЭНТАЗИС. Отношение нижнего диаметра ствола дорической колонны к высоте 1:5 – 1:6.
Поверхность колонны прорезают вертикальные с острыми гранями желобки - КАННЕЛЮРЫ, количество которых чаще всего равно двадцати.
Колонны-дорики сверху покрывают капители, состоящие из округлой подушки - ЭХИНА и квадратной каменной плиты - АБАКИ, лежащей на эхине. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны врезами
ГИПОТРАХЕЛИОНА (шейки) (1-4 горизонтальными рельефными полосками). Нижняя часть эхина дорической колонны обычно украшалась врезанными профилированными поясками – РЕМЕШКАМИ (от 1 до 5). Антаблемент дорического ордера состоял из архитрава, фриза и карниза. Архитрав трехчастного антаблемента дорического ордера представляет собой гладкую балку, опирающуюся на капители колонн. Сверху балка архитрава завершалась ТЕНИЕЙ – небольшой полочкой. Над
архитравом шел дорический ФРИЗ-ТРИГЛИФОН, который состоял из триглифов и метоп. ТРИГЛИФЫ имеют форму вытянутых вверх прямоугольников поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами (два вреза в
средней части триглифа и два среза - по краям). Между триглифами располагались прямоугольные плиты - метопы, почти квадратные, чуть вытянутые в длину. Метопы были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались рельефной скульптурой. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще одна полочка, называемая РЕГУЛА, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями – ГУТАМИ.
На каждый ИНТЕРКОЛУМНИЙ (пролет между колоннами птерона) приходится по две метопы и два триглифа. При этом триглифы располагаются над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Принятая и отработанная схема усложнялась только по угламдорической постройки. Возникала проблема расположения углового триглифа («ПРОБЛЕМА УГЛОВОГО ТРИГЛИФА»). Величину смещения углового триглифа относительно оси колонны греческие зодчие старались незаметно
распределить между несколькими ближайшими к углам метопами, т.е. делали более узкими крайние, а иногда и следующие за ними интерколумнии. Угловая колонна чаще всего наклонялась к центру храма по биссектрисе углов стереобата. Форма частей фриза была в дорическом
ордере наиболее устойчивой. Над архитравом и фризом дорического антаблемента находится карниз- гейсон. Своей выступающей частью он нависает над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза – выносная плита, по верху которой часто тянулся водосточный желоб - сима. Сима образовывалась крайними черепицами кровли. Нижняя часть карниза снабжена мутулами – прямоугольными выступами, расположенными по одному над каждым триглифом и каждой метопой. На нижней поверхности мутул имелись капли (гутты), подобные тем, что помещались под регулами. Эти гутты располагались в три ряда, по шесть капель в каждом ряду. Колонны дорического храма часто имели разные интерколумнии на торцовых и продольных сторонах храма. При малых размерах храмов
наблюдались относительно большие интерколумнии, в храмах большого размера господствовала довольно тесная расстановка колонн.
Дорический храм имеет удлиненную прямоугольную в плане форму с довольно отлогой черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада –
«ЩИПЦОВАЯ СТЕНА» - отделялась от основной плоскости фасада горизонтальным карнизом и была обычно несколько заглублена. Треугольная стена торцового фасада вместе с обрамляющим ее карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней и также
обработанными в форме карниза, называется ФРОНТОНОМ. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется ТИМПАНОМ. Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтальных карнизов наличием симы (водосточного желоба). У нижних углов фронтона сима завершалась
ВОДОМЕТАМИ, обычно исполненными в виде львиных голов. Из пасти этих голов во время дождя струей била вода. Фронтоны храмов эллины украшали скульптурой (барельефной,
горельефной, круглой). Сюжетами рельефов, украшавших фронтоны и метопы были мифы об эллинских богах и героях, изображение их подвигов.
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ
На крыше по углам фронтонов ставили АКРОТЕРИИ - (от греч. «akrotērion» - «вершина», «край» «мыс»), скульптурное украшение (статуя, пальметта), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера. В тех случаях, когда сима отсутствовала, карнизы продольных сторон храма дорического ордера увенчивались АНТЕФИКСАМИ (лат. antefixa - впереди прикрепленный " ante - перед и fixus - прикреплять), вертикальными
лобовыми черепицами, располагавшимися по срезам кровли античных храмов, перекрывавшие шов между двумя смежными черепицами, украшенными орнаментальной порезкой. Антефиксы завершали ряды узких в виде желоба черепиц кровли – КАЛИПТЕРОВ, перекрывавших стык основных
плоских прямоугольных черепиц – СОЛЕНОВ.
Б) Ионический ордер
Ионический ордер отличается легкостью пропорций, утонченностью более расчлененных, чем в дорике, форм, более широким применением декора, нежели в дорическом ордере. Ионическому ордеру или храму, построенному в ионическом ордере свойственно впечатление праздничности, нарядности и грации, в отличие от строгости и аскетизма, которые свойственны храму, построенному в дорическом ордере. Витрувий (древнеримский архитектор, создатель «Десяти книг об архитектуре» - первого в истории трактата по архитектуре) в свое время сравнивал дорический ордер с мужской красотой,
а ионический - с женской. Создателем этого ордера считают малоазийца Феодора из Самоса.
Храм ионического ордера располагался на трехступенчатом основании (ПОДИИ), причем нередко ступени устраивались только по коротким, торцевым сторонам (или по одной торцевой стороне), а по длинной стороне стереобат имел гладкую вертикальную поверхность.
Ионический ордер в Древней Греции существовал в нескольких
вариантах, из которых наиболее распространенными были два - малоазийский и аттический. Основной, малоазийский вариант ордера сложился под влиянием дорического ордера и искусства стран Востока. Он принял устойчивые формы к середине VI в. до н.э. Колонны ионического ордера делятся на три части: база, ствол и капитель. БАЗА колонны ионического ордера состоит из чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. База ионической колонны образно выражает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. Выпуклые элементы базы – ПОЛУВАЛЫ или ТОРУСЫ, часто украшались орнаментом – плетенкой или горизонтальной порезкой в виде желобков. Вогнутые элементы базы – СКОЦИИ – обычно оставались гладкими Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или
ПЛИНТЕ. База аттического варианта ионического ордера состояла из двух торусов и скоции между ними. Малоазийский вариант базы ионического ордера более сложен. Иногда в состав ионической базы входил каменный барабан, украшенный рельефной скульптурой (как например, в храме
Артемиды в Эфесе, построенном архитекторами Феодором из Самоса, Херсифроном и его сыном Матагеном из Кноса (начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э.)). В аттическом варианте ионического ордера база практически не расширяется книзу, в малоазийском варианте - база конусная.
Ствол ионической колонны намного стройнее, чем ствол дорической колонны. Отношение нижнего диаметра колонны к ее высоте в ионическом ордере составляет 1:8 – 1:9, против 1:5 – 1:6 в дорическом ордере. Утонение колонны от основания до капители незначительное, энтазис зачастую
отсутствует. Количество каннелюр на стволе ионической колонны обычно равно
двадцати четырем. Каннелюры отделены друг от друга узкими полоскамиь (ДОРОЖКАМИ), поверхность которых обозначает цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляют собой либо полуокружность, либо часть элипса. Глубина каннелюр вместе с
дорожками делают ионическую колонну еще более стройной. Ионический интерколумний достигает максимально возможных размеров. Поэтому все здание выглядит стройнее и легче, чем здание
дорического ордера. Именно это позволяет создавать впечатление повышенной праздничности и светоносности храма, сооруженного в ионическом ордере.
Ионическая капитель встречается в большом количестве вариантов и состоит из нескольких элементов:
- прямоугольной в плане АБАКИ, расположенной непосредственно под архитравом;
- ПОДУШКИ С ВОЛЮТАМИ (архитектурных деталей в виде спиралевидного завитка с глазком, розеттой в центре);
- ЭХИНА.
Волюты, или завитки подушки образуют по бокам капители два вала, называемые БАЛЮСТРАМИ. Волюты являются характерной особенностью ионического ордера. Волюты в храмах ионического ордера предстают в бесчисленном количестве вариантов. Например, только в храме Артемиды в
Эфесе (начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э.) встречается несколько различных по форме волют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: