Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура Возрождения. Классические традиции. Центрические храмы, базилики. Городские дворцы и виллы. Основные мастера. Скульптура эпохи Возрождения.




 

В XIII–XIV вв. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений. Возникновение новой мощной империи, Венецианской республики, повлекло за собой развитие морской торговли, производство и экспорт стекла, что укрепило экономическую мощь Венеции и сопредельных итальянских государств. Именно в этот период в Италии происходит формирование капиталистических отношений и создаются первые банкирские дома и торговые корпорации. Ведущими городами Италии в развитии капитализма в тот период были Генуя, Флоренция, Венеция и Сиена. Именно там и зарождается новый стиль в архитектуре, который называется ренессансом, стилем Возрождения. Новый архитектурный и художественный стиль развивался под сильным влиянием античного греческого и римского наследия. Однако в архитектуре ренессанс стал проявлять себя несколько позднее, чем в живописи или скульптуре. Так, например, широкое внедрение трансформированных классических ордерных систем начинает происходить только на рубеже XIV–XV вв. Отличие архитектуры стиля ренессанс в том, что она приобретает более светский и жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Возрождения возникают сооружения, которые начинают соотноситься с человеком, т.е. их масштабной мерой становится человек. В отличие от вертикализма готики ренессанс и его формы в значительной степени развиваются в ширину. Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Стрельчатые готические своды и арки постепенно начинают уступать место цилиндрическим и крестовым сводам. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет того, что происходит наслоение горизонтальных этажей друг на друга. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Колонны, пилоны, пилястры, архивольты, архитравы и своды являются основными элементами, которые ренессанс использует и создает их различные комбинации. В архитектуре эпохи Возрождения используются различные ордера, которые могут выстраиваться в ряд в соответствии с так называемой классической подчиненностью – от самого тяжелого дорического в нижней части к коринфскому наверху. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение.

Основой философского наполнения ренессансной архитектуры и всей эпохи Возрождения стал гуманизм – новая система ценностей и взглядов на человека и его место в мире. Так как идеалы гуманизма основаны на рационалистическом мышлении, то и архитектура этого периода может именоваться архитектурой рационализма.

При изучении архитектуры Возрождения необходимо учитывать тот факт, что впервые ренессанс как направление в архитектурно-строительной мысли возник на территории Италии и Южной Франции. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в.), высокий ренессанс (первая половина XVI в.), и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в.).

Ранний ренессанс складывается первоначально во Флоренции, но архитектурные памятники этого периода есть и во многих других городах Италии: Мантуе, Падуе, Вероне, Урбино, Прадо. Памятники архитектуры высокого ренессанса в основном сконцентрированы в Риме и в бывшей Папской области. Поздний ренессанс в основном проявил себя в городах Северной Италии, таких как Венеция, Виченца, в загородных имениях венецианской аристократии. Отсчет раннего периода Возрождения обычно ведется с 1420 г., когда во Флоренции началось возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре (рис. 6.1, VI.1) по проекту выдающегося итальянского архитектора Филиппо Брунеллески (подробнее см. ниже).

 

Рис. 6.1. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции

Архитекторы раннего Возрождения исповедовали идеалы свободы, рационализма и возвращения к истокам античной архитектуры, поэтому они поставили на научную основу решения эстетических и технических основ архитектурной мысли. Именно в этот период и появляется пренебрежительное наименование предшествующей архитектурной эпохи как варварской, готской (готической). В середине XV в. в библиотеке швейцарского монастыря Сент-Гален была обнаружена рукопись античного архитектора I в. н.э. Витрувия об архитектуре. Эта рукопись легла в основу многих трактатов по истории и теории архитектуры. В их числе можно отметить "Десять книг о зодчестве" (Л. Б. Альберти, XV в.), "Четыре книги об архитектуре" (А. Палладио, XVI в.), "Правило пяти ордеров архитектуры" (Д. да Виньола, XVI в.). Архитекторам эпохи Возрождения были присущи абсолютно чистые архитектурные формы, которые отличались от мистической сложности готического зодчества. Под воздействием античной архитектуры многие зодчие этого периода начинают заниматься археологией, как, например,

Андреа Палладио, который проводил архитектурные обмеры античных памятников Рима и других городов Италии и посвятил результатам своих исследований одну из своих "Четырех книг об архитектуре".

В XV в. появляется теория так называемого идеального храма с планом в форме круга – моноптера, подобные храмы стали называться храмами-ротондами. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. Гениальный ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что "здание должно быть хорошо обозримо со всех сторон и показывать всем свои истинные формы". Он также посвятил часть своих архитектурных проектов поиску формы идеального центрического храма. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. 6.2).

Рис. 6.2. План идеального города Пальма-Нуово

Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. В основе планировочной структуры подобных городов лежит принцип круга или девятиконечной звезды, как в случае с планами города Пальма-Нуово. Наряду с мистическими и мировоззренческими утопиями на проекты подобных городов влияли и практические соображения. Прежде всего это касалось защиты города. Учитывалось изобретение артиллерии, поэтому планы городов имеют формы с минимальным периметром укреплений нового типа. В идеальном городе эпохи Возрождения обязательно присутствует большая площадь для карнавала, городской собор и палаццо публико – дворец общественных собраний. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. В. Скамоцци) было запроектировано сразу четыре рыночных площади – для оптовой торговли, для розничной, для биржевой, для сенной. Это говорит нам о том, что основной стороной жизнедеятельности горожан в этот исторический период была торговля. До наших дней дошел ряд архитектурных пейзажей идеальных городов – ведуты (перспективы идеальных, симметрично застроенных городов с идеальным центрическим храмом в центре города), выполненные в XV в. выдающимся художником и архитектором Лучано ди Лаурано.

Ренессанс как архитектурный стиль унаследовал от готики основные типы сооружений – дворец, ратуша, базиликальный храм. Однако возникали и новые типы сооружений, например учебные заведения, школы, больницы, воспитательные дома.

Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Центром этого нового архитектурного стиля была в этот период Флоренция, которая достигла к началу XV в. необычайного экономического и культурного расцвета. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. VI.2). Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. VI.3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Постройка самого собора была начата в 1296 г. по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио, он возводился как символ победы партии гвельфов над партией аристократов-гиббелинов. Строительство собора прерывалось, и к 1360 г. его план существенно изменился. Так, например, вместо центральной абсиды базилики был пристроен обширный октагон пролетом 42 м. К 1360 г. октагон был возведен, а вопрос о его перекрытии оставался открытым. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Он победил, потому что предложил возвести купол на октагонс без коренных лесов и тем самым снизил стоимость и трудозатраты. При возведении купола собора Брунеллески изучал античные первоисточники, и прежде всего купол Пантеона. В итоге Брунеллески удалось создать конструкцию купола, которая имела пролет, всего на 1 м уступающий Пантеону, однако этот купол был новым словом в инженерной мысли.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. В конструкцию были включены несущий каркас и тонкостенные оболочки с кольцами-цепями в теле купола, которые воспринимали распор. В отличие от собора Воспитательный дом строился как филантропическое заведение для сирот на средства гильдии шелкоделов. Поэтому члены попечительского совета подчеркивали, что здание должно быть дешевым, но в то же время удобным для проживания. Брунеллески предложил очень строгий и упорядоченный план комплекса и затем со строны площади Святой Троицы пристроил к зданию изящный портик в виде девяти арочных пролетов. Красота архитектуры портика не столько в его пролетах и арках, а в замечательной пропорциональности его частей, их гармоническом сочетании друг с другом. Над опорными колоннами размещены барельефы спеленутых младенцев, выполненные выдающимся флорентийским скульптором Андреа делла Робио.

В 1430–1443 гг. по проекту Брунеллески была построена капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче. Брунеллески применяет купол на "парусах" и возводит портик, украшенный колоннами коринфского ордера. Колоннам соответствуют каннелированные пилястры. Здание отличают гармоничность и уравновешенность во всем. Самое главное в этом сооружении – его соразмерность с человеком.

В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Одним из первых палаццо стиля ренессанс стало палаццо Медичи-Риккарди, возведенное по проекту архитектора Микелоццо ди Бартоломмео. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Нижний ярус за счет грубой рустовки выглядит тяжеловесно и читается как массивный цоколь всего здания. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Стены второго яруса обработаны кладкой из крупного камня, а кладка третьего яруса практически гладкая. Внутренний дворик Микелоццо окружил со всех четырех сторон аркадой, подобной аркаде Брунеллески из Воспитательного дома. Архитектор Леон Батиста Альберти возводит в 1446 г. во Флоренции дворец для банкира Джованни Ручеллаи (рис. VI.4). В отличие от палаццо Медичи дворец Ручеллаи имеет целостную композицию фасада с одинаковой кладкой на всех ярусах, но Альберти применяет разную ордерную систему в обрамлении окон и разные оконные пролеты. Здание завершено единым ордерным карнизом. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. В основном заказчики дворцов желали во внешнем облике сооружения подчеркнуть величие своего рода и личное могущество. Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. VI.5).

В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Прежние города-государства Италии, такие как Флоренция, Генуя, Сиена, Венецианская республика, постепенно уступают роль развитых торговых государств другим государствам Южной Германии, Франции, Фландрии, Папской области. Статус явного культурного центра этого периода приобретает Рим, который до первой половины XVI в. становится признанным центром высокого ренессанса. Рим был центром католического мира, величие Рима связывали напрямую с возрождением величия всей Священной Римской империи германской нации. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Особенно в эпоху правления папы Юлия II идеалы высокого ренессанса стали проникать в римскую архитектуру. При дворе папы Юлия работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени – Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Донато Браманте. В этот период начинают приобретать самое широкое распространение дорический и тосканский ордера, обладавшие большей строгостью и достоинством. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Личные дворцы постепенно начинают приобретать элементы общественных зданий, где проводятся важные дипломатические переговоры, парадные балы. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий.

В конце XV в. вновь возрождается понятие загородной виллы, которая строится как целостный ансамбль. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). Дворец впервые соединил в себе две различные функции, государственную канцелярию и жилую папскую резиденцию, сохранившую все особенности планировочного решения жилых дворцов предшествующего времени. Дворец имел традиционный большой внутренний двор, окруженный аркадами, однако внутренний двор был вписан в участок далеко не прямоугольного очертания. По своей форме дворец канцелярии – это огромный параллелепипед, разделенный по фасаду на три яруса. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Пилястры активнее выступают из стен, окна имеют разнообразную форму и обрамлены сильно выступающими наличниками. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Именно эта работа Браманте как архитектора знаменовала собой наступление нового периода в истории архитектуры – периода высокого ренессанса (рис. VI.6).

Около 1502 г. по проекту Браманте в Риме возводят поминальную капеллу на месте мученической смерти апостола Петра. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Она стала образцом нового архитектурного стиля. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. Капелла представляет собой небольшой храм-ротонду, которая стоит на невысоком подиуме над криптой. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Капелла увенчана куполом с фонарем. Здание окружено плотной застройкой, однако благодаря точным пропорциям ордера и соотношениям частей соооружения капелла настолько монументальна, что своим присутствием она как бы раздвигает окружающие стены домов и предстает во всем величии архитектурного замысла автора проекта (рис. VI.7).

Вторым важным проектом Браманте стали масштабная перестройка Ватикана и перестройка старого собора Св. Петра в Риме. Папа Юлий II приказал Браманте построить собор в форме центрической композиции, которая впоследствии была преобразована в композицию в форме латинского креста. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Рафаэль переработал планировочное решение собора в форме вытянутого удлиненного латинского креста и завершил удлиненный неф портиком с колоннами гигантского ордера. Новый папа Лев X из рода Медичи тяготел к развитию искусств и был в состоянии оценить творчество Рафаэля. Вскоре в процесс реконструкции Ватикана помимо Рафаэля включаются и другие архитекторы – Антонио да Сангалло и Фра Джакондо. В итоге проект собора претерпел изменения. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. Для торжеств, посвященных этому событию, по проекту архитектора Джулиано да Сангалло римский архитектор Россели возвел деревянный театр. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. VI.8).

Микеланджело впервые в этой своей работе применил одновременное соединение скульптурной пластики и архитектуры в интерьере капеллы. Это и называется маньеризмом. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. На фасаде появляется ярко выраженный вход с парадным окном над ним, карниз получает очень мощный вынос по сравнению с другим вариантом, представленным Антонио да Сангалло. Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). В 1546 г. после смерти архитектора Джулио Романо 72-летний Микеланджело становится главным архитектором строительства собора Св. Петра в Ватикане (рис. VI.9). Микеланджело вернулся к очень четкому плану Браманте, уменьшил габариты собора, придал ему центрическую композицию. С 1546 г. в течении 18 лет строительство шло быстрыми темпами благодаря Испании, которая вкладывала огромные средства в его строительство. Конструкция купола собора Св. Петра в Риме, по мысли Микеланджело, была приближена к конструкции купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. Купол очень плоский, но он увенчан огромным фонарем, который визуально уравновешивает огромную массу купола. Микеланджело умер еще до окончания строительства собора, и работу завершил архитектор Джакомо делла Порта, который вытянул купол вверх и увеличил высоту фонаря. В связи со строительством собора Микеланджело часто стали называть отцом барокко, так как его идеи, касающиеся внешнего и внутреннего убранства храма, декоративные наличники, глубокие оконные ниши, скульптуры, карнизы, пояски легли в основу нового архитектурного стиля – барокко. Помимо собора Св. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. После разграбления Рима в 1527–1528 гг. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Архитектор создал проект реконструкции площади и превратил ее в сцену для торжественных церемоний и маскарадов. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Центральным зданием площади является дворец Сената, построенный по проекту Микеланджело и завершенный Джираломо Раинальди. Теоретическое наследие этого периода развития архитектуры отражено в трактате архитектора Джакомо Бароцци Виньола "Правило пяти ордеров", который до сих пор является настольной книгой для новых поколений молодых архитекторов и инженеров-архитекторов.

Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). В 1570 г. в Венеции вышел трактат Палладио "Четыре книги об архитектуре", который содержит анализ классических произведений по архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Трактат Д. Виньолы "Правило пяти ордеров" систематизировал законы пропорционирования античных сооружений. В этих работах описаны тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный ордера. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Под влиянием этих трактатов в архитектуре этого времени возникла идея создания более сильных ордеров, и античные ордера утрачивают многие свои первоначальные формы. Например, Палладио одним ордером объединял два верхних этажа, а позже стал создавать многоэтажные палаццо, украшенные колоссальными ордерами, которые поднимались от основания здания до карниза.

Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Палладио творчески изучал памятники архитектуры прошлых веков и продолжал традиции высокого ренессанса. В 1540 г. проект Палладио побеждает на конкурсе в Виченце, и по нему перестраивается старинное готическое здание палаццио Публико. Здание XV в., перекрытое сомкнутым сводом, Палладио окружает двухъярусными галереями, придавшими ему открытый гражданский характер. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Палладио начал строить виллу в 1553 г. По форме вилла напоминает куб, окруженный со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, поставленными над широкими лестницами (рис. VI. 10). Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. VI. 11).

В Венеции по проекту Палладио построены комплексы армянского монастыря Сан-Лазарио на острове Святого Лазаря, монастыря Сан-Джорджо Маджоре (1580) и здания монастыря и храма Иль-Реденторе. В советское время творчество Палладио получает свое развитие в работах советских архитекторов сталинского периода (И. Жолтовский и его последователи).

В 1559 г. другой великий архитектор эпохи позднего ренессанса Д. Виньола получает заказ на перестройку дворца герцогов Фарнезе в Капрароле (рис. VI. 12). По его проекту пятиугольный в плане феодальный замок, построенный по проекту архитектора А. Сангалло-младшего, был перестроен в изящный загородный дворец, вокруг которого создается целый садово-парковый ансамбль. Все работы по реконструкции этого дворца были завершены уже после смерти Виньолы в 1625 г. Наконец, в 1568 г. Виньола получает заказ на возведение в Риме храма в честь Иисуса Христа. Храм Иль-Джезу (рис. VI. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Главное в этих композициях – фасадная плоскость, а структура всего пространства раскрывается изнутри. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Архитектурное решение храма Иль-Джезу создало новый тин храмового здания, который впоследствии стал основным для церковной архитектуры эпохи барокко.

Архитектурные идеи и формы ренессанса распространяются по Европе и особое развитие получают во Франции, где ренессанс становится придворным стилем. Ярким примером замкового строительства в стиле ренессанс может служить королевский замок Шамбор (1519–1559) (рис. VI.14).

С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Так строились и поместья аристократов, и здания королевских университетов Оксфорда и Кембриджа. И только в начале XVII в. классическая ренессансная форма архитектуры зданий появляется в английской архитектурной школе. В Германии и Австрии ренессанс начинает развиваться в XVI в. Загородные поместья утрачивают свой оборонительный характер и получают регулярную планировку. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна. Во Фландрии и Испанских Нидерландах формы ренессанса проявляются во дворцах испанской знати. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в.) (рис. VI. 15).

Буржуазная революция в Нидерландах в середине XVI в. привела к тому, что в Южных Нидерландах и Фландрии, оставшихся под властью Испании, ренессанс перерастает в архитектуру барокко, а в Северные Нидерланды (Голландию) возвращается поздняя готика как символ независимости городов и национальной свободы.

Возвращаясь к архитектуре Италии этого периода, надо отметить, что в последнее 25-летие XVI в. поздний ренессанс в основном развивается на территории Венецианской республики. Это было обусловлено тем, что в 1527–1528 гг., после разграбления Рима войсками императора Карла V, из Рима бежали многие выдающиеся архитекторы и инженеры. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Венеция, в которой проживало 125 тыс. человек, открывала перед ними широкие возможности. Венецианское правительство использовало этих архитекторов как специалистов, способных завершить некоторые государственные объекты, которые попали в это время в число долгостроя. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. Архитектор был обязан считаться с местными традициями, поэтому здание Прокураций построено в традиционном для Венеции венецианско-византийском стиле. Сансовино использовал фасад здания и создан трехэтажное аркадное сооружение, открытое свету и воздуху. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Единообразие аркад несло и некий политический смысл, символизируя равноправие и единомыслие, солидарность власти и высшего городского руководства. Только после того как в 1537 г. Сансовино завершит создание целостного архитектурного ансамбля площади Сан-Марко, в венецианской архитектуре наступит коренной перелом. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. VI. 16).

Монетный двор – это суровое и внушительное здание, украшенное колоннами дорического ордера и очень похожее на фортификационное сооружение. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Библиотека строилась с определенной целью стать хранилищем собрания древних манускриптов и печатных книг частной библиотеки кардинала Виссарионе, который завещал свое собрание государству. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Так как Венеция еще с 1490 г. была крупным центром книгопечатания, то, без сомнения, здание государственной библиотеки было для республики не менее важным сооружением, нежели здание монетного двора. Неслучайно Сансовино расположил оба здания рядом друг с другом на центральной площади Венеции – площади Сан-Марко. Библиотека Сансовино отличается богатством внешнего декора, но в ней прослеживаются традиции венецианской архитектуры XV в. Прежде всего это относится к двухъярусной аркаде с 21-аркадным проемом, которая перекликается с фасадом венецианского Дворца дожей. Аркада имела сдвоенные колонны по сторонам проемов, которые сильно выступали из плоскости стены, что создавало причудливую игру света и тени.

Эпоха Возрождения в корне перевернула средневековые схоластические взгляды на природу вещей, начала развивать новые, гуманистические идеалы. Мастера Возрождения создавали огромные большепролетные здания, которые до сих пор поражают нас своим уровнем инженерной мысли. Стилистические тенденции в архитектуре возродили античные традиции с их стремлением к гармонии и внутренней выразительности.

 

Скульптура в эпоху Возрождения

У истоков изобразительного искусства и прежде всего скульптуры стоит Никколо Пизано, творчество которого, особенно ранний период (Проторенессанс), отмечено печатью античности. Но Никколо, в отличие от своих предшественников, пытался акцентировать внимание на пластичности и объемности форм, придать им весомость и телесность, возродить чувство земной красоты. Наиболее прославленным произведением этого мастера является кафедра баптистерия в Пизе (ок. 1260 г.), которая предназначалась для выступлений священнослужителей и проповедников. Здесь характерно присутствие скульптуры — библейские сюжеты и символы поверженных пороков и зла в виде скорченных человечков.
В рельефных изображениях кафедры поражает то, что все фигуры и символы носят светский характер, и хотя мы видим сюжеты священной истории, нам кажется, что это сцены из обычной, земной жизни.
Ученик Пизано — Арнольфо ди Камбио явился для своего времени — периода Проторенессанса — выразителем главных идей Возрождения, так как его скульптуры, как никакие другие, отличались такой монументальностью и величием, что создавали впечатление просто нечеловеческой мощи. Основные работы Камбио — это статуя Карла Анжуйского, надгробия в Риме (церковь Сан Джованни ин Латерано, надгробие кардинала Аннибальди) и Орвиенто (церковь Сан Доменико, надгробие кардинала де Брей).
Самым значительным скульптором начала XIV в. был Андреа да Понтедера, прозванный Пизано, так как он являлся учеником Джованни Пизано. Его главное произведение: бронзовые двери флорентийского баптистерия (южные двери), украшенные двенадцатью рельефами на сюжеты Иоанна Крестителя и восемью фигурами добродетелей. В готическом изгибе фигур, в складках одежды, лаконичности композиции, выразительности и ясности действия проявляются основные принципы Проторенессанса.
Раннее Возрождение характеризуется более смелым новаторством и постепенным изживанием канонов. Так, например, Лоренцо Гиберти шел по пути компромисса, сочетая традиционные черты со смелым реализмом, где вера в Бога, духовность, стремление к совершенству человеческого тела, души и разума тесно взаимосвязаны.
Гиберти имел много общественных заказов — в том числе и на статуи в соборе Санта Мария дель Фиоре, в которых явно просматривается рождение свободной монументальной скульптуры.
Лоренцо Гиберти был одним из самых образованных людей своего времени. До нас дошли его «Комментарии» — первая автобиография художника Возрождения, в которой можно найти сведения об истории искусства, о теории пропорции и перспективы. Мастер был знаком с произведениями древних ученых - Плиния Старшего и Витрувия.
Начало расцвету Возрождения положил Донателло, который в большей степени, чем другие скульпторы, отличался новаторскими идеями. Его произведения выражали основные убеждения эпохи — гуманистические идеалы, стремление к совершенствованию, к разносторонности личности и яркой индивидуальности. Донателло разрешил проблему устойчивости скульптурной фигуры, разработал принципы, которые передавали тяжесть и массу тела. Он возродил изображение наготы, которая вызывала чувство восхищения человеческим телом и его совершенством; положил начало скульптурному портрету; отлил первый бронзовый памятник; создал новый тип надгробия.
Основными произведениями мастера являются: мраморный «Давид» (выражение героического образа); фигура сидящего Иоанна Евангелиста (которая создает впечатление свободы, раскрепощенности и в то же время великой внутренней силы); статуя святого Марка в церкви Ор Сан Микеле (впечатление живого тела).
Донателло разработал новый вид рельефа, в котором впечатление пространства создается не за счет дистанции между сильно выступающими и невысокими частями скульптуры, оно как бы уходит в глубину.
До номах дней дошел и первый отлитый в бронзе памятник Возрождения — статуя Гаттамелаты, образ которого отличается яркой индивидуальностью.
Донателло являлся и одним из первых основателей скульптурной группы, которая по сложности и монументальности отличается от статуи. Мастер создает свободно стоящие скульптуры, в которых чувствуется действие и свобода, как, например, «Юдифь и Олоферн».
Высокое Возрождение характеризуется гармоничным объединением искусств, где предполагается равноправие скульптуры с живописью и архитектурой. С новой силой развиваются такие жанры, как портрет, историческая скульптура.
Именно в это время творит Леонардо да Винчи - живое представление эпохи Возрождения о совершенной и гармонической личности. Как писал о нем известный биограф: «Он был до такой степени исключителен и всеобъемлющ, что, по справедливости, можно было назвать его чудом природы, которая не только изобильно одарила его телесною красотою, но и сделала его обладателем многих редких способностей». Во всех своих начинаниях этот мастер был исследователем, первооткрывателем, выразителем гуманистических идей. Так как Леонардо да Винчи был в большей степени поглощен научными интересами, скульптурных и живописных работ он оставил немного. Но те произведения, которые дошли до наших дней, являются символами эпохи Возрождения.
Прежде всего это статуя Франческо Сфорца в Милане, которая не была отлита в бронзе и представляла собой глиняную модель в натуральную величину. Именно в этой работе прослеживается поиск мастером динамики, свободы и величия. Этот памятник был уничтожен, но за недолгое свое существование он снискал всеобщее восхищение, и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного». За грандиозность замысла, огромные размеры современники прозвали статую «великим колоссом».
В большей степени развитию скульптурного искусства Высокое Возрождение обязано Микеланджело, в работах которого отразился не только высокий дух эпохи, но и все противоречия того времени.
Этот мастер, подобно многим великим людям Ренессанса, отдавал предпочтение нескольким искусствам — живописи, архитектуре, поэзии, но истинным своим призванием он считал искусство ваяния и, подписывая письма и бумаги, ставил перед своим именем слово «скульптор».
Микеланджело отличался пластическим мышлением, чувствовал особую выразительность объемных форм и многие явления, действия, даже слова видел в объемности и живости.
Все произведения Микеланджело Буонарроти: скульптуры, фрески, архитектурные строения - являются титаническими по своему характеру, их свобода безмерна и уникальна.
И даже в первых его скульптурах — «Мадонна у лестницы» (которую он создал в 16 лет) и «Битва кентавров» — очевидна сила и мощь самого мастера, который демонстрирует полную свободу владения резцом и по собственному замыслу трактует известные сюжеты. Глядя на эти, впрочем как и на другие скульптуры Буонарроти, можно с уверенностью сказать о том, что камень, мрамор и другие материалы были для мастера живыми средствами его творчества, которые «изначально» содержали в себе образы, идеи, взгляды, и Микеланджело только оставалось освободить эти скульптуры от ненужных частей. Безусловно, такая работа была титанической и требовала не только большой физической, но и духовной силы.
Мастер работал как над общественными, так и частными заказами. Среди них выделяются: скульптурная группа «Пьета» («Оплакивание»), «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти».
Работая над скульптурами данной тематики, автор чувствует себя «освободителем» удивительного образа Матери Иисуса Христа из «диких и твердых» глыб; борется с камнем, постоянно преодолевая сопротивление.
Именно Микеланджело создает статую Давида - удивительный образ, который становится символом идеального, гармоничного героя, уверенно сражающегося с любыми врагами.
Являясь символом эпохи Возрождения, Микеланджело представляет собой личность, которой стремились подражать люди многих поколений, вырабатывая в себе такую же силу духа, характер, развивая творческие способности и веру в человека. Буонарроти был прав, когда писал:
Я" словно 6 мертв, но, миру в утешенье, Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не прах И смертное меня не тронет тленье...
Скульптура других стран эпоха Возрождения, так же как и другие «иды искусства, несет на себе отпечаток национальных идей и развивается по-разному.
Скульптуру Испании представляет крупнейший мастер Алонсо Берругете, который учился у Микеланджело и некоторое время жил в Италии.
Соединив принципы итальянского Возрождения и испанской культуры, Берругете создает произведения, отличающиеся яркостью, сочностью и декоративностью. Это надгробия, резьба церковных сидений, а также человеческие фигуры, которые отличаются удлиненностью, напряженностью поз, порывистыми жестами, выражением четких и различных эмоций на лицах (скорбь, радость, страдание, страсть).
Особой самобытностью отличается деревянная скульптура, потому что в ней автор использует яркую раскраску с применением золота.
Нидерландская скульптура развивалась переплетаясь с французской, и крупнейшим мастером, который завершил это развитие, был Клаус Слютер. Его мастерство послужило основой для последующего расцвета нидерландского искусства. Он совершил переворот в пластике, создал монументальные, отличающиеся суровой выразительностью и реализмом скульптуры. Они уже не полностью подчинены архитектурным ансамблям и могут выполнять самостоятельную роль. Таковы, например, статуи герцога Филиппа и его жены Маргариты Фландрской на портале церкви — усыпальницы бургундских герцогов в монастыре Шанмоль близ Дижона.
Особое развитие в Нидерландах этой эпохи получила скульптура из дерева, которую часто использовали в религиозных сюжетах.
Во Франции традиции Возрождения в скульптуре с трудом пробивали себе дорогу, так как в этой стране очень стойкими оказались консервативные готические традиции. Основную роль в скульптуре играет школа Клауса Слютера и его учеников, особенно в исполнении надгробий. Среди ряда гробниц своей оригинальностью и суровым величием выделяется гробница Филиппа По, в которой саркофаг заменен катафалком, поддерживаемым восемью большими фигурами плакальщиков.
Очень большое распространение получает статусная скульптура (статуи Мадонны и различных святых).
Таким образом, именно эпоха Возрождения придает скульптуре такие качества, как самостоятельность и независимость от архитектуры и живописи. Происходит развитие практически всех специфических разновидностей скульптуры и тесное переплетение ее с живой и неживой природой. Скульптура становится выразителем телесной и духовной красоты человека, его гармоничности и совершенства.
Именно этот вид искусства как бы стирает глубокие противоречия между церковью и светской жизнью, так как в произведениях любой тематики на первое место ставится человек, который стремится к всеобъемлющей любви, самосовершенствованию и самораскрытию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...