Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа научного управления.




Понятия «менеджмент», «управление». Представление о менеджменте как о науке и практической деятельности.

Менеджмент -это самостоятельный вид определенной деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленный на достижение практического результата в рыночных условиях, при этом используя материально правовые ресурсы, функции и методы экономического механизма менеджмента.

Управление -это поддержание и развитие традиционных управленческих технологий в организации.

Менеджмент очень молодая наука по сравнению с другими. Менеджмент можно рассматривать как науку, имеющую свой предмет изучения: природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Менеджмент как наука имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчёты, коммуникационные системы разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие.

Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления в условиях свободного предпринимательства и конкуренции. Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что собственникам стало трудно выполнять управленческие обязанности. Эти обязанности пришлось передать в руки наёмных управляющих, обладавших необходимыми знаниями и опытом. Поэтому менеджмент - это ещё и категория людей, выполняющих управленческие функции.

 

Эволюция организаций как основы развития управленческих процессов

Организации с древних времен по настоящее время постоянно изменялись или трансформировались. Вместе с этими изменениями происходили трансформации элементов системы управления и управление техники. При этом периодически возникает новый тип организации, например в новое время появились банковские организации, мануфактуры, промышленные предприятия и ряд других. Во второй половине 20 века IT-компании, консалтинговые компании и ряд других.

 

3. Характеристика основных этапов эволюции условий предпри­нимательской деятельности.

В современных условиях в экономической литературе выделяется несколько этапов становления отечественного предпринимательства.

I этап – экспериментальный (1985–1987 гг.). В этот период в качестве форм реализации предпринимательской деятельности явились:

центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ);

временные творческие коллективы (ВТК);

индивидуальное предпринимательство, развитие которого берет свое начало с Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», принятого в 1986 г.

II этап – кооперативное движение (1987–1988 гг.). С выходом в свет Закона СССР (1988 г.) «О кооперации в СССР» оно принимает массовый характер. На 01.01.1991 г. действовали 245,4 тыс. кооперативов, численность занятых в которых составила почти 6,1 млн человек.

III этап – частное предпринимательство (1989–1990 гг.). Его возрождение было обусловлено принятием ряда нормативных документов об аренде; о создании малых и совместных предприятий. К концу 1990 г. 3,4 тыс. предприятий и строительных организаций были переведены на арендную форму хозяйствования; около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью.

IV этап – формирование организационно-правовых форм предпринимательства (1991–1992 гг.). Это положение было закреплено законами «О собственности в РСФСР» (1990 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (1991 г.), а также законами о банках, биржах, страховой деятельности, рынке ценных бумаг и др.

V этап – широкомасштабная приватизация и создание негосударственного сектора (1993 г. – настоящее время). Последствия ее неоднозначны. С одной стороны, стал доминировать негосударственный сектор; с другой – широкомасштабная приватизация разрушающе подействовала на предпринимательскую деятельность. Началось стремительное свертывание малого предпринимательства.

4. Управленческая практика до наступления эпохи массового про­изводства

Начало XX века до 30-х годов характеризуется процессами развития и консолидации производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Этот период получил название эпохи массового производства. Повышение внутриотраслевой конкуренции заставило управляющих того периода сконцентрировать свои усилия на совершенствовании производства таким образом, чтобы обеспечить минимальные производственные издержки. В этот период и начали развиваться первые теоретические основы менеджмента. Тейлор и Гилбреты ставят свои эксперименты по повышению производительности, а Генри Форд вводит в производственную практику понятие конвейера. Основой конкуренции в тот период была низкая цена.

Отрасли имели четкие границы, расширять которые для крупных компаний не было смысла в силу наличия хороших перспектив для дальнейшего отраслевого роста. Внешняя среда была стабильной, государство не вмешивалось в сферу предпринимательства. Бизнес считался в стране серьёзным делом. Президент «Дженерал Моторз» Уилсон как-то заявил: «Что хорошо для Дженерал Моторз, то хорошо для страны». Угрозы со стороны конкурентов были предсказуемым (снижение цен), появление новых игроков было практически невозможным, поэтому управляющие компаний сосредотачивали всё свое внимание на эффективности производства.

Основным достижением управленческой науки и практики было разделение друг от друга непосредственно работы и её обдумывания и планирования. При этом в качестве основного инструмента планирования и контроля использовалось бюджетирование. Упор делается на контроль нарушений бюджета и сбоев в управлении. Отклонения от бюджета тщательно изучаются для выявления причин и разработки оздоровительных мероприятий. Горизонт планирования ограничивается одним годом, а планы определяются из предположения, что внешняя среда не изменяется, и аналогичные события будут повторяться в будущем. В силу низкой скорости изменения внешней среды (турбулентности) основной моделью стратегического поведения было реакционное. То есть изменения в компании начинались только после наступления кризиса, и антикризисные меры были основным двигателем развития компании.

Начало 30-х годов ознаменовало переход в эпоху массового сбыта.

 

Школа научного управления.

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

Разработка формальной структуры организации.

Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

Ф. У. Тейлор;

Френк и Лилия Гилберт;

Генри Гантт.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

хронометраж;

инструктивные карточки;

методы переобучения рабочих;

плановое бюро;

сбор социальной информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...