Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения, обеспечивающие необходимый уровень художественного образования, развития творческих возможностей и способностей учащихся в системе дополнительного образования.




Актуальной и приоритетной задачей российского образования в современных условиях является развитие творческих способностей учащихся, креативно мыслящих, самостоятельных, свободно ориентирующихся в реалиях насыщенной и разнообразной картины мира. Современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Именно этим оправдано внимание педагогической науки к проблеме развития творческого потенциала учащихся в сфере изобразительного искусства системы дополнительного довузовского образования средствами создания соответствующих педагогических условий. Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира.

В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития у учащихся творческих способностей на занятиях специальным рисунком в системе дополнительного образования, то есть в детских художественных школах, школах искусств, изостудиях. Обновление современной системы детского художественного образования, связанное с гуманизацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика. Отметим, что способностями принято считать такие индивидуальные особенности личности, которые проявляются только на практике. Способности определяют успехи учащегося в том или ином виде деятельности и являются одним из существенных признаков индивидуальных различий личности.

Ребенку, чтобы стать художником, необходимо усвоить изобразительный и прикладной опыт предыдущих поколений путем формирования индивидуальных умений и навыков, т. е. путем практических занятий художественно-творческой деятельностью в области изобразительного искусства. Исходя из определения, что всякая потребность реализуется в ходе какойлибо деятельности, художественно-творческая потребность личности реализуется непосредственно в процессе изобразительной деятельности. Если изобразительная деятельность приносит наслаждение, становится желанной, тогда ученик сам проявляет огромный интерес к данному виду деятельности и с удовольствием занимается ею. В процессе художественно-творческой деятельности ребенок совершенствует свой индивидуальный опыт, свои способности в области изобразительного искусства и достигает тем самым высоких результатов.

Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся в рамках изобразительной деятельности с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов: – личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся; – деятельностного похода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности; – социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества. Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования.

Научно-педагогическая система развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Под педагогическими условиями развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, с учетом организации образовательного процесса, который позволит обеспечить высокий уровень развития способностей к изобразительной деятельности. – Применение системного подхода развития художественно-творческих способностей учащихся как свойства функциональных систем мозга, реализующихся в конкретной изобразительной деятельности, где практическая работа является важнейшим условием и средством этих способностей. Заметим, что развитие художественно-творческих способностей зависит от личностных особенностей ученика, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на его личность, от мотивационных факторов развития этой личности, где главными являются саморегуляция и самоактуализация, то есть стремление личности к более полному выявлению своих возможностей. Системный подход в изучении творческих способностей личности служит универсальным методологическим принципом современной науки. – Создание проблемно-поисковых ситуаций на занятиях изобразительным искусством, которая является закономерностью продуктивной творческой деятельности и обусловливает начало мышления, а сама активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблемы. Проблемная ситуация, как необходимое условие в развитии творческих способностей учащихся, приемлема на достаточно высоком уровне приобретенных ими знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. – Овладение учащимися знаниями и технологиями ментального переключения мозга в процессе изобразительной деятельности, которые способствуют достижению творческих успехов в формировании творческого, художественного образно-ассоциативного мышления и художественного образно-ассоциативного восприятия окружающего мира, плоскостноорнаментального видения, творческой стилизации и интерпретации натуры, что необходимо для развития творческих способностей будущего художника. – Применениебиоадекватных методов обучения изобразительному искусству на занятиях специальным рисунком через творческое взаимодействие внутренних ресурсов личности и окружающей действительности по всем каналам восприятия позволит увеличить динамику роста развития творческих способностей учащихся не только на занятиях специальным рисунком, но и изобразительным искусством в целом. К тому же сам процесс творческой деятельности в системе дополнительного образования предполагает применение естественных, присущих человеку от природы, способов, методов и каналов восприятия информации учащимися без усиленной эксплуатации их вербально-логического левого полушария при равнозначной работе творческого образно-ассоциативного мышления. Пропорциональная совокупность работы мозга в процессе творческой деятельности определяет качественный рост творческих способностей личности на занятиях изобразительным искусством, в частности специальным рисунком– Создание потребностей учащихся к изобразительной деятельности при формировании их оптимальной мотивации к развитию своих художественно-творческих способностей.

4. Возрастные особенности понимания и восприятия учащимися формы, объема, пространственного положения, цвета и эстетических особенностей предметов, их передача в ри­сунке.

«Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребёнка, так как первая реакция его на окружающее бывает почти всегда правильна» 5,— пишет Н. Н. Ростовцев. Подобного мнения придерживается и В. С. Кузин, считая, что в практике изобразительной деятельности «...совершенно игнорируется такой существенный момент, как фиксация внимания детей при восприятии натурных постановок на эстетических особенностях формы и цвета предметов натуры. То есть педагог не учит «видеть» в натуре красоту, изящество, грациозность форм, - линий....»

Неограниченные возможности для развития у детей эстетического видения действительности содержат в себе объекты и явления природы. Это могут быть осенние листья различной формы и окраски, цветы, фрукты, бабочки, птицы и т. п. Где, как не в природе, можно найти гармоничные цветосочетания, четкие в совершенстве своем формы? Развивая в детях чувство красоты формы и цвета при восприятии объектов природы, учитель тем самым создает базу для восприятия прекрасного в продуктах труда человека, ибо логика и красота форм и цвета объектов живого мира воплощаются в творениях рукчеловеческих: предметах домашнего обихода, мебели, одежде, различных видах транспорта, архитектуре и т. п. Каковы признаки, характеризующие объект с точки зрения красоты, на которые следует обращать внимание при восприятии действительности? При обучении видению прекрасного следует обращать внимание детей на характерные признаки красоты: мягкость и изящество формы цветка; четкий характер линий травинки; спокойный или тревожный ритм зубчиков и прожилок листьев; нежный или яркий цвет крыльев бабочки; равновесие пропорций, т. е. выявлять в объектах эстетические особенности признаков формы и цвета. Какие формы и методы работы лучше избрать для наиболее эффективного развития в детях отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности? Одна из действенных форм обучения детей эстетическому видению действительности — введение в методику преподавания рисования с натуры (а следовательно, и в практику) этапа урока по восприятию (обнаружению и любованию) эстетических особенностей формы и цвета объектов окружающей действительности. На данном этапе урока при выявлении и обследовании эстетических черт объекта учитель формирует в восприятии детей визуальный (зрительный) художественный образ, основные черты которого должны найти адекватное решение в детских рисунках. Педагогическое руководство детским восприятием эстетической ценности объекта представляет для учителя определенную трудность. Учитель испытывает трудность при постановке вопросов перед учащимися в процессе выявления черт прекрасного из-за специфичности терминологии изобразительного искусства и отсутствия разработки данных вопросов в методике преподавания предмета. Для более успешного обучения детей художественному видению действительности мы соответственно возрастным особенностям первоклассников определили критерии физических признаков объекта и их эстетических особенностей. Мы предлагаем также вниманию учителя ориентировочные вопросы, направляющие детское восприятие на выявление и обследование эстетических особенностей физических признаков объекта. Необходимо отметить, что деление зрительно воспринимаемого образа предмета на признаки формы и цвета в какой-то мере условно, так как цвет и форма, их физические и эстетические признаки в восприятии взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эстетические признаки цвета

Гармония (созвучие, сочетание) и дисгармония цветовых сочетаний; интенсивность (активность) и слабость (пассивность) цветового тона; тяжесть и легкость; теплота и холодность; цветовая динамика; мягкость и резкость; напряженность и спокойствие; выступающие и отступающие цвета; притягивающие и отталкивающие цвета.

Названные критерии геометрических признаков формы и физических признаков цвета объектов действительности и их эстетических особенностей должны найти место при разработке конспектов и проведении уроков рисования с натуры. Отдельные моменты этапа урока по выявлению эстетических особенностей объекта предшествуют анализу физических признаков формы и цвета с той целью, чтобы не разрушать первое впечатление ребенка, его первую реакцию, которая бывает почти всегда правильна. Первоочередность выявления и восприятия в объекте эстетических особенностей формы и цвета подтверждается выводами психологических и физиологических исследований возрастных особенностей восприятия цвета и формы детьми младшего школьного возраста. Ученые утверждают, что основные компоненты психической жизни личности младшего школьника — эмоции, которые отличаются крайней живостью и яркостью.

Акцентировка внимания на эстетических особенностях объектов с ярко выраженными признаками красоты вызывает у первоклассников положительные эмоции, которые являются чрезвычайно важным фактором в развитии изобразительной деятельности детей. Кроме того, положительные эмоции, как указывал еще И. П. Павлов, стимулируют деятельность, отрицательные — тормозят. Если учитель в начале процесса восприятия сосредоточит внимание детей на анализе физических признаков объекта, первое эмоциональное впечатление от восприятия черт прекрасного в силу неустойчивости детского внимания разрушится. Поэтому одно из условий успешного обучения учащихся художественному видению действительности — создание условий для проявления положительных эмоций, расширения сферы эмоциональных впечатлений детей. Как ж е изложенные выше критерии геометрического характера формы и физических признаков цвета объектов и их эстетических особенностей могут быть реализованы на уроках рисования с натуры в первом классе? Как известно, цель уроков рисования с натуры заключается в том, чтобы учить детей с помощью художественных средств изображения передавать в рисунке признаки объекта, их эстетические особенности. Цель достигается путем решения задач восприятия и изображения.

Задачи восприятия:

учить детей эстетическому видению черт прекрасного в объектах действительности; учить правильно определять в визуальном восприятии признаки формы и цвета объекта; развивать эстетические чувства цвета, формы, визуальное аналитическое мышление детей, познавательные способности, эмоциональность восприятия, композиционное чувство равновесия, соразмерности, гармонии и ритма; воспитывать эстетическую культуру визуального мышления; способствовать формированию зрительного х у дожественного образа: 1) путем предоставления возможности детям свободного проявления эмоциональных впечатлений от объекта; 2) путем педагогического руководства детским восприятием по выявлению черт прекрасного в воспринимаемом предмете.

Задачи изображения:

учить строить изображение от общего к частному, обучать поэтапному изображению рисунка; обучать передаче в рисунке выявленных при восприятии физических признаков цвета и геометрических признаков формы соответственно изображаемому объекту; учить передавать в рисунке с помощью соответственных художественны х средств изображения эстетические особенности признаков формы и цвета объекта; учить художественному видению изображения; учить правильно выбирать формат листа бумаги и располагать его в зависимости от пространственной характеристики формы объекта, сравнивать рисунок с изображаемым объектом; развивать графические навыки, творческие способности; воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству, художественны й вкус. Начальным и очень важным этапом урока рисования с натуры является визуальное восприятие учащимися объекта действительности, которое делится на два момента. 1. Самостоятельное восприятие и определение детьми эстетических достоинств воспринимаемого объекта. После того как дети подготовились к уроку, им дается возможность самостоятельно полюбоваться предметом, который они будут рисовать. Эстетическая ценность объекта может определяться детьми в их свободных речевых проявлениях, с помощью жестов, мимики, в эмоциональных реакциях. В момент самостоятельного выявления детьми эстетических признаков объекта со стороны учителя не долж но быть вопросов, так как они будут мешать эстетическому восприятию предмета, разрушать первое эмоциональное впечатление. 2. Педагогическое руководство детским восприятием в процессе выявлений эстетических особенностей ф изических признаков объекта. После самостоятельного определения детьми красоты объекта дается целевая установка: посмотреть на объект и ответить на вопрос, нравится ли предмет.

Как правило, первоклассники в силу неразвитого художественного видения действительности определяю т эстетическую ценность объекта довольно односложно: «да», «нравится», «не нравится». П оэтому следую щ ие вопросы учителя заставляют ребенка более внимательно посмотреть на объект и конкретнее определить его эстетическое содержание: Что нравится в предмете? Чем нравится предмет? Какие признаки предмета более всего нравятся? Ч то вы находите красивого в предмете? Однако полностью эстетическую ценность объекта ребенок все ж е определить не может.. Н еобходимо руководство детским восприятием. Все признаки, н а которых акцентируется детское внимание, выявляются учителем путем их обведения на демонстрируемом объекте. Детский взгляд направляется по марш руту следования указки (или карандаш а) учителя. На данном этапе необходимы вопросы, способствую щ ие выявлению ф изических признаков в тесной взаимосвязи с их эстетической характеристикой. Это может быть достигнуто следую щ им образом: выявляется один из ф изических признаков и сразу ж е дается его эстетическая характеристика.

Пленэр в системе дополнительного художественного образования. Ознакомление учащихся с основами пленэрной живописи и графики. Подготовка к пленэру. Критерии оценки работ учащихся, выполненных на пленэре.

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе обучающиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов. При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла. Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи. Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. 5 При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельской местЦели и задачи учебного предмета

Цели:

 художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого

потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-

исполнительских и теоретических знаний;

 воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

 подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.

Задачи учебного предмета:

 приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;

 развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с

натуры;6

 приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных

мотивов), фигуры человека на пленэре;

 формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический

или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.ности.

 

Критерии оценки Оценка 5 («отлично») предполагает: - грамотную компоновку в листе; - точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с цветом); - соблюдение правильной последовательности ведения работы; - свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;20 - свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды; - грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве; - грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник; - цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу; - самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе. Оценка 4 («хорошо») предполагает: - небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке; - неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них; - незначительные недочеты в тональном и цветовом решении; - недостаточная моделировка объемной формы; - незначительные ошибки в передаче пространственных планов. Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает: - существенные ошибки, допущенные при компоновке; - грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка; - грубые ошибки в тональных отношениях; - серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении; - небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности; - неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

6. Принципы планирования и организации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в системе дополнительного художественного образования.

1)Планир состоит в тщательно продуман предвидении хода и результатов определен процессов в соответствии с разработан планом действий (проектом), охватывающ перечень заданий, которые должны быть выполнены в установленные сроки и определяющим исполнителей, методы и средства для реализации этих заданий, а также способы контроля и оценки полученных результатов. 2)Календарный тематический план на год определяет темы(разделы)изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность изучения, типы уроки, фиксирует контрол занятия и др. При календарпланир-ииучитивается необходимость разнообразия видов худож и познаватдеят-ти, последовательное освоение худож материалов и техник.Такой план можно выполниь на карточках. 3)Поурочпланир-ие является методич вариантом организации работы уч-ся на конкрет уроке. В таком плане обычно указываетс класс с который проводится урок, дата проведения, изучаемая тема, тема урока, номер урока по изучаемой теме, ТЦУ и задачи, тип урока, ход урока, распределение времени по этапам урока, время для самост работы учащ,основные элементы содержания, приемы и способы изучения,оборудование для уч и уч, дом задание. 4)Различают разные виды планир-я учебно-воспит. процесса:1По содержанию и цели различают: 1)Горизонт (последоват-ое распределение содержания уч.материала. в таком планировании можно найти место каждого урока в общей системе уроков по одной теме) 2) вертикал (последоватраспред-ие содержания уч материла в течение более длит времени (в течение курса или длит периода)Вертикал планирование часто преследует цель обобщения опыта. 2По форме бывает: развернутые и краткие, текстов и иллюстративные. Чаще оформляются в виде табл. Стандартная таблица содержит следующие графы: № урока, Вид деят-ти,тема, цель, практическое задание, мат-лы. 5)Тематич план уроков по уч программе «Изобразительное искусство и художественный труд» для начальной школы. В тематич плане определены виды и приемы худ деят-ти школьников на уроках изо искусства с использованием разнообраз форм выражения: – изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); – декор-ая и конструктивная работа;– восприятие явлений действительности и произведений искусства;– обсуждение работ товарищей, результатов коллектив творчества, в процессе кот формируются навыки уч сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деят-ть и ее общий результат) и индивид работы на уроках;– изучение худ наследия;– подбор иллюстратив материала к изучаемым темам;– прослушивание музыкал и литератур произведений (народных, классич, современ). Предусматривается освоение трех способов худож выражения действительности: изобразит, декоратив и конструктивного, кот в начал школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов худ деят-ти. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практич участие школьников в этих трех видах деят-ти позволит систематич приобщать их к миру искусства.

Вывод: Планирование учебновоспит работы по ИЗО позволяет: - четко осознать цель, стратегические и тактические задачи;- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы работы;- спрогнозировать результаты своей деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...