Структура оформления документов для внутреннего пользования
Приказ. Текстовая организация приказа во многом сходна с текстовой организацией регламентированного письма. Приказ, как и деловое письмо, имеет заголовок ("О реорганизации предприятия", "Об изменении графика работы", "Об изменении оплаты отпусков", "О приеме на работу"). Заголовок располагается в левом верхнем углу. Текст приказа, состоит из двух частей: - констатирующей и распорядительной. Как и в деловом письме, в первой части указываются основания для составления документа. Основанием для приказа могут служить: 1) нормативные документы государственных органов (правительства, налоговой инспекции, органов местного самоуправления); 2) решения Совета директоров, общих собраний акционеров; 3) производственная необходимость. Помимо основания в констатирующей части излагают цели и задачи предписываемых действий. Констатирующую часть приказа опускают, если причина издания приказа очевидна и не нуждается в разъяснении. Констатирующую часть не имеют приказы по личному составу. Во второй части приказа, распорядительной, начинающейся со слова "Приказываю", указывают сначала адресата: "кому?" - конкретному исполнителю, структурному подразделению. Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя только в том случае, если исполнение действия предписывается конкретному лицу, в этом случае приводят полное наименование должности исполнителя. Далее - "что сделать?" - указывается конкретное действие, выраженное инфинитивной конструкцией; далее - "до какого числа?" - указываются сроки исполнения приказа в форме словосочетания в родительном падеже. Если срок исполнения не указывается, поручение носит постоянный характер. Если поручений несколько и они включают различные по характеру действия, текст приказа дробится на пункты и подпункты, которые нумеруют арабскими цифрами и пишут с красной строки. В последнем пункте распорядительной части приказа указывается лицо или структурное подразделение, на которое возлагается обязанность контролировать ход выполнения приказа и ответственность за его исполнение.
Пример:
Распоряжение. По этой же схеме составляются тексты распоряжений и постановлений, распорядительная часть которых начинается словами "Постановляю", "Предлагаю". Как и тексты договоров и деловых регламентированных писем, тексты приказов, распоряжений, постановлений состоят из клишированных фраз Пример: Должностная инструкция. Заголовок к тексту должен быть согласован в падеже - с наименованием документа (как и в других управленческих документах). Должностная инструкция (кого?) менеджера по персоналу. Структура текста должностной инструкции включает следующие разделы: 1) Общая часть (общие положения). 2) Функции. 3) Должностные обязанности. 4) Права. 5) Ответственность. 6) Взаимоотношения (связи по должности). Содержание разделов излагается отдельными пунктами, которые нумеруются арабскими цифрами в рамках каждого раздела. Основные требования к тексту должностной инструкции - это полнота определения задач, четкая формулировка функций и обязанностей. Если в должностной инструкции обязанности сформулированы в общем виде, неконкретно и обтекаемо, то этот документ является чисто формальным и не выполняет своего назначения. Положения должностной инструкции должны конкретизировать обязанности и виды работ, выполняемых по той или иной должности, исключая их неоднозначное толкование. Глаголы следует употреблять в изъявительном наклонении: "Инженер выполняет", "Инженер организует", "Референт составляет " и т. д.
В трудовом договоре необходимо указать: – Ф. И. О. работника и наименование работодателя; – сведения о документах, удостоверяющих личность работника; – ИНН работодателя (за исключением работодателей – физических лиц); – сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен такими полномочиями; – место и дату заключения договора; – место работы; – должность работника по штатному расписанию, специальность с указанием квалификации и конкретный вид поручаемой работы; – дату начала работы, а для срочного трудового договора – еще и дату окончания; – условия оплаты труда; – режим рабочего времени; – условие об обязательном социальном страховании работника. Договор составляют в двух экземплярах. Работник и работодатель должны подписать все страницы трудового договора. Протокол. По степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные. Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования. Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др. Образец краткого протокола:
Акт. Обязательные реквизиты акта: наименование организации; наименование вида документа; дата и регистрационный номер; место составления или издания; заголовок к тексту; подписи; гриф утверждения (акты, требующие утверждения, должны быть включены в список документов, подлежащих утверждению). Докладная записка используется для решения внутренних вопросов. Докладная записка предполагает в завершение документа изложение просьбы или предложений лица, подписывающего деловую бумагу. В документе информация представляется в виде придаточных предложений, вводимых союзом "что": Довожу до Вашего сведения, что... Считаю, что... Текст докладной записки состоит из констатирующей части, в которой излагаются факты, послужившие причиной ее составления, и части, в которой приводятся выводы, предложения, мнения ее автора. Объяснительная записка может быть оформлена рукописным способом на стандартном листе бумаги. Реквизиты объяснительной записки подобны реквизитам докладной записки.
Адресат: наименование должности, ФИО (в дательном падеже). Текст записи должен быть объективным, убедительным, давать четкие разъяснения. По структуре и построению объяснительная записка аналогична докладной записке. Контрольные вопросы для самопроверки знаний 1. Виды управленческих документов. 2. Информационно-справочные документы, их виды. 3. Требования к составлению и оформлению приказов. 4. Протокол, его разновидности, порядок составления. 5. Структура должностной инструкции.
Задания 1. На основе образца составьте докладную записку начальника отдела руководителю предприятия о факте невыполнения распоряжения о монтаже оборудования на участке по причине слабого контроля со стороны главного механика.
2. Составьте объяснительную записку о причинах несвоевременного представления информации о выполнении приказа директора. 3. Составьте приказ об увольнении сотрудника в связи с поступлением на учебу в высшее учебное заведение. Образец:
4. Составьте приказ об увольнении сотрудника в связи с окончанием срока контракта.
Словарь основных терминов Архив – организация или ее структурное подразделение, осуществляющее прием и хранение архивных документов с целью использования. Документирование – это процесс создания и оформления документа. Документоведение – научная дисциплина, которая изучает в историческом развитии закономерности образования документов; способы их создания; становление и развитие систем документации, складывающиеся в различных отраслях человеческой деятельности.
Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по которым можно ее идентифицировать; информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом, в любой организации для использования в своей деятельности. Инструкция – это правовой акт, издаваемый органом государственного управления в целях установления правил, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организаций, должностных лиц и граждан. Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Кинодокумент – изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом. Машиночитаемый текст – документ, использование которого требует применения специально предназначенных технических средств. Нормативные документы – документы, в которых устанавливаются какие-либо правила, нормы. Носитель документированной информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. Организационно-распорядительный документ – вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц. Официальные документы – документы, составленные учреждением или должностным лицом и оформленные в установленном порядке. Постоянная часть реквизита документа – неизменяемая часть реквизита документа, содержащаяся в бланке документа, наносимая при его изготовлении. Переменная часть реквизита документа – изменяемая часть реквизита документа, вносимая в бланк документа при его заполнении. Реквизит документа – обязательный информационный элемент (автор, дата и т.п.), присущий тому или иному виду письменного документа; обязательный элемент оформления официального документа. Формуляр документа – совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов документа (автор, адрес, дата, заголовок, содержание и т.п.). Фотодокумент – изобразительный документ, созданный фотографическим способом. Фонодокумент – документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи. Юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Список литературы 1. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и офоциальной переписки. – М., 1993. 2. Веселов П.В. Как составить служебный документ. – М., 1982. 3. Основы русской деловой речи: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Н.А. Буре, Л.Б. Волкова и др. – СПб.: Златоуст, 2012. 4. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). – М., 2002. 5. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М., «Экономика», 2000. 6. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учебное пособие. М., «Альфа-пресс». 2007. 7. Правила написания и пример делового письма. http://www.novybusiness.ru/delovoe_pismo.html 8. Как написать деловое письмо. http://eticets.ru/15_delovoe-pismo.php
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|