Структура традиционного содержания школьной географии.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Длительное время, начиная с 1934 г. и до конца 80-х годов, содержание школьной географии отражало основные понятия географической науки. Существенные уточнения и коррективы содержания школьной географии вносились в 60-80-е годы и отражали новые достижения географической науки.
В последние годы были разработаны и утверждены новые программы. Курс географии вводится только с VI класса средней школы, после предварительной природоведческой подготовки учащихся во II-V классах. Во II и III классах учащиеся знакомятся с сезонными изменениями в природе их края, с устройством жизни людей в нашей стране, приобретают некоторые элементарные умения на экскурсионных уроках (например, составление гербария, определение сторон горизонта и др.).
На природоведение в начальных классах отводится 1 урок в неделю во II классе и 2 урока в неделю в III классе. В IV (или V) классе изучается курс природоведения при 2 часах в неделю. Основное содержание курса составляет материал о неживой природе, полезных ископаемых, воде и воздухе, первые сведения географического характера о земной поверхности, морях, реках, океанах, важнейших месторождениях полезных ископаемых, элементарные понятия о плане и карте. Важное место в курсе природоведения занимает раздел «Картины природы и труда в нашей стране». Проводится работа по ознакомлению с окружающей школу местностью. Учащиеся знакомятся с физической каргой России.
Систематический курс географии изучается в средней школе в течение 5 лет при двух уроках в неделю в VI, VIII и IX классах и 3-х уроках в неделю в VII классе. В X классе 2 часа в неделю в первом полугодии и 1 час — но втором полугодии.
Школьная география начинается в VI классе начальным курсом физической географии. В программу включены общие понятия о литосфере, гидросфере и атмосфере, об основных формах рельефа, о Мировом океане, подах суши, о погоде и климате, о географической оболочке и природном комплексе, а также элементарные сведения о населении мира и о мировой политической карте. В составе курса имеется раздел об изучении географии своей местности. Материал о своей местности служит основой для формирования ряда общих физико-географических понятий и закономерностей, а также понятия о природном комплексе. На протяжении курса приобретаются и формируются элементарные картографические, топографические и геоморфологические попятил и умения, навыки работы на местности.
В VII классе изучается курс географии материков и океанов в такой последовательности: главные особенности природы Земли, океаны, Африка, Австралия и Океания, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и Евразия. По каждому материку изучаются: географическое положение, история исследования, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки и озера, природные юны, население и политическая карта, а также отдельные страны. В этом курсе углубляются понятия об общих географических закономерностях, в частности о климате (общая циркуляция атмосферы и др.) на конкретном материале. Учитель имеет возможность опираться на уже известные понятия из курса VI класса. 2.Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся. Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа: Подготовка к ней учителя и учащихся, Проведение экскурсии, Оформление полученного материала. Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает: Формулировку цели и задачи экскурсии, Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей, Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий, Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии, Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.
Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем. Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям: 1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся 2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек) 3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся). В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд. Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер. Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.
Задания могут быть следующие: Задание №1 1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая? 2. В каком направлении от тебя находится школа? Задание №2 1. Какие формы поверхности различаются на земном шаре? 2. На какой форме поверхности расположен район? 3. Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: холмистой или плоской? 4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины? Задание №3 1. Какими породами сложена данная равнина? Задание №4 1. Определить на глаз расстояние до отдельно растущего дерева и проверить себя, измерив его расстояние шагами или рулеткой. Задание №5 1. В каком направлении течёт река в районе экскурсии? 2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся? Задание №6 1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром. Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину и глубину речки с моста, третья – определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии. В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|