Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Теория размещения производительных сил: зарубежный и отечественный опыт.




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины являются освоение и владение территориальным, пространственным подходом в оценке социально-экономических процессов в масштабах мировой экономики, страны, регионов.

Задачи дисциплины: овладеть методами территориального анализа, формами пространственной организации общественного производства, приёмами анализа социально-экономических процессов на региональном уровне.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Вариативная часть Математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы.

Изучение «Экономической географии и регионалистики» логически связано с дисциплинами «Макроэкономика», «Экономическая история» в связи с рассмотрением различных экономических моделей развитых государств Европы, Азии и США. Использование цивилизационного подхода и сравнительного метода в оценке социально-экономических процессов позволит развить аналитическое мышление, широкий кругозор, приобрести знания по специфике социально-экономического развития различных государств, в том числе и России.

Курс «Экономической географии и регионалистики» предполагает изучение закономерностей и особенностей социально-экономического развития стран во взаимосвязи с анализом экономических и географических теорий, что позволяет значительно расширить кругозор бакалавров экономики.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Мировая экономика и международные экономические отношения».

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика», которая является базовой частью в структуре ООП ФГОС, выпускник должен обладать следующими компетенциями:

 

общекультурные компетенции:

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

 

профессиональные компетенции:

· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

· способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

 

Знать:

· теорию экономического районирования как основу региональных исследований различных процессов, происходящих в стране и ее регионах;

· потенциал России во всем его многообразии, видах и формах проявления как на мировом уровне, а также на уровне страны и ее районов;

· роль России, ее регионов в геополитическом пространстве и мировой хозяйственной системе.

 

Уметь:

· анализировать и раскрывать особенности функционирования социально-экономических объектов;

· выявлять проблемы развития объектов экономико-географического исследования;

· обосновывать приоритетные направления перспективного социально-экономического развития страны и ее регионов

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· механизмом социально-экономического развития государства и его регионов;

· представлением о взаимосвязи социально-экономических процессов на федеральном и региональном уровне.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 216 часов (6 зачётных единиц), из них 80 часов аудиторных.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

· аудиторная – 4 часа в неделю в 4-ом семестре;

· самостоятельная работа студентов – 6,8 часа в неделю в 4-ом семестре;

заочная форма обучения по профилю составляет:

· с полным сроком обучения 5 лет составляет 216 часов (6 зачётных единиц), из них аудиторных 18 часов, самостоятельная работа студентов составляет 198 часов, изучается на 5-ом курсе в 8-9 семестрах, с контрольной работой и экзаменом в 9-ом семестре.

· с сокращённым сроком обучения 3,5 года составляет 108 часов (3 зачётных единицы), из них аудиторных 14 часов, самостоятельная работа студентов составляет 94 часа, изучается на 3-ем курсе в 6-7 семестрах, с контрольной работой и экзаменом в 7-ом семестре. Переаттестовывается 108 часов (3 зачётных единицы).

· Курсовая работа не предусмотрена.

 

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения
Очная форма обучения (4 года) Заочная форма с полным сроком (5 лет) Заочная форма с сокращённым сроком (3,5 года)
Семестр      
Всего зачетных единиц (часов)     перезачёт 3 ЗЕ (108 час.)
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия, из них:      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия      
лабораторные работы      
др. виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
курсовая работа контрольная работа - -  
домашние задания      
подготовка к экзамену      
Вид промежуточного контроля Экзамен в 4 семестре Экзамен в 9 семестре Экзамен в 7 семестре

 

4.1. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
Раздел 1. Теоретические основы курса
1. Предмет, содержание, методология курса.       -     Входной контроль; Собеседование.
2. Теория размещения производительных сил: зарубежный и отечественный опыт.   2-3         Собеседование; Семинар
3. Теория экономического районирования   4-5         Собеседование; Диктант по карте.
Раздел 2. Потенциал России
4. Потенциал территории: понятие, структура, функции, значение.   6-7   -     Собеседование; 2Тестирование.
5. Оценка экономико-географического и геополитического положения России             Собеседование; Семинар.
6. Особенности внутригосударственного устройства и управления России.             Собеседование; Зачётная работа.
7. Природно-ресурсный потенциал России и ее регионов   10-11         Тестирование; Зачетная работа.
8. Социальный потенциал России: общие и региональные особенности   12-13         Собеседование; Доклады; Тестирование.
9. Экономический потенциал России: структура, основные черты, региональные особенности   14-15         Тестирование; Зачёт.
Раздел 3. Территориальная структура народнохозяйственного комплекса России
10. Территориальная структура России.       -     Собеседование
11. Система экономических районов РФ.             Собеседование; Семинар
12. Новые формы территориальной организации производительных сил России в период экономических реформ             Собеседование; Семинар; Доклады.
Раздел 4. Место и роль России в мировой экономике и мировых хозяйственных связях
13. Место и роль России в постсоветском пространстве (СНГ)             Фронтальный опрос; Доклады.
14. Место и роль России в мировой экономике, в мировом сообществе             Собеседование; Доклады
  Подготовка к экзамену              
  Всего:             Экзамен
  ٭Консультации проводятся еженедельно.
                   

Содержание разделов (тем) дисциплин

 

Раздел 1. Теоретические основы курса

 

Тема 1. Предмет, содержание, методология курса

Понятие «экономическая география» – происхождение, возникновение. Регионалистика – неотъемлемая часть экономической географии. Экономическая география – динамично развивающаяся, комплексная, полиструктурная многофункциональная наука. Конструктивный характер экономической географии. Взаимосвязь с другими науками. Экономизация, социологизация, экологизация географии. Влияние географии на другие науки – географизация научных исследований. Методология экономико-географических исследований. Основные направления экономико-географических исследований.

 

Тема 2. Теория размещения производительных сил: зарубежный и отечественный опыт.

Сущность понятия «размещение производительных сил». Взаимосвязь и различия с понятием «территориальная организация производительных сил».Анализ теоретических исследований размещения производительных сил за рубежом. Теория размещения сельскохозяйственного производства И. Тюнена. «Штандортная» теория размещения промышленности А. Вебера. Теория географического размещения хозяйства и экономического районирования А. Лёша. Современные теории размещения капиталистического производства (У. Изард, В. Леонтьев и др.). Особенности территориальной организации общественного производства и регионального (территориального) планирования за рубежом в различных группах стран. Отечественный опыт теории размещения производительных сил. Принципы размещения производительных сил (РПС). Сущность понятия «принцип» как социально-экономической категории. Основные принципы РПС: экономический; социальный; экологический; территориальный, их функции. Факторы размещения производительных сил (природно-ресурсные, экономические, социально-демографические, экологические, технико-экономические). Состав, функции, особенности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...