Тема 2. Теория размещения производительных сил: зарубежный и отечественный опыт.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины являются освоение и владение территориальным, пространственным подходом в оценке социально-экономических процессов в масштабах мировой экономики, страны, регионов. Задачи дисциплины: овладеть методами территориального анализа, формами пространственной организации общественного производства, приёмами анализа социально-экономических процессов на региональном уровне.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Вариативная часть Математического и естественнонаучного цикла основной образовательной программы. Изучение «Экономической географии и регионалистики» логически связано с дисциплинами «Макроэкономика», «Экономическая история» в связи с рассмотрением различных экономических моделей развитых государств Европы, Азии и США. Использование цивилизационного подхода и сравнительного метода в оценке социально-экономических процессов позволит развить аналитическое мышление, широкий кругозор, приобрести знания по специфике социально-экономического развития различных государств, в том числе и России. Курс «Экономической географии и регионалистики» предполагает изучение закономерностей и особенностей социально-экономического развития стран во взаимосвязи с анализом экономических и географических теорий, что позволяет значительно расширить кругозор бакалавров экономики. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Макроэкономика», «Экономика предприятия», «Мировая экономика и международные экономические отношения».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика», которая является базовой частью в структуре ООП ФГОС, выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурные компетенции: · способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); · способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); · владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
профессиональные компетенции: · способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); · способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); · способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); · способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
Знать: · теорию экономического районирования как основу региональных исследований различных процессов, происходящих в стране и ее регионах; · потенциал России во всем его многообразии, видах и формах проявления как на мировом уровне, а также на уровне страны и ее районов; · роль России, ее регионов в геополитическом пространстве и мировой хозяйственной системе.
Уметь: · анализировать и раскрывать особенности функционирования социально-экономических объектов; · выявлять проблемы развития объектов экономико-географического исследования; · обосновывать приоритетные направления перспективного социально-экономического развития страны и ее регионов Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · механизмом социально-экономического развития государства и его регионов; · представлением о взаимосвязи социально-экономических процессов на федеральном и региональном уровне.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоёмкость дисциплины составляет 216 часов (6 зачётных единиц), из них 80 часов аудиторных. Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет: · аудиторная – 4 часа в неделю в 4-ом семестре; · самостоятельная работа студентов – 6,8 часа в неделю в 4-ом семестре; заочная форма обучения по профилю составляет: · с полным сроком обучения 5 лет составляет 216 часов (6 зачётных единиц), из них аудиторных 18 часов, самостоятельная работа студентов составляет 198 часов, изучается на 5-ом курсе в 8-9 семестрах, с контрольной работой и экзаменом в 9-ом семестре. · с сокращённым сроком обучения 3,5 года составляет 108 часов (3 зачётных единицы), из них аудиторных 14 часов, самостоятельная работа студентов составляет 94 часа, изучается на 3-ем курсе в 6-7 семестрах, с контрольной работой и экзаменом в 7-ом семестре. Переаттестовывается 108 часов (3 зачётных единицы). · Курсовая работа не предусмотрена.
Таблица 1
4.1. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел 1. Теоретические основы курса
Тема 1. Предмет, содержание, методология курса Понятие «экономическая география» – происхождение, возникновение. Регионалистика – неотъемлемая часть экономической географии. Экономическая география – динамично развивающаяся, комплексная, полиструктурная многофункциональная наука. Конструктивный характер экономической географии. Взаимосвязь с другими науками. Экономизация, социологизация, экологизация географии. Влияние географии на другие науки – географизация научных исследований. Методология экономико-географических исследований. Основные направления экономико-географических исследований.
Тема 2. Теория размещения производительных сил: зарубежный и отечественный опыт. Сущность понятия «размещение производительных сил». Взаимосвязь и различия с понятием «территориальная организация производительных сил».Анализ теоретических исследований размещения производительных сил за рубежом. Теория размещения сельскохозяйственного производства И. Тюнена. «Штандортная» теория размещения промышленности А. Вебера. Теория географического размещения хозяйства и экономического районирования А. Лёша. Современные теории размещения капиталистического производства (У. Изард, В. Леонтьев и др.). Особенности территориальной организации общественного производства и регионального (территориального) планирования за рубежом в различных группах стран. Отечественный опыт теории размещения производительных сил. Принципы размещения производительных сил (РПС). Сущность понятия «принцип» как социально-экономической категории. Основные принципы РПС: экономический; социальный; экологический; территориальный, их функции. Факторы размещения производительных сил (природно-ресурсные, экономические, социально-демографические, экологические, технико-экономические). Состав, функции, особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|