Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических навыков студентов, развитие способности критического взгляда по наиболее актуальным социально-экономическим проблемам. К ним можно отнести групповые дискуссии по различным вопросам социально-экономического развития страны, самостоятельный анализ студентами статистической информации, расчетные работы по отраслевой структуре и экономическим районам России. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по основным темам дисциплины.

Необходимой формой являются консультации студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов, сообщений, рефератов.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает перечень вопросов (тем докладов и сообщений) для подготовки студентов к практическим занятиям, тематику контрольных работ, а также изучение литературы, статистических сборников для выполнения самостоятельных работ по темам учебного курса.

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям

Раздел 1. Теоретические основы курса

 

Тема 1. Теория размещения производительных сил: зарубежный и отечественный опыт. (4 часа)

Ключевые понятия: размещение производительных сил, территориальная организация производительных сил, закономерности размещения производительных сил, принципы размещения производительных сил, факторы размещения производительных сил, формы размещения общественного производства.

 

Контрольные вопросы:

1. Размещение сельского хозяйства и «кольца» И. Тюнена.

2. «Штандортная» теория размещения промышленности А. Вебера.

3. А. Лёш и географическое размещение хозяйства.

4. В. Леонтьев и будущее мировой экономики.

5. Закономерности размещения производительных сил в СССР и РФ.

6. Принципы размещения производительных сил.

7. Факторы размещения производительных сил.

8. Формы размещения производства.

 

Задания:

1. По картам атласа проанализировать размещение промышленного производства на территории РФ.

2. По картам атласа проанализировать размещение сельскохозяйственного производства на территории РФ.

3. Привести примеры основных форм размещения общественного производства в РФ.

 

Тема 2. Теория экономического районирования. Специализация экономических районов РФ. (4 часа)

Ключевые понятия: территориальное разделение труда, экономическое районирование, регион, принципы экономического районирования, типология экономических районов, специализация экономического района, комплексность экономического района, региональная политика.

 

Контрольные вопросы:

1. Территориальное разделение труда и экономическое районирование: сущность понятий, значение, взаимосвязь.

2. Развитие теории экономического районирования за рубежом.

3. Становление теории экономического районирования в дореволюционной России.

4. Развитие теории экономического районирования в советский период.

5. Современные тенденции развития экономического районирования в РФ.

6. Экономический район: понятие, сущность, роль в социально-экономическом развитии страны.

7. Принципы экономического районирования: понятие и сущность.

8. Основные черты экономического района.

9. Региональная политика и проблемы экономического районирования в РФ.

10. Специализация экономических районов РФ и условия возникновения специализирующих отраслей в районах.

 

Задания:

1. Нанести на контурную карту систему экономических районов (ЭР) РФ.

2. Написать состав ЭР РФ на мезоуровне.

3. Определить специализацию экономических районов в промышленном производстве по формуле Ил = Р1+ Р0 (по таблице «Отраслевая структура промышленности России и её регионов»).

4. Дать обоснование сложившимся отраслям специализаций экономических районов России (анализ таблицы).

5. Проанализировать изменения в специализации ЭР РФ за годы реформ.

 

Тема 3. Экономико-географическое и геополитическое положение РФ как фактор социально-экономического развития. (4 часа)

 

Ключевые понятия: физико-географическое положение, экономико-географическое положение, геополитическое положение, граница, страны ближнего зарубежья, конфигурация территории, энергоёмкость, капиталоёмкость хозяйства.

 

Контрольные вопросы:

1. Особенность физико-географического положения РФ.

2. Особенности экономико-географического положения РФ.

3. Границы РФ и их характеристика.

4. Современные особенности геополитического положения РФ. Негативные и позитивные стороны.

 

Задания:

1. Нанести на контурную карту РФ приграничные страны, выделить из них страны ближнего зарубежья.

2. Дать сравнительную характеристику физико-географического, экономико-географического и геополитического положений РФ.

3. Диктант по карте «Граница РФ».

 

Тема 4. Особенности внутригосударственного устройства и управления РФ как фактор социально-экономического развития. (4 часа)

 

Ключевые понятия: Конституция, внутригосударственное устройство, внутригосударственное управление, федерация, республика, субъект, регионы, национально-государственные субъекты, национально-территориальные субъекты, административно-территориальные субъекты, федерализм, критерии федерализма, федеральные округа, государственное управление, местное самоуправление.

 

Контрольные вопросы:

1. Особенности внутригосударственного устройства и управления в дореволюционной России.

2. Особенности внутригосударственного устройства и управления в советский период.

3. Современные особенности внутригосударственного устройства и управления в РФ.

4. Современные уровни федеративных отношений в РФ и их характеристика: центр – субъекты, субъект – субъект, субъект – муниципальные образования.

5. Проблемы формирования федерализма в РФ.

6. Основные направления совершенствования федеративных отношений в РФ.

Задания:

1. Нанести на контурную карту субъекты РФ – национально-территориальные образования.

2. Диктант по карте «Субъекты РФ».

3. Определить состав федеральных округов РФ.

4. Нанести на контурную карту федеральные округи РФ и их центры.

5. Сравнить принципы экономического районирования принципы образования федеральных округов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...