Источники финансирования инвестиционного проекта
Все источники финансирования можно классифицировать по таким признакам, как: - отношению собственности; - видам собственности; - уровням собственников. В отношении вида собственности источники финансирования разделяются на собственные, привлекаемые и заемные. По видам собственности различают следующие источники финансирования: - государственные источники финансирования — это бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и другие ресурсы, включая имущество государственной собственности; - финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого типа, общественных организаций и физических лиц — это прибыль, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми организациями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий и аварий, а также привлечение средств, к примеру, от продажи акций; - средства иностранных инвесторов ( в том числе, иностранных государств, международных финансовых/инвестиционных институтов, отдельных предприятий, а также банков и кредитных учреждений). По уровням собственников источники финансирования разделяются: - на государства и субъекты Федерации; - предприятия. В таблице 1 представлена структура источников финансирования инвестиционных проектов.
Необходимо отметить, что в целом новой инвестиционной политикой государства можно назвать переход от распределения ограниченного объема бюджетных средств на капитальное строительство между отраслями или регионами к избирательному частичному финансированию определенных инвестиционных проектов на основе конкурса. Такое положение касается в том числе и частных инвесторов, которым государство может оказать поддержку, если по результатам конкурса их инвестиционный проект был признан в числе лучших. Для реализации подобного положения при Министерстве экономики Российской Федерации создана специальная Комиссия по развитию инвестиционных конкурсов. Также на сегодняшний день организована специальная рабочая группа, а также экспертный совет для отбора из них самых эффективных проектов.[21]
Право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки, которая организуется Министерством экономики РФ, получают, как правило, только те инвестиционные проекты, которые отвечают следующим требованиям: - идея инвестиционного проекта, прежде всего, связана с «точкой роста» экономики; - инвестор на реализацию проекта обязуется выложить не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация); - срок окупаемости проекта, как правило, не превышает двух лет; - инвестиционный проект имеет конкретный бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы. Государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов Может осуществляться за счет средств федерального бюджета. В данном случае необходимые средства выделяются либо на основе возврата, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций, которые создаются акционерными обществами, либо с помощью предоставления определенных государственных гарантий по возмещению затраченных финансовых ресурсов, но только в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора. Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах тех средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете на текущий год2. По участию в конкурсе и последующему оказанию государственной поддержки все инвестиционные проекты классифицируют по таким категориям: - категория А — сюда относятся те проекты, которые обеспечивают производство продукции, не имеющей аналогов у иностранных производителей, при условии защищенности отечественными патентами или же подобными зарубежными документами; - категория Б — это проекты, которые обеспечивают производство экспортных товаров многих не сырьевых отраслей, которые отличаются значительным спросом на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов; - категория В — это проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции, имеющей более низкие цены по сравнению с импортируемой; - категория Г — это проекты, которые обеспечивают производство продукции, пользующейся спросом на рынке внутри страны.
Размер государственной поддержки, которая предоставляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе или на условиях закрепления в государственной части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости конкретного проекта): - для проектов категории А — около половины от стоимости проекта; - для проектов категории Б — не более 40 %; - для проектов категории В — около 30 %; - для проектов категории Г — приблизительно 20% от стоимости проекта. Решения по оказанию государственной поддержки большинства инвестиционных проектов принимаются, как правило, отдельной Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации. Размер такой поддержки в виде разнообразных государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории рассматриваемого проекта и к тому же не может превышать около 60 % от заемных средств, которые необходимы для его осуществления. Следует отметить, что согласно нынешнему законодательству запрещается использовать инвестиционные ресурсы различных компаний и фондов, а также негосударственных пенсионных фондов/страховых компаний для финансирования подобных инвестиционных проектов3. В соответствии с Федеральным законом об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, наряду с главным направлением государственной инвестиционной политики стимулированием частных инвестиций, предусмотрен целый ряд новых направлений прямого государственного участия в инвестициях с учетом финансирования инвестиционных проектов, государственных гарантий по ним за счет федерального бюджета (Бюджета развития РФ). Как правило, в подобных проектах, на финансирование которых выделяются средства из бюджета развития, собственные средства инвестора должны составлять не менее 20%. При этом финансовая поддержка государства составлять до 40%, что соответствует общей мировой практике.[20]
Вместе с собственными средствами разнообразных хозяйствующих субъектов, бюджетным финансированием или государственной поддержкой, существуют такие способы инвестирования проектов: - акционерное финансирование; - лизинг; - кредитование; - ипотека. Теперь сравним достоинства и недостатки основных источников финансирования в таблице 2
Рассмотрим каждый из приведенных способов финансирования проектов более детально. Так, акционерное инвестирование представляет собой вложение денежных средств в акции/облигации и, следовательно, получение дополнительных инвестиционных ресурсов под определенный проект. Это может обеспечить каждому инвестору его участие в уставном капитале предприятия. Акционерное финансирование является альтернативным кредитному финансированию. Различные инструменты фондового рынка составляют по разным источникам в настоящее время от 60 до 80% общего портфеля финансового инвестирования капитала всего предприятия. При этом ими могут быть: - долговые ценные бумаги (в том числе, облигации, депозитные сертификаты, а также векселя); - долевые ценные бумаги, которые подтверждают право их владельца на долю в уставном фонде их эмитента, а также на получение соответствующего дохода в форме дивидендов. Кредитование или же долговое финансирование, за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц должно обеспечиваться непосредственно залогом недвижимого\движимого имущества, в том числе государственных или корпоративных ценных бумаг, что должно определяться конкретным кредитным договором или же непосредственно условиями кредитования.
Лизинг — это способ финансирования инвестиционных проектов, при котором арендодатель (или лизингодатель) по договору финансовой аренды (или лизинга) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во взаимное пользование.[28] Договор лизинга, как правило, должен включать в себя такие условия: - срок лизинга является сроком службы основных фондов; - сумма платежа зависит из стоимости основных фондов, процентов за кредит или других комиссионных платежей; - риск, который связан с порчей/гибелью, принимает на себя лизингополучатель; - основные фонды являются непосредственно собственностью; - конкретной лизинговой компании. Главное преимущество в использовании лизинга заключается в том, что имущество, которое является объектом подобной операции, в течение всего действия договора является собственностью непосредственно лизингодателя. Условия такой поставки лизингового имущества на баланс лизингополучателя определяются условиями заключенного договора. В течение срока договора финансового лизинга имущество практически полностью амортизируется, и лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает его стоимость или большую его часть. Общепринятой практикой является заключение лизинговых соглашений на срок, составляющий от 70 до 80% амортизационного периода. Как видим, эти цифры значительно превышают сроки среднесрочного/долгосрочного кредитования. Такой вид операций коммерческие банки обычно избегают. Использование лизинга позволяет большинству организаций, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое технологическое оборудование/технологии, а также различное ноу-хау. При этом подобное оборудование в рассрочку позволяет существенно снизить себестоимость продукции (или услуг), налогооблагаемую базу, а также налоговые платежи. Объекты лизинга – это, как движимое, так и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам предприятия (кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке). Субъектами лизинга: - лизингодатель — это юридическое лицо, которое осуществляет передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества; - лизингополучатель — это лицо, которое получило имущество в пользование по договору лизинга. Все лизинговые операции осуществляются по договорам лизинга. Лизинг может быть как внутренним, когда все субъекты лизинга являются резидентами Российской Федерации, так и международным, когда один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами в соответствии с законодательством РФ.[12] В России большее распространение получил именно финансовый лизинг. По его условиям по истечении срока такого лизинга имущество переходит в собственность лизингополучателя. Механизм подобных отношений между договорными сторонами финансового лизинга может иметь различные условия, которые, как правило, определяются целью минимизации потока всех платежей по обслуживанию сделки. При этом каждая из сторон стремиться извлечь от сделки именно свою выгоду. Следует отметить, что финансовый лизинг существенно отличается от аренды. На лизингополучателя, кроме традиционных обязанностей арендатора, возлагаются также обязанности покупателя, которые связаны с приобретением собственности. Это может быть оплата имущества, страхование и техническое обслуживание, возмещение потерь от случайной гибели имущества, ремонт. В настоящее время создано специальное Объединение европейских лизинговых обществ со штаб-квартирой в Брюсселе. Заложены основы правового международного лизинга, которые отражаются в Конвенции ООН, принятой 28 мая 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и вступившей в силу с 1 мая 1995 г. Россия также присоединилась к данной Конвенции ООН.[13] Таким образом, лизинг можно квалифицировать как передачу имущества во временное пользование на условиях срочности, возвратности, а также платности, то есть как товарный кредит в основные фонды многочисленных предприятий6. Теперь рассмотрим более подробно схему финансирования с помощью финансового лизинга. Так, необходимость осуществления широкомасштабных инвестиций в оборудование российских предприятий не вызывает сомнений ни у кого. Материальная база абсолютного большинства так называемых «старых» предприятий крайне изношена и в физическом, и в моральном отношении, а также требует или замены, или же модернизации. Многие «новые» компании с разным современным оборудованием также испытывают некую потребность в инвестициях для расширения собственного бизнеса. Большинство предприятий не имеет полного объема собственных источников финансирования для осуществления капитальных вложений. Так, занимать деньги на открытом рынке путем размещения дополнительных эмиссий акций/корпоративных облигаций в России могут позволить себе лишь единицы больших компаний. В таких условиях самым реальным источником финансирования является кредитование, однако и здесь могут возникнуть многие проблемы. Следует отметить, что банки предпочитают работать с достаточно крупными предприятиями, которые имеют довольно хорошую кредитную историю. Вместе с тем выбор нужных видов банковского кредита определяется, как правило, такими условиями: - целями использования кредита; - сроками привлечения данного кредита; - возможностями возврата указанного кредита. В соответствии с необходимостью привлечения кредита компания проводит комплексный анализ, а также оценку коммерческих банков, которые могут предоставить подобный кредит. При этом особое внимание уделяется как рейтингу банка, так и его кредитной политике, а также учетной ставке кредитования. Коммерческие банки в свою очередь рассматривают: - предельные размеры кредита и срок его возвращения; - форму кредитной ставки; - уровень кредитной ставки; - условия выплаты процента за обслуживание кредита; - максимальный уровень риска на одного заемщика (или на группу заемщиков при проектном финансировании). Разновидностью лизинга является селенг. Это специфическая форма обязательства, которая регламентируется отдельным договором имущественного найма. Селенг заключается в передаче собственником основных своих прав по пользованию/дальнейшему распоряжению его имуществом селенг-компании за конкретную оплату. При этом собственник остается владельцем имущества, которое он передал. Кроме того, по первому требованию собственник может вернуть его. Каждая компания может привлекать по своему усмотрению имущество, а также отдельные имущественные права граждан и других хозяйствующих субъектов. В качестве такого имущества могут выступать: - деньги; - ценные бумаги; - земельные участки; - предприятия; - здания и сооружения, оборудование и т.п. Надо отмстить, что финансовый лизинг в России существенно отличается от финансового лизинга в США и некоторых других странах. Следующий способ финансирования проектов – это ипотека. Как правило, это вид залога недвижимого имущества (в том числе, земли, предприятий, зданий, сооружений или других объектов, которые непосредственно связаны с землей) в целях получения конкретного размера ссуды. Указанная форма получения кредита на сегодняшний день только получает распространение в жилищном строительстве. Каждая из вышеописанных форм финансирования имеет свои плюсы и минусы, поэтому правильной будет оценка последствий различных способов инвестирования можно только лишь при сравнении их альтернативных вариантов. Проектное финансирование в развитых странах используется уже достаточно давно. В мировой практике обычно в качестве проектного финансированием подразумевают определенный тип его организации. В данном случае доходы, которые получены в результате реализации указанного проекта, являются, как правило, одним источником для погашения всей суммы долгов. Однако следует отметить, что в разных странах указанный термин обычно трактуется по-разному. Так, в США под ним подразумевают такой тип организации финансирования, при котором довольно большая часть инвестиционных проектов финансируется за счет собственных средств учредителя. В данном случае единственный источник погашения долгов – это доходы от реализации проектов. Так, в европейских странах проектное финансирование предусматривает процесс обслуживания долгов непосредственно инвестиционным проектом. В данном случае финансирующие субъекты, как правило, анализируют объект инвестирования с позиций выгодности, то есть наличия возможности достижения такого уровня дохода, при котором можно обеспечить всем вкладчикам не только возврат вложенных денежных средств, но также и получение значительной прибыли.[7] Проектное финансирование в целом не зависит от государства или же ТНК в качестве источников финансирования. Это можно объяснить тем, что финансирование проектов осуществляют на основе учета и дальнейшего управления рисками, а также распределения рисков между основными участниками проекта и возможного анализа затрат/доходов. Проектное финансирование многие специалисты еще называют финансированием с регрессом. Оно представляет собой своеобразное требование о возмещении суммы денежных средств, которая предоставлена в заем. Особенности проектного финансирования по сравнению с его традиционной формой заключаются в следующем: - необходимость получения только достоверной оценки такого показателя как платежеспособность, а также надежность заемщика; - целесообразность проведения анализа инвестиционного проекта с позиций жизнеспособности, эффективности, реализуемости, а также обеспеченности рисков; - необходимость проведения прогнозов возможных результатов реализации разнообразных инвестиционных проектов. Проектное финансирование в отличие от традиционного вида кредитования позволяет выполнить такие задачи: - достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика; - исследовать тот или иной инвестиционный проект в разрезе его экономической эффективности, а также возможностей к реализации и рисков, которые сопровождаю этот процесс; - более широко использовать все возможности банков. Последние могут выступать в разных ролях: в качестве кредиторов или гарантов, консультантов, инвестиционных брокеров, институциональных инвесторов, и даже лизинговых компаний. Несмотря на явную привлекательность проектного финансирования, в Российской Федерации его развитию препятствуют такие факторы: - довольно высокие затраты потенциального заемщика в процессе разработки детальной заявки банку на финансирование проекта; - продолжительность периода, который связан с изучением предпроектной документации, а также с принятием решения о дальнейшем финансировании проекта; - жесткий контроль заемщика по сравнению с традиционным видом банковского кредитования; - отсутствие страховки на изменения инвестиционного климата в России, недостаточный уровень развития различных методов долгового финансирования; - отсутствие опыта по принятию всего или же части риска проекта; а также недостаточность правовой защиты процесса финансирования с учетом рисков, а также обслуживания долговых обязательств; - отсутствие квалифицированных участников проектного финансирования. Для широкого распространения этого перспективного направления финансирования в РФ создан Федеральный центр проектного финансирования. Эта организация выполняет работу по подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между РФ и международными финансовыми организациями, а также проектов, финансируемых за счет средств, привлекаемых из других внешних источников. Центр способствует эффективному привлечению финансовых ресурсов, в том числе за счет внешнего финансирования, обеспечивая тем самым осуществление инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для экономики страны характер. Таким образом, в настоящее время имеются все необходимые условия и предпосылки для широкого развития проектного финансирования в нашей стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|