Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ННОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ: проректор по учебной работе ______________А.И. Ковалева «____»_______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» Б1. В. ОД 2. Направление подготовки: 100400.62 Туризм
Квалификация (степень) – бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет международных отношений и туризма Кафедра социологии
Москва 2012 Рабочаяпрограмма дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 100400.62 – Туризм в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденными ректором ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры социологии 30 марта 2012 г., протокол № 9
ОДОБРЕНО
методической комиссией факультета психологии и социальной работы 5 апреля 2012 г., протокол № 4 1. Цели и задачи дисциплины. Сформировать у студентов целостное представление об обществе, о его структуре, механизмах социального взаимодействия, поведении человека, включенного в различные социальные общности, особенностях социологического знания, его значимости для принятия управленческих решений, взаимодействия между управляющими и управляемыми подсистемами.
В ходе достижения цели курса решаются следующие задачи: · овладение студентами знаниями об основных этапах эволюции социологического знания, его структуре, функциях, уровнях, о содержании основных социологических концепций, · освоение категориального аппарата современного социологического знания, · осмысление сущности основных проблем, изучаемых социологией в современный период, · осознание студентами методологической значимости социологического знания для последующей практической деятельности, · формирование социальной культуры студента, научных представлений о современном обществе, происходящих в нем изменениях, · освоение студентами специфики социологического исследования, особенностей его методологии и методики. Дисциплина «Социология» содействует полному и глубокому осмыслению, анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем. Социология является обязательной дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы по направлению «Туризм». Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы Дисциплина Б.1.В. ОД 2 – «Социология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавров по направлению «Туризм» и концептуально связана с дисциплинами «История России», «Философия», «Культурология», «Психология», «Политология», «Основы социального государства», которые закладывают необходимые теоретико-методологические основы для эффективного освоения данной дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
- способности к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1); - способности к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2); - способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК- 3). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - понятийный аппарат социологии; - содержание основных теорий и концепций социологии; - специфику методологических подходов и методических приемов к социологическому анализу общества, его структурных компонентов, форм развития и функционирования. Уметь: - использовать знания о структуре общества, социальной стратификации в определении условий функционирования социальных групп и личности; - выделять актуальные социальные проблемы для конкретных социальных групп и личности; - определять стратегию и тактику исследования конкретной социальной проблемы на эмпирическом уровне; - определять границы применения и познавательные возможности конкретных социологических методов. Владеть: - навыками анализа научной литературы и данных эмпирических исследований; - навыками разработки программы конкретного социологического исследования; - навыками оценки достоверности результатов эмпирических исследований.
4. Структура и содержание дисциплины «Социология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, дисциплина читается в течение одного семестра.
Распределение учебного времени по семестру, темам и видам учебных занятий
Содержание дисциплины
Тема 1. Социология как наука. История становления и развития социологии. (4 ауд. ч., 4 ч. сам. раб.)
Информационная лекция (2 ч.). Cоциология как специальным образом и по особым правилам организованная система знаний об обществе. Уровни социологического знания (теоретическая и прикладная социология). Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые социологами (демографический, психологический, изучение группового поведения, статусно-ролевой, социокультурный). Объект, предмет, метод социологии. Структура социологического знания. Функции социологии. Место социологии в структуре научных знаний об обществе. Роль социологии в социальной практике. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Хозяйственный учет, описания обществ и нравов людей, конструирование идеального государства как источники социологических идей. Социальные идеи Древнего Востока и античности. Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права. Развитие социологического знания на почве этических и государственно-правовых воззрений XVI–XVIII вв. Социальная философия французского Просвещения как непосредственный предше ственник социологии. Огюст Конт — основоположник позитивистской социологии. Эволюционизм, натурализм, позитивизм как методологические основы контовской социологии. «Закон трех стадий». Социологический проект О. Конта. Деление социологии на социальную статику и динамику. Классические социологические теории. Марксистская теория общества как общественно-экономической формации. Влияние воззрений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на становление социологии Развитие социологии в XIX — начале XX в. Социологические воззрения Герберта Спенсера (эволюционизм, формирование структурно-функционалистского подхода к изучению общества). Школы «одного фактора» (географическая, расово-антропологическая, социал-дарвинизм и др.). Развитие психологического знания и психологизация социологии. Психологические школы в социологии (формирование социально-психологической теории: теория толпы Г. Лебона, теория подражания Г. Тарда; использование в исследовании общества психоаналитической теории З. Фрейда). Процесс разделения психологических и социологических трактовок общества. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. Социальные факты как предмет социологии Дюркгейма. Формирование масштабных социологических теорий в первой половине XX в. Формальная социология Георга Зиммеля. Социологическая теория Вильфредо Парето. Чикагская социологическая школа: сочетание локальных теорий с социальным конструированием (Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Берджес и др.).
Основные направления в современной социологии. Макросоциологические теории. Микросоциологические теории. Российская социология. Ее истоки в XIX — начале XX в. (М. М. Ковалевский, Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин), вульгарный социологизм в 20-е годы. Возрождение социологических исследований в 60-е годы. Современное состояние социологии в России: множество школ и направлений. Практическое занятие (2 ч.) Социология как наука. Объект и предмет социологии. Метод социологии и структура социологического знания. Социологический проект А. Конта: критический анализ. Классические социологические теории. Самостоятельное занятие (4 ч.) Работа с литературой. Анализ классической теории (по выбору) и оценка возможности ее применения для объяснения современной российской реальности. Решение тестовых заданий.
Тема 2. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социализация личности: норма и отклонение (6 ауд. ч., 6 ч. сам. раб.) Информационная лекция (2 ч.). Человек, индивид, личность. Процесс освоения социальных качеств человеком. Структура личности: биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Типы личности: идеальный, базисный (нормативный), модальный. Ролевые теории личности (трактовка ролевой основы личности в бихевиоризме, фрейдизме, структурно-функциональной теории, символическом интеракционизме). Понятие социальной роли. Ролевой набор. Нормативность ролей. Ролевой конфликт. Личность как система социальных статусов и ролей. Статусно-ролевые типы. Адаптация к роли. Понятие социализации в социологии. Различные социологические теории социализации (теория социализации Толкотта Парсонса; социализация в теории социальной мобильности, социокультурной динамики и ценностной теории Питирима Сорокина) Исследования социализации в отечественной социологии. Проблема успешности социализации. Усвоение индивидом социальных ценностей и норм как основа успешной социализации. Обусловленность характера социализации типом общества. Определение социализационной нормы. Ее соотношение с нормой социальной. Сущность, основные регуляторы и уровни социализационной нормы. Оценка результативности социализации. Определение отклоняющейся социализации. Уровни отклонений в социализации. Социализация и отклоняющееся поведение. Конформизм как особый случай отклоняющейся социализации. Отклоняющаяся социализация и кризисы социальной идентичности. Ускоренная, принудительная и запаздывающая социализация. Семья как важнейший институт социализации. Социализационная роль институтов образования и воспитания. Правовая социализация личности. Правовая культура как фактор социализации. Деструктивные факторы правовой социализации. Особенности социализационных процессов в современном российском обществе. Криминализация экономики и общественной жизни и проблема успешной социализации личности. Возможности коррекции отклонений в социализации, роль в этом процессе структур гражданского общества. Проблема эффективности ресоциализации лиц, отбывающих наказание за преступления в местах лишения свободы. Практическое занятие (4 ч.) Понятие «личность» в социологии. Структура личности. Основные типы личности. Личность как деятельный субъект. Ролевые теории личности. Ролевые конфликты. Социализация личности: виды, этапы. Институты и агенты социализации. Самостоятельное занятие (6 ч.) Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. Практическое задание на дом: описать примеры ролевых конфликтов разных типов. Тема 3. Общество и его социальная структура. Социальные группы и общности. Социальные институты. Социальные организации. Социальное взаимодействие (8 ауд. ч., 8 ч. сам. раб.) Информационная лекция (4 ч.). Разное понимание общества (общество как совокупность индивидов, общество как взаимодействие индивидов, общество как система ценностей и норм, общество как система социальных институтов и организаций, общество как система общественных отношений и др.). «Значимое взаимодействие» людей — основа понимания общества как социокультурной системы. Системные характеристики общества (целостность, структурность, иерархичность, взаимодействие с внешней средой). Типология обществ. Проблема самоорганизации общества. Социальная структура и ее разновидности. Социально-групповая структура общества. Общество и общность. Социальная общность как группа людей, объединенных социальной связью. Типы социальных общностей: мнимые общности или множества, социальный круг, социальная группа. Большие и малые социальные группы. Малая группа. Виды малых групп: формальная — неформальная, первичная — вторичная, группа членства — референтная группа. Групповая динамика как взаимодействие членов социальных групп между собой. Процессы и свойства, характеризующие групповую динамику: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление. Коммуникационные связи в группе. Понятие социального института. Социальный институт как ценностно-нормативная система. Статусно-ролевая характеристика социальных институтов. Удовлетворение общественной потребности как цель социального института. Основные свойства социального института (устойчивость, регулярность, самовозобновляемость, организованность). Классификация социальных институтов. Характер организованности и тип общественной потребности как классификационное основание. Формальные и неформальные социальные институты. Политические, экономические институты, институты культуры и социализации. Основная проблематика отраслей социологии, изучающих социальные институты (политическая, экономическая социология, социология права, образования, науки, морали и др.). Процесс институциализации, его основные направления. Семья как социальный институт. Особенности институционального подхода к изучению семьи. Типология семей. Русская семья, ее особенности в прошлом и современное состояние. Основная проблематика социологии семьи. Социальная организация как целевая общность, тип объединения, созданного для выполнения определенных целей и характеризующегося формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством. Организация как показатель взаимозависимости индивидов в обществе. Бюрократия как специфическая форма властных отношений. Основные характеристики бюрократии по М. Веберу. Виды социальных организаций. Социальная связь как совокупность отношений между людьми и зависимостей, существующих между ними. Типы социальных связей (контакты, взаимодействия, социальные действия, социальные отношения). Социальный обмен и сравнение как механизмы социальных связей. Теории межличностного взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, теория управления впечатлениями). Проблема социального действия в социологии. Социальные действия как действия, которые имеют целью вызвать изменения поведения, установок или стремлений индивидов либо общностей. Выделение М. Вебером четырех типов действия (целерационального, традиционного, аффективного и ценностно-рационального). Влияние этой классификации на последующие теории действия. Системные свойства социального действия. Модель социального действия Толкотта Парсонса: действующее лицо (актор) и ситуационное окружение; система координат действия (цели деятеля, его ожидания и ценности, средства достижения целей, характер ситуации, понимание ситуации деятелем). Негативное принуждение и позитивное убеждение — два способа управления поведением людей. Приспособление и оппозиция как виды социального действия. Социальные отношения — основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Взаимодействие общества и государства. Гражданское общество как промежуточная сфера между семьей и государством. Практическое занятие (4 ч.) Общество как социокультурная система. Типология обществ. Социальная общность. Виды общностей. Социальные группы. Институциональная структура общества. Виды социальных институтов. Функции социальных институтов. Социальная организация. Виды социальных организаций. Социальное взаимодействие, его основные формы. Теории социального взаимодействия. Социальный обмен и сравнение как механизм социального взаимодействия. Социальное действие. Типология социальных действий по М. Веберу. Практическое задание на определение студентами своей принадлежности к различным социальным общностям. Самостоятельное занятие (8 ч.) Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий. Написание эссе по теме: «Социальные взаимодействия в современном российском обществе». Практическое задание на дом: описать примеры социальных действий.
Тема 4. Социальное неравенство. Стратификация и социальная мобильность (4 ауд. ч., 4 ч. сам. раб.)
Информационная лекция (2 ч.). Социальные различия, порождаемые разделением труда, укладом жизни, статусно-ролевыми типами. Социальное неравенство как неодинаковый доступ людей к социальным благам в силу различия их социального положения. Показатели социального неравенства. Марксистская теория классов и классовой борьбы (производственные отношения — основа деления общества на классы; классовый подход к структурированию и пониманию общества). Субъективные принципы выделения классов в теории класса как репутации Лойда Уорнера. Трудности построения и объяснения структуры общества на основе учета только его классового деления. Понятие страты как большой группы людей, отличающейся по своему положению в социальной иерархии общества. Формула стратификации Макса Вебера: богатство-престиж-власть. Социальный статус. Генеральные статусы. Предписанные (приписанные) и достигнутые (приобретенные) статусы. Формализованные и неформализованные статусы. Основная и специфическая иерархии статусов. Статусная символика. Понятие статусных групп. Стратификация общества как процесс. Теория социальной стратификации П. Сорокина. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность. Социальные и психологические проблемы статусных перемещений. Особенности социальных «подъемов» и «спусков» в переходные периоды и в периоды социальной стабильности. Социальная стратификация современного российского общества. Характеристика новых социальных групп (бизнес-слой, «новые бедные» и др.). Социальный статус молодежи. Практическое занятие (2 ч.) Естественные различия и социальное неравенство. Социальная стратификация. Исторические типы стратификации. Социальная мобильность, ее виды. Особенности стратификации современного российского общества. Самостоятельное занятие (4 ч.) Работа с литературой. Подготовка вопросов. Написание эссе на тему: «Социальная мобильность современной российской молодежи». Решение тестовых заданий.
Тема 5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальных изменений. Социальный контроль и девиация (4 ауд. ч., 4 ч. сам. раб.) Понятие культуры. Культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов. Элементы культуры. Знания, значения, знаки, правила, вещи, люди как подсистемы элементов культуры. Социокультурные системы. Единство и разнообразие культур. Культурные универсалии. Типология культур. Культурные суперсистемы, национальные культуры, культура социальных групп. Доминирующая культура, субкультуры как системные уровни культуры. Контркультура как разновидность субкультуры. Функции культуры. Особенности бытования социокультурных феноменов. Ментальность. Культурные характеристики повседневности. Символическое пространство и поведение людей, общностей. Знаковый характер общения. Социокультурный процесс. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Экономика, социальные отношения в разных типах культур. Взаимодействие культур. Социальное поведение. Понятие социальной нормы. Относительность социальных норм. Формальные и неформальные нормы. Нормы-правила и нормы-ожидания. Универсальные и специальные нормы. Альтернативные нормы. Основные типы социальных норм: реальные, статистические; должные, идеальные. Социальный контроль. Два основных процесса контроля: а) интериоризация норм и ценностей; б) применение санкций в отношении актов неповиновения либо конформного поведения. Виды санкций: формальные и неформальные; позитивные и негативные. Проблема «нормального общества» и отклонения. Характеристика отклоняющегося поведения (девиации) на основе соответствия или несоответствия поступков социальным ожиданиям. Психологические и социологические объяснения девиации. Девиантное и делинквентное поведение. Гендерный аспект преступности. Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Практическое занятие (4 ч.) Культура как система ценностей, норм, образцов действий индивидов. Элементы культуры. Типология культур. Функции культуры. Взаимодействие культур и социальные изменения. Социокультурный процесс. Взаимодействие культуры, экономики и социальных отношений. Понятие «девиация» в социологии. Девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Формы социального контроля. Алкоголизм и наркомания в молодежной среде. Выполнение практического задания по определению ценностей. Самостоятельное занятие (4 ч.) Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий.
Тема 6. Мировая система и процессы глобализации (0 ауд. ч., 2 ч. сам. раб.) Мировая система. Глобализация экономических, социальных и культурных процессов в современном мире. Глобальные проблемы современности как социологические проблемы. Концепция устойчивого развития и возможности ее применения в российских условиях. Место России в мировой системе. Самостоятельное занятие (2 ч.) Работа с литературой. Подготовка вопросов. Решение тестовых заданий.
Тема 7. Прикладная социология. Программа конкретного социологического исследования. Методы социологических исследований (10 ауд. ч., 8 ч. сам. раб.)
Информационная лекция (4 ч.). Социальная потребность в актуальной информации о жизнедеятельности общества. Эмпирическая социология: академическая и прикладная. Практическая значимость прикладных социологических исследований. Использование результатов прикладных исследований в политическом, административном, экономическом, финансовом, идеологическом (информационном), массово-потребительском управлении. Роль социолога в решении социальных проблем. Прикладное социологическое исследование. Этапы социологического исследования: подготовка исследования (разработка программы социологического исследования), сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, написание отчета по итогам исследования, формулировка выводов и рекомендаций. Виды социологического исследования: разведывательное, описательное, аналитическое. Дополнительные критерии классификации видов социологического исследования. Взаимосвязь между изучаемым явлением и видами социологического исследования. Программа конкретного социологического исследования как изложение его общей концепции, гипотез и методики исследования. Содержание и структура программы социологического исследования. Методологическая часть программы социологического исследования. Выявление социальной проблемы, аргументация ее актуальности. Классификация проблем исследования в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространения, времени действия противоречия, его глубины. Определение объекта и предмета исследования. Носитель социальной проблемы как объект исследования. Цель и задачи исследования. Логический анализ основных понятий. Значение операционализации понятий для формирования исследовательского инструментария. Предварительный системный анализ объекта исследования как моделирование исследовательской проблемы. Рабочие гипотезы. Требования к гипотезам и правила их постановки. Классификация гипотез (гипотезы-основания — гипотезы-следствия; основные — неосновные; первичные — вторичные; описательные — объяснительные). Методическая часть программы конкретного социологического исследования. Рабочий план. Обоснование выборочной совокупности. Инструментарий (анкета, бланк интервью, таблица или карточка для фиксации результатов наблюдения, карточка для изучения документов). Генеральная совокупность как объект исследования территориально и во времени локализован и на который распространяются выводы исследования. Выборочный метод в прикладной социологии. Выборочная совокупность. Определение обследуемой совокупности. Правила формирования выборки. Единицы анализа и единицы отбора. Виды и методы выборки. Зависимость вида выборки от цели исследования. Репрезентативность выборки. Случайные и неслучайные выборки. Определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее представительности. Ошибки выборки и их влияние на результаты исследования. Измерение как процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе шкал. Конструирование эталона измерения – шкалы. Понятие индикатора. Поиск эталона измерения: качественная классификация объекта; определение протяженности выделенных в качественном анализе свойств объекта; установление эмпирических индикаторов свойств объекта; соотношение индикаторов и ранжируемого ряда. Способы проверки процедуры первичного измерения на надежность. Требования к шкалам: валидность, полнота, чувствительность шкалы. Континуальная классификация шкал. Номинальные (неупорядоченная шкала наименований, частично упорядоченная номинальная шкала, порядковая) и метрические (интервальная, идеальная) шкалы. Метод как основной способ сбора первичной социологической информации. Количественные и качественные методы сбора первичной социологической информации, их познавательные возможности, границы применения и взаимосвязь. Опрос. Традиции применения опросного метода. Вопрос как инструмент получения эмпирической информации. Основные правила формулировки вопросов. Классификации вопросов. Анкетирование и интервьирование. Особенности анкетного опроса. Структура анкеты. Достоинства и недостатки анкетирования. Интервью и его разновидности. Достоинства и недостатки интервьюрования. Метод экспертных оценок. Методика неоконченных предложений. Наблюдение. Разновидности метода наблюдения. Основные области применения социологического наблюдения. Понятие документа в социологии. Виды документов. Анализ документальных источников. Виды анализа документов. Основные правила работы с документами. Социальный эксперимент. Практическое занятие (6 ч.) По данной теме проводятся коллоквиумы и выполняются практические задания по разработке методологического раздела программы конкретного социологического исследования и инструментария (тема исследования обязательно согласовывается с преподавателем). Последнее занятие посвящено рецензированию программ конкретного социологического исследования и инструментария. Самостоятельное занятие (8 ч.) Работа с учебной и научной литературой по теме исследования. Подготовка к коллоквиуму. Доработка методологического раздела программы конкретного социологического исследования. Решение тестовых заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|