Анализ налогообложения западных банков
С целью наиболее эффективного понимания основ функционирования отечественного механизма налогообложения банковских учреждения рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых западных странах, так как западная финансово-кредитная система имеет более богатый опыт и наиболее прогрессивные рыночные модели налогообложения. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации. Первоначально рассмотрим средние ставки налогов, уплаченных банками, в сравнении на начало и конец 90-х годов, представленные в таблице 2.1. Таблица 2.1 - Средние ставки налогов уплаченных банками 90-х годах.
В продолжение исследования уровня налоговых ставок в западных странах необходимо особо отметить, что в таких странах как Швейцария, Япония и Германия ставка налогообложения зависит от ставок местных налогов, политики выплаты банками дивидендов и муниципальных ставок налога с продаж. Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги: - корпоративный налог на прибыль (37,5%); - местный налог на прибыль (12,6%); - местный душевой налог (7,76%). С учетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%. В Италии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций в размере 36% и местный налог в размере 16,2%. Однако реальная ставка составляет около 48%, так при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода.
Во Франции банки, включая отделения иностранных банков, уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается в размере 18,6 % с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах. В Великобритании банк уплачивает 33 – 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций. В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов, в частности по отдельным видам ценных бумаг, из налогооблагаемой базы. Так, еще в 1977 г. коммерческие банки США выплатили подоходные налоги на сумму более 2,8 млрд. долл. На банки распространяются обычные ставки налогообложения корпораций. На протяжении многих лет правила взимания налогов с разных финансовых посредников различались. Комиссия по финансовым институтам рекомендовала унифицировать налогообложение всех финансовых учреждений, кроме кредитных союзов. С последних подоходный налог в настоящее время не взимается. Очевидно, комиссия считает, что указанная льгота не дает им такого решающего преимущества в конкуренции, которое пагубно отразилось бы на других финансовых учреждениях. При налогообложении деятельности банков, как и при налогообложении корпораций, в Соединенных Штатах в первую очередь обращается внимание на доход, а не на добавленную стоимость или другие производственные или потребительские налоги. В связи с тем, что налогообложение банков в США происходит аналогично налогообложению корпораций, целесообразно рассмотреть общую схему налогообложения корпораций, а затем выделить некоторые особенности, присущие федеральному налогообложению коммерческих банков и налогообложению национальных банков штатами.
Общая схема налогообложения корпорации имеет следующий вид: 1) определяется доход; 2) из суммы определенного дохода исключается не подлежащий налогообложению доход; 3) производятся вычеты для исчисления облагаемого налогом чистого дохода, к которому применяются особые ставки налога. Обычные коммерческие исключения, в практике налогообложения западных финансово-кредитных учреждений – расходы, произведенные для получения дохода: - амортизация производственного оборудования; - выплата процентов по кредитам; - безнадежные долги; - заработная плата и премии служащих. Следует отметить, что любые убытки, которые возникают в результате деятельности, но не были показаны ранее для снижения задолженности по налогам, могут быть учтены. Наряду с этим отдельные правовые нормы разрешают расширять применение исключений по таким конкретным статьям, как увеличение амортизации производственного оборудования; 4) определяется сумма налога; 5) из определенной суммы налога, перечисляемого Службе внутренних сборов, вычитаются суммы, определенные льготами. Существует достаточно большое число льгот, но самой важной для крупных коммерческих банковских учреждений считается льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом. Следует подчеркнуть, что недоплата налогов в американской практике наказуема. Поэтому расчет налогов на уровне коммерческого банка (либо корпорации), банковской холдинговой компании представляет собой важный вопрос для служащих, бухгалтеров и руководителей. Практика налогообложения банков, как и иных корпораций, в США основана на том, что если они имеют доход, то минимальный налог, все равно должен быть уплачен. Наряду с этим в США существуют нормы об объединении дохода взаимосвязанных корпораций, а также о налогообложении при слиянии и приобретении. Таким образом, американские банки обычно облагаются налогом по той же схеме, что и корпорации. Но поскольку деятельность коммерческих банков имеет определенные особенности, постольку в США существует несколько норм, имеющих отношение только к коммерческим операциям банков. К их числу следует отнести: резервы для возмещения ущерба, возникшего в связи с займами; исключаемый из налогообложения доход; операционные убытки; ограниченные исключения из правил определения рынка; отложенные доходы от деятельности в другой стране; льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом; альтернативный минимальный налог.
Проследить механизм формирования налогооблагаемой базы западных коммерческих банков с известной долей условности можно, используя счет прибылей и убытков, основанный на концепции потоков. Это означает, что счет прибылей и убытков начинается с процентного дохода и дохода от платных услуг, из суммы которых вычитаются операционные расходы; затем следуют не операционные доходы или расходы, резервы для покрытия сомнительных кредитных требований и налоги. В конечном счете может быть определен чистый доход коммерческого банка. Приведенный ниже формат соответствует одной из двух рекомендаций ЕС. Далее остановимся подробнее на некоторых характерных особенностях налогообложения американских национальных банков, как одним их наиболее интересных аспектов американского механизма налогообложения. Национальные банки считаются институтами федерального правительства, поэтому в соответствии с решениями Верховного суда США штаты не могут допускать дискриминации национальных банков при их налогообложении. В американском законодательстве, тем не менее, указывается, что это положение о недискриминационном налогообложении должно быть соответственно юридически оформлено. Так, в соответствии с решениями Конгресса США предусмотрен следующий подход к данной проблеме, в соответствии с которым в любом касающемся налогооблоожения законе, принятом законодательными органами как Соединенных Штатов, так и любого штата, национальный банк понимается как банк, организованный и существующий в соответствии с законами данного штата или иной территориальной юрисдикции по месту нахождения головного офиса.
Законодательные органы каждого штата могут устанавливать в соответствии с положениями данной статьи метод и место налогообложения всех акций национальных банков, размещенных в пределах данного штата. Некоторые штаты могут: 1) взимать налог с этих акций; 2) включать в налогооблагаемый доход дивиденды, полученные по данным акциям их владельцами или держателями; 3) облагать налогом чистый доход указанных национальных банков; 4) в соответствии с или в зависимости от полученного ими чистого дохода предусматривать следующие условия: Во-первых: а) Установление каким-либо штатом налогов в любой из вышеперечисленных форм должно осуществляться взамен других; б) В случае налогообложения указанных акций ставка налога не должна превышать ставку налогообложения, установленную по отношению к другим денежным капиталам, которыми распоряжаются жители данного штата и деятельность которых является конкурентной по отношению к операциям национальных банков: предусмотрено, что облигации, ноты и др. долговые обязательства, находящиеся в распоряжении жителей данного штата, не являются объектами банковской или инвестиционной деятельности и представляют собой лишь инвестиции частных лиц, осуществляемые не в целях конкуренции по отношению к данной деятельности, поэтому они не рассматриваются как денежный капитал в том значении, в каком он понимается в данной статье. в) В отношении налога, устанавливаемого в соответствии или в зависимости от чистого дохода ассоциации, штат, устанавливающий данный налог, за исключением налога на чистый доход, учитывает весь чистый доход, полученный из всех источников, но ставка налога не должна превышать ставку налогообложения, установленную по отношению к др. денежным капиталам, которыми распоряжаются жители данного штата и деятельность которых является конкурентной по отношению к операциям национальных банков: предусмотрено, что облигации, ноты и др. долговые обязательства, находящиеся в распоряжении жителей данного штата, не являются объектами банковской или инвестиционной деятельности и представляют собой лишь инвестиции частных лиц, осуществляемые не в целях конкуренции по отношению к данной деятельности, поэтому они не рассматриваются как денежный капитал в том значении, в каком он понимается в данной статье. г) В отношении налога, устанавливаемого в соответствии или в зависимости от чистого дохода ассоциации, штат, устанавливающий данный налог, за исключением налога на чистый доход, учитывает весь чистый доход, полученный из всех источников, но ставка налогообложения не должна быть выше, чем ставка, установленная для др. кредитно-финансовых корпораций, и не должна превышать самую высокую ставку для торговых, производственных и др. корпораций, осуществляющих коммерческую деятельность в установленных для них пределах: вместе с тем предусматривается, что штат, осуществляющий налогообложение в соответствии или в зависимости от чистого дохода или устанавливающий налог на монопольные права и привилегии или акцизный налог, который должны уплачивать кредитно-финансовые, торговые, производственные и др. корпорации, осуществляющие коммерческую деятельность и созданные в соответствии с законами штата или законами др. штатов, также облагает налогом доходы частных лиц, может включать сюда и этих частных лиц; дивиденды, выплачиваемые из чистого дохода национальных. банков, расположенных в данном штате, при условии, что в него включаются дивиденды от отечественных корпораций, которые также могут включать и дивиденды национальных банков, расположенных в пределах данного штата, при условии, что будут учитываться дивиденды от ин. корпораций, но по ставке налогообложения, не превышающей ставку, установленную для аналогичных корпораций.
д) В случае, если дивиденды, выплаченные по указанным акциям, облагаются налогом, его ставка не должна превышать ставку налогообложения чистого дохода, полученного от других видов денежного капитала. Во-вторых, акции национального банка, принадлежащие нерезидентам штата, в котором находится данный национальный банк, должны облагаться налогами соответствующим округом или штатом по месту нахождения банка и больше нигде, а данный национальный банк должен декларировать доход на данные акции и уплачивать налоги как агент акционера-нерезидента. В третьих, ничто из сказанного здесь не может быть истолковано как основа для освобождения от налогообложения недвижимого имущества национального банков в каком-либо штате или административно-территориальном подразделении в тех пределах, в которых там облагается налогом недвижимость в соответствии с ее стоимостью. В-четвертых, положения статей налогового законодательства Соединенных Штатов, поныне сохраняющие силу, не должны препятствовать узакониванию, ратификации или утверждению штатами какого-либо прежде уплачиваемого или взимаемого налога на акции национальных банков или его сбору в размерах и на условиях, оговоренных в данной статье. Кроме вышеперечисленных положений отдельными законами налогового законодательства США вносятся также и временные поправки, смысл которых сводиться к следующему: - В дополнение к другим методам налогообложения, штат или его административно-территориальное подразделение могут вводить любой налог, если он не носит дискриминационного характера, на всей территории данного штата или его административно-территориального подразделения (кроме налога на движимые нематериальные активы), который должен уплачиваться национальными банками, имеющими основной офис в данном штате, в том же размере и порядке, в каком он должен уплачиваться банками, созданными и действующими на основе законов данного штата. - Законодательные органы каждого штата могут вводить или уполномочивать свои административно-территориальные подразделения устанавливать следующие налоги на национальные банки, основной офис которых находится за пределами данного штата, если они введены на всей его территории и не носят дискриминационного характера: 1) Налоги на продажи и дополняющие их налоги на пользование, связанные с операциями купли, продажи и использования на территории данного штата; 2) Налоги на недвижимость или ее использование, если она находится под юрисдикцией данного штата или его административно-территориального подразделения; 3) Налоги (включая гербовые сборы) за составление, доставку и заверение документов на данной территории; 4) Налоги на движимые материальные активы (кроме денежной наличности), расположенные в пределах данной юрисдикции; 5) Налоги на передачу собственности, лицензирование, регистрацию и другие налоги и сборы, связанные с правами собственности, использованием или передачей движимых материальных активов, расположенных в пределах данной юрисдикции; - Никакие налоги на продажи или дополняющие их налоги на использование не могут быть введены на покупки, продажи и использование в пределах данной юрисдикции движимых материальных активов, которые поступили в национальные банки на основе письменных договоров купли-продажы до 1 сентября 1969 г. - Под используемым налоговом законодательстве термином «штат» понимается как любой из отдельных штатов США, так и федеральный округ Колумбия, Содружество Пуэрто-Рико, Виргинские острова и Гуам. Также налоговым законодательством национальные банки в части налогообложения на уровне штатов приравнивались к банкам, созданным на основании законов штатов, в которых находился их основной офис. Единственным исключением здесь являлся налог на движимые нематериальные активы, к которым относятся, например, ссуды и инвестиционные ценные бумаги, составляют большую часть активов кредитно-финансовых институтов, так как штаты уже сочли возможным вводить налог на акции, рассчитываемый исходя из величины собственного капитала банка, с введением еще одного прямого налога на его нематериальные активы они составят в совокупности форму двойного налогообложения. В заключение данного раздела следует отметить, что механизм налогообложения западных учреждений является более мобильным и наиболее соответствует рыночным тенденциям в мировой экономической системе, частью которой с недавнего времени является и Россия. И поэтому изучение передового западного опыта и применение наиболее эффективных механизмов налогообложения в отечественной практике позволит существенной повысить эффективность российской налоговой системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|