Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления развития налогообложения банков в России




 

Проведенное в предыдущих разделах исследование отечественного и зарубежного опыта налогообложения деятельности банковских учреждений позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации, которые могут быть использованы в российской практике как на микро -, так и макро-уровнях.

 Во-первых, в современных российских условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. Так, в частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.

Во-вторых, в связи с тем, что подоходные налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам. В условиях, когда необходимо целенаправленное вложение средств в реальный сектор экономики, такими доходами могут выступать доходы банка от обслуживания (имеется в виду прежде всего вложение средств на средне- и долгосрочной основе) приоритетных отраслей реального сектора. Это тем более актуально, когда финансовое руководство банка стремится максимально снизить налоги, подлежащие выплате за текущую деятельность. Для этого, как правило, ведется работа со всеми отделами, управлениями и департаментами по обнаружению и использованию легальных возможностей неуплаты налогов.

 Проблематика налогообложения российских и иностранных банков, а также банков с иностранным участием важна в контексте проблем развития интеграционных процессов в банковском бизнесе, как минимум, по двум причинам.

 Первой причиной является присутствие иностранных банков, которое прямо и опосредованно способствует экономическому развитию России посредством содействия ускорению делового оборота, увеличению его размеров в абсолютном выражении и, следовательно, увеличению налоговых отчислений от деятельности различных хозяйствующих субъектов. Согласно данным Банка России имеются дополнительные возможности увеличения собственных средств (капитала) российской банковской системы за счет привлечения иностранного капитала в пределах установленного лимита 12%-го участия (фактическая доля иностранного капитала составляет не более 7%).Кроме этого деятельность кредитных организаций, контролируемых не резидентами свидетельствует об укреплении их позиций в российской банковской системе. В течение последних лет. кредитные организации с участием иностранного капитала оказывали значительное влияние на процессы концентрации активов банковской системы, также расширилось влияние на российскую экономику банков, полностью принадлежащих нерезидентам (100%-е участие в капитале). Несмотря на незначительную величину отношения активов данных кредитных организаций к ВВП России – порядка 2,3% - в течение последних лет наблюдался рост этого показателя достаточно быстрыми темпами. При этом кризисные явления на международных финансовых рынках не оказали продолжительного неблагоприятного воздействия на группу банков с участием иностранных инвестиций.

 Второй причиной является тот факт, что присутствие иностранных банков способствует развитию конкуренции на российском рынке банковских услуг и целый ряд преимуществ в конкурентной борьбе принадлежит именно банкам с иностранным участием. В условиях, когда российские банки значительно отстают от иностранных по количественным и качественным показателям, им необходимо оказывать адекватную государственную поддержку, в том числе и посредством дифференцированного подхода к налогообложению. Это важно как с точки зрения повышения доходности федерального бюджета, так и с точки зрения повышения доходности местных бюджетов (местные бюджеты еще не сформировались должным образом, что следует рассматривать как явление, негативно влияющее на экономическое развитие регионов в целом). Этот тезис подтверждается анализом развития валютного рынка, динамики доходности операций его основных участников. Так, следует принимать во внимание, что в формировании активов и пассивов банков с участием иностранных инвестиций в капитале акцент сделан на работе со средствами в иностранной валюте.

 По сравнению с другими коммерческими банками банки, имеющие иностранные инвестиции, обладают большими потенциальными возможностями для работы в «валютной нише» рынка банковских услуг (например, установление корреспондентских отношений с зарубежными банками и т.д.). В качестве источника формирования ресурсной базы активно используются средства в иностранной валюте – например, привлеченные с международных финансовых рынков межбанковские кредиты (так по состоянию по состоянию на 01.01.02 банками с иностранным участием было получено около 61% общего объема кредитов, предоставленных банками-нерезидентами российским банкам, 76,6% из них составили кредиты европейских банков). Для сравнения можно привести данные о доле доходов от проведения валютных операций в общем объеме полученных доходов по одному из крупных коммерческих банков – эта доля в 2001 г. составила 34%, тогда как от проведения операций с ценными бумагами тот же банк получил около 40%, от кредитных операций – около 25% доходов.

 Продолжая тему совершенствования налогообложения банковских учреждений необходимо отметить, что в настоящее время задачей государства является поддержка именно «конкурентного» варианта развития банковской системы и необходимо более активно переходить от поддержки стабильности банковской системы к созданию мотиваций для роста ее эффективности.

 Модернизация банковской системы должна преследовать две группы целей.

 Во-первых, это создание позитивных условий для развития цивилизованного и эффективного банковского бизнеса. Для этого необходимы изменения как внутри банковской системы, с целью повышения ее качества, так и изменения в окружении банковской системы, для устранения барьеров и снижения себестоимости банковского бизнеса.

 Так, для повышения качества банковской системы необходимо обеспечение таких параметров, как:

 - стабильность (финансовая устойчивость, оптимальный уровень рисков);

 - грамотное бизнес- и финансовое планирование;

 - надежные и эффективные внутренние процедуры, соответствие законодательству и банковским правилам, профессиональный менеджмент;

 - высокое доверие кредиторов и вкладчиков;

 - «чистота» операций – противодействие незаконным доходам, операциям, финансированию терроризма;

 - достаточный спектр и высокое качество услуг;

 - достаточные финансовые возможности, высокое качество капитала;

 - прозрачность и высокое качество отчетности, применение МСФО;

 - развитая банковская инфраструктура: сети филиалов и представительств, современные технологии, развитая и совершенная расчетная система;

 - гибкость и оперативность отклика на меняющуюся экономическую обстановку, инновационность;

 - эффективные правила корпоративного управления;

 - здоровая и добросовестная конкуренция;

 - эффективные и действенные правила и процедуры банкротства банков.

А для устранения барьеров и снижения себестоимости банковского бизнеса необходимо обеспечение таких параметров, как:

 - снижение «вмененных» затрат банков при осуществлении их деятельности или проведении отдельных банковских операций и т. п. (пример – высокая стоимость создания филиалов и кассовых узлов);

 - сокращение сроков и упрощение процедур получения разрешений на ведение отдельных банковских операций, открытия филиалов и т.п.;

 - упрощение, оптимизация, ускорение и удешевление процедур банковских слияний и присоединений;

- ревизия и сокращение некоммерческих функций и нагрузок;

- защита прав банков как кредиторов и залогополучателей;

 - отмена возможности досрочного изъятия вкладов – только по договору банка и вкладчика;

 - информационная прозрачность клиентской среды, в том числе через создание кредитных бюро и бюро регистраций залогов;

- упрощенный порядок учета и расчетов по «малым» кредитам (до 300 тыс. руб.) индивидуальным предпринимателям и частным лицам;

 - упрощенный порядок исчисления провизий по «малым» кредитам;

 - упрощенный порядок списания безнадежных «малых» кредитов;

 - законодательное разрешение банкам отказывать в открытии счетов и проведении операций с сомнительными лицами, закрытии счетов таких лиц;

 - упрощение и оптимизация процедур предоставления синдицированных кредитов, позволяющих разделять доходы, риски и налоги между участниками;

 - создание облегченных условий для ипотечного кредитования и выпуска ипотечных ценных бумаг;

 - поддержка возникновения серьезных негосударственных рейтинговых программ – как для оценки банков, так и предприятий;

- создание специализированных судов по банкротствам и финансовым спорам;

 - организация специальных программ тренинга для судей, решающих финансовые споры.

 Во-вторых, необходимо оптимизировать банковский надзор. Для этого нужно сместить фокус с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику. Ее внедрение необходимо в связи с созданием системы гарантирования вкладов; переходом на МСФО; важностью оценки перспектив деятельности банков, а не только их текущего статуса и прошлых ошибок. Можно выделить такие параметры качественной диагностики, как оценка бизнес-перспектив деятельности банка; оценка финансовой устойчивости банка; оценка качества процедур управления в банке; оценка качества менеджмента и корпоративного управления.

 Проблемой для внедрения качественной диагностики является право Банка России на суждение при принятии решений по качественным параметрам того или иного банка, особенно связанным с оценкой его перспектив. Конечно, предсказание будущего банка невозможно без определенных допущений и оценочных суждений. Кроме того, опыт работы зарубежных надзорных органов предполагает «право на субъективное суждение». Однако велико сомнение в том, что ЦБ РФ и его отдельные чиновники могут правильно распорядиться «правом на субъективное суждение». Выход здесь один – повышение профессионализма и служебной ответственности сотрудников Банка России, повышение доверия к ЦБ, а также повышение роли саморегулирования в банковском сообществе.

 Необходима также перестройка процедур взаимодействия ЦБ РФ и банков, устранение конфликтных моментов и формализма, что предполагает:

 - сокращение и оптимизацию отчетности;

 - активное внедрение компьютерных технологий в информационный обмен Банка России и банков;

 - упорядочение сроков и параметров надзорных процедур Банка России;

- обеспечение единообразия подходов и процедур лицензирования, получения разрешений и т. п. в различных территориальных подразделениях Банка России;

 - оптимизация надзора над многофилиальными банками;

 - содействие Банка России в сборе, обработке и распространении маркетинговой информации о рынке банковских услуг – особенно в территориальном разрезе;

 - интенсификация взаимодействия с общественными банковскими объединениями, в том числе в вопросах саморегулирования.

Для оптимизации банковского надзора необходимо также рационализировать и оптимизировать надзорные процедуры, что должно предполагать:

 - проведение программы BPR в надзорном блоке Банка России;

 - внедрение специальной программы переподготовки сотрудников Банка России;

 - реорганизация системы банковского инспектирования;

 - оптимизация территориальной надзорной инфраструктуры Банка России.

 Кроме этого можно в заключение выделить наиболее срочные задачи модернизации деятельности банковских учреждений и налогообложения результатов их деятельности.

 Так, ближайшими задачами модернизации российской банковской системы должно является разработка и внедрение методов и критериев качественной диагностики банков; реорганизация банковской инспекции на МСФО; подготовка и принятие пакета законодательных изменений в законодательство о банках, о налогообложения банковской деятельности, о банкротстве банков, о гарантировании вкладов; создание системы гарантирования вкладов; оптимизация надзорных процедур ЦБ РФ.

И в заключение данного раздела необходимо отметить, что налогообложения банковских учреждений в России носит поступательный характер, что выражает во все большем повышении эффективности действующих механизмов налогообложения, учитывающих не только интересы государственного налогового аппарата, но и непосредственно интересы экономических субъектов- банковских учреждений.

 

 

Заключение

 

По нашему мнению, существующий порядок налогообложения снижает возможности российских банков наращивать вложения в реальный сектор экономики. В современных российских условиях целесообразно было бы ввести дифференцированный подход к налогообложению коммерческих банков. В частности, целесообразно применять более низкую ставку налога на прибыль в том случае, если банк систематически направляет прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение капитала банка, кредитование реального сектора экономики, развитие деятельности за рубежом.

 В связи с тем, что подоходные налоги, которые уплачивают коммерческие банки, затрагивают уровень достаточности капитала и снижают чистый доход неравномерно, в налоговом законодательстве целесообразно предусмотреть ряд позиций, которые благоприятствовали бы определенным банковским доходам. В условиях, когда необходимо целенаправленное вложение средств в реальный сектор экономики, такими доходами могут выступать доходы банка от обслуживания (имеется в виду прежде всего вложение средств на средне- и долгосрочной основе) приоритетных отраслей реального сектора. Это тем более актуально, когда финансовое руководство банка стремится максимально снизить налоги, подлежащие выплате за текущую деятельность. Для этого, как правило, ведется работа со всеми отделами, управлениями и департаментами по обнаружению и использованию легальных возможностей неуплаты налогов.

И в заключение отметим, что эффективность налогообложения результатов деятельности банковского учреждения зависит как от внешних составляющих, основной из которых является оптимальность действующего российского налогового законодательства, а во-вторых от эффективности внутренней налоговой политики банка, направленной на оптимизацию налоговых платежей отдельного банковского учреждения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...