Толпа и закономерность ее поведения
Понятие толпы. Виды толпы Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В ней в условиях анонимности происходит растворение индивидуальной ответственности ее членов. В различных условиях могут формироваться разные общности, характеризуемые как толпа. Это и болельщики на стадионе, и зрители шоу-концертов, и лица, проявляющие любопытство в различных обстоятельствах, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, дискотек, участников похоронных процессий, митингов, демонстраций и массовых беспорядков. Поведение каждой из них имеет свои особенности. Различают следующие виды толпы: простая, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Простая (окказиональная) толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют люди, испытывающие потребность в острых ощущениях и впечатлениях, иначе говоря, любящие поглазеть. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Поводами для ее скопления могут служить какое-либо происшествие (например, авария, пожар), поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п. Подобная толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. В то же время при определенных ситуациях она может превратиться в агрессивную, опасную для окружающих.
Экспрессивная толпа - это группа людей, совместно выражающих чувство радости, горя, гнева и т. д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении, нередко вызванной алкоголем и наркотиками. Праздничные шествия, похоронные процессии также носят, как правило, экстремальный заряд, что необходимо учитывать при их организации и проведении. Конвенциональная толпа образуется, например, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе ведут себя так, как не ведут себя в других ситуациях. Их неистовство далеко не безобидно. Фанаты представляют реальную угрозу для общественной безопасности, чему есть немало примеров. Как правило, по своему составу значительная часть болельщиков - не просто любители футбола, а лица, испытывающие к какой-либо из команд чувство симпатии (преимущественно к местной) или антипатии (чаще всего к приезжей). Действующая толпа может быть: o спасающейся, находящейся в состоянии паники (массового страха при мнимой или реальной угрозе - стихийных бедствиях, пожарах, катастрофах, эпидемиях, террористических акциях в местах массового скопления людей); o стяжательской, например, у магазинов при продаже товаров, пользующихся большим спросом, у касс, реализующих билеты на зрелищные представления, на транспорт (в частности, на поезда при ограниченном количестве посадочных мест), а также при входе в павильоны популярных выставок, концертных залов, стадионов; o агрессивной, отличающейся высшей степенью эмоционального возбуждения и противоправным поведением, особенно опасным, когда оно приобретает характер массовых беспорядков (погромы, поджоги, убийства), и состоящей из группировок, совершающих антиобщественные действия (фанаты, хулиганы, различного рода банды и пр.), или участников группировок социального протеста (несанкционированных митингов, демонстраций, разного рода выступлений, революционных переворотов и т. п.).
Помимо этого, необходимо понимать, что и ролевое участие людей в толпе разное. В зависимости от него выделяют следующие категории участников: o организаторы массовых действий, которые проводят подготовительную работу по их планированию и проведению, включая выбор времени и повода для начала акции; o зачинщики - лица, развертывающие активную подстрекательскую деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т. п.; они могут быть одновременно и организаторами, и подстрекателями из числа тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения; o активные участники, т. е. лица, составляющие ядро массовых действий и образующие самую опасную (ударную) группу; o конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам массовых действий исключительно из-за появившейся возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоявшими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам; среди них может быть немало психопатических лиц, хулиганов, наркоманов и разного рода маргиналов; o добровольно заблуждающиеся, т. е. те, кто становится участником массовых действий либо из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки, либо из-за ложно понимаемого принципа, либо под влиянием слухов; o эмоционально-неустойчивые - это лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников массовых акций, легко внушаемые, заражаемые общим настроением, без сопротивления отдающие себя во власть толпы; o примкнувшие - лица, которые становятся участниками массовых действий под влиянием угроз со стороны организаторов и подстрекателей, из-за боязни физической расправы в случае отказа от участия в них; o любопытствующие - те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников массовых действий. Что касается механизма поведения толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, активно влияющее на настроение и деятельность ее участников. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, которые владеют техникой психологического воздействия на толпу. В чрезвычайных ситуациях, возникающих по неосторожности, а также в силу биологических факторов (эпидемии) или природных стихийных бедствий, массовое общение, как правило, происходит непроизвольно, спонтанно.
Основным средством психического воздействия на толпу является слово, причем используется экспрессивная, эмоциональная лексика - крики (например, "наших бьют"), призывы, междометия и т. п. Таким образом происходит психическое заражение толпы. В самом общем виде оно представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых (мимики, жесты) и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг, порыв и т. д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, они резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и тонизируют группу. Наглядно природа подобного рода психического заражения проявляется в эффекте "снежного кома". Степень эмоционального воздействия участников толпы друг на друга зависит от ситуации, их личностных или групповых особенностей. В конечном счете создается общий психический настрой и возникает решимость действовать. Однако толпа не всегда образуется случайно, стихийно. Довольно часто поводы для ее возникновения провоцируются или умышленно создаются. Используются такие способы воздействия, как шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытки самоубийства, блокирование движения общественного транспорта и т. д. Одним из основных способов информационно-психологического воздействия личности или группы на других участников толпы с помощью передачи различных по содержанию сообщений является внушение - сознательная, всегда вербализованная деятельность со стороны субъекта воздействия. Другой способ подобного воздействия - убеждение, которое хотя и выполняет аналогичную функцию, но вместе с тем отличается от внушения. Если в первом случае мы имеем дело с непосредственным словесным воздействием на личность, лишенным какого-либо доказательства и логики, то убеждение основано на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться осознанного согласия личности, принимающей эту информацию, действовать. Используется и такой способ, как подражание. Он заключается в том, что поведение лидера, а порой и просто решительного человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.
При анализе различных способов информационно-психического воздействия на толпу следует иметь в виду, что на ее участников влияет не только смысловое значение информационных сообщений - большую роль играют также сила шума (его производят, как правило, возгласы в форме междометий), частота звуковых колебаний (их создает рев большой массы людей). Чтобы собрать толпу, нередко прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам: попыткам самосожжения, приковыванию себя цепями, демонстративной голодовке, захвату административных зданий, заложников, угрозе террористического акта, "живому кольцу" и др. Все это весьма серьезно воздействует на эмоциональное состояние людей. Для того чтобы массовое скопление людей превратилось в опасную для окружающих и для нее самой толпу, необходимы не только внутренние предпосылки, такие, например, как негативные настроения большой массы людей, общая цель, общий лидер и т. п., но и внешняя инициация или провокация. Последняя выступает своеобразным детонатором, превращающим массу в общем-то мирных людей в агрессивную по своей сути толпу. Таким детонатором может быть паника, вызванная стихийным бедствием, катастрофой, доведенное до истерии массовое недовольство, экзальтация, вызванная митинговой обстановкой или атмосферой рок-концерта, победа или поражение любимой футбольной команды, плохо организованная акция по раздаче гуманитарной помощи, похороны жертв каких-либо политических акций и другие самые разнообразные и неожиданные причины. Для толпы, особенно политизированной, очень важны "первый камень в витрину" или "первая кровь". Яркими примерами этому служат бойня, устроенная в Москве участниками политического противостояния у телевизионного центра в Останкино осенью 1993 г., выступления антиглобалистов в Генуе в июле 2001 г. или хулиганское буйство в Москве после поражения российских футболистов на чемпионате мира летом 2002 г. Подобные действия могут вывести толпу на принципиально иной уровень опасности, когда коллективная безответственность превращает каждого ее участника в преступника.
Собственно сами по себе причины возникновения массовых беспорядков в контексте рассматриваемой проблемы не имеют особого значения, их анализ - дело правоохранительных органов, историков, политологов и социологов. Важно то, что в какой-то момент сотни и тысячи человеческих индивидуальностей утрачивают самоконтроль и певращаются в единый "механизм" или "организм", живущий по своим законам, где человеку отводится роль "винтика" или "молекулы". Главный закон толпы - подчинение каждого всем. Иными словами: "Кто не с нами, тот против нас". Нередко после завершения массовых беспорядков те, кто принимал в них участие, удивляются тому, как случилось, что они, в общем-то мирные и добропорядочные люди, вдруг превратились в неуправляемых "роботов" или "зверей", совершали противоправные поступки, участвовали в погромах. Причина кроется в том, что человек по своей природе - стадное животное, именно это помогло ему выжить в первобытную эпоху. Эти инстинкты и дают о себе знать при возникновении экстремальных ситуаций. Биологический закон стадности - приоритет стаи над составляющими ее особями - берет верх над приобретенными цивилизованными привычками. Более того, те, кто в ходе массовых беспорядков демонстрирует человеческое достоинство, нередко становятся жертвами толпы. Основное правило спасения во время массовых беспорядков - сохранить индивидуальность, достоинство личности, не поддаться власти обезумевшей толпы. В противном случае у человека остается мало шансов на выживание, так как он полностью сливается с толпой и зависит от факторов вероятности, везения, случайности. Социально-психологические особенности толпы, ориентированной на массовые беспорядки: o снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального; o появление чувства силы и осознание анонимности; o повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов независимого мышления; o потребность в лидере, которому она будет безоговорочно подчиняться, или объекта ненависти, который она будет уничтожать; o подавление чувства ответственности за собственные поступки, способность как на крайнюю жестокость, так и на самопожертвование; o быстрый эмоциональный спад: после достижения цели или поражения происходит смена поведения и оценка происходящего и т. д. Процесс развития массовых беспорядков включает в себя три стадии. . Осложнение обстановки. Эта стадия предшествует массовому антиобщественному поведению. Она характеризуется возникновением социальной напряженности, накапливанием недовольства, т. е. негативных массовых настроений, которые выступают "горючим" материалом, способным при самом незначительном поводе обострить обстановку. Ее возникновение предваряют такие кризисные явления, как резкое усиление тенденции к дифференциации (размежеванию) населения на богатых и бедных при неразвитости среднего класса и обострение противоречий между ними; возникновение тревожной информации, слухов, нездоровых мнений и настроений, недовольство действиями представителей власти, снижение уровня жизни вследствие спада производства, инфляции, роста цен и т. п.; ослабление авторитета власти; консолидация (сплочение) оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения. Недовольство не всегда бывает обоснованным. Однако если оно достигает критической точки и обострено чувством несправедливости, то может вызвать массовый беспредел. . Возникновение повода для массовых беспорядков и их осуществление. На этой стадии массовые беспорядки берут свое непосредственное начало: появляется формальный повод, который используется их зачинщиками в качестве детонатора. Таким поводом часто выступает событие, способное оправдать участников эксцессов, придать их действиям "справедливый" характер и позволить втянуть в эти события большие массы людей. Отличительная черта массовых беспорядков заключается в том, что, раз начавшись, они становятся независимыми от породивших их причин и могут продолжаться даже тогда, когда те уже исчерпаны. В этот период для них характерно: выдвижение требований с позиции силы и в то же время их анонимность; внезапность и неотвратимость действий; возникновение условий для изменения сложившейся системы отношений; создание препятствий для целенаправленных действий силовых структур; привлечение внимания общества к событиям; формирование общих и частных (вспомогательных) целей, последовательность действий по их реализации (захваты, поджоги, погромы, убийства и др.); вовлечение в события больших масс людей путем угроз, слухов, внушения и пр.; создание образа "общего врага"; выработка тактики действий; действия, совершаемые в состоянии аффекта, как следствие проявления компенсаторной реакции (вымещение накопившейся напряженности); участие в групповых эксцессах значительного числа людей, склонных к риску. . Обстановка после массовых беспорядков. Эта стадия характеризуется ситуацией после их ликвидации, которая далеко не сразу становится нормальной. Обстановка в любое время может осложниться под воздействием слухов, неудовлетворенности результатами событий. Необходимо помнить и о том, что психологическая реакция людей на массовые беспорядки различна - от депрессивного состояния до мобилизационного, поэтому есть все основания опасаться их возобновления. Об этом свидетельствует общественная практика. Так, после ГКЧП состояние социальной напряженности, сопровождаемое массовыми беспорядками и различного рода эксцессами разной степени интенсивности (например, развал СССР, события осени 1993 г. в Москве, криминализация общества и др.), лихорадили нашу страну вплоть до середины 1990-х годов. Таким образом, массовые беспорядки - это крайне опасное социальное явление, в основе которого лежит актуализация негативных массовых настроений толпы. Без сомнения, существует самая непосредственная связь между поведением толпы и общественной безопасностью. Поэтому сегодня, когда уровень ее еще недостаточно высок, каждому человеку важно не только знать правила поведения в толпе и основные способы защиты в условиях массовых беспорядков, но и уметь при необходимости применять их на практике. Формирование толпы Толпа - временное и случайное собрание индивидов любой национальности, профессии и пола вне зависимости от причины этого собрания. При известных условиях участнику такого собрания - «человеку толпы» - присущи совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов. Сознательная личность исчезает, а чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но собрание в таких случаях становится тем, что француз Г. Лебон (1841 - 1931) назвал организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы. Без сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей. По мнению французского социолога и психолога С. Московичи, массы представляют собой социальный феномен: индивиды «растворяются» под влиянием внушения, которое исходит от вождя. Социальная машина омассовления людей делает их иррациональными, когда люди, раздраженные каким-либо событием, собираются вместе и совесть индивидов не может сдерживать их импульсов. Массы увлекаются, подстегиваемые вождем («безумные ведут слепых»). В подобных случаях политика выступает как рациональная форма использования иррациональной сущности масс. Сказав «да» вождю, экзальтированная толпа меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придаст ей мужество переносить страдания и в то же время бесчувственность. Энергию, которую массы черпают в своих сердцах, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной разумом. «Социальное вовлечение» может быть фактором, усиливающим поведенческий компонент. Например, уличные беспорядки, бунты, погромы и иные подобные агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, милиции или какой-либо «враждебной» группе), которые в обычных условиях проявляются лишь в вербальных оценках или настроениях. В подобных ситуациях усиливающим дополнительным фактором является феномен эмоционального заражения, возникающий в больших скоплениях людей, толпе. Характеризуя коллективное поведение и роль общественного мнения, выделяют три типа формирования стихийных групп: Толпа, которая образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, задержание правонарушителя и т.д.). При этом стихия, являясь основным фоном поведения толпы, приводит часто к его агрессивным формам. Если находится человек, способный возглавить толпу, в ней возникают очаги организованности, которые, однако, крайне нестабильны; Масса - более стабильное образование с нечеткими границами, которая более организована, сознательна (митинги, демонстрации), хотя разнородна и достаточно неустойчива. В массе более значима роль организаторов, которые не выдвигаются спонтанно, а известны заранее; Публика, которая обычно собирается для кратковременного совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика достаточно разобщена; ее специфической чертой является наличие психической связи и единой цели. Благодаря общей цели публика более управляема, чем толпа, хотя какой-либо инцидент может превратить ее действия в неуправляемые (скажем, поведение болельщиков на стадионе в случае проигрыша любимой команды). Таким образом, под толпой понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса - несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее. Публика - это общность людей, которые являются потребителями одного и того же духовного и информационного продукта; в отличие от толпы публика объединена не на территориальной, а на духовной основе. Стихийные группы в целом - постоянный элемент общественной жизни на всех этапах ее развития, и их роль в развитии многих социальных процессов весьма значительна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|