Характеристика массовых беспорядков
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Объект преступления
Объектом является общественная безопасность, поскольку преступление связано с массовым нарушением общественного порядка, сопротивлением представителям власти, способно причинить вред здоровью или собственности большого количества людей. Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 212 состоит в организации массовых беспорядков, то есть действий большого количества людей, связанных с насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Массовые беспорядки - это согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории. Порядок поведения может быть установлен как федеральным или местным законом, так и соответствующим образом утвержденными правилами поведения в местах массового скопления людей (рынки, стадионы, парки культуры и т. п.) и законодательством о проведении массовых мероприятий. Организационные действия могут выражаться в подстрекательстве толпы к объединению, руководстве ею и пр. Способ их совершения состоит в проведении несанкционированных собраний, обращении к толпе, оглашении различных воззваний. Преступление является оконченным с момента проведения организационных действий. Наступление последствий в виде состоявшихся беспорядков для квалификации действий виновного не обязательно. Если массовые беспорядки не состоялись благодаря действиям правоохранительных органов, пресекших собирание толпы, то преступление квалифицируется со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК.
2.2 С убъект преступления
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, поскольку лицо, организующее массовые беспорядки, осознает не только характер и степень общественной опасности своих действий, но и желает наступления последствий, указанных в диспозиции статьи. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В ч. 2 ст. 212 установлена ответственность за участие в массовых беспорядках. Под участием в массовых беспорядках понимается совершение лицом активных действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 212. Применение насилия в ходе массовых беспорядков состоит в причинении гражданам вреда здоровью различной степени тяжести. Дополнительная квалификация действий виновного не производится по ст. 112, 115 и 116, поскольку их объективная сторона охватывается ч. 2 ст. 212. При причинении тяжкого вреда здоровью виновный привлекается к ответственности не только по ч. 2 ст. 212, но и по ст. 111 УК. Погром представляет собой посягательство на имущество граждан, объекты недвижимости, транспорт, сопряженное с их разрушением. Поджог подразумевает действия, влекущие возгорание зданий, сооружений и иных объектов. Участие в массовых беспорядках с совершением поджога будет иметь место, например, когда виновный имеет при себе емкость, содержащую легковоспламеняющуюся жидкость (бензин, горючую смесь), с помощью которой производит возгорание какого-нибудь объекта. Уничтожение имущества подразумевает разрушение его конструктивных свойств, приводящих его в полную негодность, то есть состояние, не подлежащее восстановлению. Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств при массовых беспорядках предполагает использование указанных средств с целью устрашения и деморализации лиц, не участвующих в массовых беспорядках, а равно с целью причинения вреда их здоровью. Законодатель не включил в диспозицию ст. 212 признак применения предметов, используемых в качестве оружия (в том числе арматуры, предметов бытового назначения и пр.). Применение этих предметов относится к признаку применения насилия, являясь его разновидностью. массовый беспорядок толпа преступление
Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает активное воспрепятствование подавлению массовых беспорядков путем применения оружия к сотрудникам правоохранительных органов и должностным лицам органов власти или местного самоуправления. Участие в массовых беспорядках считается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 212. Участие в массовых беспорядках совершается с прямым умыслом. При этом, кроме действий, перечисленных в диспозиции статьи, могут совершаться посягательства на имущество граждан, квалифицируемые как грабеж или разбой. Ответственность за участие в массовых беспорядках наступает с 16 лет. Часть 3 ст. 212 устанавливает ответственность за призывы к следующим противоправным действиям: • активному неподчинению законным требованиям представителей власти, то есть их открытому игнорированию; • массовым беспорядкам; • насилию над гражданами. Указанные призывы могут быть высказаны на проводимом в соответствии с законом массовом мероприятии (митинге, демонстрации и пр.), что исключает ответственность за организаторские действия по объединению толпы. При высказывании таких призывов может провоцироваться, например, национальная или религиозная вражда, но умыслом виновного охватываются только вышеперечисленные последствия, что исключает его ответственность по ст. 282. Призывы являются формой публичного обращения, они адресованы неограниченному кругу лиц, и преступление считается оконченным с момента их высказывания независимо от наступления противоправных последствий. Субъективная сторона преступления по ч. 3 ст. 212 также характеризуется прямым умыслом. Целью, как правило, является провокация массовых беспорядков, невыполнения законных требований представителей власти или применения насилия по отношению к гражданам.
Ответственность по ч. 3 ст. 212 наступает с 16 лет. Заключение
На основе проведенного исследования проблемы массовых беспорядков можно сделать следующие выводы: . Современное состояние общества, находящегося в процессе глубоких преобразований экономического, политического, духовного характера, содержит в себе потенциальную возможность повторения на той или иной почве массовых беспорядков. Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций. . Массовые беспорядки, в уголовно-правовом смысле - это умышленные деяния, совершаемые большим количеством людей (толпой), с целью подрыва основ государственной власти, выражающие протест против общественной безопасности и общественного порядка, конституционных прав граждан, сопровождающиеся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, сопряженные с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. . В таких условиях все более возрастает значение правовых средств предупреждения и разрешения острых социальных противоречий и конфликтов. Право как регулятор общественного поведения, как мера должного и возможного может и должно стать одним из основных источников стабильности, порядка, мира и спокойствия в обществе. . Общественную опасность массовых беспорядков следует считать в том, что они способны парализовать деятельность органов государственной власти и управления, привести к масштабным нарушениям общественного порядка, поставить под угрозу общественную безопасность, повлечь за собой человеческие жертвы, нанести серьезный экономический ущерб государству, обществу либо конкретной личности. Криминальные действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, накалом эмоций, активным использованием таких ситуаций преступным элементом.
. Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации, и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки настроенными элементами и использованы ими в борьбе за власть. На возникновение и развитие массовых беспорядков оказывают влияние следующие факторы: а) экономические и политические кризисы, снижение жизненного уровня населения, его резкое социальное и имущественное расслоение, увеличение разрыва между уровнем жизни различных групп и слоев населения, возникновение безработицы; б) развитие процессов сепаратизма, национализма и политического экстремизма; в) правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы с молодежью; г) ухудшение экологической обстановки; д) общий рост преступности и плохая раскрываемость совершенных преступлений; е) недостатки в работе правоохранительных органов. . Следует полагать, что объективно преступление выражается в деяниях следующих видов: а) организация массовых беспорядков; б) участие в массовых беспорядках; в) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами. . Организация массовых беспорядков выражается в действиях организатора по объединению толпы либо руководстве ею для осуществления насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также для оказания вооруженного сопротивления представителю власти. Способы осуществления организационных действий могут быть самыми разнообразными; обращение к толпе, подаче тревожных сигналов, оглашение различных петиций, листовок, воззваний, распределение ролей среди своих «помощников», разработка плана действий толпы с учетом настроений людей, накопившихся обид и т.д. Преступление следует считать оконченным с момента осуществления организационной деятельности и не зависит от последующего наступления (или ненаступления) вредных последствий. . Участие в массовых беспорядках означает совершение деяний, исчерпывающий перечень которых дан в ч.1 ст.212 УК Российской Федерации. Насилие представляет собой причинение вреда здоровью различной тяжести либо побоев и истязаний. Под погромами понимаются насильственные посягательства на материальные ценности государства и граждан. Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций путем использования оружия участником массовых беспорядков. Это может выражаться в угрозах его применения, выстрелах на поражение, вверх и других манипуляциях, направленных на устранение представителей власти.
. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами означает обращение к толпе с целью воздействия на сознание, волю, эмоции присутствующих, чтобы толкнуть их на совершение указанных деяний. . Субъективная сторона массовых беспорядков характеризуется прямым умыслом действий организатора, участника и лица, осуществляющего призывы. По отношению же к наступившим вредным последствиям психическое отношение участника массовых беспорядков может выражаться и в косвенном умысле. Мотивы и цели преступления могут быть различными (националистические, корыстные, политические и т.д.). . Субъектом массовых беспорядков могут быть лишь организаторы, участники и лица, осуществляющие призывы, вменяемые и достигшие шестнадцатилетнего возраста. Иные лица, находящиеся в толпе, несут ответственность лишь за те конкретные деяния, которые они фактически совершили в условиях массовых беспорядков. . Можно утверждать, что «толпа» (исходя из законов ее психологии) возбуждает, поддерживает и активизирует антиобщественное поведение, в ней действует эффект отрицательного психического заражения и люди становятся все более несдержанными. Чтобы умело бороться, необходимо знать механизмы, объединяющие толпу, чтобы выработать антимеры, позволяющих психическое обезоруживание такой «толпы». . Предупреждение подобного рода преступлений, в том числе, непосредственно, с помощью уголовного законодательства, является при соответствующей воле государства и общества вполне реальным. Поэтому фатальной неизбежности массовых беспорядков нет. . В целях повышения эффективности борьбы с массовыми беспорядками и смежными с ними преступлениями важно не только устранять пробелы законодательства, но и находить пути оптимального применения его действующих норм. Этому должна способствовать наступательная, адекватная ситуации правоприменительная практика. Список литературы
1. Международные официальные документы и нормативно правовые акты 2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. . Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года. . Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 3 января 1976 года. . Декларация ООН о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года. . Доклад Генерального секретаря ООН «Международные условия и права человека». Док. ООН А/44/696, 1990, 3 Nov., с.З . Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года. . Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года. . Конституция Российской Федерации. М, 1993. . Уголовный Кодекс Российской Федерации. М, 1997. . Федеральный закон от 14 апреля 1995г, №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Сборник законодательства Российской Федерации, №21, ст.З. . Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992г. . Федеральный Закон Российской Федерации «Об оружии» от 13 ноября 1996г. . Положение «О государственных преступлениях», принятое в 1927г. // Сборник законов СССР. 1927. №17 . Абдулъманов А.А. Преступления против общественной безопасности: Учебное пособие. М.: Московская академия МВД РФ, 2001. . Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.,1980. . Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление. Горький,1976. . Аванесов. Г.А. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. . Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. . Алексеев А.И. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997. . Аликперов Х.Д., Зайналов М.А. Компромисс в борьбе с преступностью. М., 1999. . Аналитическая справка о действиях ОВД и ВВ МВД РФ в событиях 3-4 октября 1993 г. в г. Москве.// Фонд УНКУ УОВД в ОУ. . Апсель М. Методологические проблемы сравнительного права. // В сб. Очерки сравнительного права. М.: Прогресс, 1981. . Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Предупреждение, пресечение групповых правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: Лекция. Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД России, 2003. . Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. М., 1973. . Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982. . Бояркин Н.Г. Понятие и сущность специальных операций по пресечению массовых беспорядков в условиях межнациональных конфликтов: Лекция. М.: Академия МВД России, 2004. . Бояркин Н.Г. Характеристика массовых беспорядков в условиях межнациональных конфликтов, причины их возникновения. М.,2003. . Герасимов С.И., Сухарев В.В. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2011. . Григорьев В.Н. Расследование массовых беспорядков в условиях чрезвычайного положения. М., 2012. . Демидов Ю.Н. Предупреждение ОВД массовых нарушений общественного порядка в быстроразвивающихся городах. М., 2004. . Демидов Ю.Н. Массовые беспорядки: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2004. . Зайцев JI.M. Ответственность при массовых преступлениях. М.2013 . Закомолдин Р.В. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности:уголовно-правовой и криминологический аспекты. Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|