Права и обязанности учащихся
Закон Украины «Об образовании» определяет следую-
щие права учащихся (воспитанников, студентов и т.д.):
1) право на обучение для получения определенного
образовательного и образовательно-квалификационного
уровня;
2) право на выбор учреждения образования, формы обу-
чения, образовательно-профессиональных и индивидуаль-
ных программ, внеклассных занятий;
3) право на дополнительный отпуск по месту работы,
сокращенный рабочий день и другие льготы для лиц, со-
вмещающих работу с обучением;
4) право пользования учебной, научной, производствен-
ной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной
базой учреждения образования;
5) право на доступ к информации во всех областях
знания;
6) право на личное или через представителей участие
в самоуправлении учреждения образования (например,
участие в работе совета школы или гимназии);
7) право на участие в объединениях граждан. Уча-
щиеся могут создавать объединения для реализации сво-
их образовательных и иных интересов;
8) право на безопасные и безвредные условия обуче-
ния и труда;
9) право на трудовую деятельность во внеурочное
время. Таким правом могут воспользоваться учащиеся,
достигшие 14 лет;
10) право пользоваться услугами учреждений охраны
здоровья. В частности, общеобразовательные учебные за-
ведения обязаны организовать ежегодный бесплатный ме-
дицинский осмотр учащихся, коррекцию состояния их здо-
ровья;
11) право на защиту от любых форм эксплуатации,
физического и психического насилия, от действий педаго-
гических работников, которые нарушают права или уни-
жают честь и достоинство.
Государство устанавливает дополнительные виды со-
циального и материального обеспечения учащихся. В час-
тности, они имеют право на льготный проезд в город-
ском транспорте. В сельской местности учащиеся долж-
ны обеспечиваться бесплатным транспортом до места
учебы и домой. Учащиеся из числа детей-сирот и детей,
лишенных родительского попечения, находятся на пол-
ном государственном обеспечении.
Обязанности учащихся:
1) соблюдение законодательства Украины и норм
морали',
2) систематическое овладение знаниями, практически-
ми навыками, профессиональным мастерством, повы-
шение общего культурного уровня;
3) соблюдение устава, правил внутреннего распоряд-
ка учреждения образования.
Права и обязанности учащихся неразрывно связаны
между собой. Их реализация в образовательном процессе
означает достижение целей, поставленных перед учрежде-
ниями образования.
4.27. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
Группа экологических прав представляет собой права
на безопасные для жизни и здоровья условия существова-
ния человека. Конституция Украины относит к числу эко-
логических прав:
1) право на безопасную для жизни и здоровья окру-
жающую среду. Безопасная для жизни и здоровья окру-
жающая среда включает чистые воздух, воду, почву, соору-
жения и многое другое;
2) право на возмещение ущерба, нанесенного наруше-
нием экологических прав индивида. Это право реализует-
ся в судебном порядке, причем ответчиком по иску мо-
жет выступать физическое или юридическое лицо, госу-
дарство, орган местного самоуправления;
3) право на информацию о состоянии окружающей
среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта.
Конституция Украины гарантирует свободный доступ к
такой информации, свободу ее распространения. Инфор-
мация о состоянии окружающей среды, как уже указыва-
лось выше, не может быть засекречена.
ОХРАНА ДЕТСТВА В УКРАИНЕ
В соответствии с Конституцией Украины семья, дет-
ство, материнство и отцовство охраняются государством.
Охрана детства — это система государственных и об-
щественных мер, направленных на обеспечение полноцен-
ной жизни, всестороннего воспитания, развития ребенка и
защиты его прав. Охрана детства является стратегиче-
ским общенациональным приоритетом. Основы государ-
ственной политики в этой сфере определены Законом Ук-
раины «Об охране детства» (21 июня 2001 г.).
Все дети на территории Украины имеют равные права
и свободы:
1) право на жизнь и охрану здоровья. Государство
гарантирует каждому ребенку бесплатную медицинскую
помощь в государственных и коммунальных учреждениях
здравоохранения, содействует созданию условий для здо-
рового развития ребенка;
2) право на имя и гражданство;
3) право на достаточный жизненный уровень — ма-
териальные и нематериальные блага, необходимые для
физического, интеллектуального, морального, культурного,
духовного и социального развития ребенка;
4) право на свободное выражение мнения и получе-
ние информации. Это право имеет определенную специ-
фику: информация, получаемая ребенком, должна соответ-
ствовать его возрасту;
5) право на обращение в органы государственной вла-
сти и органы местного самоуправления, предприятия, уч-
реждения, организации, средства массовой информации;
6) право на защиту от всех форм насилия. Насили-
ем в отношении ребенка признаются не только физиче-
ское и психическое насилие, но и жестокое обращение, эк-
сплуатация, сексуальные злоупотребления; вовлечение в
преступную деятельность; привлечение к употреблению
алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ,
попрошайничеству, проституции и др.;
7) право на воспитание в семье. В первую очередь
семья обязана создать надлежащие условия для развития
ребенка. Государство лишь оказывает семье помощь в вос-
питании ребенка. Ребенок, проживающий отдельно от ро-
дителей или одного из них, имеет право на общение с
ними;
8) право на имущество;
9) право на жилье. Ребенок имеет право пользоваться
жильем наравне с другими нанимателями или собствен-
никами жилья. Государственные органы осуществляют
контроль за соблюдением прав ребенка при продаже и
покупке жилья;
10) право на образование. Государство гарантирует
доступность и бесплатность образования в государствен-
ных и коммунальных учебных заведениях, предоставле-
ние стипендий и льгот учащимся и студентам (подробнее
см. п.5.23);
11) право на труд. Допускается принятие на работу
ребенка, достигшего 16 лет. При этом труд несовершенно-
летних особо охраняется законом (подробнее см. п. 16.10);
12) право на занятие предпринимательской деятель-
ностью. Этим правом могут воспользоваться дети, дос-
тигшие 16 лет;
13) право на объединение в детские и молодежные
организации (подробнее см. п.5.16).
Особое внимание уделяется защите детей, находящих-
ся в неблагоприятных и экстремальных ситуациях'.
дети-сироты, беспризорные дети, дети-инвалиды, дети-бе-
женцы и т.д.
Государство обеспечивает содержание и воспитание де-
тей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Они передаются под опеку или попечение, на усыновление
или воспитание в приемную семью или в государственные
детские учреждения. В отношении беспризорных детей
(брошенных родителями или ушедших из семьи) прини-
мается решение о возвращении их в семью или передачу
под опеку и попечительство.
Государство способствует созданию детям-инвалидам
и детям с недостатками умственного или физического
развития необходимых условий для полноценной жизни,
в том числе — для получения образования. Дети, постра-
давшие вследствие стихийного бедствия, техногенных ава-
рий, катастроф, пораженные ВИЧ-инфекцией, больные дру-
гими неизлечимыми и тяжелыми болезнями, имеют перво-
очередное право на государственную помощь.
Государство принимает все возможные меры для обес-
печения прав детей-беженцев. В частности, государство
содействует поиску родителей или иных родственников
ребенка-беженца, предоставляет ему материальную и ме-
дицинскую помощь. Государство принимает меры для борь-
бы с незаконным перемещением детей через границу, по-
хищением, торговлей и контрабандой детьми.
Государство принимает меры для защиты прав детей,
находящихся в конфликте с законом. В частности, за-
держание и арест несовершеннолетних применяется толь-
ко как исключительная мера. Об этом немедленно дол-
жны быть оповещены родители ребенка и органы проку-
ратуры. Привлечение несовершеннолетних к юридической
ответственности., применение к ним принудительных мер
воспитательного характера осуществляется лишь судом.
4.29. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Конституционные обязанности — это установленные
Конституцией Украины виды необходимого поведения лиц,
постоянно или временно пребывающих на территории
Украины.
Одним из важных правовых принципов является един-
ство прав и обязанностей. Поэтому наряду с разнообраз-
ными по характеру правами человека и гражданина Кон-
ституция Украины фиксирует ряд конституционных обя-
занностей. К ним относятся:
1) защита Отечества, независимости и террито-
риальной целостности Украины. В соответствии с этим
установлена также обязанность нести военную службу.
Эта обязанность распространяется только на граждан
Украины. Особым видом исполнения данной конститу-
ционной обязанности является альтернативная (невоен-
ная) служба. Право на нее имеют граждане Украины, при-
надлежащие к действующим религиозным организациям,
вероучение которых не допускает пользования оружием и
службы в вооруженных силах;
2) уважение государственных символов Украины, а
именно — Государственных Флага, Герба, Гимна;
3) охрана природы и культурного наследия. Каж-
дый (т.е., гражданин Украины, иностранный гражданин
или подданный, лицо без гражданства) обязан не нано-
сить вред природе, культурному наследию, возмещать при-
чиненные им убытки;
4) уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить
налоги и сборы в порядке и размерах, установленных за-
коном. Эта обязанность включает также ежегодное предо-
ставление в налоговую инспекцию по месту жительства
декларации о своем имущественном положении и дохо-
дах за истекший год;
5) соблюдение и исполнение законодательства Ук-
раины. Каждый обязан неукоснительно соблюдать Кон-
ституцию Украины и законы Украины, не посягать на
права и свободы, честь и достоинство других людей. Не-
знание законов не освобождает от юридической ответствен-
ности;
6) получение полного среднего общего образования.
Эта обязанность адресована каждому человеку;
7) взаимные обязанности родителей и детей. Роди-
тели обязаны содержать детей до их совершеннолетия.
Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих не-
трудоспособных родителях.
4.30. ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ,
ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Всеобщая воинская обязанность — это конституцион-
но-правовая обязанность защищать независимость, суве-
ренитет и территориальную целостность государства. Она
является не только правовой, но и почетной моральной
обязанностью граждан Украины (см. также ответ на пре-
дыдущий вопрос).
Порядок реализации этой обязанности установлен За-
коном Украины «О всеобщей воинской обязанности и во-
енной службе» (в редакции от 18 июня 1999 г.).
Всеобщая воинская обязанность устанавливается в це-
лях комплектования Вооруженных Сил Украины и для
подготовки населения к защите Отечества.
Всеобщая воинская обязанность включает:
— подготовку граждан к военной службе;
— приписку к призывным участкам;
- принятие и призыв на военную службу;
— прохождение по призыву или добровольно военной
службы;
— исполнение воинской обязанности в запасе;
— соблюдение правил воинского учета.
В военное время всеобщая воинская обязанность вклю-
чает также всеобщее обязательное военное обучение граж-
дан.
В полном объеме всеобщая воинская обязанность рас-
пространяется на граждан Украины мужского пола, год-
ных к прохождению военной службы по состоянию здоро-
вья и возрасту. От воинской обязанности освобождаются
мужчины в возрасте младше 16 и старше 60 лет.
Граждане женского пола, имеющие по специальности
медицинскую подготовку или подготовку, родственную со-
ответствующей военно-учетной специальности (например,
инженер связи) и годные к прохождению военной службы
по состоянию здоровья, берутся на воинский учет и явля-
ются военнообязанными. В военное время они могут быть
призваны на военную службу. Кроме того, в мирное время
женщины могут добровольно поступить на военную службу
по контракту.
же высших учебных заведений, имеющих кафедры
военной подготовки. Срок данной службы — от 3 до
5 лет;
— военная служба по контракту лиц офицерского со-
става. Сроки по первому контракту — от 5 до 10 лет;
3) военная служба лиц офицерского состава по при-
зыву. В мирное время офицеры запаса в возрасте до 30
лет могут быть призваны для прохождения военной службы
на должностях офицерского состава. Срок данной служ-
бы — не менее двух лет;
4) кадровая военная служба лиц офицерского состава,
зачисленных в ВС Украины до введения военной службы
по контракту.
Граждане, призванные или добровольно поступившие
на военную службу, приносят Воинскую присягу на вер-
ность Украинскому народу.
4.31. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРОКИ
ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ
Военная служба — особая разновидность государствен-
ной службы, почетная обязанность гражданина Украины,
связанная с исполнением всеобщей воинской обязаннос-
ти и службой на конкурсно-контрактзаой основе в Воору-
женных Силах Украины.
Виды военной службы:
1) срочная военная служба. Для солдат и сержантов
ее срок составляет до 18 месяцев. Д-|1я матросов и стар-
шин срок службы составляет до 24 месяцев. Для лиц,
имеющих высшее образование (квалификационный уро-
вень — специалист или магистр) срок службы установлен
до 12 месяцев;
2) военная служба по контракту. Она, в свою оче-
редь, имеет ряд разновидностей:
— военная служба по контракту солдат и матросов, сер-
жантов и старшин. Срок данной службы — не ме-
нее 3 лет;
— военная служба по контракту прапорщиков и мич-
манов. Срок этого вида службы — не менее 5 лет;
— военная служба (учеба) по контракту курсантов (слу-
шателей) высших военных учебных заведений, а так-
ОТСРОЧКИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ПРИЗЫВА НА СРОЧНУЮ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Закон предусматривает предоставление отсрочки от
призыва на срочную военную службу при наличии следу-
ющих оснований:
1) по семейным обстоятельствам (нетрудоспособность
родителей, наличие иных родственников, для которых при-
зывник является единственным кормильцем, уход за ин-
валидом);
2) по состоянию здоровья. Предоставляется на один
год призывникам, признанным временно непригодными к
военной службе;
3) для продолжения обучения. Предоставляется при-
зывникам, которые обучаются в общеобразовательных
учебных заведениях (но не старше 21 года), студентам
дневного обучения (до окончания вуза), аспирантам. От-
срочка на этом основании предоставляется один раз. От-
численные из вуза за неуспеваемость, нарушение дис-
циплины, по собственному желанию теряют право на от-
срочку;
4) в связи с депутатской деятельностью. Предос-
тавляется на период исполнения депутатских полномо-
чий;
5) в связи с работой педагогическим или медицинским
работником в сельской местности. Предоставляется на
период работы в сельской местности при условии полной
нагрузки на занимаемой должности.
Отсрочка также предоставляется:
1) призывникам, переселившимся из районов стихий-
ного бедствия (не более чем на два года);
2) призывникам, ведущим крестьянское (фермерское)
хозяйство (не более чем на три года);
3) призывникам-священнослужителям на период ис-
полнения должности священнослужителя.
Призывники, получившие отсрочку, обязаны ежегодно
подавать в военные комиссариаты документы, подтверж-
дающие их право на отсрочку от призыва на срочную во-
енную службу.
От призыва на срочную военную службу в мирное вре-
мя освобождаются граждане:
1) признанные по состоянию здоровья непригодными
к военной службе в мирное время;
2) достигшие 25-летнего возраста ко дню отправки
на срочную военную службу;
3) отец (мать), родной брат или сестра которых во вре-
мя прохождения военной службы погибли или умерли
либо стали инвалидами. Это основание для освобожде-
ния от срочной военной службы призывник может по сво-
ему желанию не использовать;
4) прошедшие военную службу в иных государствах;
5) окончившие курс обучения по программе подготовки
офицерского состава или прапорщиков в вузах МВД Укра-
ины, СБУ и имеющие воинские или специальные звания.
4.33. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (НЕВОЕННАЯ)
СЛУЖБА
Альтернативная служба — государственная служба вне
Вооруженных Сил или иных военных формирований, ко-
торая установлена вместо прохождения срочной военной
службы с целью исполнения обязанностей перед обще-
ством. Альтернативная (невоенная) служба является ви-
дом исполнения всеобщей воинской обязанности. Ее про-
хождение регламентируется Законом Украины «Об аль-
тернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г.
Право на альтернативную службу имеют граждане, при-
надлежащие к действующим на основании закона рели-
гиозным организациям, вероучение которых не допуска-
ет использования оружия и службы в вооруженных си-
лах. Перечень этих организаций утвержден постановле-
нием Кабинета Министров Украины (1992 г.). В него
входят адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, еван-
гельские христиане-баптисты и др.
Срок альтернативной службы составляет 27 месяцев, а
для лиц, имеющих полное высшее образование не ниже
образовательно-квалификационного уровня специалиста —
18 месяцев. Граждане проходят ее на государственных
предприятиях, в учреждениях и организациях социально-
го обеспечения, здравоохранения и охраны окружающей
природной среды, а также в сфере коммунального, сель-
ского хозяйства. Их перечень определяется Кабинетом
Министров Украины.
Для прохождения альтернативной службы гражданин
подает заявление в комиссию по делам альтернативной
службы по месту своего проживания. Заявление рассмат-
ривается комиссией в присутствии заявителя не позднее
чем в двухмесячный срок. При наличии истинных рели-
гиозных убеждений у заявителя комиссия принимает по-
зитивное решение и определяет место прохождения аль-
тернативной службы.
На гражданина, проходящего альтернативную службу,
распространяется действие трудового законодательства
Украины. В частности, его отношения с собственником
предприятия, учреждения, организации определяются тру-
довым договором. Гражданин обязан соблюдать трудовую
дисциплину.
После увольнения с альтернативной службы гражда-
нин обязан стать на учет в военном комиссариате и ко-
миссии по делам альтернативной службы.
4.34. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это
система условий, средств и способов, обеспечивающих их
реализацию и охрану. Различают экономические, полити-
ческие, идеологические и юридические гарантии.
Экономические гарантии — это наличие развитой эко-
номики, способной удовлетворить основные материальные
потребности конкретного человека и общества в целом. В
современном демократическом государстве экономика но-
сит смешанный характер (имеется государственный и час-
тный сектор).
Политические гарантии — народовластие, многопар-
тийность, гласность политической жизни, подконтрольность
государственных органов гражданам и их объединениям.
Идеологические гарантии — общая, политическая и
правовая культура общества, и в особенности должност-
ных лиц государства.
К числу юридических гарантий прав и свобод челове-
ка и гражданина, закрепленных Конституцией Украины,
относятся:
1) право на судебную защиту. Каждый человек имеет
право обжаловать в суде решения и действия органов го-
сударственной власти, местного самоуправления, их долж-
ностных лиц. Если все национальные средства защиты
прав использованы, но оказались безрезультатными, ин-
дивид имеет право обратиться в международные судебные
учреждения и иные международные организации, членом
или участником которых является Украина;
2) право на возмещение за счет государства или орга-
нов местного самоуправления нанесенного человеку мате-
риального и морального ущерба, если таковой причинен
незаконными решениями государственных органов, орга-
нов местного самоуправления или их должностных лиц.
В частности, государство возмещает ущерб, причиненный
безосновательным осуждением;
3) право знать свои права и обязанности. Норматив-
но-правовые акты, определяющие права и обязанности
граждан, должны в обязательном порядке доводиться до
сведения населения. В противном случае невозможно тре-
бовать от граждан исполнения закона. Вот почему Кон-
ституция Украины содержит положение о том, что нео-
публикованный нормативно-правовой акт недействителен;
4) право на правовую помощь. Правовая помощь ока-
зывается как государственными органами, так и негосу-
дарственными институтами, среди которых первое место
принадлежит адвокатуре. В определенных законом слу-
чаях оказание такой помощи осуществляется бесплатно;
5) право не исполнять явно преступные распоряже-
ния или приказы. Данная норма защищает разумную, во-
левую личность, способную объективно оценить получен-
ный ею приказ или распоряжение и имеющую мужество
отказаться от его выполнения;
6) презумпция невиновности. Лицо считается невинов-
ным и не может быть подвергнуто наказанию, пока его
вина не будет доказана. Обвиняемый не должен доказы-
вать свою невиновность — напротив, бремя доказательства
вины лежит на государстве. Все сомнения относительно
доказанности вины истолковываются в пользу обвиняемо-
го. Гуманизм данного конституционного положения мож-
но выразить словами: «Лучше пусть будет оправдан ви-
новный, чем осужден невинный»;
7) право не свидетельствовать против себя и своих
близких. Данная конституционная норма является свое-
образным продолжением презумпции невиновности. Она
призвана устранить моральный конфликт между обязан-
ностью лица говорить правду и долгом перед членами
своей семьи, родными и близкими.
Важное гарантирующее значение имеет положение Кон-
ституции Украины о недопустимости ограничения прав
и свобод человека и гражданина. Отдельные ограничения
допускаются только в случае военного или чрезвычайного
положения. Причем такие фундаментальные права, как
равенство перед законом, право на жизнь, на уважение
человеческого достоинства и другие не могут быть огра-
ничены ни в коем случае.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной
Рады Украины 28 июня 1996 г. // В1домост1 Верховно! Ради
Украши. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О свободе совести и религиозных организациях: Закон Ук-
раины от 23 апреля 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украь
ни. — 1991. — № 25. — Ст.283.
Об объединениях граждан: Закон Украины от 16 июня
1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 34. —
Ст.504.
Об информации: Закон Украины от 2 октября 1992 г.// В1до-
мост! Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 48. — Ст.651.
О государственной тайне: Закон Украины от 21 января
1994 г.// Вцюмост! Верховно! Ради Украши. — 1994. — № 16. —
Ст.93.
О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан
Украины: Закон Украины от 21 января 1994 г.// В1домост1 Вер-
ховно! Ради Украши. — 1994. — № 18. — Ст.101.
О внесении изменений и дополнений в Закон УССР «Об об-
разовании»: Закон Украины от 23 марта 1996 г.// В1домост1
Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 21. — Ст.84.
Об общем среднем образовании: Закон Украины от 13 мая
1999 г. // Ввдомост! Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 28. -
Ст.230.
О внесении изменений в Закон Украины «О всеобщей воинс-
кой обязанности и военной службе»: Закон Украины от 18 июня
1999 г.// Вадомост! Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 33. —
Ст.270.
О гражданстве Украины: Закон Украины от 18 января 2001 г.
// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 13. —
Ст.65.
О политических партиях в Украине: Закон Украины от 6 ап-
реля 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. —
№ 23. — Ст.118.
Об охране детства: Закон Украины от 21 июня 2001 г.//
В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 36. — Ст.142.
О высшем образовании: Закон Украины от 17 января 2002 г.
// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 20. —
Ст.134.
Глава 5.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ И
Воспользуйтесь поиском по сайту: