Правления, государственного
УСТРОЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕЖИМА В УКРАИНЕ
Форма государства — это организация и устройство
государственной власти, имеющая три компонента: форму
правления, форму государственного устройства, форму го-
сударственного режима.
Конституция Украины закрепила в нашей стране рес-
публиканскую форму правления. Взаимоотношения между
органами законодательной и исполнительной власти и
главой государства таковы, что можно определить Украи-
ну как смешанную (президентско-парламентарную) рес-
публику. Иначе говоря, форма государственного правле-
ния в Украине сочетает черты парламентарной и прези-
дентской республик. Так, главой государства является
Президент Украины, избираемый всенародным голосова-
нием на пятилетний срок (порядок замещения президент-
ского поста соответствует президентской республике). В то
же время Президент Украины не возглавляет исполни-
тельную власть. Высшим органом исполнительной влас-
ти является Кабинет Министров Украины. Глава прави-
тельства — Премьер-министр — назначается Президен-
том Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет
Министров ответственен перед Президентом, но подконт-
ролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государ-
ственного строя Украины сходны с парламентарной рес-
публикой.
По форме государственного устройства Украина явля-
ется унитарным государством, в состав которого, наряду с
основными административно-территориальными единица-
ми (область, город, район, поселок, село), входит Автоном-
ная Республика Крым.
Сложнее определить форму государственного режима в
Украине. Конституционно она закреплена как демокра-
тическая, но подлинной, реальной демократии украинское
общество и государство еще не достигло. Налицо лишь
отдельные черты демократического режима, такие как мно-
гопартийность, регулярные выборы, наличие негосударствен-
ных средств массовой информации и некоторые другие.
3.6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
УКРАИНЫ
В соответствии с Конституцией, Украина является уни-
тарным государством, в состав которого входит авто-
номное образование — Автономная Республика Крым.
Территориальное устройство' Украины основывается на
принципах единства и целостности государственной тер-
ритории, сочетания централизации и децентрализации в
осуществлении государственной власти.
Принцип единства государственной территории оз-
начает единство статуса составных частей государства,
наличие единой системы органов власти и единой систе-
мы права в Украине.
Принцип целостности государственной территории
означает недопустимость отделения каких-либо частей
Украины, превращения их в объект военной оккупации и
экспансии других государств.
Принцип сочетания централизации и децентрали-
зации в осуществлении государственной власти проявля-
ется в следующем. Главы местных ортанов исполнитель-
ной власти (местных государственных администраций)
назначаются и освобождаются от должности Президен-
том Украины по представлению Кабинета Министров
Украины. Однако ряд аспектов деятельности местных го-
сударственных администраций подотчетны и подконтроль-
ны соответствующим органам местного самоуправления
(районным и областным советам). Областной или район-
ный совет может выразить недоверие председателю соот-
ветствующей местной государственной администрации.
Кроме того, одна составная часть государства — Автоном-
ная Республика Крым — имеет собственную систему ор-
ганов власти.
Систему административно-территориального устройства
Украины составляют: Автономная Республика Крым, об-
ласти, районы, города, районы в городах, поселки и сел\а.
Города Киев и Севастополь имеют специальный статус,
который определяется законами Украины. В частности,
особый статус Киева закреплен Законом Украины «О сто-
лице — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
3.7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В состав Украины на правах территориальной автоно-
мии входит Автономная Республика Крым. Территори-
альная (административная) автономия — это форма
децентрализации государственной власти в унитарном
государстве, предполагающая наличие собственных орга-
нов власти и самостоятельной системы нормативного ре-
гулирования в рамках, определенных конституцией госу-
дарства.
Автономная Республика Крым имеет Конституцию,
принятую Верховной Радой Автономной Республики Крым
21 октября 1998 г., утвержденную Верховной Радой Ук-
раины 23 декабря 1998 г.
Автономная Республика Крым имеет представитель-
ный орган — Верховную Раду, которая имеет право при-
нимать постановления (акты нормативно-правового ха-
рактера) и решения (акты организационно-распорядитель-
ного характера). Правительством является Совет
Министров Автономной Республики Крым. Его Председа-
тель назначается и освобождается от должности Верхов-
ной Радой Автономной Республики Крым по согласова-
нию с Президентом Украины.
Конституция Украины определяет круг вопросов мест-
ного значения, по которым Автономная республика Крым
осуществляет нормативное регулирование: сельское хо-
зяйство и леса; мелиорация и карьеры; охота и рыболов-
ство; общественные работы, ремесла и промыслы; благо-
творительная деятельность; градостроительство и жилищ-
ное хозяйство; туризм, гостиничное дело, ярмарки;
учреждения культуры; историко-культурные заповедни-
ки; транспорт; санитарная и лечебная службы.
Конституцией Украины закреплены предметы ведения
(сферы деятельности) Автономной Республики Крым:
1) выборы депутатов Верховной рады автономной Рес-
публики;
2) проведение местных референдумов;
3) управление имуществом Автономной Республики
Крым;
4) разработка и реализация местных программ соци-
ально-экономического и культурного развития, охраны
окружающей природной среды и т.д.;
5) курортное дело;
6) охрана памятников истории;
7) участие в возвращении на родину депортированных
народов и некоторые другие полномочия.
Таким образом, Автономная Республика Крым, будучи
неотъемлемой составной частью Украины, имеет опреде-
ленные особенности по сравнению с другими администра-
тивно-территориальными единицами государства.
3.8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА
УКРАИНЫ
Государственные символы играют огромную роль в со-
здании позитивного имиджа государства. Эстетический
(музыкальный, художественный) образ государства способ-
ствует укреплению авторитета государственной власти в
глазах подданных или граждан, сплочению народа вокруг
власти. Кроме того, государственные символы — своего
рода визитная карточка государства на международной
арене.
Государственными символами Украины являются флаг,
герб и гимн.
Государственные символы Украины — это установ-
ленные Конституцией и законами Украины особые рас-
познавательные знаки, в которых воплощен суверенитет,
историческое прошлое и идейные ценности нашего госу-
дарства. Государственный Флаг — стяг из двух равнове-
ликих горизонтальных полос синего и желтого цветов.
Государственный Флаг устанавливается на зданиях, в ко-
торых размещаются органы государственной власти и ме-
стного самоуправления, дипломатические и консульские
представительства Украины за рубежом, на водных и воз-
душных судах, принадлежащих Украине.
В дни государственных праздников и в траурные дни
Государственный Флаг вывешивается на жилых зданиях.
Малый Государственный Герб — Знак Княжеского
Государства Владимира Великого. Его изображение раз-
мещается на печатях, денежных знаках, государственных
Ценных бумагах.
Большой Государственный Герб — должен быть ус-
тановлен специальным законом с учетом Малого госу-
дарственного Герба и герба Войска Запорожского (казак с
мушкетом на плече). Существует много проектов, учиты-
вающих конституционные требования к Большому Госу-
дарственному гербу Украины, но пока законодательно ни
один из них не утвержден.
Государственный Гимн - - национальный гимн на
музыку Михаила Вербицкого со словами, утвержденными
специальным законом. Такой закон тоже пока не принят
Верховной Радой Украины и потому до принятия закона
используются слова национального гимна, написанные
Павлом Чубинским. Государственный Гимн исполняется
на официальных мероприятиях, он звучит на спортивных
соревнованиях, в которых принимают участие украинские
спортсмены.
Столицей Украины — административно-политическим
центром страны — является город Киев. Особый статус
столицы нормативно закреплен Законом «О столице Ук-
раины — городе-герое Киеве» (15 января 1999 г.).
Уважение к государственным символам является кон-
ституционной обязанностью гражданина Украины. Неис-
полнение этой обязанности (надругательство над государ-
ственной символикой, незаконное использование государ-
ственной символики) влечет юридическую ответственность.
3.9. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О ЯЗЫКАХ В УКРАИНЕ
Государственным языком в Украине является укра-
инский язык. Государственный статус украинского язы-
ка, статус иных языков в Украине закреплен Конституци-
ей Украины, а также Законами Украины «О языках в
Украине» (28 октября 1989 г.) и «О национальных мень-
шинствах в Украине» (25 июня 1992! г.). Важное значе-
ние имеет ратифицированная 24 дека.бря 1999 г. Верхов-
ной Радой Европейская хартия региональных языков и
языков меньшинств. I
Конституция и вышеназванные законы Украины опре-
деляет три различных правовых режима в сфере языко-
вой политики:
1) статус украинского языка как государственного (офи-
циального) означает его всестороннее развитие и функ-
ционирование во всех сферах общественной жизни на
всей территории Украины.
Украинский язык является языком актов органов го-
сударственной власти и управления, деловой, технической,
проектной документации и делопроизводства, международ-
ных договоров (со стороны Украины), официальных средств
массовой информации, науки и образования.
Государственные служащие обязаны владеть украин-
ским языком. Для Президента Украины, судей Конститу-
ционного Суда и судов общей юрисдикции знание украин-
ского языка является конституционной обязанностью.
Определенный минимум знаний украинского языка
должны иметь лица, желающие приобрести гражданство
Украины. Украина проявляет заботу об удовлетворении
языковых потребностей украинцев, проживающих за ее
пределами;
2) гарантируется свободное развитие, использование
и защита русского языка и языков иных национальных
меньшинств.
Это означает возможность межличностного общения на
русском и иных языках, право обращения в органы госу-
дарственной власти, обучения, распространения информа-
ции на русском языке и иных языках национальных мень-
шинств.
Особый статус в этой группе языков имеет русский язык.
Акты высших органов государственной власти публику-
ются не только на украинском, но и на русском языке.
Техническая и проектная документация, результаты на-
учно-исследовательских работ, публикации научных ре-
зультатов могут быть выполнены как на украинском, так
и на русском языке — по выбору автора;
3) Украина способствует изучению языков между-
народного общения (английский, французский, немецкий
и т.д.). Такие языки не являются языками официального
или делового общения, подобно украинскому или русско-
му. Государство лишь создает условия для их изучения
гражданами Украины. Например, изучение таких языков
входит в программу средних общеобразовательных и выс-
ших учебных заведений.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
И КОРЕННЫХ НАРОДОВ УКРАИНЫ
Украина — многонациональное государство, в котором
проживают граждане свыше 100 национальностей. Учи-
тывая этот важный социально-политический фактор, Вер-
ховная Рада Украины 1 ноября 1991 г. одобрила Декла-
рацию прав национальностей Украины, а с целью ее реа-
лизации приняла Закон «О национальных меньшинствах
в Украине» (25 июня 1992 г.).
Национальные меньшинства — это группы граждан
Украины, не украинцев по национальности, проявляющие
чувство национального самосознания и общности. Опре-
деление коренных народов в Конституции и законах Ук-
раины отсутствует. В соответствии с нормами междуна-
родного права коренные народы — это потомки людей,
населявших страну в период установления существующих
государственных границ, и сохраняющие свои особые со-
циальные институты. Критерием разграничения указан-
ных этнических общностей является государственность.
Национальные меньшинства имеют государственность за
пределами Украины (например, болгары, греки), а корен-
ные народы — не имеют (например, гагаузы, крымские
татары).
Конституционный статус национальных меньшинств и
коренных народов Украины весьма сходен в силу подобия
их интересов и целей.
Украина гарантирует всем народам, национальным
группам, гражданам, которые проживают на ее террито-
рии, равные политические, экономические, социальные и
культурные права. Дискриминация (т.е. умышленное ог-
раничение или лишение прав) по национальному призна-
ку запрещена и влечет юридическую ответственность.
Государство гарантирует всем национальным меньшин-
ствам право на национально-культурную автономию:
использование и изучение родного языка, использование
национальной символики, празднование национальных
праздников, исповедание своей религии, удовлетворение
потребностей в литературе и искусстве, средствах массо-
вой информации, создание национальных культурных и
учебных заведений. В административно-территориальных
единицах, где большинство населения принадлежит к на-
циональному меньшинству, его язык может функциониро-
вать в работе органов власти наряду с государственным
языком. Под охраной закона находятся памятники исто-
рии и культуры национальных меньшинств, находящиеся
на территории Украины.
Все национальные меньшинства имеют право создавать
свои культурные центры, землячества, объединения. Пред-
ставители национальных меньшинств и созданные ими
объединения имеют право на свободные контакты со сво-
ей исторической родиной.
Украинское государство принимает меры для подготовки
педагогических, культурно-просветительных и иных на-
циональных кадров. На основе межгосударственных дого-
воров государство содействует подготовке кадров нацио-
нальных меньшинств в зарубежных странах.
В государственном бюджете Украины предусматрива-
ются специальные ассигнования для развития нацио-
нальных меньшинств.
3.11. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП
РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Важной составляющей правового демократического го-
сударства является разделение властей. Идею разделения
властей выдвинули и обосновали западноевропейские тео-
ретики государства и права: Марсилий Падуанский (XIV
век), Джон Локк (XVII век), Шарль-Луи Монтескье (XVIII
век). В настоящее время принцип разделения властей зак-
реплен в большинстве конституций демократических го-
сударств.
Разделение властей — это теория и конституционный
принцип, исходящие из того, что для нормального функ-
ционирования государства в нем должны существовать
относительно независимые другу от друга власти: законо-
дательная, исполнительная, судебная. Некоторые теорети-
ки государства в особые ветви выделяют также власть
главы государства, информационную, контрольную, муни-
ципальную, избирательную власти.
Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допу-
стить сосредоточения власти в руках одного лица или
небольшой группы лиц и тем самым предотвратить воз-
можность злоупотребления властью.
Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Консти-
туции Украины, которая гласит: «Государственная власть
в Украине осуществляется по принципу ее разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти осу-
ществляют свои полномочия в установленных настоящей
Конституцией пределах и в соответствии с законами Ук-
раины».
Таким образом, закрепляется не только самостоятель-
ность и независимость властей, но и их строгое подчине-
ние Конституции и законам Украины.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады
Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!-
ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О языках в Украинской ССР: Закон УССР от 28 октября
1989 г.// Ведомости Верховного Совета УССР. — 1989. — При-
ложение к № 45. — Ст.631.
Декларащя про державний суверенггет Украши: Схвалена
Верховною Радою УРСР 16 липня 1990 р.// Закони Украши. -
К., 1996. — Т.1. —С.5-9.
Акт провозглашения независимости Украины, 24 августа
1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. -- 1991. -
№ 38. — Ст.502.
Декларация прав национальностей Украины: Одобрена Вер-
ховной Радой Украины 1 ноября 1991 г.// В1домост1 Верховно!
Ради Украши. — 1991. — № 53. — Ст.799.
О национальных меньшинствах в Украине: Закон Украины
от 25 июня 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. -
1992. — № 36. — Ст.529.
Глава 4.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
ЛИЧНОСТИ
4.1. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ
«ЧЕЛОВЕК», «ЛИЧНОСТЬ», «ГРАЖДАНИН»
Зачастую, в обыденной речи понятия «человек», «лич-
ность», «гражданин» употребляются как равнозначные по-
нятия. И это не случайно, ведь характеристики «личность»
и «гражданин» применимы только к человеку. В юриди-
ческом языке все эти термины употребляются в разных
значениях.
Понятие «человек» означает, прежде всего, биологи-
ческую характеристику субъекта. Человек — это жи-
вое существо, обладающее даром мышления и речи, спо-
собностью к труду. Современное право, как международ-
ное, так и национальное право Украины, исходит из
принципа равноправия всех живущих на Земле людей.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопас-
ность, стремление к счастью, на сопротивление угнетению.
Понятие «личность» употребляется в смысле социаль-
ной характеристики субъекта. Личность — это индивиду-
ально определенная совокупность социально значимых
свойств человека. Человек становится личностью под воз-
действием общества.
Законодательно установленные права, свободы и обя-
занности личности составляют ее правовой статус.
Понятие «гражданин» употребляется по отношению к
человеку, обладающему правовой связью с каким-либо го-
сударством (в монархических государствах этому поня-
тию соответствует термин «подданный»).
Находящиеся на территории Украины люди по своему
правовому статусу принадлежат к одной из трех катего-
рий: граждане Украины, иностранные граждане или
подданные, лица без гражданства (апатриды).
Гражданство Украины предполагает устойчивую пра-
вовую связь личности и государства, порождающую их вза-
имные права и обязанности.
Иностранные граждане или подданные обладают та-
кой правовой связью с иностранным государством, апат-
риды не связаны правовыми узами ни с одним государ-
ством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: