Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инициатива и лидерство




Вы сможете это сделать, если поверите, что можете!

Прежде чем вы приступите к изучению уро­ка, обратите внимание на то, что мысли, изложенные в кур­се, полностью согласовываются друг с другом. Вы заметите, что все 16 уроков курса сливаются друг с другом так, что создается совершенная цепь, построенная звено за звеном из факторов, способствующих развитию силы через органи­зованные усилия.

Вы заметите также, что те же самые фундаментальные принципы прикладной психологии образуют основание каж­дого урока, хотя в каждом случае используется различное практическое приложение этих принципов.

Урок «Инициатива и лидерство» следует за уроком, по­священным вере в себя, потому что никто не может стать выдающимся лидером или проявить инициативу в серьез­ном предприятии, не обладая верой в себя.

Термины «инициатива» и «лидерство» в этом уроке свя­заны, потому что лидерство существенно для достижения успеха, а инициатива — основание для выработки лидер­ства. Инициатива для успеха так же необходима, как ось для вагонного колеса.

А что такое инициатива?

Это то исключительно редкое качество, которое позво­ляет — нет, побуждает человека делать то, что должно быть сделано, без каких-либо указаний. Элберт Хаббард так пи­шет об инициативе:

«Мир награждает главными призами — в виде денег и поче­стей — только за одно качество, и это качество — инициатива

Что такое инициатива? Говорю вам: это исполнение нуж­ного без указаний.

Вслед за этим идет исполнение нужного, когда вам об этом говорят. Так сказать, выполнение указания: «Отнеси сообщение Гарсии». Те, кто может отнести сообщение, по­лучают почести, но их награда не всегда соответствует сде­ланному.

Еще ниже расположены те, кто поступает правильно, толь­ко когда их подталкивают сзади, и такие люди получают равнодушие вместо почестей и незначительную плату.

Люди этого типа большую часть жизни проводят на же­стких сиденьях, рассказывая о своей трудной жизни.

Еще ниже по шкале расположены те, кто не поступает правильно, даже когда кто-то показывает им, что нужно сделать, и следит, как они это делают; такие люди никогда не получают работу и заслуживают презрения, если только не имеют богатого родителя. В таком случае судьба с под­нятой дубинкой терпеливо поджидает за углом.

К какому типу принадлежите вы?»

Поскольку по окончании курса вы должны проанализи­ровать себя и установить, какой из пятнадцати факторов успеха вам нужен в первую очередь, возможно, стоит под­готовиться к такому анализу, ответив на вопрос Элберта Хаббарда: «К какому типу принадлежите вы?»

Одно из свойств лидерства в том, что оно никогда не проявляется у людей, не привыкших брать на себя инициа­тиву. Лидерство нужно призвать к себе — само оно никогда не придет. Если вы проанализируете всех знакомых вам лидеров, то увидите, что они не только проявляют инициа­тиву, но и выполняют свою работу с определенной целью в уме. Вы заметите также, что все они обладают качеством, описанным в третьем уроке настоящего курса, а именно верой в себя.

В свое время мне потребовалось 25 тысяч долларов, что­бы основать образовательное учреждение, но у меня не было ни денег, ни существенного дополнительного обеспечения, которое позволило бы взять кредит в банке. Оплакивал ли я свою судьбу или мечтал о том, что сделал бы, если бы появился богатый родственник или добрый самаритянин и дал мне необходимую сумму?

Ничего подобного я не делал!

Я сделал то, что в этом курсе и вам советую делать. Прежде всего я сделал получение необходимого капитала своей определенной главной целью. Во-вторых, я составил план, который позволял осуществить эту цель в реальнос­ти. Поддерживаемый верой в себя, побуждаемый инициа­тивой, я принялся приводить свой план в действие. Но прежде чем наступило время осуществлять план, больше шести недель были посвящены напряженным размышле­ниям о нем и усовершенствованиям. Если вам нужен осу­ществимый план, он должен быть создан из тщательно отобранного материала.

Заметьте, что применение принципа организованных усилий требует объединения различных интересов таким образом, что каждый из этих интересов значительно усиливается и поддер­живает все остальные, точно так же как звено цепи поддержива­ет все остальные звенья.

Мне нужны были 25 тысяч для организации школы рек­ламы и торговли. Для организации такой школы необходи­мы были две вещи. Во-первых, капитал в 25 тысяч, которо­го у меня не было, и во-вторых, соответствующий обучаю­щий курс, который у меня был. Проблема заключалась в том, чтобы объединиться с людьми, обладающими тем, что мне нужно, и способными дать мне 25 тысяч. Для такого союза необходимо осуществление плана, который принесет выгоду всем участникам.

Закончив составление плана и убедившись в его спра­ведливости и разумности, я изложил его владельцу из­вестного, пользующегося хорошей репутацией бизнес-кол­леджа, который как раз в тот момент испытывал острую конкуренцию со стороны других подобных заведений и остро нуждался в плане сопротивления этой конку­ренции.

Свой план я представил в следующих словах:

«У вас один из наиболее известных деловых колледжей города;

вам необходим план преодоления острой конкуренции в вашей сфере;

ваша репутация позволяет вам получить необходимый кредит;

у меня есть план, который позволит вам победить сопер­ников.

Если мы станем союзниками, план даст вам то, что не­обходимо вам, и в то же время снабдит и меня всем необ­ходимым».

Далее я продолжил излагать свой план в следующих словах:

«Я разработал очень практичный курс рекламы и торгов­ли. Курс основан на моем личном опыте подготовки и обу­чения торговцев и на моем опыте планирования и проведе­ния многих рекламных кампаний, и поэтому у меня много доказательств ценности и осуществимости курса.

Если вы предоставите кредит для того, чтобы этот курс стал реальностью, я поведу его в вашем колледже как один из курсов вашей программы и возьму на себя руководство новым отделением. Ни один другой колледж в городе не сможет с вами соперничать, потому что ни у кого нет такого курса. Реклама этого курса поможет также привлечь внима­ние к вашему обычному курсу бизнеса. Все затраты на рек­ламу можете отнести на мое отделение, и оно оплатит счет, а вы получите дополнительную выгоду — привлечете внима­ние к другим отделениям, ничего для этого не затратив.

Наверно, вы хотите знать, какую выгоду получу я от этой транзакции, и я вам скажу. Я хочу, чтобы вы заклю­чили со мной контракт, согласно которому, когда выгода от моего отделения сравняется с суммами, затраченными на рекламу, отделение и курс переходят в мою собственность, я смогу отделиться от вашего колледжа и дальше вести дело под своим именем».

План был одобрен и контракт заключен.

(Не забывайте, что моей определенной целью было найти 25 тысяч, которые мне нечем было обеспечить.)

Меньше чем за год колледж затратил чуть больше 25 тысяч на рекламу и продвижение на рынок моего курса и на другие потребности вновь организованного отделения, а отделение в виде платы за обучение собрало и вернуло кол­леджу равную сумму; в соответствии с условиями контрак­та отделение выделилось из колледжа и превратилось в са­мостоятельный бизнес.

На самом деле вновь открытое отделение не только спо­собствовало привлечению студентов на другие отделения колледжа; собранная плата за обучение сделала отделение самоокупающимся еще до конца учебного года.

Теперь вы видите, что хотя колледж не дал мне взаймы ни одного цента, он тем не менее предоставил кредит, кото­рый послужил именно такой цели.

Я говорил, что мой план был основан на справедливости, то есть приносил выгоду всем участникам. Для меня выгода заключалась в использовании 25 тысяч, что позволило мне к концу первого года получить собственный бизнес. Выгода колледжа заключалась в привлечении студентов на его регу­лярные коммерческие и деловые курсы в результате рекла­мы моего отделения, поскольку вся реклама шла от имени колледжа.

Сегодня этот колледж — одна из наиболее известных школ бизнеса и служит доказательством полезности объединенных уси­лий.

Пример приведен не только потому, что показывает цен­ность инициативы и лидерства — он прямо ведет к теме следующего урока нашего курса «Закон успеха», а именно к воображению.

Желаемая цель может быть достигнута при осуществле­нии множества различных планов, и часто бывает, что обыч­ные и очевидные используемые методы не являются луч­шими. В изложенном случае обычная процедура заключа­лась бы в получении банковского кредита. Вы можете ви­деть, что в данном случае этот метод был непрактичным, поскольку требуется обеспечение кредита.

Великий философ однажды сказал: «Инициативаэто ключ, открывающий двери возможности».

Не помню, кто этот философ, но знаю, что он великий, потому что его утверждение верно.

Теперь опишем процедуру, которой вы должны следо­вать, чтобы обладать инициативой и лидерством.

Первое. Вы должны победить привычку затягивать и из­бавиться от нее. Привычка откладывать на завтра то, что следовало сделать вчера, или неделю назад, или в прошлом году, или несколько лет назад, подрывает основы вашей сущ­ности, и вы ничего не достигнете, если не избавитесь от нее.

Метод, с помощью которого можно избавиться от при­вычки откладывать «на потом», основан на хорошо извест­ном и научно доказанном психологическом принципе, ко­торый, упоминался и в двух предшествующих уроках курса.

Перепишите следующую формулу и поместите ее в сво­ей комнате так, чтобы видели ее, ложась спать и вставая утром:

ИНИЦИАТИВА И ЛИДЕРСТВО

Выбрав определенную главную цель в жизни, я теперь по­нимаю, что мой долг — трансформировать эту цель в реаль­ность.

Поэтому я выработаю привычку ежедневно совершать определенные действия, которые на шаг приблизят меня к осуществлению моей определенной главной цели.

Я знаю, что затягивание — смертельный враг всех, кто стремится стать лидером в любом деле, и исключу эту при­вычку:

а) ежедневно совершая без дополнительных указаний определенные действия, которые должны быть совершены;

б) находя ежедневно что-нибудь такое, что я не привык делать, но что принесет пользу другим; причем я буду это делать, не ожидая платы;

в) ежедневно объясняя хотя бы одному человеку цен­ность привычки делать то, что должно быть сделано, без дополнительных указаний.

Я вижу, что мышцы моего тела становятся сильнее от их использования, и понимаю, что привычка к инициативе за­крепляется в соответствии с ее применением.

Я понимаю, что для начала следует развивать привычку к инициативе в мелких, повседневных делах, связанных с моей работой, поэтому буду ежедневно отправляться на работу словно с единственной целью — с целью развития необхо­димой привычки к инициативе.

Я понимаю, что проявляя инициативу в повседневной работе, я не только развиваю привычку, но и привлекаю внимание тех, кто в результате применения этой привычки будет больше ценить мои услуги.

Подписано

Чем бы вы ни занимались, у вас ежедневно появляются возможности оказать какие-либо услуги остальным, не вхо­дящие в ваши непосредственные обязанности. Предоставляя эти дополнительные услуги по своей инициативе, вы, ко­нечно, понимаете, что делаете это не рассчитывая на допол­нительную плату. Вы делаете это потому, что тем самым развиваете, испытываете и делаете более сильным напорис­тый дух инициативы, которым вы должны обладать, чтобы стать выдающейся фигурой в избранном вами поле дея­тельности.

Тем, кто работает только ради денег и получает только деньги, всегда недоплачивают, сколько бы они ни получа­ли. Деньги необходимы, но главный жизненный приз не­возможно измерить в долларах и центах.

Никакое количество денег не заменит счастье, радость и гордость человека, который лучше всех копает канавы, или строит загон для цыплят, или подметает пол, или готовит обед. Каждый нормальный человек стремится сде­лать свое дело лучше среднего. Радость созидания в ис­кусстве нельзя заменить деньгами или любыми матери­альными владениями.

У меня работает молодая женщина, которая распечатыва­ет и сортирует мою почту, а также отвечает на письма. Она начала работу больше трех лет назад. Тогда в ее обязанности входило письмо под диктовку. И получала она примерно столько же, сколько и другие за такую работу. Однажды я продиктовал ей следующее высказывание и попросил пере­печатать на машинке:

«Помните, что единственное ваше ограничение — то, ко­торое вы установили себе сами».

Передавая мне листок машинописи, она сказала: «Ваше высказывание подало мне идею, которая будет выгодна и вам и мне».

Я ответил, что рад был ей помочь. Этот случай не произ­вел на меня особого впечатления, но с этого дня я стал замечать, что на нее он произвел очень сильное впечатле­ние. Она стала приходить в кабинет после ужина и выпол­нять работу, которую ей не поручали и за которую она не получала платы. Без приказа она стала приносит мне пись­ма, на которые ответила сама. Она изучила мой стиль, и пись­ма были написаны так, как написал бы их я сам, а иног­да даже гораздо лучше. Она продолжала так поступать до тех пор, пока не ушел с работы мой личный секретарь. И когда я стал подыскивать ему замену, что могло быть естественней, чем попросить эту молодую женщину занять его место? Прежде чем я поручил ей эту работу, она заня­лась ею по своей собственной инициативе. Моя личная по­чта стала приходить с прикрепленным именем нового сек­ретаря, и этим секретарем была она. В свое личное время, без дополнительной платы она подготовилась к этому месту в моем штате.

Но это еще не все. Эффективность работы молодой жен­щины была настолько заметна, что она стала получать раз­личные выгодные предложения. Я неоднократно увеличи­вал ее жалование, и сейчас она получает вчетверо больше, чем тогда, когда начала работу у меня, и, сказать вам прав­ду, я без нее совершенно беспомощен: она стала для меня настолько необходимой, что я не могу без нее работать.

Такова инициатива, трансформированная в практичные, понятные термины.

Это приводит нас к следующей ступени процедуры, ко­торой вы должны следовать, чтобы развить в себе инициа­тиву и лидерство.

Второе. Вы, конечно, понимаете, что обрести счастье мож­но только делая добро другим. То же самое относится и к развитию инициативы. Вы наилучшим образом разовьете это существенное качество в себе, если будете стараться разви­вать его в других. Хорошо установленный факт: человек лучше усваивает то, чему учит других. Если человек принимает ка­кую-то религию или верование, он прежде всего старается «продать» эту веру другим. И в той степени, в какой он производит впечатление на других, он убеждается и сам.

В торговле хорошо известно, что ни один не достигнет успеха, продавая товар другим, если вначале не продал его себе. Говоря по-иному, если торговец успешно продает то­вар другим, рано или поздно он продаст его себе.

Если человек постоянно повторяет какое-нибудь поло­жение, убеждая других, он сам начинает в это верить, неза­висимо от того, правда это или ложь.

Теперь вы видите, каковы преимущества поведения че­ловека, который говорит об инициативе, думает об иници­ативе, ест с инициативой, спит с инициативой и практи­кует инициативу. Поступая таким образом, вы обретаете инициативу и лидерство, потому что хорошо известно: люди охотно и добровольно пойдут за тем, кто в своих действиях проявляет инициативу.

На работе или в общине, в которой вы живете, вы постоян­но контактируете с другими людьми. Сделайте своим прави­лом — всех, кто согласен слушать, заинтересовывать рассказом о развитии инициативы. Вам не нужно будет объяснять при­чины, почему вы это делаете, не нужно будет и объявлять о том, что вы это делаете. Просто делайте. Сами вы, конечно, сознаете, что делаете это потому, что такая практика поможет вам и, по крайней мере, не причинит вреда остальным.

Если хотите провести полезный и интересный экспери­мент, выберите среди своих знакомых человека, который, как вам известно, никогда не делает того, чего от него не ожидают, и начните продавать ему вашу идею инициативы. Не ограничивайтесь только единичным обсуждением этой темы; возвращайтесь к ней всякий раз, как представляется возможность. Каждый раз подходите к теме с другого угла. Если будете проводить эксперимент тактично и заинтересо­ванно, вы скоро увидите изменения в человеке, на котором ставите свой эксперимент.

И заметите нечто еще гораздо более важное: вы замети­те перемены в самом себе!

Не упускайте возможность провести такой эксперимент.

Вы не можете говорить об инициативе с другими, не развивая желания практиковаться в ней самому. Благодаря принципу самовнушения любое утверждение, которым вы стараетесь убедить других, откладывает свой отпечаток в вашем подсознании, и это справедливо, независимо от ис­тинности или ложности вашего утверждения.

Третье. Прежде чем мы двинемся дальше, вы должны правильно понять смысл термина «лидерство», в каком этот термин используется в курсе «Закон успеха». Существуют два типа лидерства; один из них смертоносный и деструк­тивный, другой полезный и конструктивный. Смертонос­ный тип ведет не к успеху, а к полному поражению, этот тип свойствен псевдолидерам, которые силой навязывают свое мнение недобровольным последователям. Нам не обязательно здесь подробно описывать здесь этот тип лидерства или указывать области, в которых он наиболее распространен; скажем только, что чаще всего он встречается в военной сфере, и единственный знаменитый пример такого лидера, который мы упомянем, это Наполеон.

Наполеон был лидером; в этом нет никакого сомнения, но он вел своих последователей и самого себя к гибели. Подробности можно найти в истории Франции и французс­кого народа, и вы можете сами изучить их, если захотите. В качестве примера противоположности типу лидерства, представленному Наполеоном, подумайте о нашем простом американце Линкольне. Целью его лидерства было установле­ние правды, справедливости и понимания в жизни Соединен­ных Штатов. И хотя он умер мучеником своей веры в этот тип лидерства, его имя запечатлено в сердце мира в терминах доброты и любви, которые приносят миру только добро.

ЦЕНА ЛИДЕРСТВА

В любой области человеческого поведения тот, кто становится первым, вынужден постоянно жить в свете прожекторов. И чем бы он ни занимался, его вечно преследуют подражание и зависть.

В искусстве, в литературе, в музыке, в промышленности преимущества и недостатки одни и те же. Награда — восхищен­ное признание; наказание — яростные разоблачения и клевета.

Когда дело человека становится образцом для всего мира, он также становится объектом зависти. Если дело выполня­ется на среднем уровне, человек в безопасности, его не тро­гают. Если он создает шедевр, начинают работать милли­оны языков.

Ревность не трогает своим раздвоенным языком худож­ника, который пишет обычные картины.

Пишете ли вы, рисуете, играете, поете или строите — никто не захочет превзойти вас или убить, если на ваших произведениях нет печати гения.

Гениальная или просто очень хорошая работа давно за­кончена, а разочарованные и завистники продолжают кри­чать, что это невозможно.

Не успели высохнуть чернила, как зазвучали злобные голоса против автора «Закона успеха». Ядовитые перья принялись кромсать и автора, и разработанную им филосо­фию, как только вышло первое издание курса.

Толпы людей устремляются в Байрейт, чтобы поклониться музыкальной гробнице Вагнера, а небольшая группка тех, кого он сбросил с трона, долго продолжала утверждать, что он вообще не музыкант.

Маленький мирок продолжал кричать, что Фултон не мог построить пароход, а большой мир устремлялся на реч­ные берега, чтобы взглянуть на этот пароход.

Завистливые голоса заявляли, что Генри Форд не про­держится и года, но, не обращая внимания на этот гвалт, Форд молча делал свое дело и стал самым богатым и влия­тельным человеком на земле.

На лидера нападают, потому что он лидер, и те усилия, которые тратятся на то, чтобы сравниться с ним, являются доказательством его лидерства.

Не сумев превзойти или догнать, завистники пытаются обесценить или уничтожить, но только подтверждают пре­восходство того, кого стараются вытеснить.

В этом нет ничего нового.

История стара, как мир и как человеческие страсти: за­висть, страх, алчность, честолюбие и стремление превзойти.

И все это ни к чему.

Если лидер истинный, он остается ЛИДЕРОМ!

Великий поэт, великий художник, искусный рабочий — все они подвергаются нападениям и все сохраняют в веках свои лавры.

Великое все равно становится известным, как бы гро­могласно его ни отрицали.

Истинному лидеру клевета и злословие завистников не могут помешать, потому что все такие попытки лишь под­черкивают достоинства лидера, а истинные достоинства все­гда находят последователей.

Попытки уничтожить истинное лидерство обречены, по­тому что то, что заслуживает жизни, — живет!

Вернемся к обсуждению третьего шага процедуры, кото­рой вы должны следовать, развивая инициативу и лидерство. Этот шаг снова приводит нас к принципу организованных усилий, описанному в предыдущих уроках курса.

Говорят, что сотрудничество — наиболее важное слово в языке. Сотрудничество очень важно в семье, во взаимоот­ношениях мужа и жены, родителей и детей. Оно играет важную роль в государственных делах. Принцип сотрудни­чества настолько важен, что ни один лидер не может стать сильным или долговременным, если не понимает и не при­меняет этот принцип в своем лидерстве.

Отсутствие сотрудничества уничтожило больше деловых предприятий, чем все остальные причины вместе взятые. За двадцать лет активного участия в бизнесе и наблюдений я видел множество случаев гибели деловых предприятий из-за несогласий и неприменения этого принципа сотрудниче­ства. В юридической практике я наблюдал бесконечные рас­пады семьи и разводы из-за отсутствия сотрудничества между мужем и женой. При изучении истории народов становится тревожно очевидным, что отсутствие усилий к установле­нию сотрудничества было проклятием человечества с самого начала веков. Перелистайте страницы истории, изучите их, и вы получите урок сотрудничества, который неизгладимо отпечатается в вашем сознании.

Вы оплачиваете стоимость наиболее дорогих войн, ка­кие знал мир, и ваши дети и внуки будут продолжать их оплачивать, потому что государства так и не усвоили, что не может страдать часть мира без того, чтобы не страдал весь мир.

То же самое правило полностью применимо к современ­ным бизнесу и промышленности. Когда промышленность дезорганизуется и рвется на части забастовками и другими формами несогласия, невосполнимо страдают и наниматели и нанимаемые. Но этим ущерб не ограничивается; он пере­ходит на все общество в виде более высоких цен и большей страховой платы.

Жители Соединенных Штатов, которые арендуют квар­тиры и дома, в данный момент-испытывают на себе по­следствия отсутствия сотрудничества и согласия между вла­дельцами строительных компаний и рабочими. И эти от­ношения настолько неустойчивы, что ни один строитель не станет возводить здание, не вложив в его стоимость заранее суммы, которая защитит его от неприятностей с рабочими. Эта добавочная сумма увеличивает ренту и воз­лагает необязательную тяжесть на спины миллионов жите­лей. В данном случае отсутствие сотрудничества между не­многими оборачивается тяжелой, почти неподъемной но­шей для миллионов.

То же самое зло можно видеть в работе наших железных дорог. Отсутствие гармонии и сотрудничества между управ­ляющими и рабочими заставляет железные дороги увеличи­вать стоимость билетов и провоза груза, а это, в свою оче­редь, повышает цены на все необходимое в почти невыно­симых пропорциях. И здесь отсутствие сотрудничества не­многих приводит к трудностям для миллионов.

Эти факты приводятся без всякого желания обвинить кого-то: задача курса — представить изучающим факты.

Можно утверждать, что высокая стоимость жизни, кото­рая сегодня видна повсеместно, является следствием непри­менения принципа сотрудничества в лидерстве. Те, кто хо­чет порицать нынешнюю систему управления государством и промышленностью, могут делать это, но в конечном счете всем, кроме тех, кому не нужна правда, становится очевид­ным, что недостатки в правительстве и в промышленности выросли из отсутствия сотрудничества.

Во время войны мне повезло прослушать лекцию одного военного о том, как стать лидером. Эту лекцию прочел бу­дущим офицерам майор С.А. Бах, спокойный и непритяза­тельный офицер, который был нашим инструктором. Я со­хранил экземпляр этой лекции, потому что считаю ее од­ним из лучших уроков лидерства.

Лекция майора Баха настолько важна для любого человека в положении лидера — старшего по отделу в магазине, десят­ника на строительстве или президента компании, — что я включаю ее в состав курса. Принципы, на которых основан анализ лидерства в этой лекции, применимы к бизнесу, про­мышленности и финансам не меньше, чем к военному делу.

Вот что говорил майор Бах.

«Очень скоро каждый из вас будет распоряжаться жиз­нью многих других людей. В вашем распоряжении будут находиться верные, но неподготовленные граждане, которые ждут от вас инструкций и руководства. Ваше слово станет для них законом. Любое ваше небрежное замечание будет запоминаться. Вашему поведению будут подражать. Будут имитировать ваш словарь, ваши привычки, вашу осанку, бу­дут подражать вам в одежде и в манере отдавать приказания.

Оказавшись в своей части, вы найдете там людей, кото­рые ожидают от вас качеств, вызывающих уважение, вер­ность и послушание.

За вами пойдут особенно охотно, если вы докажете, что сами обладаете этими качествами. Но если ваши подчинен­ные убедятся, что вы такими качествами не обладаете, мо­жете распрощаться с ними. Вы будете бесполезны части.

Это справедливо для всех видов лидерства.

С точки зрения общества мир можно разделить на лиде­ров и последователей. В каждой профессии есть свои лиде­ры, есть они в мире финансов. Во всех этих случаях трудно, если вообще возможно, отделить элемент чистого лидерства от личных выгод и преимуществ индивида, без которых лидерство утрачивает всякую ценность.

Только в военном деле, где люди свободно приносят в жер­тву свою жизнь, где они готовы страдать и умирать ради победы добра над злом, можно надеяться осознать лидерство в его самом возвышенном и беспристрастном смысле. Таким образом, говоря о лидерстве, я имею в виду военное лидерство.

Через несколько дней большинство из вас получит офи­церские назначения. Сами по себе эти назначения не сдела­ют из вас лидеров, они только сделают вас офицерами. Они поставят вас в положение, в котором вы можете стать лиде­рами, если обладаете нужными качествами. Но вы должны установить правильные отношения не столько с теми, кто над вами, сколько с вашими подчиненными.

Люди пойдут за офицерами, не ставшими лидерами, но движущая сила при этом не энтузиазм, а дисциплина. Пой­дут с сомнениями, все время задаваясь вопросом: «Что он сделает дальше?» Такие люди повинуются лишь букве при­каза, но не больше. Они ничего не знают о преданности своему командиру, о возвышенном энтузиазме, который за­ставляет преодолевать опасность, о самопожертвовании, что­бы обеспечить личную безопасность командира. Ноги несут их вперед, потому что так говорят мозг и подготовка. Но дух их не идет с ними.

Великие результаты не достигаются холодными, пассив­ными, невосприимчивыми солдатами. Такие солдаты не идут далеко и останавливаются, как только могут. Лидерство не только предполагает, но и получает добровольное, неколеб­лющееся, недрогнувшее повиновение и верность со сторо­ны подчиненных; а также преданность, которая заставит их, когда придет время, последовать за своим некоронован­ным королем в ад и вернуться из него, если потребуется.

Вы спрашиваете себя: из чего в таком случае состоит лидерство? Что я должен сделать, чтобы стать лидером? Ка­ковы качества лидера и как мне их выработать?

Лидерство состоит из многих качеств. Точно так же как успех состоит из пятнадцати качеств, на которых основан настоящий курс. Среди наиболее важных я бы назвал веру в себя, моральное влияние, самопожертвование, патерна­лизм, честность, инициативу, решительность, достоинство, мужество.

Уверенность в себе основана, во-первых, на точном знании; во-вторых, на способности передавать это знание; в-третьих, на вытекающем отсюда чувстве превосходства над другими. Все это придает офицеру самообладание и выдержку. Чтобы вести, вы должны знать! Вы можете некоторое время обманы­вать своих людей, но нельзя это делать все время. Люди не будут уверены в своем офицере, если он не знает свое дело, поэтому он обязан знать его во всех подробностях.

Офицер должен больше знать о документах, чем его пер­вый сержант и писарь части, вместе взятые; должен больше знать о питании, чем сержант, отвечающий за это; больше о болезнях лошадей, чем полковой ветеринар. Он должен стре­лять, по крайней мере, не хуже любого своего подчиненного.

Если офицер чего-то не знает и проявляет свое незнание, солдату вполне естественно сказать себе: «А ну его к дьяво­лу! Он знает не больше меня» и спокойно игнорировать полученные приказания.

Точное знание ничем заменить невозможно!

Вы должны стать настолько знающим, чтобы ваши люди постоянно обращались к вам с вопросами, чтобы другие офицеры говорили друг другу: «Спросите Смита — он знает».

Офицер должен не только исчерпывающе знать обязан­ности своего уровня, он должен быть знаком с обязанностя­ми офицеров старше его на два звания. Из этого извлекается двойная выгода. Офицер тем самым готовится к исполне­нию обязанностей, которые могут выпасть на его долю в любой момент сражения; он приобретает более широкий взгляд, который позволяет ему лучше понимать получен­ные приказы и разумней их исполнять.

Офицер должен не только знать, но и излагать свои зна­ния грамматически правильным, ясным и образным языком. Он должен научиться говорить не хуже оратора на митинге.

Мне говорили, что в британских лагерях будущие офицеры должны уметь произнести десятиминутную речь на любую тему. Это замечательная практика. Для того чтобы ясно говорить, нужно ясно думать, а ясное, логичное мышление проявля­ется в точных, определенных приказах.

Если уверенность в себе является результатом более глу­боких знаний, моральное влияние основано на вашей вере в то, что вы обладаете необходимыми качествами. Чтобы при­обрести такое влияние и сохранять его, вы должны обладать самоконтролем, физической выносливостью и моральной силой. Вы должны хорошо владеть собой: даже если в сра­жении вы испугаетесь, вы не должны показать это. Если вы торопливым движением, или дрожью руки, или изменени­ем выражения, или поспешным приказом выдадите свое со­стояние, оно в гораздо большей степени отразится на ваших людях.

В гарнизоне или в лагере часто будут возникать обстоятель­ства, способные испортить вам настроение и заставить сорвать­ся. Но если вы в таких случаях срываетесь, вы не имеете права распоряжаться другими людьми. Человек в гневе говорит и дей­ствует так, что потом об этом сожалеет.

Офицер никогда не должен извиняться перед своими людьми; но офицер никогда не должен совершать таких поступков, за которые считал бы нужным извиниться.

Другой элемент морального влияния заключается в об­ладании физической силой и выносливостью, которые по­могают преодолевать трудности и лишения, выпадающие на долю вашу и ваших людей.

Не обращайте внимания на трудности, показывайте, что они не так уж трудны, и вы создадите в вашей части дух, ценность которого в минуту напряжения невозможно опре­делить.

Третий элемент приобретения морального влияния — моральная сила. Чтобы обладать ею, вы должны быть чис­ты, должны обладать достаточным умом, чтобы понимать, что правильно, и поступать правильно.

Будьте примером для своих людей!

Офицер может вести к добру и к злу. Не читайте своим людям проповеди: это хуже, чем просто бесполезно. Живите так, как должны жить ваши люди, и вы будете удивлены, как много из них захочет подражать вам.

У громогласного, грязно бранящегося офицера, не следя­щего за своей внешностью, подчиненные тоже будут гро­могласными, грязно бранящимися и неаккуратными. По­мните мои слова: ваша часть будет вашим отражением*. Если у вас плохой отряд, то это потому, что вы плохой офицер.

Самопожертвование существенно для лидерства. Вы бу­дете отдавать, отдавать все время. Будете отдавать себя фи­зически, потому что удел офицера — самые долгие часы, самая трудная работа и самая большая ответственность. Офицер первым встает по утрам и последним ложится вече­ром. Он работает, когда остальные спят.

Вы будете отдавать себя душевно, разделяя трудности сво­их людей и сочувствуя им. У этого умерла мать, а этот потерял все свои сбережения при банкротстве банка. Ваши люди могут нуждаться в помощи, но еще больше они нуж­даются в сочувствии. Не совершайте ошибки, не говорите им, что у вас достаточно своих неприятностей, потому что каждый раз как вы делаете это, вы выбиваете камень из основания собственного дома.

Ваши люди — ваш фундамент, и ваш дом обрушится на вас, если не опирается на них. Наконец, вы должны отда­вать свои собственные небольшие финансовые ресурсы. Вы часто будете тратить свои деньги для сохранения здоровья и благополучия своих людей и для помощи им в трудную минуту. В большинстве случаев ваши деньги к вам вернут­ся. Но бывает и так, что вам придется их списывать.

Но даже в этом случае они потрачены не зря.

Когда я говорю, что офицеру необходимо быть патер­налистом, я понимаю под этим термином положительное свойство. Я не имею в виду ту форму патернализма, кото­рая лишает людей инициативы, веры в себя и самоуважения. Я имею в виду патернализм, который проявляется в заботе об удобствах для подчиненных и об их благополучии.

Солдаты подобны детям. Вы должны заботиться об их жилище, еде и одежде. Об их еде вы должны позаботиться прежде, чем есть самому; прежде чем ложиться спать, вы должны убедиться, что у них есть постель. Вы должны го­раздо больше заботиться об их удобствах, чем о своих соб­ственных. Должны следить за их здоровьем. Беречь их силы и избавлять от ненужных испытаний и бесполезной работы. Поступая так, вы вдохнете жизнь в то, что иначе станет простой машиной. Вы создадите в своей части душу, кото­рая заставит всю массу отвечать вам, как один человек. Это и есть воинский дух.

И когда в части возникнет такой дух, вы однажды утром убедитесь, что все поменялось; что не только вы постоянно заботитесь о своих подчиненных, но и они без приказа за­ботятся о вас. Вы увидите, что всегда на месте наряд, кото­рый следит, чтобы ваша палатка была правильно и быстро расставлена; что в нее принесли лучшую и самую чистую постель; что к вашему завтраку из какого-то таинственного источника добавились два яйца, которых больше нет ни у кого; что все ваши желания предвосхищаются; что на всех ваших людей вы всегда можете положиться. Это означает, что вы достигли цели!

Нельзя обращаться со всеми одинаково! Наказание, о кото­ром один быстро забудет, для другого представляет собой ду­шевную пытку. Офицер, у которого за один и тот же проступок одинаковое для всех наказание, либо слишком ленив, либо глуп и неспособен изучить индивидуальность своих людей. В его слу­чае правосудие определенно слепо.

Изучайте своих людей так же тщательно, как изучает хирург трудный случай. И если уверены в диагнозе, немед­ленно приступайте к лечению. И помните: лечение приме­няется для выздоровления бо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...