Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семь смертоносных всадников




Встреча с автором после урока

Семь всадников в порядке представления называются: Нетерпи­мость, Алчность, Мстительность, Эготизм, Подозрительность, Ревность и «?»

Худший враг человека тот, что ходит под его шляпой. Если бы вы смогли увидеть себя таким, каким вас видят дру­гие, вы обнаружили бы врагов в самом себе и сумели бы из­гнать их. Семь врагов, названных в этом эссе, самые обычные, незаметно подталкивающие миллионы мужчин и женщин к по­ражению. Внимательно изучите себя и установите, кого имен­но из этих врагов вы скрываете в себе.

Каждый человек с рождения до смерти сражается с ними. Ваш успех во многом зависит от того, как вы ведете свою битву с этими врагами.

Нетерпимость — самый распространенный и опасный враг. Пока вы не одолеете НЕТЕРПИМОСТЬ, вам недоступно точное мышление. Этот враг человечества закрывает мозг и сталкивает на второй план разум, логику и ФАКТЫ. Если вы обнаружите, что ненавидите тех, чьи религиозные взгля­ды отличаются от ваших, можете быть уверены, что самый опасный из семи смертоносных врагов поселился в вашем сознании.

Далее вам грозят МСТИТЕЛЬНОСТЬ и АЛЧНОСТЬ!

АЛЧНОСТЬ так искажает ум человека, что он хочет ок­ружить всю землю забором и всех остальных выгнать за этот забор. Этот враг заставляет людей накапливать милли­оны долларов, которые им не нужны и которые они никог­да не сумеют использовать. Именно этот враг побуждает закручивать гайки, пока последняя капля крови не вытечет из другого человека.

Из-за МСТИТЕЛЬНОСТИ, которая всегда живет рядом с АЛЧНОСТЬЮ, тот несчастный, который поселил в своем сознании жестоких близнецов, не удовлетворяется тем, что отнимает у других их земное имущество; он стремится унич­тожить и их репутацию.

Если хотите понять, насколько опасны ЗАВИСТЬ и АЛЧ­НОСТЬ, изучите историю любого человека, который поста­вил перед собой задачу стать ПРАВИТЕЛЕМ МИРА!

Если не хотите предпринимать такую грандиозную ис­следовательскую программу, изучите окружающих, тех, кто старался, и тех, кто старается сейчас «выложить свое гнез­дышко перьями» за счет других. АЛЧНОСТЬ и МСТИ­ТЕЛЬНОСТЬ стоят на перекрестке жизни и стараются каж­дого человека свернуть с дороги к успеху на дорогу, веду­щую к поражению и несчастью. И ваша задача — помешать им, когда вы приближаетесь к такому перекрестку.

И индивиды, и целые народы быстро идут к упадку, если в умах тех, кто ими правит, поселяются АЛЧНОСТЬ и ЗА­ВИСТЬ.

Но что еще важнее, взгляните на себя и убедитесь, что эти два смертоносных врага не поселились в вашем со­знании!

Обратите внимание еще на двоих близнецов разрушения — на ЭГОТИЗМ и ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ. Заметьте, что они тоже едут бок о бок. Человек, который слишком любит себя или слишком подозрительно относится к окружающим, не может рассчитывать на успех.

Некто любящий операции с числами определил, что са­мый многочисленный в мире клуб называется «ЭТО НЕ­ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ». Утверждается, что в одних Со­единенных Штатах в этот клуб входит девяносто девять миллионов членов.

Если у вас нет ВЕРЫ в других, у вас нет семени успеха. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ — очень плодовитый микроб. Если позволить ему размножаться, он делает это так стремитель­но, что не оставляет места для ВЕРЫ.

А без веры невозможно достичь прочного успеха.

Через всю Библию золотой нитью проходит призыв к ВЕРЕ. Еще до того как цивилизация пустилась в бешеную погоню за долларами, люди понимали силу ВЕРЫ.

«Говорю вам: если у вас есть вера с горчичное зерно, вы скажете горе: перейди на то место, и она перейдет; и ничто не будет для вас невозможно».

Автор этого места в Библии понимал великий закон, ко­торый и сегодня понимают немногие. Верьте в людей, если хотите, чтобы они верили в вас Убейте ПОДОЗРИТЕЛЬ­НОСТЬ. Если вы этого не сделаете, она убьет вас.

Если у вас есть возможность, культивируйте в человече­стве ВЕРУ!

Эготизм процветает там, где существует подозрительность. Интересуйтесь окружающими, и вы будете слишком заня­ты, чтобы предаваться любви к себе. Понаблюдайте за теми, кто каждое свое предложение начинает с местоимения «я», и вы заметите, как они подозрительны.

Человек, способный забыть о себе, оказывая услуги дру­гим, никогда не бывает подозрительным. Изучите тех из своих знакомых, которые отличаются одновременно эготиз­мом и подозрительностью, и вы увидите, сколько таких людей достигли успеха в своей области.

И, изучая других, не переставайте изучать себя! Убеди­тесь, что вас не связывают эготизм и подозрительность.

Замыкают смертоносную группу два врага. Одного из них зовут РЕВНОСТЬ, имя второго намеренно опущено.

Каждый читатель этого эссе должен изучить себя и дать седьмому всаднику имя, соответствующее тому, что он най­дет в себе.

Некоторые назовут этого всадника НЕПОРЯДОЧНО­СТЬЮ, другие — ЗАТЯГИВАНИЕМ. Немногие найдут в себе мужество назвать его НЕКОНТРОЛИРУЕМЫМ СЕК­СУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЕМ. Можете назвать его, как хоти­те, но обязательно назовите.

Ваше воображение должно снабдить вас подходящим име­нем для спутника РЕВНОСТИ.

Вам это удастся лучше, если вы будете знать, что РЕВ­НОСТЬ есть форма безумия, известная в медицине как dementia praecox.

Вы должны заметить, что ревность держится сразу за подозрительностью. Некоторые читатели скажут, что рев­ность и подозрительность должны ехать бок о бок, потому что одно часто приводит к другому.

Ревность есть наиболее распространенная форма безумия. Она существует в сознании и мужчин и женщин; иногда для нее есть реальная причина, но чаще она возникает без всякой причины.

Этот смертоносный враг — большой друг адвокатов по бракоразводным процессам!

Он же днем и ночью дает работу детективным агентствам.

Он виновен во многих убийствах. Он разрушает дома и превращает женщин во вдов и детей в сирот. До тех пор пока этот всадник беспрепятственно скачет в вашем со­знании, вы никогда не будете наслаждаться миром и сча­стьем.

Муж и жена могут всю жизнь провести в бедности и все же быть счастливыми, если оба свободны от этого порожде­ния безумия, которое называется ревностью. Внимательно изучите себя и, если найдете хоть какие-то признаки рев­ности, немедленно начинайте подавлять их.

Ревность существует во многих формах.

Когда она впервые вползает в сознание, то проявляет себя примерно так:

«Интересно, где она бывает и что делает, когда я отсут­ствую?»

Или: «Интересно, не встречается ли он с другой женщи­ной, когда уходит из дома?»

Когда в вашем сознании возникают такие вопросы, не торопитесь пригласить детектива. Напротив, отправляйтесь в психиатрическую лечебницу, чтобы вас исследовали, по­тому что очень вероятно, что вы страдаете легкой формой душевного расстройства.

Растопчите ревность, прежде чем она вцепится вам в горло.

Прочитав это эссе, отложите его в сторону и задумайтесь.

Вы можете вначале сказать: «Это ко мне не относится, никаких воображаемых всадников в моем сознании нет». И вы можете быть правы: ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ ДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ МОЖЕТ СКАЗАТЬ ТАК О СЕБЕ И НЕ ОШИБИТЬСЯ! Но остальные девять миллионов девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять ошиба­ются.

Не обманывайте себя! Скорее всего вы принадлежите к большинству. Цель этой статьи — дать вам возможность увидеть себя таким, каковы вы на самом деле! Если вы страдаете от неудач, несчастий, бедности, вы обязательно обнаружите в своем сознании одного или нескольких из этих смертоносных врагов.

Не заблуждайтесь: те, кто располагает всем, чего жела­лось, включая счастье и хорошее здоровье, изгнали из сво­его сознания этих семерых недругов.

Вернитесь к этому эссе через месяц, чтобы у вас было время для тщательного самоанализа. Прочтите его еще раз, и, возможно, вы сумеете освободиться от орды жестоких врагов, которые сейчас скачут в вашем сознании, а вы об этом и не подозреваете.

Урок восьмой

САМОКОНТРОЛЬ

Вы сможете это сделать, если поверите, что сможете!

Энтузиазм есть жизненно необходимое ка­чество, которое побуждает вас к действию, в то время как самоконтроль — это маховик, который направляет ваши дей­ствия таким образом, чтобы они созидали, а не уничтожали.

Чтобы быть «уравновешенным» человеком, вы должны до­биться равновесия энтузиазма и самоконтроля. Я недавно за­кончил анализ состояния заключенных в тюрьмах Соединен­ных Штатов и обнаружил поразительный факт: девяносто два процента из этих несчастных мужчин и женщин находятся в тюрьме, потому что не обладали достаточным самоконтролем, который конструктивно направлял бы их энергию.

Перечитайте предыдущий абзац; в нем содержится пора­зительная истина.

В сущности большинство человеческих бедствий возни­кает из-за отсутствия самоконтроля. В священном писании множество призывов к самоконтролю. Нас даже призывают любить наших врагов и прощать тех, кто причинил нам горе. Через всю Библию, как золотая нить, проходит закон непротивления злу насилием.

Изучите жизнь тех людей, которых мир называет вели­кими, и вы заметите, что каждый из них в высокой степени обладал самоконтролем1.

Однако самоконтроль рассматривается в настоящем кур­се как важнейший фактор не столько потому, что его отсут­ствие вызывает трудности в жизни; недостаток самоконтро­ля приводит к утрате великой силы, которая необходима человеку для достижения его определенной главной цели.

Если вы не обладаете достаточным самоконтролем, вы не только причините вред окружающим — вы точно навре­дите себе.

Я очень рано обнаружил, какой ущерб приносит мне не­достаток самоконтроля, и открытие это произошло во время самого обычного инцидента. (Полагаю, что можно отвлечься и сказать: большинство великих жизненных истин скрыва­ется в самых обыкновенных, повседневных происшестиях.)

Это открытие дало мне один из важнейших уроков. А про­изошло это так.

Однажды у меня возникла размолвка со служителем того здания, в котором располагался мой офис. Она привела к взаимному недоброжелательству. Чтобы показать свое пре­зрение ко мне, служитель выключал электрический свет в здании, зная, что я работаю один у себя в кабинете. Так произошло несколько раз, и наконец я решил «нанести от­ветный удар». Возможность для этого появилась в воскре­сенье, когда я пришел в кабинет, чтобы подготовиться к выступлению, предстоявшему на следующий вечер. Не ус­пел я сесть за стол, как свет погас.

Я вскочил и бросился в подвал здания, где, как я знал, должен находиться служитель. И застал его деловито броса­ющим уголь в топку; при этом он насвистывал, как будто ничего необычного не произошло.

Пять минут я швырял ему обвинения, которые были го­рячей огня в топке. Наконец иссяк и вынужден был оста­новиться. Тогда он распрямился, оглянулся через плечо и спокойным, ровным голосом, полным самообладания и са­моконтроля, с улыбкой от уха до уха сказал:

— Вы сегодня утром слегка возбуждены?

Это замечание пронзило меня,-словно кинжалом.

Представьте себе мои чувства: я стою перед этим необра­зованным человеком, который не умеет ни читать, ни пи­сать, и этот человек, несмотря на свою неграмотность, по­бедил меня в дуэли, которую я вел на своей территории и оружием своего выбора.

Совесть показала на меня обвиняющим пальцем. Я знал, что не только потерпел поражение, но, что еще хуже, я агрес­сор и неправ, и это только усугубляло мое унижение.

Совесть не только направила на меня свой обвиняющий перст, она вызвала в моем сознании очень неприятные мысли, она насмехалась надо мной и мучила меня. Вот я стою, хваленый исследователь прикладной психологии, рас­пространяющий Золотое Правило философии, хорошо зна­комый с книгами Шекспира, Сократа, Эмерсона и с Библией, а передо мной человек, совершенно не знакомый с литера­турой и философией, но который, вопреки своему незна­нию, победил меня в словесной битве.

Как можно быстрее я вышел и вернулся в свой кабинет. Мне ничего иного не оставалось. Обдумывая происшествие, я увидел свою ошибку, но мне не хотелось делать то, что, как я знал, необходимо сделать, чтобы исправить ошибку. Я знал, что мне нужно извиниться перед этим человеком, чтобы обре­сти душевный покой. Наконец я решил вернуться в подвал и перенести унижение, которому придется подвергнуться. Ре­шение пришло не быстро, и не фазу я начал действовать.

Я пошел вниз, но гораздо медленней, чем в первый раз. Я пытался придумать, как обратиться к служителю таким образом, чтобы смягчить унижение.

Спустившись в подвал, я подозвал служителя к двери. Спокойным добродушным голосом он спросил:

— Чего вы хотите на этот раз?

Я ответил, что пришел извиниться перед ним, если он мне это позволит. Снова на его лице появилась широкая улыбка, и он сказал:

— Ради любви к Господу, вам не нужно извиняться. Никто не слышал вас, кроме этих четырех стен, вас и меня. Я не собираюсь ничего рассказывать, вы тоже, так что забудьте об этом.

Его замечание поразило меня еще больше, чем первое: он не только проявил готовность простить меня, но и показал, что готов помочь мне скрыть этот инцидент, чтобы он не причинил мне вреда.

Я подошел и пожал ему руку. Пожал ее не только рукой — всем сердцем. Возвращаясь к себе в кабинет, я чувствовал себя очень хорошо: мне хватило храбрости сменить непра­вильное на правильное.

Но это не конец истории. Это только начало\ На основе этого инцидента я принял решение: никогда не попаду в положение, когда другой человек, необразованный или гра­мотный и начитанный, сможет унизить меня, потому что я потерял самоконтроль.

И после принятия этого решения во мне начали происхо­дить удивительные перемены. Перо мое приобрело большую силу. Устная речь стала гораздо убедительней. У меня стало появляться все больше друзей и все меньше врагов. Инцидент обозначил один из важнейших поворотных пунктов в моей жизни. Он показал мне, что человек не научится контролиро­вать других, пока не умеет контролировать самого себя. Он ясно показал мне смысл слов: «Когда боги хотят уничтожить кого-нибудь, они лишают его разума». Он помог мне понять суть закона непротивления злу насилием и разобраться во мно­гих местах святого писания, относящихся к этому закону.

Этот инцидент дал мне ключ к огромной сокровищнице знаний, которые помогали мне во всех делах, а позже, ког­да враги попытались меня уничтожить, дали могучее за­щитное оружие, которое никогда меня не подводило.

Недостаток самоконтроля — самый опасный недостаток среднего продавца. Перспективный покупатель говорит не­что такое, что продавец не желает слышать, и, если у него отсутствует самоконтроль, он «нанесет ответный удар», и эта его ремарка окажется фатальной для сделки.

В одном из больших магазинов Чикаго я стал свидетелем инцидента, иллюстрирующего важность самоконтроля. Пе­ред прилавком, где принимаются жалобы, выстроилась длин­ная очередь женщин. Они рассказывали стоявшей за при­лавком девушке о своих неприятностях и недостатках мага­зина. Некоторые женщины были очень рассержены и гово­рили неприятные вещи. Молодая женщина за прилавком выслушивала их без малейших признаков недовольства. Она с улыбкой направляла жалующихся в нужные отделы мага­зина и делала это с таким самообладанием и очаровательной вежливостью, что я поразился ее самоконтролю.

Сразу за ней стояла другая женщина. Она тоже выслу­шивала жалобы, что-то записывала на листочках бумаги и показывала эти листочки первой. На листочках излагалась суть жалобы, конечно, без ядовитых слов и гнева.

Молодая женщина за прилавком, выслушивавшая жа­лобы, была абсолютно глуха. Помощница сообщала ей необходимые факты, записывая их на листочках.

Такая изобретательность поразила меня; я отыскал уп­равляющего и расспросил его. Тот объяснил, что выбрал глухую женщину для выполнения самой трудной и очень важной для магазина работы именно потому, что не сумел найти для нее нормально слышащего человека с достаточ­ным самоконтролем.

Наблюдая за длинной очередью разгневанных женщин, я видел, как на них действовала приятная улыбка девушки за прилавком. Они приходили к ней, рыча, как волки, а уходи­ли кроткие, как овцы. У некоторых на лицах появлялось растерянное, глуповатое выражение: самоконтроль девушки заставил их устыдиться.

С того времени как стал свидетелем этой сцены, всякий раз, испытывая раздражение от не понравившейся мне реп­лики собеседника, я вспоминал самообладание и самоконт­роль этой молодой женщины за прилавком; часто мне при­ходило в голову, что у всех должны существовать своего рода «мысленные затычки для ушей», которые нужно упот­реблять время от времени. Лично я выработал привычку «затыкать» уши, не случая болтовню, которая раньше вы­зывала у меня негодование. Жизнь слишком коротка и в ней слишком много созидательной работы, чтобы «нано­сить ответный удар» всем, кто сказал что-то такое, что вы не желаете слушать.

В своей юридической практике я наблюдал за тем, как опытные адвокаты используют особый трюк, когда хотят добиться ответа от свидетеля, упрямо говорящего «не знаю», «не помню». Когда ничего не срабатывает, адвокат начинает сердить свидетеля; в таком состоянии свидетель утрачивает самоконтроль и делает заявления, которые не сделал бы, если бы сохранил хладнокровие.

Большинство из нас проводит всю жизнь в ожидании неприятностей. И обычно мы находим то, что ищем. В сво­их путешествиях я изучал людей, погруженных в «вагон­ные разговоры»; девять из десяти обладают таким недоста­точным самоконтролем, что готовы принять участие в об­суждении буквально любой затронутой темы. Но есть и та­кие, которые молча сидят в купе для курящих, прислуши­ваются к разговору, но не вмешиваются.

Однажды я ехал из Олбани в Нью-Йорк. В дороге «клуб купе для курящих» пустился в обсуждение покойного Ри­чарда Крокера, который тогда возглавлял Таммани-холл. — штаб-квартиру Демократической партии штата Нью-Йорк. Обсуждение становилось все громче и оживленней.

Все разгорячились, кроме одного пожилого джентльмена, который и разжигал дискуссию, и живо интересовался ею. Этот джентльмен оставался спокойным и, казалось, наслаж­дается всеми обвинениями, которые бросались «тигру» Там-мани-холл. Конечно, я решил, что он враг главы Таммани-холл, но ничего подобного!

Это был сам Ричард Крокер

Таков был один из его хитроумных способов узнавать, что о нем думают и что собираются предпринять его недруги.

Кем бы ни был Ричард Крокер, он обладал самоконтролем. Может, именно поэтому он в течение такого долгого срока был неоспоримым главой Таммани-холл. Люди, контролирую­щие себя, обычно возглавляют все дело, каким бы они ни было.

Пожалуйста, перечитайте последнее предложение преды­дущего абзаца, потому что оно содержит в себе внушение, которое может оказаться для вас полезным. Это самый обыч­ный случай, но именно в таких случаях скрывается великая правда жизни — скрывается именно потому, что случаи са­мые обыденные и повседневные.

Недавно я сопровождал жену на дешевую распродажу с призами. Наше внимание привлекла толпа женщин, кото­рые отталкивали друг друга перед прилавком с юбками. Одна женщина лет сорока пяти пробралась на четвереньках через толпу и неожиданно возникла перед клиенткой, кото­рый была занята продавщица. Громким напряженным голо­сом она потребовала, чтобы занялись ею. Продавщица ока­залась дипломатом, хорошо понимающим человеческую при­роду; она также обладала самоконтролем; она приятно улыб­нулась и сказала: «Да, мисс; через минуту займусь вами».

Та сразу успокоилась.

Не знаю, подействовало ли на нее обращение «мисс» или ласковый тон голоса; возможно, и то и другое одновремен­но. Знаю, однако, что продавщица была вознаграждена за свой самоконтроль, продав три юбки, и счастливая «мисс» удалилась, чувствуя себя молодой.

Жареная индейка — прекрасное блюдо, но однажды оно стоило моему другу-издателю заказа на пятьдесят тысяч. Произошло это сразу после Дня благодарения. Я привел в контору издателя одного важного русского, который хотел напечатать в Соединенных Штатах книгу. Русский говорил на ломаном английском, и ему трудно было выражать свои мысли. Во время разговора он задал моему другу вопрос, который тот принял за выражение сомнения в своих изда­тельских способностях. И не сдержался, ответив:

— Беда с вами, большевиками, в том, что вы подозри­тельно смотрите на весь мир из-за своей близорукости.

Мой «большевик» подтолкнул меня локтем и прошептал:

— Джентльмен, кажется, болен. Зайдем позже, когда ему станет лучше.

Но больше он так и не пришел. Разместил свой заказ у другого издателя, и, как я узнал позже, этот заказ принес прибыль в десять тысяч!

Десять тысяч долларов — дороговато за порцию индей­ки, но именно столько заплатил мой друг; извиняясь за этот инцидент, он оправдывался тем, что накануне обед с индейкой вызвал у него несварение и поэтому он утратил самоконтроль.

Одна из крупнейших торговых фирм, владеющая целой сетью магазинов, использует необычный, хотя и эффектив­ный способ найма продавцов, которые обладают хорошим са­моконтролем. Этим качеством должны обладать все продав­цы. В фирме работает очень умная женщина, которая прихо­дит в магазины и другие места, где заняты продавцы, и выби­рает одного из них, который, по ее мнению, обладает тактом и самоконтролем. Но чтобы убедиться, она обращается к про­давцу и просит показать товар. При этом она задает множе­ство вопросов, испытывая терпение продавца. Если продавец выдерживает испытание, ему предлагают повышение; если не выдерживает, он даже не знает, что упустил возможность.

Несомненно, все, кто отказывается проявлять самоконт­роль, буквально отказываются и от многих возможностей, даже не подозревая об этом. Однажды я стоял в большом магазине у прилавка с перчатками и разговаривал с рабо­тавшим там молодым человеком. Он рассказывал, что рабо­тает здесь уже четыре года, но из-за «близорукости» управ­ляющих его достоинства так и не были оценены и сейчас он подыскивает себе другую работу. В это время подошел по­купатель и спросил что-то о шляпах. Продавец не обратил на его вопрос никакого внимания, продолжая рассказы­вать мне о своих неприятностях, хотя покупатель явно терял терпение. Наконец молодой человек повернулся к покупателю и сказал: «Это не шляпный отдел». А когда покупатель спросил, где шляпный отдел, молодой человек ответил: «Спросите у дежурного администратора».

Четыре года перед этим молодым человеком открыва­лись прекрасные возможности, но он даже не подозревал об этом. Он мог бы сделать всех посетителей магазина своими друзьями, и эти друзья сделали бы его одним из самых ценных работников магазина, потому что возвращались бы, чтобы покупать у него. Резкие ответы покупателям не при­водят их в магазин вторично.

Однажды дождливым днем пожилая леди зашла в фила­дельфийский магазин и бесцельно ходила по нему, как де­лают люди, которые не собираются ничего покупать. Боль­шинство продавцов, бросив на нее беглый взгляд, тут же отворачивались и делали вид, что заняты товарами, чтобы она к ним не обратилась. Но один молодой человек подо­шел и вежливо спросил, чем может помочь. Леди ответила, что только пережидает дождь и не собирается ничего по­купать. Молодой человек ответил, что ей все равно рады, и в разговоре дал ей почувствовать, что говорил искренне. Когда она собралась уходить, он проводил ее на улицу и раскрыл ей зонтик. Она попросила у него визитную кар­точку и ушла.

Молодой человек совершенно забыл об этом случае, но однажды глава фирмы пригласил его к себе в кабинет и показал письмо от леди, которая хотела, чтобы продавец отправился в Шотландию и там выполнил заказ по мебли­ровке поместья.

Леди оказалась матерью Эндрю Карнеги; это была та самая пожилая женщина, которую несколько месяцев назад молодой человек вежливо проводил на улицу.

В письме миссис Карнеги особо указала, что хочет, что­бы заказ выполнил именно этот продавец. Заказ составлял огромную сумму и открыл перед молодым человеком такие возможности, каких никогда не было бы, если бы он не проявил вежливость по отношению к пожилой леди, кото­рая «ничего не собиралась покупать».

Как великие фундаментальные законы жизни проявля­ются в самых обычных повседневных событиях, на которые никто не обращает внимания, так и истинные возможности часто скрываются в жизненных транзакциях, которые ка­жутся совершенно незначительными.

Спросите подряд десять человек, почему они не достигли большего в своей области, и девять из них ответят: потому что не было возможностей. Сделайте еще шаг и проанали­зируйте этих девятерых, в течение одного дня внимательно наблюдая за их действиями; очень вероятно, что все они ежечасно отказываются от лучших возможностей.

Однажды я навестил знакомого, который набирал слу­шателей для одной из коммерческих школ. Когда я спросил его, как дела, он ответил: «Очень плохо! Я встречаюсь с большим количеством людей, но никак не могу заключить достаточно контрактов, чтобы заработать на жизнь. Я даже в долгу у школы и подумываю о смене работы, потому что здесь нет никаких возможностей».

Я тогда как раз был в отпуске, и у меня оказалось десять свободных дней; поэтому я сказал, что помогу ему заработать 250 долларов за одну неделю и покажу, как это делать ежене­дельно. Он удивленно посмотрел на меня и попросил не шу­тить на такие серьезные темы. А когда убедился, что я говорю серьезно, спросил, как я собираюсь сотворить это «чудо».

Тогда я спросил его, слышал ли он когда-нибудь об орга­низованных усилиях. Он ответил: «А что это значит — орга­низованные усилия!» Я сказал, что имею в виду так напра­вить его усилия, чтобы он смог набрать от пяти до десяти студентов с теми же затратами, с которыми договоривался с одним. Он согласился попробовать, и я попросил его орга­низовать мне встречу с работниками одного из магазинов. Он договорился, и я выступил на встрече. В выступлении я очертил план, который не только позволял больше зараба­тывать, но и готовиться к более ответственным постам. Выступление было специально рассчитано на продавцов, и в результате мой друг набрал восемь слушателей на вечер­ние курсы своей коммерческой школы.

На следующий вечер он устроил мне такое же выступле­ние в большой прачечной, после чего получил еще троих студентов, и среди них были две молодые женщины, кото­рые выполняли труднейшую работу у стиральных машин.

Еще день спустя я выступил перед работниками местно­го банка, за чем последовала запись еще четверых студен­тов. Таким образом, всего записалось пятнадцать человек, причем на это потребовалось шесть часов, включая время выступления и оформления записи.

Комиссионные моего друга за это время составили не­много больше четырехсот долларов!

Все учреждения, в которых я выступал, находились в пятнадцати минутах ходьбы от места его постоянной рабо­ты, но он никогда и не думал, чтобы заглянуть в них по делу. Не подумал и о том, чтобы взять себе в помощники оратора, который смог бы убедить записаться будущих сту­дентов. Сейчас этот мой знакомый возглавляет собствен­ную коммерческую школу, и мне известно, что его доход за прошлый год составил свыше десяти тысяч долларов.

У вас нет возможностей? Может, есть, просто вы их не видите. Возможно, вы увидите их в будущем, когда изучите весь курс «Закона успеха», а увидев, сумеете узнать. Шес­той урок данного курса посвящен воображению, которое является главным фактором описанных только что транзак­ций. Воображение плюс определенный план плюс вера в себя плюс действия — таковы главные факторы, определя­ющие эти транзакции. Сейчас вы знаете, как все это ис­пользовать, а закончив данный урок, научитесь направлять эти факторы с помощью самоконтроля.

Теперь давайте рассмотрим значение термина «самоконт­роль», которое используется в данном курсе. Для этого опи­шем поведение человека, обладающего самоконтролем. Чело­век с высокоразвитым самоконтролем не подвластен ненави­сти, зависти, ревности, страху, мстительности или другим разрушительным эмоциям. Человек с развитым самоконтро­лем не впадает в экстаз и не проявляет неконтролируемый энтузиазм по отношению к чему угодно или кому угодно.

Алчность, эгоизм, самолюбование и высокая самооцен­ка, не соответствующая истинным качествам, — все это проявления отсутствия самоконтроля в одной из самых опасных форм. Уверенность в себе — один из существен­ных факторов достижения успеха, но если она развита чрезмерно и выходит за разумные рамки, то становится очень опасной.

Самопожертвование — похвальное качество, но когда оно проявляется в крайних формах, то тоже становится опасной формой отсутствия самоконтроля.

Вы не должны позволять, чтобы ваши эмоции давали другим людям власть над вами. Любовь необходима для счастья, но человек, который любит так сильно, что его счастье целиком оказывается в руках другого, напоминает овечку, которая забирается в логово «хорошего доброго вол­ка» и просит разрешения поспать здесь, или канарейку, ко­торой нравится играть кошачьими усами.

Человек с высокоразвитым самоконтролем не позволит себе оказаться под влиянием циника или пессимиста; не позволит он и другому человеку думать за себя.

Человек с высокоразвитым самоконтролем будет стиму­лировать свое воображение и энтузиазм, пока они не побу­дят его действовать, но при этом будет контролировать свои действия и не позволит им управлять собой.

Человек с высокоразвитым самоконтролем никогда, ни при каких обстоятельствах не будет клеветать на другого или мстить ему, какова бы ни была причина нелюбви.

Человек с самоконтролем не возненавидит тех, кто с ним не соглашается; напротив, он попытается понять причину несогласия и извлечь из этого выгоду.

Сейчас мы подошли к форме отсутствия самоконтроля, которая приносит больше вреда, чем все остальные вместе взятые формы — это привычка вырабатывать мнение, не изучив факты. Никто не имеет права формировать мнение, не основанное на том, что он считает фактами или разум­ными гипотезами; да, если вы внимательно понаблюдаете за собой, то заметите, что тоже формулируете мнения, осно­ванные всего лишь на желании, чтобы что-то осуществи­лось или не осуществилось.

Другая вреднейшая форма отсутствия самоконтроля — это привычка к тратам. Я имею в виду, конечно, траты, которые превосходят потребности. С конца мировой войны эта при­вычка настолько распространилась, что вызывает серьезную тревогу. Известный экономист предсказывает, что через три поколения Соединенные Штаты из богатейшей страны мира превратятся в беднейшую, если в домах и школах детей не будут приучать экономить и откладывать деньги. Повсюду мы видим людей, покупающих в рассрочку автомобили, вместо того чтобы покупать дома. За последние пятнадцать лет ув­лечение автомобилями достигло такого размаха, что ради них многие закладывают свое будущее.

Вероятно, я могу уверенно сказать, что вы стремитесь к успеху, иначе вы бы не стали читать эту книгу. В таком случае позвольте напомнить вам, что даже небольшие сбережения открывают перед вами возможности, которых в противном случае не будет. Размер сбережений не так уж важен, важнее тот факт, что у вас есть привычка отклады­вать, ибо эта привычка показывает, что вы обладаете важ­ной формой самоконтроля.

Современная тенденция у работающих за жалование — тратить его без остатка. Человек, зарабатывающий 15 тысяч в год и хорошо живущий, получает повышение и дополни­тельную тысячу в год. Продолжает ли он жить на 15 тысяч и откладывает ли лишнюю тысячу на банковский счет? Ничего подобного. Конечно, если он не относится к тем немногим, у кого выработалась привычка откладывать. Что же он делает с дополнительной тысячью? Меняет старый автомобиль на новый, более дорогой, и к концу года со своим доходом в 16 тысяч он беднее, чем был год назад с пятнадцатью тысячами.

Я описываю современную американскую модель, «мо­дель двадцатого века», и вам повезло, если при вниматель­ном анализе вы обнаружите, что не относитесь к ней.

Где-то между несчастным, который складывает в чулок каждый заработанный цент, и тем, кто тратит каждый цент, который сумеет заработать или занять, находится «золотая середина», и чтобы наслаждаться в жизни уверенностью, сво­бодой и удовлетворенностью, вы должны найти этот средний пункт и включить его в свою программу самоконтроля.

Самодисциплина — самый существенный фактор в разви­тии внутренней силы, потому что она помогает вам контро­лировать свои аппетиты и тенденцию тратить больше, чем зарабатываете; она не дает вам «наносить ответный удар» тем, кто вас обидел, мешает тратить свою энергию на непродук­тивные усилия; разрушительные нривычки настолько мно­гочисленны, что я не могу их перечислить в одном уроке.

В самом начале своей общественной карьеры я был пора­жен, узнав, как много людей тратят всю энергию на то, чтобы уничтожить созданное другими. Случайно один из та­ких разрушителей считал своим долгом уничтожить мою ре­путацию. Вначале я склонен был «нанести ему ответный удар», но однажды, когда я допоздна засиделся за машинкой, мне в голову пришла мысль, которая совершенно изменила мое от­ношение к этому человеку. Достав из машинки лист бумаги, я вставил другой и в следующих словах выразил эту мысль:

У тебя есть огромное преимущество перед челове­ком, который тебе вредит: в твоей власти простить его, а у него такого преимущества нет.

Написав это, я решил, что должен выработать политику, которая будет определять мое отношение к тем, кто крити­кует мою работу или пытается уничтожить мою репутацию. Рассуждал я таким образом. Передо мной две возможности. Я могу тратить много времени и энергии, нанося ответный удар тем, кто пытается уничтожить меня, или я могу посвя­тить всю энергию работе жизни, и тогда моим единствен­ным ответом тем, кто меня критикует или сомневается в моих мотивах, станет эта работа. Я решил, что второй путь лучше, и принял его.

Мир быстро забывает разрушителей. В своем движении вперед он опирается только на созидателей и им оказывает почести. Не забывайте об этом, и вы согласитесь, что нет необходимости «наносить ответный удар» тем, кто вас обидел.

Всякий человек, который стремится чего-нибудь достиг­нуть в этом мире, рано или поздно вынужден давать ответ на вопрос, как относиться к врагам, и если вам нужны доказательства того, что стоит воздержаться от траты жиз­ненной энергии и не «наносить ответный удар», понаблю­дайте за теми, кто достиг выдающегося положения в жиз­ни. Все они тщательно соблюдали это правило.

Хорошо известно, что никому еще не удалось достичь высокого положения, не преодолевая сопротивление ревни­вых и завистливых врагов. Покойный президент Уоррен Хардинг, экс-президент Вильсон, Джон Паттерсон из «На­циональной компании кассовых аппаратов» и десятки других, кого я не могу упомянуть, были жертвами этой жестокой тенденции: подлые люди пытались уничтожить их репута­цию. Но они не тратили времени на «нанесение ответного удара». Они проявляли самоконтроль.

Нападения на тех, кто участвует в общественной жизни, жестокие, несправедливые и клеветнические, все-таки при­носят пользу. В моем случае я знаю, что совершил очень ценное открытие в результате жестоких нападок на меня одного журналиста. Четыре-пять лет я не обращал никакого внимания на эти нападки, пока они не стали настолько нетерпимыми, что я решил отказаться от своей обычной политики и нанести ответный удар по противнику. Я сел за машинку и начал писать. Думаю, что за всю свою карьеру писателя я никогда не собирал такую коллекцию едких эпи­тетов, как в этом случае. Чем дальше я писал, тем больший гнев ощущал, пока не написал все, что думаю об этой теме. И когда закончил, мной овладело странное чувство — не чувство злобы по отношению к человеку, который старался причинить мне вред, а сочувствие, понимание и прощение.

Я бессознательно подверг себя психоанализу; сидя за кла­виатурой пишущей машинки, я освободил себя от ненавис­т<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...