Билет7 принципы менеджмента
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Билет2 Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. В своей сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи. В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах: — как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение; — как область научного исследования; — как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
Спецификой можно назвать наличие общих и специфических целей. Общие или стратегические цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на перспективу, а специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями работников компании, направленными на достижение общих целей. К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Основными задачами менеджмента являются: 1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; 2) использование работников, обладающих высокой квалификацией; 3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; 4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 5) разработка стратегии развития организации и реализация; 6) определение целей развития организации; 7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; 8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Объекты менеджмента:1) человеческие ресурсы организации;2) поставщики ресурсов для организации;3) конкуренты организации (реальные и потенциальные);4) информационное обеспечение;5) финансы организации (т. е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими. Билет3 Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. (№ 1 18-19) Билет 6 Интеграция – процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Интеграция присуща любой системе, в том числе и человеку. Важнейшим условием обеспечения эффективности реорганизации является единство цели как в процессе планирования, так и в процессе организации.
Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, менеджеры должны постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях. Существует несколько методов эффективной интеграции. Выбор подходящего метода интеграции зависит от среды, в которой этой организации приходится действовать. Один из них, состоит в разработке соответствующих правил и процедур. Метод эффективен лишь в условиях относительно устойчивой и прогнозируемой внешней среды. Выделяют внутреннюю и внешнюю интеграцию. Внутренняя интеграция осуществляется собственными ресурсами организации либо фирмы и затрагивает только ее структурные подразделения. Внешняя интеграция осуществляется путем объединения усилий нескольких организаций или предприятий. Выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция – это объединение структурных подразделений одного или нескольких предприятий одного профиля деятельности, позволяющее объединять ресурсы и достигать общих целей совместными усилиями. Вертикальная интеграция осуществляется путем расширения области деятельности предприятия с целью снижения издержек и усиления контроля над потоками добавленной стоимости. В некоторых отраслях компании отличаются высокой степенью вертикальной интеграции. Основные формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных условиях: 1) корпорация – организация, созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо; 2) холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления над ними функций контроля и управления; 3) консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко– и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Современный менеджмент представляет многообразие форм интеграции, которые организация может использовать для достижения своих целей. Билет7 ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА Можно выделить следующие принципы менеджмента, с которыми осуществляется управленческая деятельность: 1) сочетание научности и творчества заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках. Но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации; 2) целенаправленность предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем; 3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы. Однако разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования; 4) последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач. Некоторые работы имеют циклический характер, т. е. повторяются периодически; 5) непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида; 6) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии срас-поряжениями и указаниями менеджера; 7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы; 8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, так как подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но превышение ответственности над правами подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается наказуемой; 9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;
10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии вданном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем приказ, спускаемый сверху от руководства. Билет8 Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка. Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей. Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические. 1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний. Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение. В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации. 2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие. 3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам. 4. Социально-психологические методы. Подразделяются на виды воздействия: 1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными; 2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом. Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии. Билет10 Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Организация как термин употребляется в следующих значениях: 1) объединение людей, которые взаимодействуют между собой для достижения определенных целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий; 2) функция управления, целью которой является создание объединения или согласование действий его членов. Любая организация обладает структурой – совокупностью взаимосвязанных элементов, включающей в себя три составляющие. 1. Техническая состовляющая – совокупность материальных элементов организации, (здания, сооружения, какое-либо оборудование, особые условия труда, особенности технологии и т. д.). Такая совокупность определяет профессионально-квалификационный состав сотрудников. 2. Социальная составляющая включает в себя совокупность участников, формальных и неформальных группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния. 3. Социально-техническая составляющая включает в себя совокупность рабочих мест. Система организации обладает такими признаками, как: 1) целостность, т. е. образование системы из множества элементов, взаимодействующих друг с другом; 2) четкая организационная форма, т. е. упорядоченная взаимосвязь всех элементов; 3) единая цель, присущая всем входящим в систему элементам; 4) эмерджентность, т. е. качественно новое свойство целого, которого нет ни у каждого элемента в отдельности. Для осуществления подобной структуризации существуют признаки, которые позволяют подразделить организацию на составляющие ее объекты: 1) однородность функций; 2) однородность целей; 3) территориальная общность объектов. Определение структуры! организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Период, в который предприятие функционирует на рынке, образует жизненный цикл, состоящий из таких этапов, как: 1) зарождение. Включает в себя принятие решения о создании самой фирмы (организации), разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности; 2) рост фирмы – увеличение доли ее продукции на рынке; 3) развитие – поиск новых направлений и форм деятельности с развитием уже существующих; 4) зрелость – существование предприятия без расширения и совершенствования ее деятельности; 5) завершение деятельности. Связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей. Билет11 Менеджер— это специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции. Так как на менеджера возлагается большая ответственность и обширный круг обязанностей, то он должен обладать определенным набором качеств,
А — качества: лидерство, коммуникабельность, деловитость, практичность, предприимчивость, инициативность, ответственность, внимание к сотрудникам. В — способности: к изобретательности, к оригинальности, к самообразованию, к сотрудничеству, к исследовательской работе, к мотивации и объединению людей. С — образование: высокий уровень знаний по предметной области, умение работать на компьютере, разносторонние знания. Д — основы воспитания, среды: культура, мораль, черты характера, базовые ценности общества, семьи. В процессе своей деятельности менеджеру необходимо выполнять следующие функции: — постановка целей и задач, соответствующих интересам и возможностям предприятия; — выбор стратегии, адекватной существующей рыночной системе и поставленным целям; — анализ деятельности конкурентов, их перспектив развития; — постановка проблемы и принятие соответствующего управленческого решения и т. д. Билет 12 Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От правильного формулирования цели зависит общая работа персонала. Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, что на наших предприятиях зачастую не происходит. Цели могут устанавливаться на основе таких принципов, как: 1) достижимость и реальность. Цели должны соответствовать способностям работников; 2) конкретность и измеримость; 3) наличие сроков исполнения; 4) эластичность целей, возможность их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях. Цели предприятия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. 1. Краткосрочные цели определяются не больше чем на квартал или 1 год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки и т. д. 2. Среднесрочные цели. Устанавливаются на срок от 1 года до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества. 3. Долгосрочные цели. Такие цели определяются на срок от 3 до 10 лет. Они включают освоение новых рынков и универсализацию производства. Время выполнения целей определяется каждым предприятием в соответствии с его возможностями. Только в том случае, если у предприятия установлены миссия и цель, оно может приступать к дальнейшей деятельности. Билет13 Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики: Ресурсы- В своей основе цели любой организации включают преобразование ресурсов для достижения определенных результатов. Основными ресурсами, используемыми организацией, выступают люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Более наглядно процесс преобразования ресурсов можно наблюдать не только в производственных организациях, но и организациях обслуживания и некоммерческих организациях, которые также используют все эти виды ресурсов. Зависимость от внешней среды-Наиболее значимой характеристикой организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира, от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, использующих результаты, которые они стремятся достичь. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров. Разделение труда- В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая определяется разделением труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Классическим примером горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены для того, чтобы фирма добилась поставленных целей. Второе, называемое вертикальным, разделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Подразделения. Достаточно сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические задания и добивающихся определенных целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и другие названия. Так же, как и целая организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется для достижения общей цели. Таким образом, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для выполнения определенных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Необходимость управления. Для того чтобы организация смогла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. В процессе расширения организации людям сложнее ориентироваться в том, от кого они должны непосредственно принимать указания и распоряжения. На этом этапе работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т. е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Фактически организации современного общества стали возможны только тогда, когда стала четко ощущаться необходимость отделения управления от коммерческой или технической деятельности. Билет14 Виды организаций Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации. Билет15 Эффективность организации На сегодняшний день существует достаточно много подходов к оценке эффективности деятельности организации. Во многом это связано с многообразием их организационно-правовых форм. Разработкой критериев оценки эффективности организации занимаются на сегодняшний день многие школы менеджмента, также и на уровне организации зачастую задаются вопросом: «Насколько эффективно функционирует наша организация и каким образом возможно это оценить?» Причем важность данного вопроса подтверждается тем, что на основе оценки эффективности возможно делать выводы о том, насколько эффективно организация выполняет свои функции, и если эти показатели не являются желательными или же теми, к которым стремились, своевременно их корректировать. Произведенная оценка служит для выбора дальнейшего пути развития организации, что в основе своей является немаловажным результатом. Возможно, что после произведенной оценки будет поставлен вопрос о необходимости существования организации и возможности ее ликвидации. Одним из способов оценки эффективности организации является оценка по миссии, целям, задачам. В данном случае критерием, на основании которого производится оценка, является выполнение определенных организацией миссий, целей, задач. Естественно, что их выполнение не может совпадать с заложенными ожидания. Потому критерием эффективности служит максимальное приближение к заложенным критериям, т. е. к тому, что мы хотели получить в результате своей деятельности. Критериальность оценки по результату говорит о том, что практически все организации направлены на результат, т. е. оценочным показателем является не эфемерная ситуация или же критерий, а результат. Таким образом, только при четко поставленных ожидаемых результатах возможна оценка эффективности их выполнения. Практически невозможно оценить сразу эффективность всей организации, поэтому необходимо суммировать эффективность достижения отдельных целей и задач. Относительно же миссии — приближение реальной ситуации к той, которая декларируется организацией. Суммируя эффективность всех этих показателей, выводится один, который и говорит о том, насколько организация эффективна в данный момент времени. Более интегрированным подходом является выделение определенных областей, по которым и производится оценка деятельности организации. В числе основных можно назвать следующие. Выживание. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комиссия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Несмотря на то что зачастую это незафиксировано в письменной форме, выживание, возможность существовать как можно дольше является основной задачей большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, так как организации имеют потенциал существовать бесконечно. В настоящее время рекорд принадлежит римской католической церкви, непрерывно действующей на протяжении 2000 лет. В истории отмечено существование некоторых правительственных организаций на протяжении нескольких сотен лет, некоторые организации в бизнесе также живут на протяжении долгих лет. Так, знаменитая фирма «Французские винодельческие предприятия» и сейчас, после почти века существования, также сильна, как и раньше. Однако для того чтобы оставаться сильными и чтобы выжить большинству организаций, приходится периодически изменять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям мира. Английская монархия, например, выжила как институт, потому что она в конечном итоге признала существенное сокращение объема своей власти и своего влияния в ответ на социальное давление, требующее демократизации. Почти все организации, существующие ради бизнеса и получения прибыли (коммерческие организации), периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей. Результативность и эффективность. По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи». А эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Все компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав цель, которая соответствовала потребностям, существующим в мире. Производительность. Результативность является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью, которая выражается в количественных показателях. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Отдел маркетинга, который увеличивает объем реализации товара и повышает прибыль, не затрачивая при этом дополнительных средств, повышает свою производительность. Так же, как и сборочная бригада, когда она увеличивает выпуск продукции за час работы и при этом делает это без дефектов. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции она имеет более низкое качество, мы говорим о снижении производительности. То же самое справедливо, если количество дефектов будет высоким. Таким образом, ключевой составляющей производительности является качество. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Больший объем продаж дает большее количество средств для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности. И если разрыв становится большим, то менее производительные организации в конечном итоге потерпят крах. Нами было выделено два основных подхода к определению эффективности организации, хотя в существующей теории и практике менеджмента их количество намного больше. Положительный результат может быть достигнут при совмещении проведения оценок, т. е. параллельно проводится оценка эффективности несколькими способами, далее сравниваются их результаты и делается обобщенный вывод, который и является заключительным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|