Особенности внешней среды в современных организациях России
Факторы, влияющие на внешнюю среду орг. в России: высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников.
Билет33 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные составляющие:
Характеристика внутр.среды орг-и: 1) Цели — это конкретное конечное состояние или желаемый результат,которого стремится добиться определенная группа, работая вместе.2) Структура организации – это логические взаимоотношения уровнейуправления и функциональных областей, построенные в такой форме, котораяпозволяет наиболее эффективно достигать целей организации.3) Задачи-предписанная (заданная) работа, серия работ (совокупность) или часть работы,которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.4) «технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях».5) Люди.Билет 34 Природа конфликта в организации конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть определенными лицами или группами лиц. В процессе конфликта каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне. конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации, но он также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Поэтому, чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия, для того чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
В обобщенном варианте можно выделить следующие типы конфликтов. Внутриличностный конфликт Межличностный конфликт- — это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Конфликт между личностью и группой -возникает при занятии личностью позиции, отличающейся от позиции группы в целом. Межгрупповой конфликт-Организации состоят из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Причины и последствия конфликта В основе своей все конфликты имеют причины, из которых можно выделить следующие: ограниченность ресурсов, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т. п. Функциональные последствия могут быть решены путем, неприемлемым для всех сторон, в результате чего люди будут в большей степени осознавать свою причастность к решению этой проблемы. При этом практически ликвидируется необходимость устранения возникающих между участниками конфликта враждебности, несправедливости и вынужденность поступать против воли. Дисфункциональные последствия возникают в случае, если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, а также в ситуациях с минимальной возможностью возникновения конфликта. Дисфункциональные последствия в большинстве случаев приводят к условиям препятствующим достижению целей. К ним можно отнести: — неудовлетворенность личности собой, рост текучести кадров и снижение производительности; — меньшая степень сотрудничества в будущем; — высокая степень преданности группе, неэффективная конкуренция внутри организации; — представление противоположной стороны как «врага», а целей — как отрицательных; — прекращение процесса взаимодействия между конфликтующими сторонами; — рост враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия; — смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.
Управление конфликтом На сегодняшний день существует несколько способов управления конфликтной ситуацией, которые показали свою эффективность. Условно их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Для того чтобы начать процесс управления конфликтом, необходимо провести анализ фактических причин, а только после этого использовать соответствующую методику. В рамках структурного подхода существует четыре метода разрешения конфликтов. — определять проблему необходимо в категориях целей, а не решений; — сформулировать решения, которые приемлемы для обеих сторон; — акцентировать внимание на проблеме, а не на личных качествах оппозиционной стороны; — создать атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией. Билет 35Информацию, которая поступает к руководителю (менеджеру) или в орган управления и исходит от них, можно классифицировать по нескольким признакам. По источникам поступления информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация – это законодательные акты и директивные указания вышестоящих органов, данные о научно-техническом прогрессе, о конкурентах, о спросе на продукцию, о ценах и т.д. Содержанием внутренней информации являются данные о ходе выполнения заданий подразделениями предприятия, о сбыте продукции, об экономике и финансовом состоянии предприятия, трудовой дисциплине в коллективе и др Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренновыделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Он как быне обращает внимания на другие проблемы, все подчиняя одной из них. В этомслучае и все его связи сводятся к одной, ограниченной данной проблемой.Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода кпроблематике управления, разнообразии решаемых проблем. устойчивыми и неустойчивыми. ситуационными и постоянными. мнимыми и реальнымиФормальные коммуникации отражают связи, необходимые для выполнения функций и полномочий,связи, определяемые характером и системой распределения функций.Такие коммуникации обычно бывают в виде письменного сообщения. Неформальные коммуникации возникают в процессе человеческого общения поразличным интересам: житейским, психологическим, ситуационным. Этокоммуникации, не зафиксированные ни в каких организационных документах илиофициальных требованиях. Такие коммуникации существуют в любой организации,они играют важную роль в деятельности человека, определяют социально-психологическую атмосферу работы. Главное достоинство таких устныхкоммуникаций состоит в возможности быстрого и полного обмена информацией.Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя людьми и более. Его основнаяцель – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В коммуникационном процессе выделяют четыре основных элемента:
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Деловое общение – это прежде всего коммуникация, порождающая процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия участников общения. Отсюда можно сделать вывод, что вначале возникает взаимодействие, далее – общественные и психологические отношения между людьми. Поэтому необходимо правильно выбирать и использовать средства коммуникации, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания. Существует три довольно распространенных способа познания собеседника в общении:
Существуют формы делового общения. 1. Деловая беседа – устный контакт между собеседниками. К функциям деловой беседы относятся решение задач, общение между работниками одной деловой среды, поддержание и развитие деловых контактов. 2. Деловая переписка. Основная форма – деловое письмо, может быть в виде официального документа, запроса, предложения и т. д. При составлении делового письма главным требованием является актуальность. Оно должно быть кратким, логичным, убедительным, без излишней солидарности.
3. Деловое совещание – это дискуссия с целью разрешения организационных задач, включает в себя сбор и анализ информации. Выделяют следующие виды деловых совещаний:
а) дискуссионное совещание – свободный обмен информацией;
а) творческое, проводимое с целью поиска новых идей; Позиционный подход связан с наличием у собеседников двух альтернатив: уступать и не уступать. Принципиальный подход предполагает стремление участников к компромиссу и взаимной выгоде. Публичное выступление – это общение с большой аудиторией с целью убеждения ее в каких-либо идеях, выдвигаемых оратором. Публичное выступление делится на три вида:
Публичное выступление являются одной из самых важных и эффективных форм делового общения. Оратор должен обладать не только грамотно построенной речью, но и быть хорошим психологом, четко следить за мимикой. Билет36 Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы. Существует два типа групп: Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Эффективность работы группы во многом зависит от того, как организован групповой процесс: как осуществляются обмен информацией внутри группы, групповое принятие решений, управление конфликтом. Существенным фактором, определяющим специфику работы группы и организацию группового процесса, является специфика задач, которые приходится решать этой группе. Особое место занимают такие характеристики, как взаимосвязь и сложность этих задач. Так, при решении сложных, нестандартных задач наибольший выигрыш будет достигнут в результате обсуждения различных подходов к решению проблемы и использования эффективных методов группового принятия решений. Если же требуется решение простых, рутинных задач, то необходимость обсуждения альтернативных решений отпадает; при этом упор должен быть сделан, как правило, на стандартизацию и формализацию процесса работы. Кроме того, если выполнение задач требует тесной взаимосвязи и взаимозависимости участников группового процесса, то хорошо налаженный обмен информацией и результатами работы станет необходимым условием для успешного выполнения задания. Большое влияние на эффективность групповой деятельности оказывают руководители, менеджмент, в частности стиль руководства, отношение его к групповой работе, к групповым процессам принятия решений. Менеджмент может оказывать поддержку групповым процессам, а может препятствовать им, способствуя индивидуализации трудовой деятельности. Соответственно эффективность работы группы может повышаться или же, наоборот, снижаться. Важнейшим условием эффективной работы групп является предоставление менеджментом необходимой для них информации, развитие системы коммуникаций.Устойчивые коммуникации сотрудников в трудовом процессе способствуют обмену идеями, опытом, формированию чувства группового единства. Билет37
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|