Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, - развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе, - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производственных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производительные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречия между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно насильственным или мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения, либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми, приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким типам, получившим название общественно-экономической формации. К. Маркс выделял пять общественно-экономических формации: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества – «азиатский способ производства». Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели несвязанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме “вызов-ответ” 2) Российская культура XIX в. впервые за всю историю начала оказывать воздействие на культуру зарубежных стран. XIX в. в России представляет калейдоскоп различных течений, стилей. Образование. Образованность общества — это один из важнейших показателей культурного развития страны. На рубеже XVIII—XIX вв. население было неграмотным, поэтому деятельность императора Александра I была направлена на создание системы государственного образования. Строились одногодичные приходские школы, трехклассные уездные училища, семиклассные гимназии. В годы правления Александра I образование было бессословным, но уже при Николае I приходские школы были только для крестьян, в уездных училищах могли учиться дети купцов, ремесленников, а дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. Кроме того, строились специальные средние учебные заведения для дворянства, например кадетские корпуса. И только дети, окончившие гимназию, могли поступать в университеты. Самым лучшим учебным заведением в 1811 г. стал Царскосельский лицей. Повсеместно было распространено домашнее образование, в котором большое внимание было уделено иностранным языкам, искусству слова, живописи, музыке, этикету. В начале XIX в. женское население оставалось малограмотным. Лишь для дворянок было несколько закрытых учреждений. Учились они 7—8 лет, в перечень преподаваемых предметов входили арифметика, словесность, история, иностранные языки, музыка, танцы. Чуть позднее открылись школы для девочек, чьи отцы носили обер-офицерское звание. Значительные сдвиги во второй половине XIX в. произошли в системе высшего образования. Были построены университеты в Одессе, Томске.
Наука. В начале XIX в. большое значение приобретали научные открытия. В 1839 г. закончилось строительство Пулковской астрономической обсерватории, которую возглавил В.Я. Струве. Он с помощью современной для того времени аппаратуры открыл скопление звезд в плоскости Млечного Пути. Для исследования отдаленных для России территорий в 1803—1806 гг. была предпринята кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1819—1821 гг. была осуществлена еще одна экспедиция во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном, в ходе которой открыли Антарктиду. В начале XIX в. повысилось стремление узнать историю России. В 1818 г. выпустили первые 8 томов «Истории государства Российского» Карамзина. В конце XIX в. большое значение имели открытия в области химии. Менделеевым был создан Периодический закон химических элементов, Бутлеровым — теория химического строения органических тел, Зелинским заложены основы органического катализа. Выдающиеся открытия Циолковского в области ракетодинамики позволили ему обосновать возможность космических полетов.
Литература. Первая половина XIX в. — Золотой век русской литературы. На протяжении нескольких десятков лет происходила смена трех художественных стилей: сентиментализма (описывались переживания отдельного человека), романтизма (повествования шли о возвышенных чувствах любви к свободе, независимости и готовности к жертвам), реализма. Литература начала XIX в. развивалась в сложных социально-политических условиях. Правительство применяло к ней запретные меры. В 1826 г. был издан цензурный устав, который заменил прежний, более либеральный. Вторая половина XIX в. — это эпоха мирового признания русской классической литературы. В это время творили такие великие писатели, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и др. Живопись начала XIX в. также прошла путь от классицизма к реализму. Академия художеств ставила преграды попыткам свободы творчества, поощряла произведения на библейские и мифологические сюжеты. Но молодых художников это не устраивало, поэтому они обращались к портретному жанру. Вторая половина XIX в. — одна из лучших страниц в истории русской живописи. В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств начали протест против ухода от злободневных проблем. С 1870 г. создается Товарищество передвижных художественных выставок. Архитектура начала XIX в. характеризуется крупными ансамблями. Было построено здание Адмиралтейства, на стрелке Васильевского острова воздвигли здание Биржи, на Невском проспекте — Казанский собор. Для второй половины XIX в. характерно разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту Рязанова построили дворец Великого князя Владимира Александровича. Музыка. В начале XIX в. вековое народное творчество дало основу для развития национальной музыкальной школы. Появился новый особый жанр — русский романс. Среди композиторов этого времени особое место занимает М.И. Глинка. В его произведениях искусно сочетаются классические традиции европейской музыки с русскими народными мелодиями. Во второй половине XIX в. происходит окончательное формирование национальной музыкальной школы. В начале 1860-х гг. образовался творческий коллектив, который называли «Могучей кучкой». В его творчестве особо ярко проявляется национальный дух. БИЛЕТ 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|