Невербальная коммуникация.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «МАФИЯ» и «УБИЙЦА» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
КАЛИНИНГРАД
Невербальная коммуникация. Развивающие ролевые игры «Мафия» и «Убийца». Учебно-методическое пособие - Калининград: КВШ МВД России, 1997.-40 с. авторы: ПЕТРОВ С.В. преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин КВШ МВД России ХОЛОПОВА Е.Н. кандидат психологических наук Учебно-методическое пособие разработано на основе проведения развивающих ролевых игр на практических занятиях со слушателями очного и заочного обучения КВШ МВД России по теме "Визуальная психодиагностика", а также непосредственного контакта с сотрудниками правоохранительных органов. В пособии рассмотрены актуальные вопросы данной темы, имеющие практическое значение для сотрудников правоохранительных органов, раскрыты конкретные вопросы проведения развивающих ролевых игр "Мафия" и "Убийца". Пособие предназначено для преподавателей, слушателей учебных заведений МВД России, сотрудников ОВД в системе профессиональной и служебной подготовки. рецензенты: гребенюк О.С. доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии КГУ лифинцев д.в. кандидат педагогических наук, старший психолог-инспектор группы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса КВШ МВД России © - Калининградская высшая школа МВД России, 1997. © - Петров СВ., Холопова Е.Н., составление, 1997. © - Перемитько Н.Б., компьютерный макет, 1997. ВВЕДЕНИЕ У одного торговца был говорящий попугай. В один прекрасный день птица опрокинула бутыль с маслом. Торговец разгневался и ударил попугая палкой по затылку. С этих пор умный попугай разучился говорить. Он потерял перья на голове и совсем облысел. Однажды, когда он сидел на полке в лавке своего господина, вошел лысый покупатель. Его вид привел попугая в страшное волнение. Он подпрыгивал, хлопал крыльями, хрипел, кряхтел и, наконец, ко всеобщему изумлению вдруг вновь обрел способность говорить: "Ты тоже получил подзатыльник? Вот почему у тебя теперь нет волос!"
Эта восточная притча может служить метафорой негибкого поведения людей как в профессиональной, так и повседневной жизни. Многие люди делят других на "хороших" и "плохих", "лысых" и "с волосами", не всегда задумываясь над тем, что эти шаблоны, как и многие другие, существенно обедняют наше восприятие других людей, препятствуют раскрытию возможностей взаимодействия. Человек не всегда задумывается над тем, как собственные негативные качества он с легкостью переносит на другого, и не замечает их у себя. Освободиться от подобного мировосприятия довольно сложно. Надо заметить, что это не единственное ограничение, в «сетях» которого пребывает современный человек. Поэтому основной целью данного пособия является рассмотрение как теоретических, так и практических средств для возможности расширения профессионального видения. В настоящее время в оперативно-розыскной и следственной деятельности имеются широкие возможности и практическая необходимость применения современных достижений психологической науки и особенно таких ее отраслей, как социальная психология, юридическая психология, психология личности. Особый интерес для практических работников правоохранительных органов представляют те разделы отраслей психологического знания, которые посвящены рассмотрению природы человеческого общения, её невербальной стороны, ввиду того, что специальная работа во многом основывается на искусстве владения методами визуальной диагностики, т.е. чтении языка телодвижений и возможностью эффективного воздействия на партнера по общению.
Каждый человек передает окружающим послания на языке тела. Передаваемая информация имеет специфический код, не всегда осознаваемый как получателем, так и отправителем сообщения. Способность сотрудников правоохранительных органов расшифровать их значение облегчает процесс понимания собеседника, ведения разговора с ним. Для профессионального владения приемами и способами расшифровки языка телодвижений необходимо также развитие личностных качеств сотрудника ОВД (слушателя вуза МВД России), таких как внимательность, наблюдательность, критичность, быстрота мышления, практичность и т.д. В результате преподавания в Калининградской ВШ МВД России и проведения учебных занятий, тренингов авторы пришли к выводу, что развитие личностных качеств и усвоение различных приемов и методов чтения языка телодвижений эффективнее происходит в игровой форме. Поэтому были разработаны игры, способствующие: - более глубокому усвоению теоретического материала, по теме: "Визуальная диагностика"; - приобретению навыков имитации сотрудником правоохранительных органов различных социальных ролей, что необходимо при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - закрепление приемов и способов чтения языка телодвижений на практике; - умению правильно организовывать и вести дискуссию в определенных ситуациях; - развитию интереса к данной теме; - созданию психологического климата в коллективе. Главной целью игр является организация действий слушателей, позволяющая получить на выходе определенные результаты по использованию специальных приемов и методов при чтении языка телодвижений. Игры организуются в соответствии с рядом принципов: 1. принцип системности состоит в том, что игры программируются и организуются как целостная система оперативно-розыскной деятельности и взаимодействия. 2. ПРИНЦИП единоначалия заключается в праве руководителя (преподавателя) игры принимать решения, касающиеся организации и хода игры, в течении всего игрового периода.
3. ПРИНЦИП самопрограммируемости состоит в том, что программа конкретной игры намечает ее лишь в общих чертах. В ходе ее осуществления могут возникать новые ситуации, идеи, повороты. Как правило, в начале игры самопрограммирование осуществляется с помощью руководителя игры (преподавателя), в конце игры - силами участников. 4. принцип саморазвития продолжает и развивает принцип самопрограммируемости. Его суть состоит в том, что игра осуществляется не по жестко определенным заданным предписаниям, а в соответствии с возникшей здесь и теперь ситуацией и ориентацией на поиск различных средств ее разрешения. 5. принцип КОНТРОЛИРУЕМОЙ БОРЬБЫ заключается в конкурентности, соревновании, взаимодействия групп и ее членов. 6. принцип развивающего обучения ориентирует слушателей (сотрудников ОВД) на расширение объема знаний по данной теме, на освоение диагностики и изучения языка телодвижений. Игры включают в себя три этапа работы: 1. Подготовка игры (изучения слушателями, сотрудниками теоретического материала по данной теме). 2. Проведение игры (начало игры, игровые ситуации). 3. Завершение игры (анализ, подведение результатов игры, обмен мнениями). НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Невербальное поведение человека, неразрывно связано с психическим состоянием и служит средством его выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, психологических и социально-психологических характеристик личности. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения. При этом, эффективное участие невербальных средств коммуникации позволяет в разговоре значительно увеличивать и углублять семантику передаваемой информации. Аллан Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, 3D счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и др.) - 38%, а невербальных средств на 55%.
Таким образом, к невербальным средствам коммуникации относятся: 1. позы, жесты, мимика, пантомимика, что составляет кинестику; 2. различные прикосновения в ситуации общения: поцелуи, дотрагивания, рукопожатия, отталкивания и т.п. изучаются такесикой; 3. расположение людей в пространстве исследуется проксемикой. Язык телодвижений представляет собой систему знаков, которая используется человеком при взаимодействии с окружающим миром. Зачастую, бессознательно мы перерабатываем эти сигналы с поразительной точностью. Если эти сигналы не гармонируют с сопроводительными словами или с иными средствами выражения человека, мы испытываем недоверие и сомнение к передаваемой информации. А чем гармоничнее, выразительнее средства невербальной коммуникации, тем неподдельнее и без предрассудков воспринимают нас другие. Большинство форм неречевого поведения являются приобретенными, человек учитсяим на протяжении всей своей жизни. Почему же речь мы понимаем лучше, чем язык тела? Во-первых, значение неречевых реакций определяется лишь в контексте конкретной ситуации. Во-вторых, мы в разной степени осознаем значение своих собственных реакций и способностью владеть ими. Дополнительная трудность связана с тем, что люди гораздо точнее оценивают свою способность передавать неречевые сигналы, чем воспринимать их. Поскольку с детства человек учится не только выражать, но и скрывать свои мысли и эмоции, самыми верными информаторами о состоянии другого человека должны быть прежде всего непроизвольные и неосознаваемые реакции. Для того же, чтобы научиться точно передавать неречевые сообщения, нужно уметь владеть своими произвольными реакциями, в том числе и неосознаваемыми. Язык телодвижений, в принципе, более правдив, чем язык слов. Человек научился говорить на табуированные и незнакомые ему темы, соблюдая определенный контроль за своей речью, а в запуганных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. Используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному театрализованному поведению, не всегда охотно идет на сопровождение ложного содержания, что может служить весьма ценной информацией о подлинной правдоподобности сказанного. Язык телодвижений очень разнообразен. С некоторыми из многочисленных значений языка тела вы можете познакомиться в таблице 1.
В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации как невербальных средств общения, так и невербального поведения. Мы предлагаем одну из схем, которая наиболее обобщенно включает системы отражения невербального поведения человека (таблица 2). Рассмотрим кратко основные средства общения, знания которых необходимы для участия в развивающих ролевых играх. Наиболее значимые кинестические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К (синестике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показывают, что при неподвижном или невидимом лице человека теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица - скоординированы, что хорошо видно на схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (таблица 3). Исследования показывают, что люди с достаточной точностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Контролировать при выражении эмоций легче мышцы верхней части лица, чем нижней. С мимикой человека очень тесно связан его взгляд. Известно, что при нормальном взаимоотношениях взгляды людей встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника до 1/3 всего времени взаимодействия. Визуальный контакт свидетельствует также о готовности и приглашению к общению. Американские исследователи эффективной коммуникации Р. Бендлер и Дж. Гриндер в ряде работ, посвященных проблеме нейролингвистического программирования (НЛП), установили, как можно получить необходимую информацию о партнерах с помощью определенных индикаторов, в том числе и глаз (см. рисунок 1 и таблицу 4). Они обратили внимание на то, что все люди могут быть классифицированы по признаку ведущей репрезентативной системы, который представлен в "модальности" восприятия окружающей действительности, на три основные группы: Визуалист - человек, у которого ведущей репрезентативной системой является зрение, следовательно он ей больше доверяет. Для него важно представить какой-либо образ, "нарисовать" картинку, и только после этого он сможет понять вашу или высказать свою мысль. Аудиалнст - в этом случае, человек обязательно должен услышать какую-либо информацию, прежде чем логически ей обработает, и только после этого он сможет этой информацией пользоваться в качестве значимой для него. Указанная категория людей обладает большим объемом опыта в аудиальной сфере. Кинестетик - это человек, для которого более значимым является телесно-чувственное восприятие окружающего мира. Для того, чтобы такой человек мог эффективно работать с информацией, он должен прочувствовать ее содержание, как бы пропустить ее через себя, создать чувственный образ и наполнить его эмоциональным содержанием. Уровень развития репрезентативных систем у людей разный. По этой причине и модель («карта») мира, выстраиваемая для себя человеком, будет отличаться от представлений о мире у других людей. Это объясняет также, почему люди один тот же факт воспринимают и переживают по-разному. Следовательно, занимаясь определением ведущей репрезентативной системы для конкретного человека, мы косвенно устанавливаем работу его внутренних мыслительных процессов. В зависимости от того, в какой модальности идет усвоение информации у человека, его глаза в момент передачи этом информации перемешаются в определенную зону. Каждая зона имеет свое значение. На рис. 1 показаны эти зоны и их значение. Перемещение глаз по зонам зависит не только от ведущей модальности. но и от того, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти, или с информацией вновь создаваемой (конструируемой). Для того, чтобы определить ведущую репрезентативную систему партнера, в зависимости от перемещения глаз в ту или иную зону, необходимо правильно сформулировать вопросы, стимулирующие перемещение глаз. Даже если партнер не отвечает словами, глаза его все равно будут перемещаться в каком-либо направлении. Важно установить связь между содержанием ваших вопросов и глазодвигательными движениями. Вопросы должны касаться реального прошлого и быть совершенно нейтрального типа: "Какого цвета Ваш костюм? Как выглядит Ваша дочь?" "Какая Ваша любимая песня?" и т.д. Задавая подобные вопросы, необходимо внимательно наблюдать за перемещением глаз партнера. В зависимости от того, куда двигаются глаза (см. таблицу 4 и рис. 1) человека можно отнести к визуалистам, аудиалистам или кинестетикам. Кроме этого, в зависимости от движения глаз можно определить конструирует ли человек образ или вспоминает. Авторы нейролингвистического программирования, кроме модальностей, выделяют так же еще один важный для эффективной коммуникации элемент - внутреннюю стратегию работы с информацией. Эта стратегия состоит из трех последовательных этапов: 1 - поиск, 2 - репрезентация, 3 - оценка. То есть, перед тем как сообщать какую-либо информацию вербально, партнер как бы находит ее в своей памяти, затем обрабатывает ее, готовя к вербализации, наконец, оценивает и уже потом вербализирует. Процедура протекания стратегии происходит, как правило, достаточно быстро и поэтому необходима предварительная тренировка на соответствующих тренингах и играх. Стратегии могут отличаться у разных людей, и даже у одного и того же человека они могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Глаза могут служить индикатором работы вашего партнера с информацией, они начинают двигаться в соответствии со стратегией, характерно для данного человека. Первое движение соответствует этапу поиска, второе - этапу репрезентации, и наконец, третье - этапу оценки. Комбинация модальностей, включаемых в стратегию, может быть самой различной. Так, поиск может быть в визуальной, репрезентация - в аудиальной, а оценка ~ в кинестетической модальностях. Но если не только внимательно наблюдать за движением глаз партнера, но и не менее внимательно слушать его, то можно получить дополнительную информацию о его модальностях и стратегиях, подкрепляя то, что было получено в результате наблюдения за глазами партнера. Для решения этой задачи в речи партнера выделяют глаголы, прилагательные, наречия (смотри таблицу 4). Именно они несут дополнительную информацию о ведущей модальности и стратегии партнера. Очень важно говорить на языке партнера, используя слова его ведущей репрезентативной системы, это во многом облегчит процесс межличностных коммуникации и достижений Ваших целей. Для подкрепления информации о том, какая модальность является у Вашего партнера ведущей. Вы можете пользоваться и внешними характеризующими признаками, которые позволяют с большей степенью уверенности отнести партнера к визуалисту, аудиалу или кинестетику. визуалист. Плечи расправлены, слегка приподняты, как правило, держит достаточно большую дистанцию от партнера, говорит быстро и громко, часто делает в речи паузы, как будто срисовывая с картины ту информацию, которую собирается вербализовать. В речи нередко можно слышать звуки "э", "а", "м"... Как правило, начинает фразу с местоимений "ты" или "Вы". Когда он в стрессе в диалекте преобладает обвинительный уклон. Оценивает критически все вокруг, завышенная самооценка. аудиалист. Малоподвижен, жестикуляция практически отсутствует: для самоконтроля использует не ощущения, а логику, любит контакт глазами, речь монотонная, как бы на одной ноте: когда говорит, смотрит в Ваш лоб. Часто использует выражения типа: "Те кто", "тот кто", "который" и т. д. Никогда не берет ни за что ответственность, крайне редко употребляет местоимение "Я". кинестетик. Плечи и шея подаются вперед, дистанция до партнёра максимально близкая. Текучесть в движениях, любит прикасаться к партнеру руками, когда жмет руку. Подолгу ее не выпускает из своей. Всю информацию пропускает через себя, через свои чувства. В стрессе выбирает тактику извиняющегося. В речи очень часто звучит "Я". Не следует упускать из виду тот факт, что людей, осуществляющих внутренние мыслительные процессы на основании одной репрезентативной системы, в природе не существует. Кроме того, необходимо помнить и об особенностях памяти человека. Например, глядя вниз и вправо, человек может видеть зрительные образы, но с весьма сильной эмоциональной окраской. Наиболее существенным, в контексте данной темы, является использование специальных приемов НЛП для установления раппорта {rapport с франц. - связь, отношение). Раппорт - это качественный контакт, который характеризуется состоянием доверия, сотрудничеством между партнерами. Методика установления раппорта включает несколько этапов. Первый - диагностический. Необходимо наблюдать за движением глаз, рук, изменением тональности голоса, частотой дыхания, темпом речи и т.д. Второй - присоединения к партнеру. Заключается в прямом отражении, «отзеркаливании» как вербальных, так и невербальных каналов. Мы далеко не исчерпали тему использования достижения нейролингвистического программирования для повышения эффективности коммуникаций. Кого эта проблема действительно заинтересовала, можно рекомендовать специальную литературу, а также посещение практических занятий и семинаров, практиков НЛП. Хотя лицо человека является главным источником информации о его психологическом состоянии, оно во многих случаях гораздо менее информативно, чем его тело. Связано это с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных состояниях, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится мало информационным, а тело остается главным источником информации для партнера. Поэтому, в общении важно знать, какую информация можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека, на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержит гораздо больше информации. поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, это элементарная единица пространственного человека. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Доказано, что "закрытые позы" (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя: руки скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. "Открытые"же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Практически все люди умеют "читать" позы человека, хотя, конечно, далеко не всегда понимают как они это делают. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов. Жесты занимают особое место в процессе общения, так как от них в значительной мере зависит взаимопонимание. Психологи выделяют пять групп жестов: 1. жесты- регуляторы, выражающие отношения человека к кому-либо или чему-либо (кивок головой, целенаправленное движение рукой и т.д.) 2. жесты - аффекторы, отражающие эмоции человека (поднятый большой палец руки, сжатый кулак и т.д.) 3. жесты- иллюстраторы, усиливающие возможности понимания (движение рукой, представляющие круг, жест "отмашки", движение рукой, представляющее соединения воображаемых предметов и т.д.) 4. жесты - эмблемы, заменяющие слова или фразы (сжатые руки на манеру рукопожатия людей означают "здравствуйте" и т.д.) 5. жесты- адаптаторы, отражающие привычки людей (почесывание отдельных частей тела или лица, касание партнера, пошлёпывание его, перебирание предметов или манипуляции с ними и т.д.) Для сотрудников органов внутренних дел (слушателей вуза МВД России) важным является умение понимать притворные жесты, особенности которых заключаются в следующем: - они преувеличивают слабые эмоции (за счет усиления движений рук и корпуса); - подавляют сильные волнения (за счет умышленного ограничения движения рук и корпуса); - представляют собой ложные движения, не соответствующие содержанию общения (как правило, такие движения начинаются с конечностей и заканчиваются на лице). Кроме того, необходимо правильно диагностировать некоторые традиционные виды жестов. Среди жестов, указывающих на возможность неискренности человека обычно выделяют следующие: - "защита рта рукой" (рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке); - "прикосновение к носу" (легкие прикосновения к ямочке под носом или одно быстрое, почти неуловимое прикосновение к носу); - "потирание века"; - "оттягивание воротничка рубашки"; - "частое приглаживание волос". Нередко лгущий человек обнаруживает нервозность, выражающуюся в периодической прочистке голоса, покашливании, частом курении сигареты, ёрзании на стуле, постукивании по столу, потираний ладоней и т.д. Здесь большое значение приобретает умение сотрудников органов внутренних дел диагностировать различные параметры невербального поведения (см. таблицу 6). В процессе обучения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты их сопровождающие, должны совпадать. Противоречия между жестом и смыслом высказываний является сигналом лжи. Обобщая язык жестов, можно выделить такие манеры поведения, по которым определяется противоречивость или лживость поведения человека. К ним относятся следующие закономерности: - ограниченная жестикуляция, так как мы не знаем, что будут "говорить" нам руки; - малочисленные движения, так как необходимо сконцентрировать усилия для лжи; - прятанье кистей рук, чтобы они не могли ничего выдать; - активная жестикуляция: "кисть-лицо", например, касание носа, прикосновение к носу, потирание щек, мочки уха, почесывание бровей, приглаживание волос; - прикрывание рта, чтобы сдержать ложь, или если человек не хочет "быть узнанным" по произнесенным словам. При этом, ко рту могут быть поднесены растопыренные в стороны пальцы, указательный палец может касаться верхней губы или же кисть руки кладется (прикрывая его) на рот, либо рядом со ртом. Однако все эти манеры поведения еще вовсе не означают, что данное лицо лжет. Лишь больше становится вероятность того, что у него имеются внутренние противоречия или имеется скрытый подтекст передаваемой информации. К тактильным средствам общения относятся динамическое прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказан Г, что динамические прикосновения, являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяются личными факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Общение всегда пространственно организовано. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Выделяют следующие зоны дистанции приближения человека к человеку, определяемые четырьмя расстояниями: - интимная (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влеч5т определенные физиологические изменения в организме: учащение пульса, повышение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность; - персональная (от 45см до 120см) - общение со знакомыми людьми предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами; - социальная (от 120 до 400см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; - публичная (свыше 400 см) - при выступлении перед различными большими группами людей - на лекции, митинге и пр.(схема 1) Нарушение оптимальной дистанции воспринимается партнером по общению негативно и служит дополнительным индикатором сложившихся статусноролевых отношений. Для успешного осуществления невербальной коммуникации имеет значение ее связь со звуковым оформлением речи, которое создает образ человека, способствует распознаванию его состояния, выявления психической индивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. - просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, модуляция высоты голоса (плавная, резкая), как громкость голосового тона (высокий, низкий), темп речи (быстрый, средний, замедленный), сила ударения, тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. - экстралингвистическля система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Поэтому нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления, не только наряду со словами, но и помимо них, а иногда и вопреки ему.
Сделаем краткое резюме по данному разделу. Итак, невербальная коммуникация является: 1. средством передачи и усиления семантически значимой информации; 2. источником формирования представления о партнере по общению; 3. служит индикатором актуальных психических состояний человека; 4. выступает в роли показателя, определяющего скрытый подтекст информации или ложность речевого сообщения; 5. служит дополнительным средством воздействия на партнера по общению; 6. усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; 7. поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; 8. выступает в качестве показателя статусноролевых отношений. РОЛЕВАЯ ИГРА «МАФИЯ» 1. Игра может занимать как 2 академических часа (1 практическое занятие), так и 4 академических часа. 2. Игра может иметь некоторые усложняющие элементы (так, например, проведение в темной комнате, учебном классе) со свечами или в полумраке, сопровождаться определенной музыкой в зависимости от складывающейся ситуации и т.д. 3. Место проведения игры - учебная аудитория или любое удобное для размещения участников помещение. 4. Минимальное количество участников игры 15 человек, максимальное количество - неограниченно (проблема будет заключаться в качественном и количественном распределении ролей между ее участниками). 5. Участники в игре располагаются по кругу (можно сидя на стульях). 6. Участники игры (весь коллектив участников должен распределить следующие роли): Вариант 1. - "добропорядочные граждане" (2-3 участника); - "мафия" (1-3 участника); - "главарь мафии" (1 участник); -"комиссар полиции" (1 участник); - руководитель игры (преподаватель) - 1 участник. Вариант 2. Те же, и добавляется еще один участник - «гад». 7. Атрибуты игры: игральные карты (в зависимости от количества участников - 2 колоды), можно спички или какие-то другие предметы, которые помогут распределить роли между участниками, идентификаторы каждому участнику. 8. Задачи участникам игры: испытать свои возможности в различных социальных ролях, учиться диагностировать истинные и ложные роли своих коллег, приобрести определенные навыки воздействия, попытаться развивать у себя наблюдательность при оценке поведения участников игры. НАЧАЛО ИГРЫ а). ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Во вступительном слове ведущий говорит о задачах каждого участника игры, настраивает на серьезное отношение ко всем игровым ситуациям. Говорит о том, что основная цель сегодняшнего занятия направлена на возможность каждого из участников расширить границы своей наблюдательности за окружающими. Текст может быть произвольным, примерно следующего содержания: Столкнувшись с тем или иным поведением, попытайтесь установить. какие причины обусловили его появление. Конечно, в начале не слишком многое Вам будет бросаться в глаза. Вам будет казаться, будто бы Вы рассматриваете некую картину. Сначала у Вас будет складываться общее впечатление, подробности будут осознаваться позже. Учитесь замечать "картину" периферийным зрением, целиком, затем фиксируйте свое внимание на отдельных "деталях". Попытайтесь создать у себя установку на раскрытие всех каналов восприятия и полностью войти в ситуацию. Добейтесь у себя опущения, что Вы находитесь в "потоке" тех изменения, которые происходят вокруг Вас. Будьте очень внимательны к ощущениям в Вашем теле. После того как произошла настройка собственных органов чувств, попытайтесь переключиться на восприятие языка тела другого человека. Постарайтесь выявить различного рода несоответствия между позой, мимикой, жестами, интонацией и речью другого человека. Задавайте сами себе постоянно следующие вопросы: - Почему я веду себя сейчас следующим образом (а не иначе)? - Почему я подстраиваюсь к другим или почему другие подстраиваются ко мне? - Как я веду себя в отдельно обусловленных ситуациях? - Как я узнаю, что чувствует другой человек? - Какое чувство вызвало сейчас движение или соответственно какое чувство было связано с ним или возникло позже него? - Какое из моих высказываний или какая из моих манер поведения могли бы послужить причиной образа действий моего собеседника (реакция-раздражитель)? - Какой образ действий моего собеседника, какое слово, произнесенное им, "запустило" мою реакцию, выразившуюся с помощью того или иного моего языка тела? Эти и другие вопросы, а также вытекающая из них активная позиция обостряет Вашу наблюдательную способность. Процесс переработки информации даст нам возможность все быстрее делать правильные выводы относительно тех или иных манер поведения, с которыми вы будете сталкиваться. Вы заметите, что этот процесс обучения будет протекать согласно методу проб и оценок. Не расстраивайтесь, если отдельные ваши интерпретации будут ошибочными. Чем больше вы будете практиковаться, тем быстрее и надежнее вы будете выносить оценку определенной ситуации. В начале игры выберите себе участника, за которым будете наблюдать, чтобы заполнить карточки наблюдателя. Кроме этого, вы должны будете наблюдать за другими участниками, но заполнение картотеки нужно лишь на одного из участников (см. приложение). С помощью карточки для наблюдений вы научитесь аналитически обрабатывать отдельно взятые ситуации. В соответствии с ключом, вы заносите в столбик предшествующее и последующее поведение, делаете выводы. б). ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ На данном этапе участники вырабатывают и принимают правила работы группы при проведении игры. Правила работы в группе: 1. Честность и четкость в выполнении указаний ведущего. 2. Общение по принципу "здесь и теперь", (говорить о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждение того, что происходит с ними в группе именно сейчас). 3. Обращение только по игровым именам. 4. Активность участников игры (подразумевается реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, в группу в целом). 5. Акцентирование языка чувств - участники игры должны акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и формах их выражения (своих собственных и партнеров по группе). 6. Занятие исследовательской позиции по отношению к игровым ситуациям и участникам игры. Окончательное согласование и принятие правил игры является основанием для её начала. в). РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРОВЫХ РОЛЕЙ Ведущий оставляет у себя в руке столько игровых карт, сколько участников игры. Далее он говорит, что, следуя 1-му правилу игры, никто не должен никому показывать ту карту, которую он получит. Ведущий просит участников заполнить полученную карту и спрятать её. Следующим шагом посл<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|