Ограниченность возможностей рынка
«Провалы» рынка. Порой рынок не только не устраняет, но, напротив, способен усугублять нежелательные тенденции или так называемые «провалы» в экономике. «Провалы» рынка — это сферы, где по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны. Чаще всего это сферы социального или муниципального потребления, сферы естественных монополий, обслуживания инфраструктурных комплексов энергосетей или водоснабжения. Рыночные отношения не уместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. К провалам рынка относят также сферу поддержания равновесия национальной экономики, регулирование взлетов и падений промышленных циклов, занятости и инфляции. Несовершенства, «провалы» рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:
Вмешательство государства необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах. Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.
Мера вмешательства государства в экономику и трансакционные издержки.
являются меры вмешательства государства в торговлю. Меры вмешательства государства в торговлю – нетарифные ограничения, посредством которых государство, непосредственно принимая участие в возникающем между покупателем и продавцом торговом отношении, использует преимущества своего особого статуса в качестве субъекта гражданского правоотношения, влияет на конкурентную среду, предопределяя положение товара на внутреннем и внешнем рынках
Меры вмешательства государства в экономику включают в себя: – льготы производителям и потребителям местной продукции; – экспортные субсидии; – компенсационные пошлины; – государственные закупки и торговые операции государственных предприятий; – государственную монополию на торговлю определенным товаром. Льготы производителям и потребителям местной продукции предоставляются в форме: – льготного режима налогообложения производителей национального товара; – субсидий; – кредитов с низким процентом; – предоставления гарантий по кредитам; – прямого участия в уставном капитале производителей. Льготы могут предоставляться как отрасли в целом, так и отдельным ее предприятиям. В качестве примера может послужить Фонд помощи сталеплавильной промышленности в рамках Европейского объединения угля и стали. Изначально данные меры использовались как механизм содействия приспособлению национальной промышленности к меняющейся рыночной ситуации. Однако в настоящее время льготы национальным производителям и потребителям местной продукции используются для защиты недостаточно конкурентоспособных отраслей хозяйства от импорта.
Экспортные субсидии – форма безвозмездной государственной поддержки экспортоориентированных предприятий путем прямого финансирования и представления льготных кредитов в целях покрытия разницы между внутренними и внешними ценами. Это позволяет повысить конкурентоспособность экспортируемого товара, расширить рынки сбыта. Компенсационные пошлины – таможенные пошлины, взимаемые сверх базовой ставки в целях возмещения ущерба национальной экономике, наносимого экспортерами, получившими государственную субсидию. Например, компенсационные меры активно используются в странах ЕС для ограничения ввоза сельскохозяйственных товаров, в том случае, когда существует возможность удовлетворения потребностей за счет внутреннего производства. Ими охвачено примерно две трети тарифных позиций или 12% стоимости импорта продовольствия. Трансакционные издержки — это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм. Они не всегда видны стороннему наблюдателю, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры трансакционных издержек нередко способны превысить экономический эффект предпринимательства. Государственное вмешательство в экономику, функции регулирования также сопряжены с высокими трансакционными издержками, хотя ранее считалось, что оно обходится обществу почти «даром». Координация экономики из единого центра является исключительно дорогостоящим процессом, и цена этой координации возрастает по мере роста масштабов экономики как объекта координации. №13. Спрос и закон спроса. это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), который покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего сталкивается с проблемой спроса на данный товар. Допустим, он намерен вложить деньги в производство кожаных сумок. Но для этого ему в первую очередь следует установить, есть ли спрос на сумки и какова его величина. (Информационная функция рынка)
Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Можно с большой степенью вероятности предположить, что почти все школьники хотят иметь кроссовки фирмы «Reebok», однако производители этих кроссовок допустят серьезный просчет, если будут ориентироваться только на желания школьников. Каждому понятно, что на сегодняшний день далеко не для всех школьников это желание осуществимо. Кроме желания иметь кроссовки, надо располагать возможностью их купить, а для этого необходимо, чтобы в кошельке было бы около 120 долларов. Те, у кого такой суммы денег нет, свое желание осуществить не смогут, и на эту группу покупателей изготовителям данного товара ориентироваться не следует. Величина спроса. Количество конкретного товара или услуги, которое покупатель может купить по предлагаемой цене в течение определенного периода времени. В.с. зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. как и величина предложения, - главные факторы формирования рыночных цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|