Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Предмет и функции ЭТ. ЭТ – наука о закономерностях и факторах экономического роста, об использовании ограниченных ресурсов для производства товара и обмена с целью удовлетворения потребностей, о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной жизни людей, связанной с добычей средств к существованию, об общественном богатстве. ЭТ выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук: -отраслевых(экономика промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства), -функциональных(финансы, кредит, маркетинг), -межотраслевых(экономическая география, демография, статистика, теория управления). Функции ЭТ. Теоретическая (познавательная) проявляется в том, что она раскрывает объективные законы развития нашего общества, свойственные ему противоречия, систему производственных отношений, основанную на определённой форме собственности на средства производства. Методологическая заключается в том, что она выступает научной основой для функциональных, отраслевых и межотраслевых экономических наук. Практическая состоит в том, что теория должна подтверждаться на практике. Научно-воспитательная заключается в том, что она призвана формировать научное мировоззрение людей, культуру экономического поведения членов общества в условиях рыночных отношений. Школы экономической теории 1-ой школой научной политэкономии был мерконтилизм: эта школа исходила из того,что ист-ком богатства общ-ва явл.торговля. Затем возникала школа классич. западной политэк-ки, представит. кот.были физиократы во главе с Кене,они счит источ богат - с/х.В дальнейшем возникает школа классической буржуазной экономии. (Пети, Смит,Риккардо) осн. объектом исслед-ния они сделали пр-во независимо от отраслевой пром-ти. В 19 ст.Маркс и Энгельс создали теорет. концепцию- марксизм. Во 2-ой половине 19 ст. в запад.политике эк-ки складывается несколько школ: Австрийская (обосновала теорию предел полезности благ); Кембриджская (синтез теории стоимости и предел полезности); Американская (предельная производит-ть факторов) и Лазанская (макроэкон теория общего экон равновесия). Серьёзное влияние на эк-кую теорию оказал Шумпетер он стремился найти внутреннюю силу постоянной смены сущ-щей эк-кой сис-мы.
Методы ЭТ. Каждая наука пользуется определёнными методами познания своего предмета. Метод – способ, подход к исследуемым явлениям внешней реальности, приёмы их анализа и описания. 1) Общие мировоззренческие, 2)общие научные, 3)частные. Общим мировоззренческим - материалистическая диалектика. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Общенаучные методы: метод научной абстракции, методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, принципы сочетания исторического и логического. Метод научной абстракции от частного, единичного, временного, стремимся найти в нём существенное, постоянное, типичное. Принцип сочетания исторического и логического предполагает, что каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют логическую систему. Среди частных методов исследования выделяют экономико-математическое моделирование и графическое построение экономических процессов и экономический эксперимент.
Потребности и ресурсы, их классификация и характеристика. В основе любой экономики лежат два фундаментальных положения: -материальные потребности, экономические ресурсы
Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать те товары и услуги, которые приносят им пользу. Продукты труда можно разделить на: предметы первой необходимости и предметы роскоши. В зависимости от роли воспроизводства рабочей силы различают физические, интеллектуальные и социальные потребности. Потребности подразделяются на -первичные, вторичны(кино, театр, спорт). В зависимости от соц. Структуры: потребности общества, соц. групп и отд. людей. Под материальными ресурсами понимаются все природные, трудовые и созданные человеком ресурсы. Они подразделяются на следующие группы: мат.ресурсы – земля и капитал, людские – труд и предпринимательские ресурсы. К понятию земля относятся все природные ресурсы. Капитал охватывает все произведённые человеком средства производства. Две основные формы капитала: физический (машины, оборудование, здания, сырьё, материалы) и денежный, представляющий определённую сумму денежных средств хозяйствующих субъектов в наличной и безналичной форме. Физический капитал подразделяется на основной и оборотный. Основной: оборудование, здания, сооружения – реальные активы длительного пользования. Оборотный – сырьё, топливо, электроэнергия- расходуется для каждого цикла производства. Основной капитал используется в течение определённого срока и подлежит замене лишь по мере физического или морального износа. Труд – все физические и умственные способности людей, используемые в производстве товаров и услуг. Предприним. – вид человеческой деятельности, направленный на организацию и осуществление смелых, важных и трудных проектов. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Все экономические ресурсы обладают одной коренной особенностью: либо редки, либо количественно ограничены. Потребности постоянно растут. Общество не в состоянии полностью удовлетворить все материальные потребности. Необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких временно отказаться. Эффективность - центральный момент в экономике, её сущность в рациональном использовании ресурсов. Проблемы полного использования ресурсов на примере. Допущение: из всей совокупности факторов производства используются земля и труд для производства оружия и продовольствия.
Кривая производственных возможностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|