Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияет на решение и поведение людей.




Виды денег:

1. товарные- деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью

2. Обеспеченные (разменные, представительские) деньги — деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты.

3. Кредитные деньги — это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг).

 

9. Спрос-это то кол-во товаров,которое покупатель готов купить в опред время,место за опред деньги.

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой влево.

Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.

10.Предложение- это то кол-во товаров,который производитель готов продать в опред время,месте и за опред деньги.

Неценовые факторы:

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при уве­личении цен на применяемые факторы производства предложе­ние товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимиза­ция прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпри­нимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще­ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек произ­водства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, сти­мулирует расширение производства, и кривая предложения сме­щается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть мо­жет привести к увеличению предложения угля.

6. Ожидания производителей.

Закон предложения -увеличение цены приводит к соответствующему увеличению предложения.

 

11. Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса и устанавливается цена равновесия, одинаково удовлетворяющая как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.

равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.

Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения:

Точка В на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффек­тивности рыночной экономики.

12. эластичность- скорость изменения спроса и предложения товаров на рынке.

Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.

Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.

Эластичность спроса по доходу:

Она показывает,на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Измерив эластичность спроса по доходу,можно определить отнсится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. С ростом доходов мы больше покупаем обувь,одежду и.т.д. Есть товары,спрос на которые обратно пропорциаонален доходам потребителей(дешевая колбаса,приправа).

Е=Q2-Q1/Q1+Q2 * Y1+Y2/Y2-Y1.

Существуют следующие виды эластичности спроса:

1. эластичный спрос считается таковым, если при незначительных повышениях цен существенно возрастает объем продаж;

2. спрос единичной эластичности.

3. неэластичный спрос. Проявляется в том, что при существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно;

4. бесконечно эластичный спрос. Имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар;

5. совершенно неэластичный спрос. Когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Перекрестная эластичность - зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.

Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются – взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Коэффициент перекрестной эластичности положителен, если товары взаимозаменяемые; отрицателен, если товары взаимодополняемые, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен,если значение величины равно нулю для независимых товаров,когда изменение цены одного товара не вызывает изменения спроса на другой.

Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, и соответственно, как изменение цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию.

Эластичность предложения-степень изменения в кол-ве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения их в цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятие мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

13. Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою "потребительскую корзину", т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

Потребительская корзина — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством. Каждой потребительской корзине соответствует некоторое число , называемое совокупной полезностью.

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности. Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться).

Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной: .

14. Товарищество (партнерство) – это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом. В большинстве случаев полные товарищества образуются юридическими лицами (крупными предприятиями). Явным недостатком товариществ является то, что в них затруднен процесс принятия решений, поскольку наиболее важные из них должны приниматься большинством голосов. Для упрощения процедуры принятия решений товарищества устанавливают определенную иерархию, разделяя партнеров на две или более категорий по степени важности решения, которое может принять каждый партнер.

Достоинства товариществ: Легкость организации,больше финансовых ресурсов, Совместное управление.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью.
Отличие такой формы хозяйственного общества от общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что ответственность по обязательствам такого общества распространяется на имущество учредителя (учредителей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух или более учредителей такого общества в действие вступает положение о солидарном несении ответственности. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными учредителями пропорционально их вкладам.

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций. Акционеры имеют право на долю доходов АО. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции, называется дивидендом.

Производственный кооператив (артель)– это коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной деятельности. Это организация, собственниками которой являются потребители-члены, платящие ежегодные членские взносы и участвующие в прибылях.

15. Издержки- затраты, связанные с производством товаров.

Классификация:внутр и внеш,постоянные и переменные,сред общие сред постоянные сред переменные,предельные,бухгалтерские и альтернативные.

Явные издержки (внешние или бухгалтерские) – это денежные платежи собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов. Неявные (внутренние) издержки – это недополученные выгоды альтернативного использования ресурсов, принадлежащих фирме, принимающие форму потерянного дохода. Постоянные издержки (FC) – это затраты, не зависящие от объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на содержание зданий, капитальный ремонт. Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объемов производства. Средние издержки -издержки на единицу продукции,они важны для определения прибыльности фирмы и позволяют выработать стратегию фирмы. Предельные издержки -дополнит издержки,которые вызваны изменением обьема произ-ва на 1 единицу продукции. предельные издержки (МС) не зависят от постоянных издержек (FC), т. к. последние не зависят от объема производства, а МС – это приростные издержки; пока предельные издержки меньше средних (МС<АС), кривая средних издержек имеет отрицательный наклон. Это означает, что производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки; когда предельные издержки становятся больше средних (МС > АС), кривая средних издержек идет вверх, что свидетельствует об увеличении средних издержек в результате производства дополнительной единицы продукции; кривая МС пересекает кривые средних переменных издержек (AVC) и средних издержек (АС) в точках их минимальных значений. Эффект масштаба:положит(факторы:специализ труда,эффективное использ капитала,произ-во побоч продуктов),отриц(сниж эффективность взаимодейст между ее отдельным подразд,фирма становится неповоротливой,теряет гибкость). ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИиздержки, возникающие в процессе поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения.

16. Прибыль представляет собой разницу между доходами, полученными фирмой в результате реализации продукции и расходами, связанными с производством, продажей данного товара или услуги. Бухгалтерская прибыль - выручка минус бухгалтерские издержки. Нормальная прибыль — уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Экономическая прибыль — это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца, выручка минус экономические издержки.

17. Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экон. процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Осн.и чертамисовершенной конкуренции явл.: Очень большое число независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке, Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную продукцию.При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Максимизация прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками. Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход – в силу роста продаваемого количества, издержки – в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.
Количество, добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, — предельные издержки.
Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.
Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR

18) Монополия- исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
1. Монополист – единственный продавец продукции.
2. Продукция – уникальна, т. е. не имеет близких заменителей.
3. Монополист устанавливает цену (price-maker).
4. Цена в рамках монополии всегда выше предельного дохода (МR).
5. Существуют непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.
Принципы антимонопольной политики
1.Либеризация рынков
2.Государственное регулирование
3.Антимонопольное законодательство

19)Олигополия: тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.2-8. В отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, считающая, что ее действия и поведение на рынке не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, т. е. эта структура отличается от монополистической конкуренции. Особенность олигополистической рыночной структуры связана с тем, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных типов рынков, каждая фирма-олигополист ограничена в принятии решений не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов. Основной показатель олигополии — степень концентрации производства в руках нескольких фирм. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или группы фирм. Если значение индекса составит для четырех фирм до 35 %, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70 % — средней концентрации, свыше 70 % — высококонцентрированным.

20)Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
1/В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию.
2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами.
3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при мо-нополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм.
4. Существование неценовой конкуренции.
Поведение: Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции будет зависеть от временного интервала. В краткосрочном периоде предприятие будет выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
На рынке монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде предприятия, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления новых предприятий в отрасль. Новые предприятия, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на продукцию предприятия, получающего экономическую прибыль, снизится.
Основным в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

21)Регулирование
А. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса
Б. Финансово-экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей.
В. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Роль:
• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;
• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему
• достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.

22. Рынок труда, капитала и земли как факторов производства.
Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.
Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:
· рента (земля.);
· процент (капитал);
· заработная плата (труд);
· прибыль (предпринимательская способность).

23)ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами (как правило, за год). Конечным продуктом являются товары и услуги, предназначенные для конечного потребления, накопления реального капитала, государственных закупок или экспорта. Промежуточное потребление в ВНП исключается с помощью оценки добавленной стоимости, учитывается только стоимость, добавленная на каждой стадии обработки, без учета материальных затрат.
ВВП выражает совокупную стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны, независимо от того, принадлежат ли факторы производства гражданам страны или иностранным гражданам.
ЧНП(читстый национальный продукт) выражает рыночную стоимость реально созданных благ и услуг, произведенных страной за определенный период.
НД (национальный доход)представляет собой вновь созданную страной стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, получаемым всеми владельцами факторов производства (земли, труда и капитала), используемых в производстве ВНП.
Валовая добавленная стоимость — представляет собой разницу между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточное потр
Национальное сбережение является частью валового национального располагаемого дохода, который не подлежит потреблению. ебление).

Потребление основного капитала:
промежуточное потребление — ресурсы, вводимые в процессы производства и расходуемые в рамках отчетного периода,·
конечное потребление — охватывает товары и услуги, используемые ДХ и обществом в целом для удовлетворения своих индивидуальных и коллективных нужд и потребностей. Национальное богатство — это совокупность материальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество.·
Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом товаров и услуг.
Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:
1. по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;
2. по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;
по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости. Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги

24.Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индексы цен.
Номинальный ВВП – объем национального производства в ценах текущего периода, т.е. на момент производства этого объема товаров и услуг.
Реальный ВВП – показатель ВВП, скорректированный с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции); измеряется в ценах базового года.
Таким образом, реальный ВВП измеряет общую рыночную стоимость товаров и услуг в постоянных (неизменных) ценах, он “очищен” от влияния инфляции. Чтобы определить величину реального объема производства, нужно произвести корректировку номинального ВВП. Для определения объема производства нужно знать уровень цен, который выражается в виде индекса. Наиболее распространены индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.
Индекс потребительских цен – соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (рыночной корзиной) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Изменение общего уровня цен в стране показывает дефлятор ВВП (средневзвешенный индекс цен на товары и услуги, формирующие ВВП), который можно считать общим индексом инфляции.
Дефлятор ВВП отражает динамику цен не только потребительских товаров и услуг, но также цен на товары производственного назначения, покупаемые государством, цен товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Поэтому дефлятор ВВП есть корректировка денежного, т.е. номинального, ВВП с учетом изменения цен.
Расчет представляет собой отношение номинального ВВП, выраженного в рыночных ценах текущего года, к реальному ВВП, выраженных в ценах базисного года.
Данное выражение затем, как правило, умножается на 100%.
С помощью индекса цен ВВП можно сравнивать цену объема производства каждого исследуемого года с ценой объема производства при ценах, существовавших в базовом году, чтобы определить динамику развития экономики. Набор индексов цен для различных лет позволяет выявить рост или падение цен.
Главное отличие дефлятора ВВП от ИПЦ состоит в том, что при подсчете индекса ВВП состав рыночной корзины меняется год от года, а в индексе потребительских цен он фиксируется на уровне базисного года.
Реальный ВВП является более точным показателем развития экономики, так как он свободен от влияния инфляции или дефляции и отражает только изменения в объеме производства.

25)Экономический цикл, фазы экономического цикла. Основные теории экономических циклов.
Экономический цикл — особый тип периодических колебаний экономической активности, состоящих в повторяющемся расширении и сжатии экономики, что сопровождается колебаниями уровня деловой активности, производства, занятости, уровня цен и других макроэкономических показателей.
Чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём.
Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.
Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.
Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.
Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной.
Основные теории эконом. циклов:
Марксистская теория.
Маркс первым научно обосновал общий методологический принцип, в соответствии с которым кризисы в экономике рассматриваются как отклонение от равновесия. Эти взгляды были развиты в роботах Кондратьева, Хикса, Эрроу.
Возможность кризиса обнаруживается еще при простом товарном производстве. Главная причина – это обострение основного противоречия товарного производства – между общественным характером производства и частным присвоением его результатов. Это противоречие проявляется в противоречиях между трудом и капиталом, производством и потреблением, между организацией производства на отдельном предприятии и в обществе в целом.
Денежная теория (Фридмен, Шварц, Хайек) объясняла причину кризиса расширением и сужением банковского кредита с изменением денежной массы в обращении.
Теория недопотребления.
Сисмонди признавал возможность и неизбежность перепроизводства товаров. Причина кризисов – недостаточное потребление, сокращение спроса (товаров производится больше, чем необходимо). Поддерживали его Туган- Барановский, Каутский. Родбертус рассматривал не производство, а распределение. Считал, что кризисы появляются вследствие недопотребления, вызванного неравномерным распределением национального дохода.
Психологическая теория Кейнса.
Смена подъема кризисами зависит от смены оптимистического настроения пессимистическим у капиталистов, недопотребления из-за склонности рабочих и капиталистов к сбережению средств при возрастании их доходов и заработной платы.
Самуэльсон все теории разделил на:
Ø экстернальные (внешние) – причины кризисов видят в факторах, которые находятся вне экономической системы: войны, революции, темпы роста населения, научные открытия, открытие золотых приисков;
Ø интернальные (внутренние) – причины кризисов - в самой системе.

26) Безработица: сущность, виды, причины. Закон Оукена.
Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.
Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу, или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньшей добавочной рабочей силы.
Виды:
1. Текучая, или фрикционная, безработица — это когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Происходит как бы поиск новой, лучшей, работы. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицу. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест; создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.
2. Структурная безработица - это безработица, которая возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки.
3. Циклическая безработица вызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.
4. Скрытая безработица, или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске и т.д. Этому виду безработицы подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы. Они готовы в любое время покинуть свое предприятие. Скрытая безработица типична для сельских районов: полуразорившиеся крестьяне формально считаются самостоятельными хозяевами, а в действительности они безработные — они лишние в этом виде производства.
5. Застойная безработица включает в себя прежде всего работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.
Закон Оукена.
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.
Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%
Меры:
1.Выплата пособий по безработице.
2.Создание служб занятости.

27) Методы борьбы с безработицей

- повышение квалификации работников или их переобучение;
- создание новых рабочих мест, включая организацию общественных работ, открытие новых предприятий и восстановление старых производств;
- содействие в постановке на учет и помощь в трудоустройстве в центрах занятости;
- в целях сохранения рабочих мест поддержка предприятий, а также поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- контроль за обоснованностью увольнения, особенно для наиболее уязвимых групп (люди с малым профессиональным стажем, в определенном возрасте, матери с детьми, беременные женщины);
- содействие в выезде на те территории, где имеется дефицит рабочей силы, при наличии трудовых вакансий;
- перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими гражданами.

КРИВАЯ ФИЛЛИПСА

Кривая на графике, отражающая взаимосвязь уровня инфляции и безработицы. Построена на данных эмпирических наблюдений, проведенных экономистом А. У. Филлипсом (1914–1975)

28) Инфляция: сущность, типы, формы, причины

Инфляция — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
Причины инфляции
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
-монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
-структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
-внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Типы инфляции:

1. Инфляция спроса
Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.
2. Инфляция предложения (издержек)
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов
3. подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен;
4. импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
5. экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.

29. Инфляция спроса

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:
Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:
Рост заработной платы;
Удорожание сырья и энергоносителей;
Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;
Финансовая политика государства.
Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.
Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

30.
Потребление – это общее количество товаров и услуг, купленных и потребленных в течение определенного периода времени. Уровень потребления зависит от многих факторов, но определяющим является величина дохода и его распределение. Кроме того, на величину потребления существенное влияние оказывает психологический фактор. Дж. Кейнс вывел психологический закон: с ростом дохода люди склонны увеличивать свое потребление, но в меньшей мере, чем растет доход. В этой связи используются показатели средней и предельной склонности к потреблению.
Средняя склонность к потреблению (ARC) определяется как отношение потребляемой части НД (С) ко всему НД (Y):
ARC = C/Y
Предельная склонность к потреблению (MRC) определяется как изменение потребления (ΔС) к вызываемому им изменению дохода (ΔY):
MRC = ΔC/ΔY
Сбережения – это доход после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров. Он равен располагаемому доходу минус расходы на личное потребление. Сбережения – это часть дохода, которая может быть вложена в инвестиции.
В отечественной экономической литературе под сбережениями населения понимается совокупность денежных средств, которая требуется населению для непрерывного процесса потребления и его улучшения. Различают вынужденные и иррациональные сбережения.
Вынужденные сбережения возникают за счет несбалансированности спроса и предложения, когда платежеспособный спрос населения остается неудовлетворенным.
Иррациональные сбережения образуются при отставании платежеспособных возможностей населения от роста платежеспособных возможностей (денежных доходов). В начале 1990-х гг. в нашей стране у преобладающей части населения практически отсутствовали возможности создания сбережений, что было обусловлено резким снижением жизненного уровня и высоким уровнем инфляции.
В зарубежной литературе выделяется средняя и предельная склонность к сбережениям.
Средняя склонность к сбережениям (ARS) определяется как отношение сберегаемой части дохода (S) ко всему доходу (Y):
ARS = S/Y
Предельная склонность к сбережениям (MRS) определяется как отношение изменения в сбережениях (ΔS) к тому изменению в доходе, которое его вызвало (ΔY):
MRS = ΔS/ΔY
Эффект мультипликатора состоит в том, что увеличение ВВП (сдвиг по горизонтали от ВВП1 к ВВП2), вызванное инвестициями (сдвиг от С к [С + Ig] по вертикали), больше, чем объем этих инвестиций.
Динамичный экономический рост в соответствии с эффектом мультипликатора предполагает необходимость расширения потребительских расходов, в то время как увеличение средней склонности к сбережениям может вызвать снижение равновесного ВВП и таким образом сузить возможности для наращивания сбережений в будущем. Для отдельной семьи сбережения приводят к росту ее финансовых активов как части богатства.
Парадокс бережливости состоит в том, что увеличение сбережений на макроуровне (повышение MPS) может препятствовать экономическому росту. Действительно, кейнсианский крест показывает, что увеличение cбережений и соответственно сокращение потребительских расходов уменьшает равновесный уровень ВВП. Механизм этого явления прост: сокращение потребления вызовет затоваривание складов непроданными товарами, сокращение доходов предпринимателей приведет к свертыванию инвестиций и сокращению производства.

31) Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросовна конечные товары на соответствующих рынках страны.
Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже известная нам формула Фишера
MV = PQ, где М - денежная масса страны,
V - скорость оборота денег,
Р - средний уровень цен товаров,
Q - товарная масса, находящаяся на рынках страны позволяет через произведение MV обозначить совокупный спрос, а через второе произведение PQ - валовой национальный продукт. Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия.
Во-первых, мы знаем, что величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (с егодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период.
Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии.
В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные. Перечислим их.?
1. Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С).
2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I).
3. Государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ
4. Иностранные покупатели товаров, которые данная страна поставляет на экспорт (е).
Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:
AD = C + I + G + е. К ценовым факторам совокупного спроса относится средне национальный уровень цен на товары как объект спроса. Воздействие данного фактора на совокупный спрос иллюстрируется с помощью кривой спроса.
1. Эффект дохода. Повышение цен, как мы знаем, обесценивает доходы покупателей, и на прежние доходы они уже могут купить меньше товаров.
На вертикальной оси представленного рисунка откладывается средне национальный уровень цен, на горизонтальной - реальный объем товаров, которые покупатели готовы приобрести при любом из возможных уровне цен. С помощью кривой AD хорошо показана обратная зависимость спроса от цен. Эта зависимость обусловлена рядом экономических эффектов.
2. Эффект процентной ставки. Повышение уровня цен влечет спрос на деньги и, соответственно, вызывает рост процентной ставки, что, в свою очередь, ведет к уменьшению спроса на потребительские и инвестиционные товары. Тем более, что высокая ставка может увеличивать размеры вкладов, отвлекая деньги от спроса на товары.
3. Эффект импортных закупок. Спрос на производимые в стране товары при повышении цен на них обычно падает, если при этом не изменились цены на импортные товары. Если же происходит рост цен на импорт, то это может вести к росту спроса на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 г. и девальвации рубля.
Теперь рассмотрим неценовые факторы совокупного спроса.
1. Общий уровень потребностей в обществе, поскольку в основе спроса лежат потребности.
2. Численность субъектов, предъявляющих спрос, в том числе число семей, имеющих личное подсобное хозяйство. Очевидно, что наличие семей, ведущих натуральное хозяйство, уменьшает совокупный спрос, который предъявляется на рынках страны.
3. Степень открытости национальной экономики, позволяющая быть субъектами совокупного спроса иностранцам. В этом случае важным фактором спроса становится конкурентоспособность товаров, могущих быть объектом экспорта.
4. Уровень доходов субъектов экономики, степень развитости кредитных отношений, поскольку спрос может быть предъявлен и за счет взятых ссуд.
5. Экономическая конъюнктура - возникновение кризисной ситуации в экономике уменьшает совокупный спрос, прежде вс его спрос на инвестиционные товары, подъем экономики ведет к его росту.
6. Ожидания субъектов экономики, в том числе потребительские ожидания. Ожидание повышения цен, исчезновения нужных товаров обычно влечет рост спроса. Подобным образом действует и ожидание повышения доходов покупателей.
7. Уровень государственных расходов, а также налоговая политика государства. Рост расходов государства, а также снижение налогов увеличивает величину совокупного спроса, и наоборот.
8. Склонность субъектов экономики (населения) к сбережению и, соответственно, к потреблению. При одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля дохода тратится, какая сберегается, поскольку именно готовность расходовать имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная склонность к сбережению. Данный фактор заслуживает особого внимания, поскольку с ним связано действие мультипликатора совокупного спроса.

33)Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.
Функции центрального банка:
1.Денежно-кредитное регулирование экономики;
2. Эмиссия кредитных денег – банкнот;
3.Контроль за деятельностю кредитных учреждений;
4.Аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
5.Кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
6.Кредитно-расчетное обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного займа, эмиссионно-кассовое исполнение государственного бюджета);

7.Хранение официальных золотовалютных резервов.
Коммерческий банк и его функции
Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные.
Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и тому подобное.
Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.
Активные и пассивные операции: основы разделения
Основой разделения банковских операций на активные и пассивные является их влияние на размещение и формирование ресурсов банка. Банковские ресурсы – это имеющаяся в распоряжении банка денежная сумма, которую он может использовать для проведения активных операций.
Осуществление активных операций приводит к росту денежных средств на активных счетах, отражающих денежную наличность, банковские ссуды, вложения в оборудование, здания, ценные бумаги и прочее.
Пассивные операции увеличивают остатки денег на пассивных счетах банковского баланса. На них учитываются прибыль банка, задолженность по кредитам другим банкам, остатки на депозитных счетах клиентов, фонды банка и т.п.
Активные операции для любого коммерческого банка играют большую роль. Благодаря им коммерческие банки достигают двух главных целей своей деятельности: ликвидности и доходности.
Проводимые банками активные операции очень важны и для народного хозяйства. При их помощи активных операций у банков появляется возможность направлять денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности нуждающимся в капитале участникам экономического оборота. Таким образом, обеспечивается перелив капитала в наиболее перспективные отрасли экономики.

34)Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.
Инструманты денежно-кридитной политики
Операции на открытом рынке. Смысл действий состоит в том, что, продавая и покупая ценные бумаги на доступных для всего населения условиях, Центробанк регулирует денежное обращение в стране: продавая бумаги, Центробанк связывает денежную массу, изымает излишние деньги населения, фирм и коммерческих банков, а покупая – увеличивает.
Изменения учетной ставки процента. Государство в лице Центробанка является кредитором коммерческих банков, которые получают у него кредиты под собственные долговые обязательства. Обеспечением кредитов Центрального банка выступают государственные ценные бумаги, принадлежащие коммерческим банкам.
Учетная политика ведется путем установления и пересмотра ставки рефинансирования, которая затрудняет или облегчает получение денежных ресурсов, что влияет, в свою очередь, на возможности коммерческих банков выдавать кредиты клиентам.
Изменение резервных требований к коммерческим банкам. Все банки должны резервировать часть своих финансовых средств на обеспечение гарантии выплат, не пуская их в оборот. Нормы обязательного резервирования устанавливаются на уровне примерно 10 %.
Если Центробанк ужесточает резервные требования к коммерческим банкам и это ведет к сокращению денежной массы, то такие действия называются рестриктивной денежной политикой, а если наоборот – экспансионистской.
Таргетирование денежной массы. Смысл мер – установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на определенный период развития экономики. Причем верхний предел роста денежной массы ни при каких обстоятельствах не должен быть превышен. По существу, речь идет о своеобразном «денежном корсете» для экономики.
Виды денежно-кредитной политики
В зависимости от экономической конъюнктуры Центральный банк проводит политику либо «дорогих», либо «дешевых» денег.
Если инфляция в стране приобретает опасные размеры, то Центральный банк ставит перед собой цель удержать денежную массу в существующих размерах, не допустить новой эмиссии денег. Тогда, несмотря на изменения в спросе на деньги, кривая совокупного предложения на рынке примет вертикальный вид
В этом случае увеличение спроса на деньги вызовет рост процентной ставки (цены денег), что отрицательно скажется на инвестиционной активности предпринимательского сектора. Подобная денежная политика Центрального банка носит название жесткой монетарной политики с присущей ей «дорогими» деньгами.
Если в стране необходимо создать благоприятные условия для инвестирования, то Центральный банк будет вынужден пожертвовать стабильностью денежной массы и станет контролировать уровень процентной ставки, не давая ему расти под влиянием спроса на деньги.
Такая денежная политика Центрального банка носит название гибкой монетарной политики, в основе которой лежат «дешевые» деньги
Если в стране ставится задача поддержки развития экономики или компенсируется замедление денежного оборота, то допускается одновременный рост денежной массы и процентной ставки.
Такую компромиссную политику принято называть промежуточной монетарной политикой.
Выбор Центральным банком той или иной политики в предложении денег зависит от причин, породивших изменения в спросе на деньги.

35. Налоги: сущность, функции. Виды налогов, ставки налогов. Кривая Лаффера.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Функции:

1. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения, т.к. являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

3. Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

4. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

5. Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

6. Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

виды:

Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...