Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры по управлению бюджетным дефицитом




В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В Соединённых штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

64) Можно ли утверждать, что сущность инфляции сводится только к чрезмерному количеству денег в обращении, а всякий рост цен означает инфляцию?

Инфляция - это:

- чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обращения по сравнению с реальным предложением товаров;

- снижение покупательной способности денег;

- общее длительное повышение цен.

Инфляция, в соответствии с монетаристской теорией денег, должна измеряться излишком денежной массы в обращении. Однако на практике это сделать сложно. Поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно, к определению основных видов индексов цен.

Одной из причин инфляции является увеличение производственных издержек. Речь идет о повышении роста цен на сырье, промежуточные товары, об опережающем росте заработной платы по сравнению с производительностью труда, об издержках финансового характера. При наличии любой из перечисленных причин предприниматель постарается заложить это повышение в себестоимость продукции с целью обеспечения прибылей. Однако это возможно, когда остальные предприниматели, отмечая аналогичное повышение издержек, следуют такой же линии поведения. В противном случае конкуренция является препятствием для повышения цен, которое намеревается осуществить одно предприятие. Такую же роль будет играть конкуренция продукции иностранного производства.

65)Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента. От каких факторов зависят колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы? Может ли меняться спрос на деньги по мере снижения ставки подоходного налога? Обоснуйте свой ответ и сделайте соответствующие графические построения.
Колебания равновесных значений ставки процента и денежной массы могут быть связаны с изменением экзогенных переменных денежного рынка: уровня дохода, предложения денег. Графически это отражается сдвигом, соответственно, кривых спроса и предложения денег.

Так, изменение уровня дохода, например, его увеличение, повышает спрос на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги L°) и ставку процента. Сокращение предложения денег также ведет к росту процентной ставки.

67) При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области. Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Внутренний долг-это долг государства своему населению. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государстaвенном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения. Может ли большой государственный долг каким-то образом привести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и используетвыручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Что касается второй опасности, то государственный долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В- четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне. Возникает необходимость управления долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы

управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию.

Конверсия-это изменение условий займа, касающихся доходности, то есть

уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам.

Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.

68) Возможно ли добиться увеличения налоговых поступлений путем уменьшения налоговых ставок? Обоснуйте ответ?
Да возможно, для этого даже существует специальный термин: Встроенная стабильность, которая подразумевает воздействие на экономику недискреционной бюджетной политики: изменение чистых налогов в прямой зависимости от изменений ЧНП с целью уменьшения (увеличения) чистых налоговых поступлений, способствующего снижению уровня безработицы (инфляционного давления) в период рецессий (инфляции).
О том, что успех в данном вопросе возможен говорил и Президент России: «Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.
В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая система стала менее обременительной и более прозрачной для налогоплательщиков. Проявились стимулы для вывода из "тени" ранее укрываемых от налогообложения доходов, для роста налоговых поступлений.
Добросовестные плательщики налогов должны знать: чем меньше доходов укрывается, чем значительнее поступления в федеральный бюджет, тем больше возможности государства по дальнейшему снижению налогового бремени. Первый шаг по пути уменьшения ставок некоторых налогов был сделан в прошлом году. Первые результаты сбора налогов по новым ставкам позволяют продолжить политику последовательного снижения налогового бремени».
Однако, не все разделяют эту точку зрения. Так, представители МВФ не разделяют точки зрения о том, что снижение ставок основных налогов приведет к увеличению налогооблагаемой базы за счет выхода теневой части экономики в легальный бизнес. По расчетам МВФ, такие действия без предварительного усиления бюджетной дисциплины и повышения собираемости налогов приведут к резкому ухудшению состояния доходной части бюджета. Эксперты МВФ считают, что только после увеличения собираемости уже существующих налогов можно ставить вопрос об облегчении налоговой нагрузки на производителя путем снижения ставок налогов. Отсутствие общей точки зрения на этот ключевой вопрос является препятствием на переговорах правительства РФ и МВФ о предоставлении очередного кредита России, а это, в свою очередь, является негативным сигналом для других иностранных кредиторов.

 

69)Как можно объяснить возрастающую роль регулирующей
функции налогов в развитии рыночной экономики? В чем проявляется
регулирование хозяйственных пропорций в обществе с помощью
налогообложения?
1.Регулирующая
функция налогов заключается в установлении и изменении системы
налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации,
предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и
капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами
государственной экономической политики.
Возрастает роль регулирующей функции налога, так как главными ориентирами развитого государства становится обеспечение не только экономического роста, но и социального спокойствия.
Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только
стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего
для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и
населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к
обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения,
ресурсообеспечения и др.
В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления
лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской
деятельности.
Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и
надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую" конъюнктуру. Еще
один метод — отмена налоговых льгот.
2.
бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков
сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
• государственные инвестиции в экономику;
• прямое субсидирование предприятий в виде дотации или возвратных ссуд;
• введение при необходимости денежно-кредитных ограничений;
• лицензирование;
• законодательство о частной торговле: стандартизация продукции,
государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• налоговая политика

70) При определенной ставке налогов доходы достигают равновесного уровня, и повышение или снижение ее приведет к снижению доходов.


 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...